МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Крестики-нолики»
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
Цели игры:
Формировать познавательный интерес к изучению математики, повышать общую культуру обучающихся. Развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление к совершенствованию своих знаний. Воспитывать у обучающихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, формировать дружеские отношения.
Оборудование:
1. Игровое поле с названиями конкурсов.
2. Реквизит, необходимый для конкурсов (карточки).
3. Знаки «X» и «0» для заполнения табло.
Участники:
В игре участвуют 2 команды (по 6-7 человек).
В ходе жеребьевки одна из команд получает название «крестиков», а другая «ноликов». Перед игрой каждая команда выбирает капитана.
Капитан берет на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общим заданием, умело распределяет задания между игроками команды.
Правила игры:
Основой игры является классическая игра и игровое поле 3x3.
В клетках поля записаны названия 9 конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс.
Ведущий раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.
Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.
В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или (если ни одной из команд это не удалось), та команда, которой удалось поставить на поле 5 своих знаков.
Жеребьевка
Умеете ли вы считать?
В дилижансе едет 18 человек, на остановке 5 вышли и 3 вошли. Поехали дальше: на следующей остановке 2 вышли, 5 вошли. Через час еще 3 вышли, а 5 сели. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где все сошли. Сколько было остановок?
Ответ: 4.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Великая мудрость | Секретное послание | Угадай! |
Конкурс переводчиков | Кто быстрее | Четырехугольник с секретом |
Конкурс капитанов | Подумай! Сообрази! | Найди ошибку |
СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
Каждая команда получает секретное послание. Необходимо решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.
1-е послание:
1) (530 + 74) : 2 15
2) 12 ∙ 5 + 15 ∙ 4 + 225
3) (370 + 122) : (317 313) 25
4) 320 : 20 + 200
Ключ:
1 Ь; 2 Т; 3 Д; 4 Е; 5 Р; 6 !; 7 К; 8 А; 9 Ж.
2-е послание:
1) (458 + 22) : (230 218) + 3
2) (35 : 7+100) ∙ (38 : 19) ∙ 3
3) (307 65) : 11+78 : 6 10
4) (75 + 15) : (103 73) 2
Ключ:
1 !; 2 Ц; 3 О; 4 М; 5 Ы; 6 Л; 0 Д.
ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ
Предлагается зашифрованное высказывание М. В. Ломоносова. Необходимо быстро и правильно расшифровать.
Ключ:
КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ
Нумерация Древнего Египта:
Задание: перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.
УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?
(Вариант игры «Устами младенца».)
Если команда угадывает ответ с первой фразы - зарабатывает 5, очков, со второй - 4 очка и т. д. Выигрывает команда, получившая большее количество очков.
1)
Бывают в счете футбольного матча; 5 б.
никогда не стоит первым; 4 б.
особое правило при делении; 3 б.
меньше единицы; 2 б.
не относят к натуральным числам. 1 б.
(Цифра 0)
2) Приспособление для счета.
Не нужны батарейки. 5 б.
Благодаря ему появилась позиционная система счисления. 4 б.
Всегда перед глазами. 3 б.
Без этого трудно первокласснику. 2 б.
Пять братьев в одном чулане живут. 1 б.
(Пальцы)
КТО БЫСТРЕЕ
Каждая команда получает свое задание.
В-1 В-2
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК С СЕКРЕТОМ
Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?
2 | 5 | 8 | 11 | 14 |
1 | 4 | 7 | 10 | 13 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 |
2 | 6 | 18 | 54 | 162 |
5 | 10 | 20 | 40 | 80 |
НАЙДИ ОШИБКУ
В-1
Решите уравнение:
2х + х ∙8 = 720
3х ∙8 = 720
24 х = 720
х = 720 : 24
х = 30
Ответ: х = 30
Вычислите:
(63 42) ∙ 25 = (18 16) ∙ 25 = 2 ∙ 25 = 50
В-2
Решите уравнение:
8т + т – 4 = 266
2т + 4 = 266
2т = 266 – 4
2т = 262
т = 262 : 2
т = 266 – 4
т = 131
Ответ: т = 131
Вычислите:
102102 : 102 = 11
Конкурс капитанов
Задание сводится к распознаванию цифр,
из которых составлено изображение,
и подсчёту их суммы. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
ПОДУМАЙ! СООБРАЗИ!
Задание: За определенное время необходимо решить как можно больше задач.
Задание 1-й команде:
1) Торговка, направляясь на базар, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня!». Сколько яблок было у торговки?
2) Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра?
3) Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню.
К счастью, только четвертая часть мальчиков и третья часть девочек орет во все горло. Остальные только открывают рот. Найдите разность между мальчиками и девочками, орущими во все горло.
4) Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается? (Возраст.)
5) Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (Яма.)
Задание 2-й команде:
1) Внук спросил деда: «Сколько тебе лет?» Дед ответил: «Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще 1 год, то мне будет 100 лет». Сколько лет деду?
2) Число яблок в корзине - двузначное число. Яблоки можно разделить поровну между двумя, тремя и пятью детьми, но нельзя разделить между четырьмя детьми. Сколько яблок в корзине?
3) 40 человек вошли в автобус. Пятая часть купила билеты, а остальные заявили, что у них проездной. На самом деле проездной был только у 7 человек. Сколько человек поехали «зайцем»?
4) Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?
(Если поймает мышь.)
5) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
8