СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к экзамену по учебному предмету УПВ.03 Биология по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к экзамену по учебному предмету УПВ.03 Биология по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к экзамену по учебному предмету УПВ.03 Биология по специальности 34.02.01 Сестринское дело»


Материал для подготовки к экзамену по учебному предмету УПВ.03 Биология

по специальности 34.02.01 Сестринское дело


Инструкция по выполнению экзаменационной работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 33 задания. Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 содержит 5 заданий (B1–B5), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Часть 3 содержит 4 задания с развёрнутым ответом (С1–С4). При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Критерии оценки умений и знаний

Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Итоговая оценка складывается в результате оценивания теоретических знаний и практических навыков обучающегося.

Верные ответы на задания оцениваются следующим образом:

А-1 – А-24 оценивается в 1 балл

В-1 – В - 5 оценивается в 2 балла

С-1 - оценивается в 2 балла

С-2 – С - 4оценивается в 3 балла

Максимальное количество – 45 баллов

Перевод баллов в пятибалльную систему проводится согласно таблице:

Количество набранных баллов

оценка

0 - 22

2

23 - 33

3

34 - 40

4

41 - 45

5

Часть 1 Выберите один правильный ответ.

A1 Наука, изучающая клетку

1) физиология

2) бионика

3) цитология

4) морфология

A2 Укажите одно из положений клеточной теории.

1) Единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов является клетка.

2) Половая клетка содержит по одному аллелю каждого гена.

3) Из зиготы формируется многоклеточный зародыш.

4) В ядрах эукариотических клеток гены расположены в хромосомах линейно.

А3 Сколько аутосом содержится в сперматозоиде у человека?

1) 22

2) 2

3) 23

4) 4

A4 Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро, – это

1) эукариоты

2) бактерии

3) прокариоты

4) вирусы

А5 Партеногенез – это разновидность полового размножения, при котором новый организм развивается из

1) диплоидной зиготы

2) первых бластомеров

3) гаплоидной споры

4) неоплодотворённой яйцеклетки

А6 Кожица плодов томатов может быть гладкой и опушённой (a). Выберите генотипы родительских растений, у которых доминантные фенотипы.

1) Аа, аа

2) Аа, Аа

3) А, а

4) АА, аа

А7 Наследование гена гемофилии, расположенного в Х-хромосоме у человека, является примером

1) проявления результата кроссинговера

2) сцепленного с полом наследования

3) независимого наследования признаков

4) промежуточного наследования признаков

А8 Появление разных аллелей одного гена происходит в результате

1) непрямого деления клетки

2) модификационной изменчивости

3) мутационного процесса

4) комбинативной изменчивости

А9 Почему бактерии выделяют в самостоятельное царство органического мира?

1) в неблагоприятных условиях размножаются митозом

2) отсутствие ядра в клетке

3) размножаются спорами

4) в основном гетеротрофные организм

А10 Какой признак отличает грибы от растений?

1) наличие гиф

2) размножение спорами

3) неподвижность

4) отсутствие клеточной стенки

А11 Покрытосеменные – более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют

1) зиготу при слиянии гамет

2) семена из семязачатков

3) плоды с семенами

4) зародыш, защищённый семенной кожурой

А12 Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами, так как они

1) служат пищей для некоторых животных

2) выполняют роль редуцентов

3) уничтожают вредителей сада

4) опыляют цветки растений

А13 Стадия гаструлы в эмбриональном развитии ланцетника характеризуется

  1. дроблением зиготы

  2. образованием эктодермы и энтодермы

  3. закладкой систем органов

  4. формированием однослойного зародыша

А14 Млекопитающих можно отличить от других позвоночных животных по наличию

1) рогового панциря или щитков

2) сухой кожи с роговыми чешуями

3) голой кожи, покрытой слизью

4) волосяного покрова и ушных раковин

А15 Половые клетки человека содержат 23 хромосомы, а соматические клетки женщины

1) 44 + XХ

2) 46 + ХX

3) 23 + Х

4) 22 + Х

А16 Грудное вскармливание предохраняет детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся

1) антитела

2) ферменты

3) гормоны

4) питательные вещества

А17 Значение пластического обмена – снабжение организма

  1. минеральными солями

  2. биополимерами

  3. кислородом

  4. энергией

А18 Гормоны – это вещества, которые участвуют в

  1. регуляции функций органов

  2. синтезе витаминов

  3. формировании электрических сигналов

  4. образовании аденозинтрифосфорной кислоты

А19 Какая мера профилактики гепатита и СПИДа наиболее широко распространена во врачебной практике?

