СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для проверки усвоения знаний обучающихся по окружающему миру (4 класс, система Д.Б.Эльконина - ВВ. Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал удобно использовать для систематизации и проверки у обучающихся  знаний  по окружающему миру в 4 классе системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Просмотр содержимого документа
«Материал для проверки усвоения знаний обучающихся по окружающему миру (4 класс, система Д.Б.Эльконина - ВВ. Давыдова)»

Окружающий мир 4 класс

Декабрь

Задание 1. «Небесные тела»


Прочитай текст.

Еще в древности люди заметили несколько светил, блуждающих среди звезд. Эти светила стали называть планетами. Планеты не светят собственным светом, как звезды. Планеты видны на небе потому, что их освещает Солнце. На первый взгляд они похожи на яркие звезды, но планеты не мерцают. Они светятся ровным светом. Они ярче звезд. В бинокль можно разглядеть, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски, кружочки.


 Ученые с помощью специального термометра провели исследование температуры веществ на двух светящихся небесных телах. Температура веществ на первом оказалась 6000 градусов тепла, на втором – 6000 градусов холода.

Определи, какие небесные тела исследовали ученые. Допиши предложения.

Первое небесное тело – это ___________________________________________________

Второе небесное тело – это ___________________________________________________


Задание 2. «Небесная путешественница»

Прочитай текст.

Кометы – это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «грязными снежками».

Они «живут» далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие из них только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса, там, откуда они пришли.

Когда комета приближается к Солнцу, ее можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у нее появляется светящийся хвост. Это происходит потому, что Солнце нагревает комету. Замерзшие газы и лед начинают испаряться и тянутся за кометой, как шлейф. Этот кометный хвост-шлейф образуется из пыли и газа.

Улетает комета от Солнца, остывает ее тело, хвост пропадает, и в космосе опять путешествует холодная глыба.


Изобразите на схеме, как изменяется внешний вид кометы по мере ее движения вокруг Солнца.















Задание 3. Много лет назад еще не было современных часов и календарей. Но люди, жившие тогда, замечали некоторые закономерности в движении планет и связывали время с этими закономерностями. Например, видимая с Земли форма Луны периодически изменяется, как показано на рисунке 1. Это изменение связано с тем, что в зависимости от взаимного расположения Луны, Солнца и Земли наша планета по-разному затеняет ту или иную часть лунной поверхности.

Рис.1 (белым цветом показана видимая часть Луны, серым – невидимая).


Полнолуние Новолуние Полнолуние




1-й 4-й 8-й 12-й 15-й 18-й 22-й 26-й 29-й

день день день день день день день день день

  • Какова продолжительность лунного месяца на Земле?

_________________________________________________________________________

  • Какой можно было бы видеть Луну в 22-й и 26-й дни?





Январь

Задание 1. «Звездная система Дельта»

В звездной системе Дельта две планеты Терра и Ора.



О ра





Терра


Какая планета является спутником другой? _____________________________________

Почему? _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Космонавты высадились на Оре. Нарисуй, какой им может быть видна Дельта.







Нарисуй, какой может быть им видна Терра.







Задание 2. «Форма Земли»

На вопрос учительницы географии:

-- Разве тебе неизвестно, что Земля – шар?

Волька ответил:

-- Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз и люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «Океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!

Чем был вызван такой ответ мальчика? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Какие ты знаешь доказательства шарообразности Земли? _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________







Февраль

Задание 1. «Наблюдения астрономов»

По наблюдениям астрономов Синтона и Стронга температура поверхности Марс (в одном и том же месте) меняется в течение марсианских суток. Построй по данным наблюдений график и ответь на вопросы.


T˚

20˚

25˚

28˚

30˚

25˚

20˚

Часы

7

8

9

10

11

12

13

14




























+40˚


























+30˚


























+20˚


























+10˚














7

8

9

10

11

12

13

14

































В какое время суток температура поверхности Марса выше?



Какова температура Марса в 12 часов 30 минут?





Задание 2. «Исторические даты»

Подпиши напротив каждой даты праздник, который отмечает наша страна.

