Кириллова Е.А.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 класса: Математическое кафе «Функция»
Тема: «Исследование функции».
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Исследование функции».
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями, листы для ответов, меловая доска, мел.
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
При подготовке к мероприятию была проведена следующая работа:
Подготовка сценария мероприятия, конкурсных заданий, системы оценивания, презентации и листов с заданиями. Организация учащихся: проведение жеребьевки, руководство подготовкой команд, в день проведения мероприятия – украшение кабинета (подготовка листов с изображениями элементов кафе, шарики), расстановка парт и стульев, подключение и проверка оборудования.
Подготовка к мероприятию учащихся: За неделю до мероприятия среди учащихся была проведена жеребьевка, которая определила ведущую, состав команд (будущие столики), болельщиков и состав жюри. В течение недели каждая команда выбирает капитана, название, общий элемент одежды. Члены жюри должны подготовить для себя протокол (по образцу) и представить его накануне мероприятия учителю. Ведущая готовится к мероприятию, изучает текст, репетирует.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вам предстоит посетить наше математическое кафе. Оно названо в честь важнейшего математического понятия, которое выражает зависимость между величинами – Функция. Поэтому сегодня на нашей встрече в математическом кафе мы постараемся с вами вспомнить основные свойства функции, методы построения графиков, исследование и их применение в окружающей нас жизни. Вашему вниманию на столах предложено меню:
Холодные закуски:
- кроссворд.
2. Первые блюда:
- алгоритм построения параболы;
- «Чтение» графиков (на выбор).
Вторые блюда:
- построение графиков (по свойствам функции);
Напитки:
- нули функции;
- область определения функции;
- промежутки монотонности.
Десерт:
- «Прояви смекалку»;
- графики в физике.
Меню
Ведущая: Блюда вы можете выбирать сами из предложенных, но наше кафе необычное – математическое, поэтому после каждого блюда каждый столик должен отчитаться о выполнении задания. Как и в любом ресторане, в нашем кафе Вам будет необходимо рассчитаться. Расчет с Вами будет производить жюри. Наше кафе начинает работу. Пришло время представить каждый столик и поприветствовать друг друга. Итак, слово предоставляется первому столику.
Встает первая команда – первый столик. У команды общий элемент – футболки белого цвета. Капитан представляет себя и свою команду: Англичане. По очереди представляется каждая команда. Всего три команды – Англичане, Блогеры, Тигры. У каждой команды свой элемент одежды – белые футболки, красные ленты на рукавах одежды, черные футболки.
Ведущая: Отличная работа! Поприветствуем друг друга аплодисментами, и начнем: я принимаю заказы на холодные закуски.
На доске кроссворд «Математические термины» по свойствам и видам функций. В качестве подсказки для решения кроссворда даны первая и последняя буквы каждого слова. У Вас есть отличная возможность заработать первые баллы: за каждое правильное слово команда получает 1 балл.
| | | в | о | З | р | а | с | т | а | ю | щ | а | я | | | | |
| | | | у | Б | ы | В | а | ю | щ | а | я | | | | | | |
з | н | а | к | о | П | о | С | т | о | я | н | с | т | в | О | | | |
| | | | | Н | у | Л | и | | | | | | | | | | |
| | | л | и | Н | е | Й | н | а | Я | | | | | | | | |
| | | | к | У | б | И | ч | е | С | к | а | я | | | | | |
| | с | т | е | П | е | Н | н | а | Я | | | | | | | | |
| | | к | в | А | д | Р | а | т | И | ч | н | а | Я | | | | |
д | р | о | б | н | о | - | Р | а | ц | И | о | н | а | Л | ь | н | а | Я |
Ведущая: С холодными закусками наши посетители кафе справились. И я принимаю заказы на первые блюда. А это – алгоритм построения параболы для посетителей за столиками и «чтение» графиков для сидящих в зале.
Команды на местах на листах формата А4 с одной стороны записывают алгоритм построения параболы, с другой стороны строят график, затем результат представляют жюри; болельщики в это время выбирают один из графиков на слайде и описывают по нему свойства функции.
Ведущая: Итак, задание командам: У вас на столах листы формата А4. Дана квадратичная функция у=х2+2х-3. Запишите алгоритм построения графика этой функции, а затем на обратной стороне постройте параболу. Задание болельщикам: Вам я предлагаю «чтение графиков». Выберите один наиболее понравившихся вам графиков и опишите по нему свойства соответствующей функции.
Графики:
Ведущая: Приступаем ко вторым блюдам. Задание командам: На каждый столик выдается координатная плоскость, изображённая на тетрадном листе. На слайде – свойства некоторой функции. Используя эти свойства, постройте график функции.
Свойства функции | Значения свойств |
D(x) E(x) | [-6; 7] [-5; 3] |
Точки пересечения с осями координат | А (-4; 0), В (-1; 0), С (0; -3) |
Промежутки знакопостоянства: f(x) 0 f(x) | (-4; -1) [-6; -4), (-1; 7] |
Промежутки монотонности: а) возрастание б) убывание | [-6; -2], [1; 4] [-2; 1], [4; 7] |
Максимальное и минимальное значения функции | ymax = 3 при x=-2 ymin = -5 при x= -6 |
Команды выполняют задание, затем сдают их на проверку жюри.
Ведущая: Я предлагаю вам напитки. Есть послабее, есть и покрепче.
Найдите нули функции:
а) у = х+1
б) у = х2-1
в) у = х3-8
г) у =
Определите промежутки монотонности функций:
а) у = 3х-1
б) у = -2х +3
в) у = -х
г) у = х2-1
д) у = 2х2
е) у = -х2+1
Найдите область определения функции:
а) у = -2х+4
б) у = -0,5х2+3х-25
в) у =
г) у =
д) у =
-4
Команды выполняют задание и сдают жюри. По выполнению задания всеми столиками – проверка результатов. Ведущая: Сегодня в нашем кафе отличный день. Пришло время десерта. Давайте попробуем каждый.
Мороженое «Прояви смекалку»
Ведущая: Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функции, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом.
Например, пословицу «Выше меры конь не скачет» можно представить так:
Ведущая: Изобразите пословицу «Чем дальше в лес, тем больше дров» в виде графика – как вы его понимаете, а затем обоснуйте своё решение. На подготовку ответа у Вас всего 5 минут.
Команды выполняют задание затем изображают графики на доске и объясняют свой вариант решения. Жюри оценивает ответы.
Ведущая: Ну и, конечно, никуда без нежнейшего чизкейка под названием «Графики в физике». Попробуйте успеть, пока этот чудный десерт не достался другому столику.
Определите какой из графиков является…
- графиком скорости при равноускоренном движении; (2)
- графиком скорости при равнозамедленном движении; (3)
- графиком скорости при равномерном движении. (4)
Ведущая: Замечательный день для нашего кафе! Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется нашему жюри.
Жюри подводит итоги работы учеников за каждым столиком.
Ведущая: На этом наше кафе заканчивает свою работу. До новых встреч!
Презентация для мероприятия: