СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические конкурсы как залог успешной социализации обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Математические конкурсы как залог успешной социализации обучающихся»


«Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни после того, как ее

показали ему». (Конфуций)


Согласно Концепции математического образования цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Назначение математического образования определяется двумя аспектами. Практический, когда обучение математике формирует инструментарий, необходимый человеку в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки, методы приближенного вычисления, приложения производной и интеграла и др.), и духовный аспект, связанный с мышлением человека, с овладением математическими методами познания и преобразования мира.

Роль математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие цели школьного математического образования:

- приобретение конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;

- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии человеческой цивилизации и современного общества.

Если целевые установки определить как специальную, прагматическую и высшую, то обучение математике преследует три цели:

- грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, практике (обучающая цель);

- часть учеников должна быть подготовлена для обучения в высшей школе (социальная цель)

- каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление, навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознания ложных (развивающая цель).

Преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.

Согласно Концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Моя работа с родителями как учителя математики предусматривает систему новых подходов в обучении и воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.


  1. Математические конкурсы.

Цель этих конкурсов привитие интереса обучающихся и их родителей к математике как элементу общечеловеческой культуры, расширение кругозора и развитие интеллекта, укрепление связи родителей со школой.

Впервые такие конкурсы мы начали проводить в 1999 году. Опыт таких конкурсов мы переняли у своих коллег, учителей математики Хампинской СОШ Вилюйского района.

В проведении конкурсов принимают родители со своими детьми начальных и средних классов. Традиционным предконкурсным заданием является выпуск семейной математической газеты. Выпуск стенгазеты процесс творческий, даже если она имеет серьезную тематику. Стенгазета по математике должна быть интересной и познавательной. Она может быть выдержана в одной тематике или состоять из нескольких направлений. В стенгазете родители с детьми в задачах отражают историю своей семьи, подсобное хозяйство и другие. Придумывают кроссворды, логические головоломки, ...

Каждый год меняем формат конкурсов. Так, конкурс приуроченный ко Дню защитника Отечества, был назван «Суотчут Уоланнар». Цель данного конкурса: привитие интереса мальчиков к математике, заложить фундамент для их будущего развития. Отцы с сыновьями соревновались по семи этапам:

  1. Математическая эстафета.

  2. Разгадывание ребусов.

  3. Задачи со спичками.

  4. Веселые задачи

  5. Логические задачи

  6. Задачи на разрезание

  7. Придумать пословицы с числами.

А конкурс, приуроченный к Международному Женскому дню, был назван «Суотчут Куолар». В этом конкурсе принимали участие мамы со своими дочками. На конкурсе мамы и дочки соревновались не только в решении математических задач, но и показали свои уменья в ведении домашнего хозяйства. Так мамы принесли свои выкройки рабочих рукавиц, кээнчэ. Поделились рецептами любимых блюд своей семьи. Этапы конкурса для мам и дочерей:

  1. Веселые задачи

  2. «Коса – девичья краса»

  3. Логические задачи

  4. Придумать название сказок с числами.

  5. Математические ребусы

  6. У кого больше …?

Каждая семья в таких конкурсах участвует с большим интересом. В конкурсе им нравится решать геометрические и логические семейные задачи. В последние годы больше стали участвовать папы. В этом году родители очень ответственно отнеслись к игре. После конкурса им были даны задания со спичками, так они вовлекли в решения задачи даже соседей, не имеющих школьников, интересовались друг у друга по телефону решениями, в конце концов обратились за помощью к учителям математики.

  1. Математические бои.

Не секрет, что родители выпускников порой волнуются больше чем сами учащиеся. Тем самым они нагнетают и без того накаленную атмосферу. Поэтому с целью оказания психологической помощи родителям и выпускникам я практикую в своих выпускных классах математические бои между родителями и выпускниками. Цель данного мероприятия - показать, что ОГЭ и ЕГЭ по математике не так страшен. Решение задач реальной математики под силу и выпускникам, и родителям. Обычно это мероприятие проходит в апреле. Родители и учащиеся делятся на группы и соревнуются в решении задач ЕГЭ базовой математики (11кл) и ОГЭ реальной математики (9кл). Например, это задачи, предложенные командам на математических боях.

Задание № 3. Задачи на проценты (ЕГЭ Базовый уровень)

  1. Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ?

  2. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?

  3. Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Задание № 8. Прикладная геометрия. (ЕГЭ Базовый уровень)

  1. Участок земли для стро­и­тель­ства са­на­то­рия имеет форму прямоугольника, сто­ро­ны ко­то­ро­го равны 900 м и 400 м. Одна из бóльших сто­рон участ­ка идёт вдоль моря, а три осталь­ные сто­ро­ны нужно от­го­ро­дить забором. Най­ди­те длину этого забора. Ответ дайте в метрах.