22 июня ______________________________ 12 июня _______________________________

9 мая _______________________________ 12 апреля _____________________________

8 марта _______________________________ 23 февраля ____________________________

1 сентября ____________________________ 1 января ______________________________




Март


Задание 1 . В таблице приведены характеристики нескольких планет Солнечной системы, но в ней отсутствуют данные о расстоянии от Земли до Солнца.


Планета

Диаметр планеты (км)

Расстояние планеты от Солнца (млн.км)

Время обращения

Планеты вокруг Солнца (земные сутки)

Меркурий

4878

58

88

Земля

12756


365

Марс

6780

228

687

Венера

12100

108

224



  • Из предложенных тебе вариантов выбери тот, который может соответствовать расстоянию Земли от Солнца.



44 млн. км 101 млн.км 260 млн.км 149 млн.км

Задание 2. Если бы в группе планет Солнечной системы ученые открыли новую планету, у которой время обращения вокруг Солнца составляло бы примерно 160 земных суток, то где на рисунке могла бы быть ее орбита?

На рисунке показаны орбиты планет, о которых идет речь в задании 2.2

  • Подпиши названия каждой планеты на рисунке;

  • И зобрази пунктирной линией на рисунке орбиту новой планеты.


















Задание 3.

Таня много интересуется вопросами астрономии. В энциклопедии «Вселенная» она нашла таблицу с характеристиками планет Солнечной Системы.

Планеты

Расстояние от Солнца

(млн.км)

Диаметр,

(примерно), тыс.км

Время обращения вокруг Солнца (год)

Время обращения вокруг своей оси (земные дни)

Число спутников

Температура на поверхности

Меркурий

70

5

88 дней

59 дней

Нет

От -170º до 400ºС

Венера

109

12

225 дней

243 дня

Нет

От -183º до 480ºС

Земля

152

13

365 дней

24 дня

1 (Луна)

22ºС (средняя)

Марс

250

7

687 дней

24 дня

2 (Фобос и Деймос)

От -120º до 25ºС

Юпитер

815

143

11 лет 10 мес.

10 часов

Больше 16

130ºС (средняя)

Сатурн

1507

120

29 лет мес.

Почти 11 часов

Больше 22

170ºС (средняя)

Уран


3004

52

84 года

17 часов

Больше 15

214ºС

Нептун

4537

50

165 лет

16 часов

Больше 8

220ºС (средняя)

Плутон

7375

2

248 лет

6 дней

1

230ºС

(средняя)


Помоги Тане представить разными способами данные с характеристиками планет.































Апрель


Задание 1.«Природные зоны»

Каждая природная зона Земли – это «блюдо» в планетной кухне, «изысканное кушанье», приготовленное самой Природой из горных пород, воздуха, растений и животных, заправленное влагой и солнечным теплом. Все это намешано в разных соотношениях и в различных вариантах.

3.1. Рассмотри график.

Г одовые осадки, мм На графике подписаны названия ПЗ (УТ 1)стр64


400



300



200


1 00



30 20 10 0 -10

Среднегодовая температура,ºС


Определи по графику, для какой природной зоны характерны количество осадков – менее 150 мм.

Среднегодовая температура - 0º С - +20º С






























Задание 2. Учащиеся 4-го класса достраивали график «Взаимосвязь численности обитателей леса» и объясняли, как будет меняться их численность в результате отстрела волков. Мнения ребят разошлись:


Маша: «В природе все стремится к равновесию. Даже после отстрела волков – санитаров

лесачисленность оленей резко снизится. Количество деревьев будет увеличиваться с

каждым годом».




деревья




олени




волки




Отстрел волков


Дима: «После отстрела волков резко увеличится численность оленей, так как ничто уже не будет представлять угрозу их жизни. Но, следует отметить, что сократится количество деревьев – кормовой базы этих животных. Возникнет угроза лесу».



деревья




о лени





волки




Отстрел волков


  • С кем из ребят ты согласен? Если нет, выскажи свое мнение.











Задание 3. В лесной местности построили вначале один, а затем второй поселок. Как будет меняться численность животных?

Дорисуй график и объясни, как ты себе представляешь ход развития событий.

ч исло животных




зайцы



вороны




м едведи




1 поселок 2 поселок время







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!