СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая и финансовая грамотность-навыки 21 века

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены задания,связывающие предметы математика и финансовая грамотность

Просмотр содержимого документа
«Математическая и финансовая грамотность-навыки 21 века»


























МАТЕМАТИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТИ –

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА





Склярова Светлана Николаевна

учитель математики

МОУ СОШ № 5 УКМО



.











2023 г

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТИ –

БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА



Склярова С.Н.

Финансовая грамотность – поле для совершенствования математических навыков обучающихся. Личный успех каждого во многом зависит от уровня сформированности этих базовых навыков. Задачи по финансовой грамотности позволяют совершенствовать опыт выполнения практических расчетов; работы с разными источниками финансовой информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Использование на уроках математических задач по всем основным разделам финансовой грамотности, позволяет приобрести необходимые знания и умения финансового грамотного поведения в разных сферах жизни общества.

Примеры заданий по некоторым разделам.

Раздел 1. ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Задача 1. Вы – студент и получаете стипендию в размере 3000 рублей. Через три месяца у друга день рождения. Вы хотите накопить и сделать ему подарок. Ежемесячно Вы тратите на проезд 380 руб., на поход в кино – 950 руб., на оплату телефона – 300 рублей. Выберите самый выгодный инструмент достижения вашей цели:

А. Открыть пополняемый депозит без капитализации процентов под 10% годовых.

Б. Открыть пополняемый депозит с ежемесячной капитализацией процентов под 9,5% годовых.

Ответ: А

Как можно отметить, у обучающихся ставится цель не только решить задачу на проценты, но и применить условие задачи к своим потребностям. Выбрать можно свои цели, свои цифры.

Задача 2. Хозяин садового участка нанял бригаду рабочих, чтобы вы- копать колодец глубиной 11 метров. Хозяин договорился с рабочими, что он за первый метр заплатит 2500 руб., а за каждый следующий метр – на 1700 руб. больше, чем за предыдущий. Сколько рублей он должен будет заплатить бригаде?

Ответ: 121000 рублей

В данном задании применяется прогрессия, значит ее можно использовать на уроке для отработки решения заданий на прогрессии.

Раздел 2. ДЕПОЗИТ

Задача 1. Гражданин положил 10 лет назад на депозит 300 000 руб. под 9% годовых на 10 лет. Какая сумма аккумулировалась на депозите в настоящее время при годовой капитализации. На сколько выросла сумма по сравнению с первоначальным взносом? Ответ: 710 100 рублей, 410 100 рублей.

Задача 2. Семья решила накопить на автомобиль. Для этого, ежегодно в один и тот же день в начале года в течение четырех лет они размещали в банке 200 000 руб. под 7% годовых. Какова будет сумма накоплений семьи после 4 года?

Ответ: 886000 рублей

Раздел 3. КРЕДИТ

Задача 1. Гражданин решил взять кредит в банке «Рассвет» для покупки сверхмощной строительной машины в размере 5 000 000 руб. под 11% годовых на 5 лет при условии ежегодной капитализации процентов.

Какую сумму в общей сложности выплатит гражданин банку, если возврат средств с начисленными процентами осуществляет- ся одним платежом по завершению срока кредита?

Ответ 8425290 рублей

Задача 2. Гражданка взяла заем в микрофинансовой организации на сумму 30 000 рублей. По условиям займа первого числа каждого месяца сумма долга увеличивается на 6% и до конца месяца заемщик возвращает 6000 рублей. Причем, в последний месяц, выплата может оказаться меньше 6000 рублей. На сколько месяцев рассчитан этот заем и сколько придется выплатить гражданке?

Ответ: 7 месяцев, 36670 рублей

Как видно, что подобные задачи относятся к задачам с экономическим содержанием и подобные им, могут встретится в экзамене по профильной математике.

Раздел 4. РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Задача 1. В супермаркете стоят 3 банкомата разных банков. Вероятность неисправности банкоматов составляет: 0,15 для первого, 0,12 для второго и 0,17 для третьего независимо друг от друга. Найдите вероятность того, что хотя бы один банкомат в супермаркете исправен.

Ответ:0,99694

Задача 2. В банке 210 купюр одинакового достоинства распределили в равных количествах по трем банкоматам. Среди этих купюр две юбилейные. Какова вероятность того что обе юбилейные купюры окажутся в одном банкомате? Результат округлите до тысячных.

Ответ:0,330

Подобные задачи позволяют формировать навыки вычисления вероятностей, которые также присутствуют в экзаменах по математике и базового и профильного уровней.

Раздел 5. СТРАХОВАНИЕ

Задача 1. В результате ДТП уничтожен легковой автомобиль. Розничная цена автомобиля 800 000 рублей. Износ на день заключения договора – 30%. Определить ущерб и страховое возмещение, если:

А. Автомобиль застрахован в полном объеме,

Б. Автомобиль застрахован на 420 000 рублей.

Ответ: А: 560000 рублей Б:315000 рублей

Задача 2: Три соседа заплатили вместе за страхование своих дачных домов 20 000 рублей (страховая премия). Дома застрахованы на действительную стоимость. Причем первый заплатил в 2 раза больше, чем второй, а третий на 6 000 руб. меньше, чем два его соседа вместе. Определите стоимость домов каждого из них, если страховой тариф составляет в этой компании 1% от стоимости недвижимости.

Ответ:1800000, 2400000, 3800000

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачи по финансовой грамотности очень легко интегрируются в уроки математики, особенно у старшеклассников.

Литература:

1.Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 3 для 10–11 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 82 с.

2.Математическая грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.] ; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!