СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для индивидуальной работы обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для индивидуальной работы обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Материал для индивидуальной работы обучающихся»

1.Расставьте знаки препинания.

1. Окошки крайних изб скворечня на кабаке верхушки тополей и церковный крест горят ярким золотым пламенем. 2. Маленькие заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам то на плотину то на два сарая с навесами то на старые неуклюжие ветлы. 3. После разговоров он уже не казался ей не высоким широкоплечим а маленьким. 4.Надо знать и любить и беречь свою землю. 5. Балки темные углы печные трубы запах паутины и пыли странная землистая почва под ногами все это производит на нее впечатление сказочной декорации.6. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. 7. В воздухе стоит странная смесь звуков чудовищный треск хлопанье пламени похожее на хлопанье тысячи птичьих крыльев человеческие голоса блеянье мычанье скрип колес. 8. Лошадь сани деревья бык привязанный к столбу все было бело.



2.Расставьте знаки препинания.

1. И берег и море маячили.(В.Короленко) 2.В знакомой сакле огонек то трепетал то снова гас.(М.Лермонтов) 3. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и сказочным гаданиям и предсказаниям луны. (А.Пушкин) 4.На другой день ни свет ни заря Луна проснулась. (А.Пушкин) 5.Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров) 6. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.(А.Пушкин) 7. В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега. (А.Чехов)



Сочинительные и подчинительные союзы

А-1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя подходящие по смыслу союзы. Укажите разряд союза, его происхождение (производный или непроизводный) и состав (простой или составной). Составьте схемы данных предложений.

1. Ушло тепло с полей стаю журавлей ведет

вожак в заморский край зеленый. 2. Тимур с шумом захлопнул дверь _ вела к дяде. 3. Хвойные деревья называются (вечно)зелеными __ они на зиму (не)сбрасвают свою хвою. 4. Солнце уже скрылось за морем __ Натка спустилась к пло-щадк_.

А-2. Спишите, вставляя нужные союзы и давая им полную характеристику. Составьте схемы полученных предложений.

1. Родились вырсли снежинки высоко над

землей. 2. Гаврик хорошо знал делает. 3. Целый

день трудился и пел жаворонок радовались

полевые звери и птиц веселей работалось

людям. 4. Петька (не)выходил к Васьк ра
зыскивал его с самого утра. 5. Тимур спал Рита

тронула его за плеч_.

А-3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу союзы, укажите их разряд и признаки.

ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛИ

Иногда идеш_ по лесу и вдруг увидш

лежит среди деревьев огромный обломок гранита. Оброс он мхом. Вокруг него (сто)летние де-

ревья стоят. Как он сюда попал? Кому надо было пр_таскивать в лес эту огромнейшую глыбу? Да и как она могла пролеть сквозь дремучую чащу леса?

Кто знат азбуку пр_роды тот скажет этот

валун прнесли сюда (не)люди а льды. В глубокой
древности эти льды ползли с холодного севера. v
Они облам_вали скалы заб_рали с собой об
ломки. Было это очень д_вно (н)какого леса

здесь (не)было. Деревья потом уже выр_сли.

__ выучить азбуку Цр_роды надо с самых ма
лых лет бродить по лесам и полям ко всему

усматриваться и пр_слушиваться.

(М.Ильин и Е.Сегал)

  1. Сформулируйте основную мысль текста.

  2. Запишите микротемы текста.

А-4. Спишите, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу союзы и определите их признаки.

КТО КАК ЗИМУ ПРОВЕЛ

И вот опять пргрело солнце ратопило снег
заз_ленела тр_ва ра_пустились листья на кустах
деревьях.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда __ пряталась зимой от холода. Выбрались из своих убежищ барсук бобр и колючий еж. Каждый из них рака-

зал о том он проводил долгую зиму. Каждый

считал провел ее лучше других. И все вместе

они гл_дели на зайца удвлялись. Как бедный

заяц зимовал без теплого гнезда без норы без с_е-с_ных пр_пасов? А зайка слушал своих друзей _ только посмеивался. Ведь хорошо ему жилось зимой в его белой шуке.

(По Г.Скребицкому)

Определите тип речи и стиль текста.

А-5. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте нужные союзы и дайте им полную характеристику.

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

День был солнечный жаркий вдруг набжала

синяя туча. Из нее посыпался частый дождь

солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю тжело шлепались о листья. Они

повсали на трве на ветвях кустов деревьев

в каждой капл_ отржалось играло солнце.

Скоро солнечный дождь кончился. Погляди Юра
как красиво сказала мама. Я взгл_нул и увидл
через все небо (разно)цветной полосой про
гнулась дуга. Один конец ее уп_рался в деревню

другой уходил далеко в заречные луга.

(По Г.Скребицкому)

Согласны ли вы с мнением, что этот текст художественного стиля? Докажите или опровергните это мнение.

Разряды сочинительных союзов

К-1. Спишите, вставляя вместо пропусков разделительный союз. Не повторяйте одни и те же союзы. Расставьте знаки препинания.

