СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для обследования звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал для обследования звукопроизношения»

Материал для обследования звукопроизношения

1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:

с самосвал, санки, автобус, усы, страус;

с' сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;

з завод, коза, звезда;

з'  газета, зима, земляника;

ц цапля, солнце, палец, огурец;

ш шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;

ж жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;

ч чайник, качели, ночь;

ш, щётка, клещи, плащ;

к кукла, ветка, мак;

к' кепка, букет;

г гамак, вагон, город;

г'  гитара, агент;

х хлеб, охотник, мох;

х'  хек, орехи;

л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;

л'  лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;

р радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;

р' река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2.Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры:

Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милици­онер, термометр, зажигалка, тренировка.

3.Повторить предложения, выделяя определенные звуки.

Собака ест мясо.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

На кухне холодильник.

Кате купили хомяка.

У Сашеньки шесть стекляшек.

Машинист сошёл с подножки.

У Зои железный зонт.

У Сонечки в сумочке часики.

Яша ел сладкие яблоки.

Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.

Дети слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковороде.

Водопроводчик чинит водопровод.

В аквариуме плавают золотые рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:

са-за-са са-за-ца да-та-та

са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па

зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка

ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи

ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп

па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом

2.Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.

3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).

Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.

Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.

Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х.

с-ц(синица), ч-щ(часовщик),ц-ч(учительница),

ч-ш(чашка),л-р(рояль).

5. Выделение первого ударного гласного:

Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.

6. Выделение первого согласного:

Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.

7. Выделение последнего согласного:

Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.

8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?

дом — ком — сом

жук — лук — сук

день — тень — пень

а) усы — осы

шар — жар

шаль — жаль

мак — лак — рак — бак

Маша — Саша — Даша — Паша

дочка— точка — почка — бочка

рот — кот

трава — дрова

зуб— суп

б) мишка — миска коза — коса

кит — кот крыша — крыса

малина — Марина лужа — лыжа

дом — дым сын — сон

9.Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.

10.Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.

11.Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:

с мост, санки, нос

а аист, камень, звезда

л угол, лось, слон

н насос, балкон, ландыш...

12.Назвать общий звук в словах:

каша, шар, мышь

зонт, коза, узел

ключ, часы, печь

дверь, рюкзак, море...

Материал для обследования словарного запаса

1.Понимание обобщений. Назови одним словом:

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...

Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...

Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...

Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...

Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...

2. Заменить фразу одним словом.

Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы.

Ребята, которые учатся в школе.

Главный город страны.

Жители страны.

3.Дифференциация близких понятий. Что общего и чем отличаются:

вагон — паровоз — трамвай

поезд — пароход — плот

куст — дерево — сук — ветка

4.Употребление антонимов.

веселый — ...

здоровый — ...

горький — ...

горячий — ...

узкий — ...

чистый — ...

острый — ...

мокрый — ...

молодой — ...

большой — ...

толстый — ...

высокий — ...

длинный — ...

сильный — ...

прямой — ...

открытый — ...

5.Подбор слов-синонимов.

беда — ... спешить — ...

радость — ... бороться — ...

6.Подбор родственных слов.

сад — ... соль — ... .

боль — ... земля — ...

7.Понимание смысла пословиц и метафор. Как ты понимаешь?

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь один отрежь.

Светлая голова.

Водить за нос.

Золотые руки.

8.Дополнить фразу.

В магазине работает...

Границу охраняет...

Стол накрыт...

Разносит письма, журналы...

9. Назвать детенышей:

у кошки — ...

у утки — ...

у собаки — ...

у медведя — ...

у свиньи — ...

у овцы — ...

у лисы — ...

у козы— ...

у тигра — ...

у лошади — ...

у курицы — ...

у коровы — ...

Материал для обследования грамматического строя речи

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

2 .Исправить ошибки и повторить правильно.

Дети в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

3.Преобразовать единственное число имен существительных во множественное:

стол — ...глаз — ...

ведро — ... окно — ...

стул — ... перо — ...

лев — ...рот — ...

ухо — ... дерево — ...

лист — ... колос — ...

крыло — ... улей — ...

4.Преобразовать множественное число имен существительных в единственное:

котята — ...лбы — ...перья — ...

5.Согласование существительного с прилагатель­ным. Подобрать к существительному прилагательное.

Яблоко (какое?), дерево (какое?), зима (какая?), ветер (какой?), шар (какой?), матрёшка (какая?).

6.Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Назови ласково:

кровать — ... дом — ...

стул — ... ложка — ...

глаз — ... ведро — ...

крыло — ... яблоко — ...

нос — ... палец — ...

птица — ... дерево — ...

ковёр — ... тетрадь — ...

голова — ... гнездо — ...

перо — ... крыло — ...

платье — ...

7.Образование прилагательных от существительных.

зима зимний дуб дубовый

липа — ...утро— ...

лимон — ...лиса — ...

мясо — ...птица — ...

молоко — ...

8.Образование относительных прилагательных от существительных.

Как называется сок из: яблок — ...

апельсинов — ...

клубники — ...

Суп из: рыбы — ...

грибов — ...

курицы — ...

9.Образование притяжательных прилагательных. Чья голова, чей хвост?

Голова лисья, а хвост...

Голова беличья, а хвост...

Голова волчья, а хвост...

Голова медвежья, а хвост...

10. Образование глаголов с помощью приставок.

Ходит — уходит, приходит, заходит, выходит, отходит, переходит, подходит...

Шить — зашить, подшить, пришить, вышить, перешить...