  2. Дачный уча­сток имеет форму квадрата, сто­ро­ны ко­то­ро­го равны 30 м. Раз­ме­ры дома, рас­по­ло­жен­но­го на участ­ке и име­ю­ще­го форму прямоугольника, — 8 м × 5 м. Най­ди­те пло­щадь остав­шей­ся части участка. Ответ дайте в квад­рат­ных метрах.

  3. Рыболовное хо­зяй­ство строит бас­сейн для раз­ве­де­ния рыбы. Бас­сейн имеет форму пря­мо­уголь­ни­ка со сто­ро­на­ми 4 м и 12 м. В цен­тре бас­сей­на находится тех­ни­че­ская постройка, ко­то­рая имеет форму пря­мо­уголь­ни­ка со сто­ро­на­ми 2 м и 3 м. Най­ди­те площадь остав­шей­ся части бассейна.

Задание № 6. Округление. (ЕГЭ Базовый уровень)

  1. По та­риф­но­му плану «Просто как день» ком­па­ния со­то­вой связи каж­дый вечер сни­ма­ет со счёта або­нен­та 16 руб. Если на счету оста­лось мень­ше 16 руб., то на сле­ду­ю­щее утро номер бло­ки­ру­ют до по­пол­не­ния счёта. Се­год­ня утром у Лизы на счету было 300 руб. Сколь­ко дней (включая сегодняшний) она смо­жет поль­зо­вать­ся телефоном, не по­пол­няя счёт?

  2. На день рож­де­ния по­ла­га­ет­ся да­рить букет из нечётного числа цветов. Тюль­па­ны стоят 45 руб­лей за штуку. У Вани есть 300 рублей. Из ка­ко­го наи­боль­ше­го числа тюль­па­нов он может ку­пить букет Маше на день рождения?

  3. Таксист за месяц про­ехал 6000 км. Цена бен­зи­на 30 руб­лей за литр. Сред­ний рас­ход бен­зи­на на 100 км со­став­ля­ет 9 литров. Сколь­ко руб­лей по­тра­тил так­сист на бен­зин за этот месяц?

  4. Для при­го­тов­ле­ния ма­ри­на­да для огур­цов на 1 литр воды тре­бу­ет­ся 7 г ли­мон­ной кислоты. Ли­мон­ная кис­ло­та про­да­ет­ся в па­ке­ти­ках по 5 г. Какое наи­мень­шее число па­ке­ти­ков нужно ку­пить хо­зяй­ке для при­го­тов­ле­ния 7 лит­ров маринада?

Задание №11

  1. Результаты игры КВН представлены в таблице.

Команда

Баллы за конкурс «Приветствие»

Баллы за конкурс «СТЭМ»

Баллы за музыкальный конкурс

«АТОМ»

28

22

25

«Шумы»

29

20

23

«Топчан»

26

21

27

«Лёлек и Болек»

24

24

29

Для каждой команды баллы по всем конкурсам суммируются. Победителем считается команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов.

Какое место заняла команда «Шумы»?

  1. На рисунке показано изменение атмосферного давления в течение трёх суток. По горизонтали указаны дни недели, по вертикали — значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Определите по рисунку наименьшее значение атмосферного давления (в миллиметрах ртутного столба) во вторник.

Задание №7. ОГЭ

  1. На мо­лоч­ном за­во­де па­ке­ты мо­ло­ка упа­ко­вы­ва­ют­ся по 12 штук в коробку, причём в каж­дой ко­роб­ке все па­ке­ты одинаковые. В пар­тии молока, от­прав­ля­е­мой в ма­га­зин «Уголок», ко­ро­бок с по­лу­то­ра­лит­ро­вы­ми па­ке­та­ми мо­ло­ка втрое меньше, чем ко­ро­бок с лит­ро­вы­ми пакетами. Сколь­ко лит­ров мо­ло­ка в этой партии, если ко­ро­бок с лит­ро­вы­ми па­ке­та­ми мо­ло­ка 45?

  2. На пост пред­се­да­те­ля школьного со­ве­та претендовали два кандидата. В го­ло­со­ва­нии приняли уча­стие 120 человек. Го­ло­са между кан­ди­да­та­ми распределились в от­но­ше­нии 3:5. Сколь­ко голосов по­лу­чил победитель?

  3. Для при­го­тов­ле­ния фарша взяли го­вя­ди­ну и сви­ни­ну в от­но­ше­нии 7:13. Какой про­цент в фарше со­став­ля­ет сви­ни­на?


В процессе решения таких задач, родители убеждаются, что их дети при должной подготовке могут успешно сдать итоговую аттестацию. Некоторые родители, у которых уже были выпускники, ждут это мероприятие с целью узнать уровень подготовки своих детей на данный момент времени.



Заключение.


Проведение таких мероприятий, как семейные математические конкурсы, математические бои, позволяет создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения. Благодаря таким конкурсам я хочу вызвать интерес родителей к математике и укрепить связь родителей со школой.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!