СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал беседы для старшеклассников в рамках "Единого дня профилактики правонарушений"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка беседы для старшеклассников о видах правонарушений, об ответственности за проступки, преступления, совершаемые подростками

Просмотр содержимого документа
«Материал беседы для старшеклассников в рамках "Единого дня профилактики правонарушений"»

МКОУ Пановская средняя школа

Единый день профилактики

БЕСЕДА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ

«ЗАКОН ДЛЯ НАС. ЗАКОН ВНУТРИ НАС»

Цели: 1) Выявить отличия понятий «проступок», «право­нарушение», «преступление».

2) Выяснить какие нормативно- правовые акты в РФ регулируют правонарушения и преступления.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: проектор, презентация, Устав школы, Конституция РФ, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации»,

Ход беседы:

1. Раскрытие темы.

Учитель: На сегодняшний день проблема преступлений и правонарушений в молодежной среде является одной из наболевших проблем современного общества. Молодежь может с редкой циничностью убивать, избивать, грабить и не раскаиваться в этом. Самыми страшными преступлениями являются преступления, совершаемые малолетними. Почти каждый из них прекрасно знает, что за это злодеяние ему ничего не грозит (по российскому законодательству административной и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения или уголовного преступления возраста 16 лет (за особо тяжкие преступления – 14 лет). По статистике МВД РФ каждое двадцатое расследованное преступление совершенно несовершеннолетними лицами или при их соучастии.

Поэтому тема нашей беседы выбрана не случайно, и является актуальной в данное время. Послушайте стихотворение, написанное в духе вредных советов Григория Остера:

Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно надо

И лелеять и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять».

Учитель:

- Вы согласны с таким жизненным девизом?

- Почему важно соблюдать законы?

- Что такое закон? (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)

- Как называется основной закон страны? (Конституция).

Учитель: Знакомство с Конституцией. В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.

- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?

- (Если все будут соблюдать закон).

- Закон должен быть внутри нас!

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.

2.Права и обязанности человека неразделимы.

Учитель: В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права

- Поговорим о наших обязанностях.

Какие права и обязанности сейчас важны для вас?

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают различные деяния, даже не задумываясь, что они нарушают закон. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Правовой статус человека и гражданина состоит их трех составляющих: права, обязанности, ответственность. Есть такое высказывание: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность». Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.

Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

- Что значит «законопослушный гражданин»? Законопослушный – живущий по правилам, по закону.

6. Упражнение «Познай себя».

Учитель: Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают.

Черты характера:

  • Вспыльчивость (-);

  • Торопливость (-);

  • Осмотрительность (+);

  • Аккуратность (+);

  • Честность (+);

  • Лживость (-);

  • Уважение к людям (+);

  • Безразличие (-).

Учитель. Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:

  • Помочь маме или пойти погулять?

  • Делать уроки или побездельничать?

  • Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?

  • Сказать правду или промолчать?

Выводы: Чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства.


Учитель. 3.Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

4.Рассмотрим несколько ситуаций и определим, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Ответственность. Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы. Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Ситуация № 3. Семиклассники поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия учащихся, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия семиклассников противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

5.Игра «Судья»  (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )

Ситуация 1: Ложный звонок

В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или  поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции. Почему за это предусмотрено наказание?

Ситуация 2: Порча чужого имущества

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик  зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров  Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу.  А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты  Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 3: Угроза «болтовней»

В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик  зачитывает: Статья  119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 4: Оскорбление

 Две девочки  в классе   ссорятся:

– Ты дылда!!!

– Ты гадина!!!

Судья – ученик  зачитывает:  Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Ситуация 5: Осквернение зданий и транспорта

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик  зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью? - А так как гуляют они компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.  

- Кто,  какой бы жизненный девиз выбрал для себя?

  1. Работа не волк, в лес не убежит.

  2. Хочу всё знать.

  3. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

  4. Моя хата с краю – ничего не знаю.

  5. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

5. Подведение итогов.

-Возвращаемся к теме нашего диспута. Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?

- Какова роль закона в обществе, в отношениях между людьми?

- Что значит уважать себя?

«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему». Вольтер



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!