1) использование одноразовых шприцов

2) использование ватно-марлевых повязок

3) использование антибиотиков

4) дезинфекция медицинских помещений

А20 Древесный образ жизни обыкновенной квакши соответствует критерию вида

1) генетическому

2) географическому

3) морфологическому

4) экологическому

А21 Возникновение в процессе эволюции у птиц и млекопитающих теплокровности – это пример

1) общей дегенерации

2) идиоадаптации

3) ароморфоза

4) биологического регресса

А22 Внутривидовая борьба более напряжённая, чем межвидовая, по причине

1) сходства потребностей особей вида

2) отсутствия полового отбора

3) высокой плодовитости особей

4) агрессивности хищников

А23 Своеобразие флоры и фауны океанических островов, удалённых от материков, – доказательства эволюции

1) палеонтологические

2) биогеографические

3) морфологические

4) сравнительно-анатомические

А24 Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?

А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой фазе при синтезе глюкозы.

Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны


A1 Один из признаков отличия живого от неживого – способность к

1) распаду веществ

2) самовоспроизведению

3) пассивному движению

4) накоплению химических элементов

A2 Доказательство единства происхождения органического мира

1) наличие органических и неорганических веществ

2) существование одноклеточных организмов и неклеточных форм жизни

3) сходство в строении клеток организмов разных царств

4) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах

A3 Функция глюкозы в клетке

1) транспортную

2) информационную

3) энергетическую

4) гормональную

A4 Спермии у растений образуются в результате

1) митоза

2) оплодотворения

3) мейоза

4) роста

A5 К эукариотам относят

1) вирусы

2) простейших

3) почвенные бактерии

4) цианобактерии

A6 Слиянию половых клеток у покрытосеменных, в отличие от моховидных, предшествует

1) гаметогенез

2) оплодотворение

3) опыление

4) митоз

А7 Определите генотип светловолосого мужчины, больного гемофилией (все признаки рецессивные).

1) ААХh Y

2) ааХhY

3) АаXhY

4) АаХНY

А8 Какие генотипы имеют родители, в потомстве которых проявляется генотипическое единообразие?

1) АА × аа

2) Аа × АА

3) Аа × Аа

4) Аа × аа

А9 Мутации, в основе которых лежит изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК, называют

1) хромосомными

2) полиплоидными

3) генными

4) геномными

А10 Главный признак, по которому можно определить принадлежность цветковых растений к семейству – строение

1) корневой системы

2) листьев и их расположение

3) цветка и плода

4) зародыша семени

А11 Укажите часть растительной клетки, обеспечивающая связь между органоидами

1) Ядро

2) Хлоропласт

3) Цитоплазма

4) Комплекс Гольджи

А12 Двойное оплодотворение характерно для

1) Папоротниковидных

2) Моховидных

3) Покрытосеменных

4) Голосеменных

А13. Процесс поглощения жидкости клеткой одноклеточных называется:

  1. пиноцитозом;

  2. фагоцитозом;

  3. цитокинезом;

  4. экзоцитозом.

А14 Ушную раковину имеют животные класса

1) Пресмыкающиеся

2) Бесхвостые земноводные

3) Хвостатые земноводные

4) Млекопитающие

А15 Клетки эпидермиса кожи выполняют функцию

1) защитную

2) транспортную

3) проведения возбуждения

4) опорную

А16. Развитие организма, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют:

  1. постэмбриональным;

  2. эмбриональным;

  3. с полным превращением,

  4. с неполным превращением.