1. Бежит бежит трпинка полевая _ под от
кос вновь на бугорок. 2. Человек оставшись

один в лесу обыкновено разговаривает сам с

собой свистит поет сшибает палкою

сухие сучья. 3. __ ребенок бесенок из леса

выйдя прградил мне путь а это был малюсенький лисенок меня (не)испугавшийся (н_)чуть.

Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, разберите их по составу.

К-2. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте вместо пропуска повторяющийся союз, укажите его группу по значению. Составьте схемы этих предложений.

1. жертвы потери страданья народ
ную любовь (не)охл_дят. 2. В то утро простился с

тобою твой муж _ брат сын и ты со своею

бедою осталась один на один. 3. Мирным дням я
сил труда (не)жлею, — пусть цветет бога
теет родная земля. 4. сил чуств для ближ
них (не)щ_ди. Кто отдает тот больше получает.

Как вы понимаете смысл последнего предложе-

ния:

К-3. Спишите, соединяя однородные члены предложения двойными союзами и расставляя знаки препинания. Укажите группу союзов по значению. Составьте схемы полученных предложений.

1. Шумный успех встретил первую все

последующие книги писателя. 2. Читайте как мож
но больше изучайте искусство. Эстетическое об
разование требуется писателю читателю.

З.Андерсен сделал сказку интересной для

взрослых для детей. 4. Владимир Солоухин

поэт стихотворец великолепный прозаик и

публицист и литературный критик.

Разряды подчинительных союзов

К-1. Выпишите предложения только с подчинительным союзом времени. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Выделите этот союз и составьте схему выписанного предложения.

1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним. 2. Уже более трех часов протекло с тех пор как я пр_соед_нился к мальчикам. 3. Вешние воды прошли буйно так что (в)начале апреля уже шумели скворцы. 4. Когда (не)ожиданные гости ушли Лелька облегчно вздохнула и опустилась на ступеньку согретую солнцем. 5. Через окно я увидл как большая серая птица села на ветку клена в саду. 6. Мы миновали крутые обвалы так как Валек знал более удобную дорогу. 7. Как только про-вяла земля начались полевые работы. 8. Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас чтобы мы замолчали. 9. Гаврик поднялся на ноги и сразу понял что его крик был услышан. 10. Как только погасла вечерняя з_ря звезды начали меркнуть. 11. По мере того как разг_рался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев. 12. Для того чтобы попасть на площадку надо было подняться по двум очень длинным лесницам.

В остальных предложениях укажите значение союзов и их разряды.

К-2. Спишите предложения, заменяя приведенные подчинительные союзы синонимичными. Укажите значение союза. Расставьте знаки препинания.

1. Жалкие остатки консервов Алексей решил с_есть потому что почуствовал голод. 2. Вечером гости уехали так как в доме (н_)где было поместиться. 3. Весь следующий день Герасим (не)пока-зывался так что (в)место него за водой должен был с_ездить кучер Потап. 4. Молодые тетеревята

очень долго (не)откликались на мой свист, вероятно, потому что я светел (не)достаточно естест-вено. 5. Поскольку участки окзались сильно за-болочеными пршлось срочно прняться за их осушку.

К-3. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя нужные подчинительные союзы. Укажите их разряд. Составьте схемы предложений.

1. Трудился так крестьянин мой градом пот

с него катился. 2. Бирюк ост_навливался только (из)редк_ _ прелушаться к стуку. 3. Грибы со-ствляют питательную вкусную и здоровую пищу

они (не)употр_бляются в излишестве. 4.

дождя нет можно идти дальше. 5. музыкантом

быть так надобно уменье. 6. Я (не)забыл заметить

поставили наших лошадей. 7. Всю ноч_ мы

лежали у костра дрмали и слушали бушевала

в_юга. 8. все еще спят я должен был пргото-

вить мастерам самвар.

К-4. А) Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите разряд подчинительных союзов. Составьте схемы предложений. Разберите один из союзов морфологически.

1. Так как вы на предметы смотр_те со смешной стороны то и полжиться на вас нельзя. 2. Ты (не)повер_ш_ как я измучился с ним. 3. Я был везде где только могла быть нога человека. 4. Маркиз сомневался сумею ли я один справит_ся. 5. Я пртворился будто сплю.

Б) Подберите нужные по смыслу подчинительные союзы. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая группу союзов по значению.

1. быть незаметными многие птиц_ меня
ют свою окраску. 2. В лесу особе_но чуствовался
прход весны клейкие листочки изл_вали при
ятный ар_мат. 3. В молодой рощ_ было весело

отовсюду неслись громкие песни птиц. 4. Выбегает

лиса на полянку наперегонки с ней мчатся в

лу_ном снегу текучие тени облков.

К-5. А) Спишите, расставляя знаки препинания, укажите разряды союзов.

1. Через окно я увид_ел как большая серая птица села на ветку клена в саду. 2. (В)последстви_ я имел много случаев благодарить удэгейцев за то что слушал их советы и делал так как они говорили. 3. Сильный ветер гнал воду к устью (в)следст-ви_ Чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!