СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для проверки усвоения знаний обучающихся по литературному чтению (4 класс, система Д.Б. Эльконина - ВВ. Давыдова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проверки усвоения знаний обучающихся по литературному чтению (4 класс, система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова)

Просмотр содержимого документа
«Материал для проверки усвоения знаний обучающихся по литературному чтению (4 класс, система Д.Б. Эльконина - ВВ. Давыдова)»

Литература

Ноябрь

Малые жанры УНТ

Прочитай тексты.

Задание 1. Определи, к какому жанру относятся эти тексты. Подпиши.



1. __________________ 2. ____________________

Пошёл котик во лесок, Купим сыну валенки,
Нашёл котик поясок, Наденем на ноженьки,
Чем люлечку подцепить, Пустим по дороженьке.
Да Ванюшку положить. Будет наш сынок ходить,
Ваня будет спать, Новы валенки носить.
Котик Ваню качать.
Будет серенький качать
Да Ванюшку величать:
"Сон да Дрёма,
Усыпи моё дитя!"
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою!



3.____________________________

Кто в слове скор, тот в деле редко спор.

Не бей в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною.

4.__________________________ 5._____________________________

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. Рассыпала Лукерья

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов. Серебряные перья.

6._______________ 7.___________________________



Что ты, белая береза, Лева
Ветра нет, а ты шумишь? Видел Домового.
Ретиво мое сердечко, С Лешим
Горя нет, а ты болишь. С детства дружит Вова.

Ты узнай меня, миленок, А у Томы -

По широкой полосе: Гном
На мне платье голубое, Как дома:
Лента алая в косе. Тома кормит кашей
Гнома.
Только в доме украшенье, - У меня , -
Когда солнышко взойдет. Сказала Галка, -
Только сердцу утешенье, В ванне плавает Русалка.
Когда миленький придет… - Хватит врать!

Русалка в ванне,
Как известно всем у Вани.

Задание 2. Ребята из другого класса, выполняя задание 1.1., кое-что заметили. Прочитай.

С кем из ребят ты согласен? Отметь значком.

Маша

Тимур

1 и 2 текст – это потешки.


1 и 5 текст – это народные песни.

7 текст – это небылица.


Ирина

Егор

4, 6 и 7 тексты – это скороговорки.


7 текст – это и скороговорка ,и небылица.

6 текст – это и скороговорка ,и загадка.




Напиши, как мог рассуждать Егор. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Сочини свой текст, используя выразительные средства двух любых жанров: небылица, загадка и скороговорка.

Можешь использовать слова: мишка, мышка, мушка, шишка, Тишка, кошка, крышка и др.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Декабрь

Работа с текстом

Прочитай текст.

Неспетая песня.

Рано утром выплыл гусь на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный, - так захотелось спеть гусю. – Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».

А пока он собирался петь о себе похвальную песню, поглядел вокруг и говорит:

- Не буду я петь о себе песню. Тополь меня стройнее, снег белее, гора выше, солнце краснее лапок, озерная вода чище глаз.

Застыдился он и не спел свою песню. А жаль.

Все –таки, это был великолепный гусь. Ростом он был как гора. Бел, как снег. Строен, как тополь. Лапки у него были красны, как солнце. Глаза чисты, как озерная вода.

Удивительный был гусь, красивый, прекрасный!

( Б. Сергуненков )

Задание 3.1. Что ты узнал о главном герое? Опиши его.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.2. Ребят спросили, как рассказчик относится к своему герою. Они ответили так:



Миша и Ира:

Таня:

Олег:

Рассказчик его осуждает за то, что гусь похваляется и считает себя лучше других.

Рассказчик хвалит гуся, даже восхищается его красотой: «все-таки, это был великолепный гусь».

Рассказчик «смеется» над ним: глупый самовлюбленный гусь, хвалится самому себе.



С кем из ребят ты согласен? Докажи текстом (подчеркни)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3.3. Что автор хотел передать читателю этим рассказом?

Какой вывод ты сделал из этого текста?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Январь

Жанры УНТ

Прочитай текст.

Ах ты, ноченька, ночка темная,
Ночка темная, ах, ночь осенняя.
Что же ты, ноченька, да при … притуманилась,
Что ж, осенняя, ах, принахмурилась?