А17 Употребление продуктов или специальных лекарственных препаратов, содержащих витамин D,

1) увеличивает массу мышц

2) предупреждает рахит

3) улучшает зрение

4) увеличивает содержание гемоглобина

А18 Биологическими катализаторами являются

1) витамины

2) ферменты

3) неорганические соли

4) гормоны

А19 Какие клетки поражает вирус, вызывающий СПИД?

1) эритроциты крови

2) лимфоциты

3) красного костного мозга

4) тромбоциты

А20 В каком из приведённых примеров дана характеристика морфологического

критерия вида птицы большой синицы?

1) питается мелкими насекомыми

2) гнездится на деревьях

3) длина хвоста синицы не превышает длины её тела

4) предпочитает мелколиственные леса

А21 Фактор эволюции, препятствующий свободному скрещиванию особей, называют

1) популяционными волнами

2) экологической изоляцией

3) модификацией

4) естественным отбором

А22 У лошади в связи с питанием грубой растительной пищей в процессе эволюции сформировались

1) губы и длинный язык

2) хорошо развитые зрение и слух

3) конечности, снабжённые копытами

4) коренные зубы с большой жевательной поверхностью

А23 Увеличение численности особей вида, расширение его ареала характеризуют

1) биологический прогресс

2) конвергенцию

3) идиоадаптацию

4) ароморфоз

А24 Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию

химических связей глюкозы.

Б. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые

поступают молекулы углекислого газа.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 1. Дезоксирибонуклеиновая кислота - это уровень организации живой природы:

1) клеточный;

2) молекулярный;

3) организменный;

4) популяционный.

А 2. Наука цитология изучает:

1) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

2) строение органов и систем органов многоклеточных организмов;

3) фенотип организмов разных царств;

4) морфологию растений и особенности их развития.

А 3. Комплекс Гольджи можно узнать по:

1) кристаллам на внутренней мембране;

2) распложенным на мембранах рибосомах;

3) наличию гран;

4) системе полостей, канальцев с пузырьками на концах.

А 4. Белки в клетке синтезируются:

1) в цитоплазме;

2) в лизосомах;

3) на рибосомах;

4) в комплексе Гольджи.

А 5. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

1) гормональную;

2) сигнальную;

3) ферментативную;

4) информационную.

А 6. Транспортная РНК – это:

1) белок;

2) жир;

3) фермент;

4) нуклеиновая кислота.

А 7. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в:

1) хлоропластах;

2) комплексе Гольджи;

3) митохондриях;

4) клеточном центре.

А 8. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

1) оплодотворения;

2) профазы второго деления мейоза;

3) митоза;

4) профазы первого деления мейоза.

А 9. Растения, грибы, животные - это эукариоты, так как их клетки:

1) не имеют оформленного ядра;

2) не делятся митозом;

3) имеют оформленное ядро;

4) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

А 10. Бластула состоит из полости:

1) двух слоев клеток;

2) соединительной ткани;

3) одного слоя клеток;

4) эпителиальной ткани.

А 11. С помощью генеалогического дерева изучают:

1) нарушение структуры и числа хромосом;

2) различные изменения признаков у человека под влиянием среды;

3) структуры генов;

4) признаки и болезни, которые передаются по наследству.

А 12. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении?

1) эпителиальные;

2) мышечные;

3) гаметы;

4) нейроны.

А 13. Вклад биотехнологии в развитие медицины состоит в том, что благодаря ей удается получать:

1) антибиотики, гормоны;

2) нуклеиновые кислоты, белки;

3) кормовой 6елок, органические кислоты;

4) межвидовые гибриды, безъядерные клетки.

А 14. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют:

1) клеточное строение;

2) ткани;

3) стебель с листьями;

4) проводящую систему.

А 15. К древним людям относятся:

1) неандертальца;

2) питекантропа;

3) синантропа;

4) кроманьонца.

А 16. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание:

1) сахарный диабет;

2) цинга;

3) бери-бери;

4) рахит.

А 17. Заболевание СПИДом может привести к:

1) повышению содержания холестерина в крови;

2) полному разрушению иммунной системы организма;

3) повышению содержанию сахара в крови;

4) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.

А 18. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

1) транспорта веществ;

2) внутренней среды;

3) осуществления связи между ядром и органоидами;

4) фотосинтеза.

А 19. Способность плазматической мембраны окружать твердую частицу пищи и перемещать ее внутрь клетки лежит в основе процесса:

1) диффузии;

2) осмоса;

3) фагоцитоза;

4) пиноцитоза.

А 20. В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?

1) Бактерий – сапрофитов.

2) Одноклеточных.

3) Простейших.

4) Растений.

А 21. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

1) 44 аутосомы + ХУ;

2) 23 аутосомы + Х;

3) 44 аутосомы + ХХ;

4) 23 аутосомы + У.

А 22. Вода участвует в теплорегуляции живых организмов благодаря:

1) популярности молекул;

2) высокой теплоемкости;

3) низкой теплоемкости;

4) небольшим размерам молекул.

А 23. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

1) В митохондриях.

2) В легких.

3) В пищеварительной трубке.

4) В цитоплазме.

А 24. Расхождение хромосом происходит в:

1) анафазу 1 мейоза;

2) метафазу 1 мейоза;

3) метафазу II мейоза;

4) анафазу II мейоза.

А1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используют метод:

1) микроскопирования;

2) прогнозирования;

3) сравнения;

4) моделирования.

А2. Согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

  1. клеточная стенка;

  2. ядро;

  3. вакуоли;

  4. пластиды.

А3. Митохондрию можно узнать по наличию у неё:

  1. гран;

  2. хлорофилла;

  3. хромосом;

  4. крист.

А4. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

  1. рибосомы;

  2. хромосомы;

  3. митохондрии;

  4. лизосомы.

А5. Белки, вырабатываемые в организме при проникновении в него бактерий или вирусов, выполняют функцию:

  1. регуляторную;

  2. сигнальную;

  3. защитную;

  4. ферментативную.

А6. Структура молекулы ДНК представляет собой:

  1. две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити;

  2. одну спирально закрученную полинуклеотидную нить;

  3. две спирально закрученные полипептидные нити;

  4. одну прямую полипептидную нить.

А7. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

  1. поглощается в виде тепла;

  2. выделяется в виде тепла;

  3. поглощается цитоплазмой клетки;

  4. выделяется за счет расщепления АТФ.

А8. За счет значительного увеличения числа клеток в организме происходит его:

  1. размножение;

  2. развитие;

  3. рост;

  4. приспособление к среде.

А9. Клетки прокариот, так же как и клетки эукариот, имеют:

  1. митохондрии;

  2. плазматическую мембрану;

  3. клеточный центр;

  4. пищеварительные вакуоли.

А10. Вирусы выделяют в особую группу, так как они:

  1. не имеют клеточного строения;

  2. не содержат нуклеиновых кислот;

  3. не способны синтезировать белки;

  4. имеют клеточное строение.

А11. размножение картофеля с помощью клубней называют:

  1. прививкой;

  2. вегетативным;

  3. почкованием;

  4. семенным.

А12. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

  1. рецессивным;

  2. доминантным;

  3. гомозиготным;

  4. гетерозиготным.

А 13. Кроме растений, к автотрофным организмам относятся:

1) грибы сапротрофы;

2) бактерии гниения;

3) хемосинтезирующие бактерии;

4) шляпочные грибы.

А 14. У особи генотипом Аавв образуются гаметы:

1) Ав, вв;

2) Ав, ав;

3) Аа, АА;

4) Аа, вв.

А 15. Значительная часть мутации не проявляется в фенотипе потомства, так как они:

1) не связаны с изменением генов;

2) не связаны с изменением хромосом;

3) носят доминантный характер;

4) носят рецессивный характер.

А 16. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:

1) закрепления желательных признаков;

2) улучшения признаков;

3) увеличения гетерозиготных форм;

4) отбора наиболее продуктивных животных.

А 17. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате:

1) их предания животными;

2) чрезмерного использования папоротников человеком;

3) понижения температуры и влажности воздуха;

4) повышения температуры и влажности воздуха.

А 18. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека по сравнению с лицевым способствовало:

1) наземному образу жизни;

2) развитию мышления;

3) редукции волосяного покрова;

4) использованию животной пищи.

А 19. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

1) распадения или расширения исходного ареала;

2) искусственного отбора;

3) изоляции популяции внутри старого ареала;

4) дрейфа генов.

А 20. Укажите неверное утверждение. Биологический прогресс характеризуется:

1) повышением жизнеспособности особей;

2) возрастанием числа дочерних таксонов;

3) расширением ареала;

4) уменьшением числа видов.

А21. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления организма к внешней среде, называют:

  1. неопределенными;

  2. индивидуальными;

  3. мутационными;

  4. модификационными.

А22. Укажите наименьшую систематическую категорию, используемую в классификации растений.

  1. Царство;

  2. Класс;

  3. Род;

  4. Вид.

А23. Где расположены хлоропласты в растительной клетке?

  1. В ядре.

  2. В клеточной стенке.

  3. В цитоплазме.

  4. В вакуолях

А24. В сократительных вакуолях простейших накапливаются:

  1. питательные вещества;

  2. непереваренные остатки пищи;

  3. жидкие продукты обмена веществ;

  4. кислород и азот.


А 1. Как называют науку о закономерностях наследственности и изменчивости

  1. экология

  2. биотехнология

  3. селекция

  4. генетика

А 2. Парные гены, определяющие окраску лепестков ночной красавицы, расположенные в гомологичных хромосомах, называют

  1. рецессивными

  2. доминантными

  3. сцепленными

  4. аллельными

А3. Наличие у человека, как у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детенышей молоком свидетельствует:

  1. о более высоком уровне развития человека;

  2. об их дивергентной эволюции;

  3. об историческом развитии класса млекопитающих;

  4. об их родстве

А4. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

  1. возбуждения и торможения;

  2. пластического и энергетического обмена;

  3. роста и развития;

  4. транспорта гормонов и витаминов.

А5. В России и в других странах парикмахерам запрещено использовать опасную бритву, потому что она:

  1. нарушает деятельность сальных желез;

  2. может через порез передать вирус СПИДа;

  3. способствует закупорке протоков потовых желез;

  4. может нарушить терморегуляцию кожи.

А6. К продуцентам в экосистемах относят:

  1. зеленые растения;

  2. травоядных животных;

  3. сапротрофные бактерии;

  4. грибы.

А7. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

  1. наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора;

  2. ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе;

  3. приспособленности организмов и искусственного отбора;

  4. абиотических факторов среды.

А8. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

  1. изменение климата;

  2. хозяйственная деятельность человека;

  3. изменение рельефа;

  4. увеличение численности хищников.

А9. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

  1. глюкозы;

  2. клетчатки;

  3. липидов;

  4. нуклеиновых кислот.


А10. Хлоропласт в клетке можно узнать по наличию в нем:

  1. двух центриолей;

  2. множества гран;

  3. одной мембраны;

  4. большой и малой частиц.

А11. Способность молекул белка под воздействием различных факторов восстанавливать исходную структуру лежит в основе важного признака живого:

  1. раздражимости;

  2. сократимости;

  3. индивидуального развития;

  4. размножения.

А12. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать электростатическое взаимодействие, являются:

  1. гидрофобными;

  2. гидрофильными;

  3. нейтральными;

  4. щелочными.

А13. При дыхании организм человека получает энергию за счет

 1) окисления органических веществ

2) расщепления минеральных веществ

3) превращения углеводов в жиры

4) синтеза белков и жиров

А14. В обеспечении организма строительным материалом состоит значение:

  1. энергетического обмена;

  2. пластического обмена;

  3. световой фазы фотосинтеза;

  4. окисления органических веществ.

А15. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

  1. АТФ;

  2. тРНК;

  3. иРНК;

  4. ДНК.

А16. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:

  1. автотрофам;

  2. гетеротрофам;

  3. прокариотам;

  4. хемотрофам.

А17. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

  1. Все особи белые.

  2. 25% белых особей и 75% черных.

  3. 50% белых особей и 50% черных.

  4. 75% белых особей и 25% черных.

А18. Различия между однояйцевыми близнецами обусловлены:

  1. влиянием внешней среды на фенотип;

  2. разным типом наследования;

  3. разными генотипами близнецов;

  4. множественным действием гена.

А19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

  1. модификационной изменчивости;

  2. действия мутагенов;

  3. комбинативной изменчивости;

  4. различия в генотипах разных клеток.

А20. Мутагенным действием обладают компоненты дыма от сгорания:

  1. бумаги;

  2. дров;

  3. табачных листьев;

  4. осенних листьев.

А21. Одной из целей, для которых будущим матерям советуют сделать генетический прогноз на основе их анализа крови, является выявление

 1) пола будущего ребенка

2) цвета глаз новорожденного

3) совместимости по резус-фактору

4) хромосомных мутаций

А22. Органические удобрения используются растениями после их разложения до:

  1. углеводов;

  2. минеральных веществ;

  3. липидов;

  4. белков.

А23. О чем можно узнать, изучая отпечатки и окаменелости растений в древних пластах Земли?

  1. О сезонных изменениях в жизни растений.

  2. Об историческом развитии растений.

  3. Об индивидуальном развитии растений.

  4. Как осуществлялся фотосинтез у древних растений.

А24. Высокая плодовитость вида в природе – показатель:

  1. общей дегенерации;

  2. биологического прогресса;

  3. биологического регресса;

  4. относительного характера приспособленности.

А1.На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

1) биосферном

2) экосистемном

3) популяционном

4) организменном

А2. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни?

1) клеточном

2) организменном

3) популяционно-видовом

4) биосферном

А3.Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к

1) изменению размеров

2) самовоспроизведению

3) разрушению

4) накоплению хи­ми­че­ских элементов

А4.Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, –

1) биотехнология

2) генетика

3) анатомия

4) эмбриология

А5.Единица роста и развития организма –

1) ген

2) хромосома

3) клетка

4) орган

А6.Биологическими катализаторами являются

1) витамины

2) ферменты

3) неорганические соли

4) гормоны

А7.Белки, жиры, углеводы в организме человека используются

1) в качестве стимуляторов роста

2) для синтеза различных витаминов

3) для передачи признаков потомству по наследству

4) в качестве строительного материала и источника энергии

А8.Индивидуальное развитие организма это -

  1. эмбриогенез

  2. онтогенез

  3. овогенез

  4. филогенез

А9.Подавляемый признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения, -

  1. сцепленный

  2. доминантный

  3. аллельный

  4. рецессивный

А10.Какое расщепление по генотипу наблюдается при неполном доминировании в скрещивании Аа х Аа?

  1. 3:1

  2. 1:2:1

  3. 1:1:1:1

  4. 9:3:3:1

А 11. Различные формы одного и того же гена – это

  1. фенотип

  2. кодон

  3. аллель

  4. генотип

А12. Молекулы ДНК отсутствуют в

 1) ядрах клеток

2) митохондриях

3) хлоропластах

4) комплексе Гольджи

А13. Какую функцию выполняют в клетке молекулы АТФ?

1) структурную

2) транспортную

3) энергетическую

4) репродуктивную

А14. Растения создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:

  1. гетеротрофам;

  2. прокариотам;

  3. автотрофам;

  4. хемотрофам.

А15. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух мышей с белой шерстью (рецессивный признак)?

  1. Все особи белые.

  2. 25% белых особей и 75% черных.

  3. 50% белых особей и 50% черных.

  4. 75% белых особей и 25% черных.

