СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическое кафе «Функция»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математическое кафе «Функция»»

Кириллова Е.А.


Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 класса: Математическое кафе «Функция»

Тема: «Исследование функции».

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Исследование функции».

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями, листы для ответов, меловая доска, мел.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

При подготовке к мероприятию была проведена следующая работа:

Подготовка сценария мероприятия, конкурсных заданий, системы оценивания, презентации и листов с заданиями. Организация учащихся: проведение жеребьевки, руководство подготовкой команд, в день проведения мероприятия – украшение кабинета (подготовка листов с изображениями элементов кафе, шарики), расстановка парт и стульев, подключение и проверка оборудования.

Подготовка к мероприятию учащихся: За неделю до мероприятия среди учащихся была проведена жеребьевка, которая определила ведущую, состав команд (будущие столики), болельщиков и состав жюри. В течение недели каждая команда выбирает капитана, название, общий элемент одежды. Члены жюри должны подготовить для себя протокол (по образцу) и представить его накануне мероприятия учителю. Ведущая готовится к мероприятию, изучает текст, репетирует.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вам предстоит посетить наше математическое кафе. Оно названо в честь важнейшего математического понятия, которое выражает зависимость между величинами – Функция. Поэтому сегодня на нашей встрече в математическом кафе мы постараемся с вами вспомнить основные свойства функции, методы построения графиков, исследование и их применение в окружающей нас жизни. Вашему вниманию на столах предложено меню:




  1. Холодные закуски:

- кроссворд.

2. Первые блюда:

- алгоритм построения параболы;

- «Чтение» графиков (на выбор).

  1. Вторые блюда:

- построение графиков (по свойствам функции);

  1. Напитки:

- нули функции;

- область определения функции;

- промежутки монотонности.

  1. Десерт:

- «Прояви смекалку»;

- графики в физике.




Меню


Ведущая: Блюда вы можете выбирать сами из предложенных, но наше кафе необычное – математическое, поэтому после каждого блюда каждый столик должен отчитаться о выполнении задания. Как и в любом ресторане, в нашем кафе Вам будет необходимо рассчитаться. Расчет с Вами будет производить жюри. Наше кафе начинает работу. Пришло время представить каждый столик и поприветствовать друг друга. Итак, слово предоставляется первому столику.

Встает первая команда – первый столик. У команды общий элемент – футболки белого цвета. Капитан представляет себя и свою команду: Англичане. По очереди представляется каждая команда. Всего три команды – Англичане, Блогеры, Тигры. У каждой команды свой элемент одежды – белые футболки, красные ленты на рукавах одежды, черные футболки.

Ведущая: Отличная работа! Поприветствуем друг друга аплодисментами, и начнем: я принимаю заказы на холодные закуски.

На доске кроссворд «Математические термины» по свойствам и видам функций. В качестве подсказки для решения кроссворда даны первая и последняя буквы каждого слова. У Вас есть отличная возможность заработать первые баллы: за каждое правильное слово команда получает 1 балл.




в

о

З

р

а

с

т

а

ю

щ

а

я









у

Б

ы

В

а

ю

щ

а

я







з

н

а

к

о

П

о

С

т

о

я

н

с

т

в

О









Н

у

Л

и














л

и

Н

е

Й

н

а

Я













к

У

б

И

ч

е

С

к

а

я








с

т

е

П

е

Н

н

а

Я












к

в

А

д

Р

а

т

И

ч

н

а

Я





д

р

о

б

н

о

-

Р

а

ц

И

о

н

а

Л

ь

н

а

Я

Ведущая: С холодными закусками наши посетители кафе справились. И я принимаю заказы на первые блюда. А это – алгоритм построения параболы для посетителей за столиками и «чтение» графиков для сидящих в зале.

Команды на местах на листах формата А4 с одной стороны записывают алгоритм построения параболы, с другой стороны строят график, затем результат представляют жюри; болельщики в это время выбирают один из графиков на слайде и описывают по нему свойства функции.

Ведущая: Итак, задание командам: У вас на столах листы формата А4. Дана квадратичная функция у=х2+2х-3. Запишите алгоритм построения графика этой функции, а затем на обратной стороне постройте параболу. Задание болельщикам: Вам я предлагаю «чтение графиков». Выберите один наиболее понравившихся вам графиков и опишите по нему свойства соответствующей функции.

Графики:

Ведущая: Приступаем ко вторым блюдам. Задание командам: На каждый столик выдается координатная плоскость, изображённая на тетрадном листе. На слайде – свойства некоторой функции. Используя эти свойства, постройте график функции.

Свойства функции

Значения свойств

D(x)

E(x)

[-6; 7]

[-5; 3]

Точки пересечения с осями координат

А (-4; 0), В (-1; 0), С (0; -3)

Промежутки знакопостоянства:

f(x) 0

f(x)


(-4; -1)

[-6; -4), (-1; 7]

Промежутки монотонности:

а) возрастание

б) убывание


[-6; -2], [1; 4]

[-2; 1], [4; 7]

Максимальное и минимальное значения функции

ymax = 3 при x=-2

ymin = -5 при x= -6

Команды выполняют задание, затем сдают их на проверку жюри.

Ведущая: Я предлагаю вам напитки. Есть послабее, есть и покрепче.

Найдите нули функции:

а) у = х+1

б) у = х2-1

в) у = х3-8

г) у =









Определите промежутки монотонности функций:

а) у = 3х-1

б) у = -2х +3

в) у = -х

г) у = х2-1

д) у = 2х2

е) у = -х2+1










Найдите область определения функции:

а) у = -2х+4

б) у = -0,5х2+3х-25

в) у =

г) у =

д) у = -4




Команды выполняют задание и сдают жюри. По выполнению задания всеми столиками – проверка результатов.

Ведущая: Сегодня в нашем кафе отличный день. Пришло время десерта. Давайте попробуем каждый.

Мороженое «Прояви смекалку»

Ведущая: Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функции, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом.

Например, пословицу «Выше меры конь не скачет» можно представить так:

Ведущая: Изобразите пословицу «Чем дальше в лес, тем больше дров» в виде графика – как вы его понимаете, а затем обоснуйте своё решение. На подготовку ответа у Вас всего 5 минут.

Команды выполняют задание затем изображают графики на доске и объясняют свой вариант решения. Жюри оценивает ответы.

Ведущая: Ну и, конечно, никуда без нежнейшего чизкейка под названием «Графики в физике». Попробуйте успеть, пока этот чудный десерт не достался другому столику.

Определите какой из графиков является…

- графиком скорости при равноускоренном движении; (2)

- графиком скорости при равнозамедленном движении; (3)

- графиком скорости при равномерном движении. (4)



Ведущая: Замечательный день для нашего кафе! Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется нашему жюри.

Жюри подводит итоги работы учеников за каждым столиком.

Ведущая: На этом наше кафе заканчивает свою работу. До новых встреч!

Презентация для мероприятия:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!