Что же ты, девица, притуманилась,
Что же ты, красная, ах, припечалилась?
«Как же мне, девице, да не… да не туманиться,
Как же мне, красной, да не печалиться?

Нет ни матушки, да нет, да нет ни батюшки,
Только есть у меня ах, мил сердечный друг.
Да и тот со мной да не… да не в ладу живет,
Не в ладу живет, ах, не в согласии…»



Задание 2.1. Определи жанр произведения.

А) стихотворение В) протяжная песня

Б) закличка г) хороводная

Задание 2.2. Когда у ребят спросили, о чем это произведение, они ответили так:



Миша:

Таня:

Олег:

Ира:

Об осенней ночи, ночь темная и хмурая.

О красной девице, о ее печали.

О разговоре девицы и ночки темной.

Про семью девушки: батюшку, матушку, друга.



С кем из ребят ты согласен? Докажи свое мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.3. Произведение не закончено. Попробуй дописать еще одну строфу, чтобы его закончить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Февраль

Работа с текстом



Прочитай сказку Валерия Яковлева.

Полено

В углу двора была аккуратно сложена поленница. В поленнице жили дрова, заготовленные загодя, еще летом. Некоторые поленья гладкие, без сучков и оттопыривающихся щепок, очень гордились своим совершенством, презирая уродство других – корявых, с сучковатыми бородавками, торчащими во все стороны.
Время от времени приходил хозяин и уносил несколько поленьев в дом, где складывал их подле, горевшего ярким пламенем, очага. Одно за другим поленья оказывались в огне и жарко сгорали, быстро превращаясь в седую, невесомую золу, причем, и совершенные и уродливые горели абсолютно одинаково, с одинаковой скоростью превращаясь в ничто.
Посредине зимы ударили сильные морозы. В самом нижнем ряду одно из поленьев очень страдало от холода и завидовало тем, кто был сверху, ведь они совсем скоро, возможно уже сегодня, окажутся в доме и согреются в очаге.
- Как бы я хотело оказаться на вашем месте, - плакало это полено, - Судьба так несправедлива ко мне. Я оказалось среди неудачников, в самом низу, где мне суждено сгинуть от зимней стужи или утонуть в грязной луже, когда начнется оттепель.
Но, вот однажды, на двор вышел хозяин со своим соседом, шарманщиком Джузеппе. Они подошли к поленнице и задумчиво стояли подле неё, долго рассматривая поленья.
- Если ты не против, я возьму вот это? – наконец произнес шарманщик и выдернул из нижнего ряда то самое, несчастное полено. Любезно поблагодарив доброго соседа, Джузеппе взял полено подмышку и, поспешил по заснеженной улице к своему другу Карло, жившему неподалеку.
Что стало с поленом дальше, вы, по-видимому, догадываетесь. Да, да, именно из этого полена Карло смастерил неслуха Буратино. Так вот. Не следует торопиться сгореть в очаге, даже тогда, когда вы чувствуете себя несчастным, замерзшим или никчемным. Кто знает, может и из вас получится что-нибудь путное, как из того самого полена?


Задание 1. Как ты понял, о чем эта сказка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2. У детей: Иры, Маши и Тимура, спросили, как они понимают слова из сказки:

«Не следует торопиться сгореть в очаге, даже тогда, когда вы чувствуете себя несчастным, замерзшим или никчемным. Кто знает, может и из вас получится что-нибудь путное, как из того самого полена?». Они их объяснили так:



Ирина

Маша

Тимур

Сгореть в очаге – значит умереть,

лучше хоть и плохо, но жить.


Не надо расстраиваться раньше

времени, «опускать руки», все еще может перемениться.

Когда ты замерзаешь, то мечтаешь согреться в костре. Но лучше согрейся другими способами!



С чьим мнением ты согласен? Напиши свою точку зрения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Напиши сочинение – отзыв о сказке Валерия Яковлева «Полено».

( Свое читательское мнение, авторский замысел, а также, характеристику героев произведения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Март

Структура жанра «бытовая сказка»

Прочитай латвийскую народную сказку.

Бедняк и богач.