А16. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

  1. осуществляется синтез белка;

  2. осуществляется процесс фотосинтеза;

  3. находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

  4. накапливается крахмал.

А 17. Очерёдность стадии митоза следующая:

        1. метафаза, телофаза, профаза, анафаза;

        2. профаза, метафаза, анафаза, телофаза;

        3. профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

        4. телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

А 18. Удвоение хромосом происходит в:

  1. интерфазе

  2. метафазе

  3. профазе

  4. телофазе

А 19. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

  1. осетра

  2. ящерицы

  3. лягушки

  4. курицы.

А20. Аналогичными органами являются:

  1. жабры рака и жабры рыбы;

  2. лапа собаки и крыло птицы;

  3. листья берёзы и иголки кактуса;

  4. все перечисленные пары.

А21. В эпоху оледенения жили:

  1. кроманьонцы;

  2. синантропы;

  3. неандертальцы;

  4. все перечисленные.

А22. У какой из приведенных пар отсутствует возможность межвидовых отношений?

  1. Лев – антилопа-гну.

  2. Белый медведь – пингвин Адели.

  3. Окунь – карась.

  4. Тля – муравей.

А23. Заболевание СПИДом может привести к

1) несвертываемости крови

2) полному разрушению иммунной системы организма

3) резкому увеличению содержания тромбоцитов в крови

4) уменьшению гемоглобина в крови и развитию малокровия

А24.Эволюция – это

1) учение об изменении живых организмов

2) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами

3) раздел биологии, дающий описание всех существующих организмов.

4) необратимый, исторический процесс развития органического мира.




Часть 2

При выполнении заданий B1-В5 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите выбранные цифры под соответствующими буквами в правильной последовательности.

В1 Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

A) в клеточных стенках содержится муреин

Б) по способу питания только гетеротрофы

B) размножаются спорами

Г) эукариотические организмы

Д) клетки могут содержать жгутики

Е) размножаются простым делением клетки пополам

1) Бактерии

2) Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной клетки и клетки многоклеточного животного:

ОРГАНОИД

КЛЕТКА

А) митохондрии

Б) клеточная стенка

В) ядро

Г) аппарат Гольджи

Д) нуклеоид

Е) жгутики

1) бактериальная

2) животная (инфузория)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите соответствие между группами организмов и их признаками:

ПРИЗНАК

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) отсутствие ядра

Б) наличие митохондрий

В) отсутствие ЭПС

Г) наличие аппарата Гольджи

Д) наличие лизосом

Е) кольцевая ДНК (нуклеоид)

1) прокариоты

2) эукариоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

А) происходит в два этапа

Б) после деления образуются диплоидные клетки

В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с

Г) сопровождается конъюгацией хромосом

Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 

Е) происходит кроссинговер

1) митоз

2) мейоз

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между признаком гаметогенеза и его видом:

 ПРИЗНАКИ ГАМЕТОГЕНЕЗА

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются женские гаметы

Б) образуются мужские гаметы

В) образуются четыре полноценные гаметы

Г) образуются одна гамета и три направительных тельца

Д) образовавшиеся гаметы подвижны

Е) образовавшиеся гаметы содержат большой запас питательных веществ

1) овогенез

2) сперматогенез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е









В1 Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком цар­ства и царством, для ко­то­ро­го этот при­знак характерен.

ПРИЗНАК

ЦАРСТВО

А) вклю­ча­ет толь­ко од­но­кле­точ­ные организмы

Б) все ор­га­низ­мы безъядерные

В) вклю­ча­ет в ос­нов­ном ав­то­троф­ные организмы

Г) спо­соб пи­та­ния ор­га­низ­мов гетеротрофный

Д) клет­ки имеют цел­лю­лоз­ные оболочки

Е) ор­га­низ­мы не имеют тка­ней

1) Растения

2) Животные

3) Бак­те­рии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИП КЛЕТОК

А) отсутствует оформленное ядро 1) прокариотическая

Б) хромосомы расположены в ядре 2) эукариотическая

В) имеется аппарат Гольджи

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

Е) де­лят­ся ми­то­зом и мейозом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В3 Установите со­от­вет­ствие между клас­са­ми ор­га­ни­че­ских веществ и вы­пол­ня­е­мы­ми ими функ­ци­я­ми в клетке.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА

 

ВЕЩЕСТВА

A) за­па­са­ние энер­гии

Б) сигнальная

B) хра­не­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции

Г) пе­ре­нос энергии

Д) вхо­дит в со­став кле­точ­ных сте­нок и мембран

Е) ре­а­ли­за­ция ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции (синтез белка)

 

1) углеводы

2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

1) митоз

2) мейоз

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между признаком гаметогенеза и его видом:

 ПРИЗНАКИ ГАМЕТОГЕНЕЗА

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются женские гаметы

Б) образуются мужские гаметы

В) образуются четыре полноценные гаметы

Г) образуются одна гамета и три направительных тельца

Д) образовавшиеся гаметы подвижны

Е) образовавшиеся гаметы содержат большой запас питательных веществ

1) овогенез

2) сперматогенез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В1 Установите соответствие между характеристикой организма и царством, к которому он принадлежит.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

ЦАРСТВО

A) в клеточных стенках содержится муреин

Б) по способу питания только гетеротрофы

B) размножаются спорами

Г) эукариотические организмы

Д) клетки могут содержать жгутики

Е) размножаются простым делением клетки пополам

1) Бактерии

2) Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В2 Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИП КЛЕТОК

А) отсутствует оформленное ядро 1) прокариотическая

Б) хромосомы расположены в ядре 2) эукариотическая

В) имеется аппарат Гольджи

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

Е) де­лят­ся ми­то­зом и мейозом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








В3 Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

 ОСОБЕННОСТИ

 

ВИДЫ

А) мономер

Б) полимер

В) растворимы в воде

Г) не растворимы в воде

Д) входят в состав клеточных стенок растений

Е) входят в состав клеточного сока растений

 

1) целлюлоза

2) глюкоза

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е







В4 Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

 ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

ВИД ДЕЛЕНИЯ

A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

1) митоз

2) мейоз


А

Б

В

Г

Д

Е







В5 Установите соответствие между признаком гаметогенеза и его видом:

 ПРИЗНАКИ ГАМЕТОГЕНЕЗА

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются женские гаметы

Б) образуются мужские гаметы

В) образуются четыре полноценные гаметы

Г) образуются одна гамета и три направительных тельца

Д) образовавшиеся гаметы подвижны

Е) образовавшиеся гаметы содержат большой запас питательных веществ

1) овогенез

2) сперматогенез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е








Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (C1–C4) используйте бланк ответов № 1. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С4 – полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

  1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

        1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию.

        2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию.

        3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела.

        4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом.

        5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

  2. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.

  3. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

  4. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти (А), доминирует над геном, определяющим рыжую окраску (а). Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и рыжей коровы?

  5. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

              1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

              2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

              3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

        1. Во всех клетках имеется ядро.

        2. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

  6. Ручьевая форель живёт в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.

  1. При понижении его содержания до 1,6 мг/л и меньше форель гибнет.

  2. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.


        1. Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. Ответ поясните.

  1. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет. Ген данного признака расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Проанализируйте генотипы потомства и родителей. Составьте схему скрещивания. Объясните результаты скрещивания.

  2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

    1. У прокариот есть плазматическая мембрана.

    2. Прокариоты не способны к фагоцитозу.

    3. В клетках прокариот имеется оформленное ядро.

    4. В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.

    5. У всех эукариот есть хлоропласты.

    6. В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.

  3. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

  4. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 45 аминокислотных остатков? Ответ поясните.

  5. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует (А) над нормальным строением кисти (а). У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка. Ген полидактилии расположен в неполовой хромосоме (аутосоме).

  6. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Ген данного признака расположен в аутосоме. Проанализируйте генотипы потомства и родителей. Составьте схему скрещивания. Объясните результаты скрещивания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!