Составить предложение с каждым из слов, используя приставки: в-, при-, за-, пере-.

Летел, шёл, писал.

11.Употребление предлогов (по картинкам).

Над столом — ...

В дупле — ...

Под деревом грибы — ...

Птичка летит к клетке — ...

Спрятались за дерево — ...

Около стола — ...

Кот вылезает из-под кровати — ...

Кот выглядывает из-за забора — ...

Диагностика состояния письменной речи

Диагностика состояния письменной речи включает в себя обследование процессов письма и чтения. Для определения уровня сформированности у учащихся навыков письменной речи учитель-логопед анализирует пись­менные работы детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированности письма на слух, так и состояние навыка списыва­ния с рукописного и печатного текста.

Тексты для диагностических работ подбираются учителем с учетом возраста детей и продолжительности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они должны быть доступными и содержать речевой материал, насыщенный звуками всех фонетических групп, включающий слова различной звуко-слоговой структуры. Для углубленного обследования навыков письма учащимся могут быть предложены следующие виды работы.

Материал для обследования состояния письма

1. Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.

2.Списать слова, написанные печатным шрифтом: плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3.Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, и, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

Например: б,__,е, ж,__,ы, х и т. д.

4.Записать под диктовку прописные буквы:

Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В,3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

5.Записать под диктовку слоги:

ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, ашо, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6.Записать под диктовку слова:

шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.

7.Записать предложение после однократного про­слушивания: У ёлки пушистый зайчик.

8.Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.

9.Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

10.Написать диктант (2 класс, начало учебного года).

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжительностью обучения.

11. Записать названия картинок.

12. Составить и записать короткий рассказ по картинке или серии сюжетных картинок. Учащиеся могут выполнять предложенные задания на индивидуальном бланке.

Проверка навыков письма

Фамилия, имя________________________________класс_______.

1. Спиши слова, написанные рукописным шрифтом:

лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, ба­бочка.

__________________________________________________________________________________________________________________

2. Спиши следующие слова:

плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, ве­селье.

__________________________________________________________________________________________________________________

3. Запиши под диктовку строчные буквы:

__________________________________________________________________

4. Запиши под диктовку прописные буквы:

__________________________________________________________________

5. Запиши под диктовку слоги:

__________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку слова:

__________________________________________________________________

7. Запиши предложение после однократного прослушивания:

__________________________________________________________________

8. Спиши рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напиши диктант.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напиши названия картинок:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностические диктанты для проверки навыков письма

(Предложены в работах И.Н.Садовниковой, Л. И, Тикуновой)

В лесу

Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша нашли ежа.

На реке

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Клён

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

На лугу

Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На белую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не испугалась его.

У моря

Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.

Школа

Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.

Утки

Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусочки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёплые края.

Встреча

Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на солнышке. Ужи не ядовиты.

Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.

Кот Федя

У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.

Идёт весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цветы. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

Машина привезла много угля. Углём мы топим печку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Весна

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встреча­ют весну.

Дети в лесу

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.

Скоро осень

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

Избушка лесника

В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

На дачу

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спа­сут урожай.

На охоту

Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Стояла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вытягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и починила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев по­стель сделала.

Скоро каникулы

Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объявили день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там много цветов.

Отважный поступок

Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На другой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.

Материал для контрольного списывания Л.И.Тикуновой

(начало учебного года)

2 класс

Мышки

Собрались старые и малые мышки у норки. Уши у них кверху торчат, слушают. Кот Вася у печки лежит, поджидает мышек.

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры. (По Л. Толстому)

Осень

Вот и сентябрь. Чист и свеж воздух. Далеко слышны в лесу звуки. На старых больших пнях жмутся тонкие опята.

3 класс

Москва

Много лет назад на высоком холме построили ма­ленькую крепость. Шли годы. Крепость росла и богатела. По берегам реки Москва строились всё новые и новые дома. Много товаров привозили торговые люди, купцы. Крепость стала великим городом — Москвой.

Ясная Поляна

Много на Руси красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.

Незнайка и жук

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время мимо летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка упал на землю. Жук скрылся. Незнайка встал и осмотрелся по сторонам. Кругом было тихо. (По Н. Носову)

4 класс

В Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин учился в лицее, кото­рый находился в Царском Селе под Петербургом. Пре­красный обширный парк начинался прямо под окнами лицея. В тяжёлой листве дубов и лип свободно играли солнечные лучи. Среди зелени белели мраморные статуи. Повсюду слышалось птичье пение. Тихо плескалась вода в озере. Пушкин очень любил этот старинный парк и часто гулял в нём.

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. В его словаре более двухсот тысяч слов, тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Собирая материал для своего словаря, Даль исколесил всю Россию. Он был даже в Сибири и на Урале. Владимир Иванович любил и понимал родной язык, умел видеть красоту в живом русском слове. Даль был большим другом Пушкина.

Октябрь

Русское старинное наименование октября - «гряз-ник». Осенние дожди с мокрым снегом превращали землю в месиво. На Руси октябрь также величали «листобоем», «золотой осенью», так как он приходится на время пожелтения листвы.

А сколько осенних примет было на Руси! «Поздний листопад - к суровой зиме». «Ива рано серебристым инеем покрылась — долгая зима будет».

По результатам обследования учитель-логопед анализирует характер и виды ошибок, допускаемых учащимися, и комплектует учебные группы, составляет расписание занятий, разрабатывает коррекционную программу и проводит логопедические занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!