Бедняк в лесу на берегу реки рубил деревья. Только вдруг топор ши-ик! — и соскочил с топорища. В реку бултых — и утонул.
Горько заплакал бедняк:
— Ай, ай, я несчастный! Чем теперь буду деревья рубить, на хлеб зарабатывать?
В это время — топтык-потоптык! — выходит из лесу хромой старик, можжевеловая борода, нос — еловая шишка, и спрашивает:
— О чем ты плачешь, добрый человек? Что с тобой случилось?
— Как мне не плакать, коли мой топор упал в реку, а другой купить не смогу! Чем теперь буду деревья рубить, детям, чем на хлеб заработаю?
— Ладно, не плачь, я тебе его выловлю! Старик скинул тулуп, снял лапти — и бултых в воду! Минуты не прошло — вынырнул из воды с золотым топором и говорит:
— На, бери! Ведь это твой топор?
— Ах, нет! Ах, нет! Это не мой! — отвечает бедняк. Нырнул старик опять и вынырнул с серебряным топором.
— Ой, нет, нет! Это не мой топор! — крикнул бедняк.
В третий раз нырнул старик и вытащил железный топор.
— Вот этот мой! Этот мой! — заплясал бедняк от радости.— Спасибо тебе, старичок, за добрую помощь, за услугу.
Взял бедняк топор из рук старика и уже хотел было бежать домой.
— У-у-у-у-у! — окликнул его старик.— Раз ты такой правдивый и не жадный — на, возьми и эти топоры, золотой и серебряный.
Пришел бедняк домой с тремя топорами и обо всем рассказал семье.
Услыхал про это счастье один богатый сосед. Взял он свой топор и пошел в лес. Пришел на то же самое место у реки, стук-стук в дерево... Топор легонько был прикреплен к топорищу — шлеп! — и упал в воду.
Застонал богач:
— Ай, ай, я несчастный! Ай, ай, я пропащий! В это время из лесу — топтык-потоптык! — и приковылял хромой старик, можжевеловая борода, нос — еловая шишка, и спрашивает:
— Чего, человек, горюешь?
— Как мне не горевать: рубил дерево, топор с топорища соскользнул и упал в воду. Кто мне его теперь выловит?
— Ну, успокойся, я его вытащу,— сказал старик и, скинув тулуп, бултых в воду!
Минуты не прошло, выплыл с железным топором в руках.
— Это твой!
— Нет, не мой! — отвечает богач. Старик опять погрузился в воду и вынырнул с серебряным топором.
— Твой ли этот?
— Нет, не мой! Мой был лучше! В третий раз нырнул старик и вытащил золотой топор.
— Вот, вот это мой! — обрадовался богач.— Я издали его узнал.
Только он это сказал, старик бултых в воду с золотым топором — и пропал. А богач, быть может, еще и сегодня на берегу сидит и ждет, когда старик вынырнет и принесет ему бриллиантовый топор.

Задание 1.1. Определи главную мысль сказки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2. Рассматривая жанровые особенности данного текста, дети высказали следующее:

  1. Герои – обычные люди.

  2. Ритм прозаический.

  3. Есть волшебный помощник.

  4. Здесь рассказчик – повествователь.

  5. Высмеивается и наказывается жадность.

  6. Троекратные повторы испытаний.

  7. Есть зачин, развитие действия и концовка.

  8. Картина жизни – небывалая.

  9. Здесь нет героев – животных.


-Отметь только те высказывания, которые помогают определить жанр этого произведения.

-Как ты определил жанр сказки «Бедняк и богач»? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.3.

Сочини отрывок из сказки, названием которой будет одна из пословиц: « Как аукнется, так и откликнется » или « Вранье не ведет в добро», пользуясь выразительными средствами и волшебной, и бытовой сказки. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Апрель

Сказочные жанры устного народного творчества.



Прочитай текст.

Жадный богатей




Жили два брата: богатый и бедный. Богатый сам ничего не делал, было у него много работников. А бедный удил в озере рыбу - тем и жил.
Справлял раз богатый свадьбу - сына женил. Много собралось у него гостей.
“Пойду-ка и я к брату в гости”, - думает бедняк. Взял он взаймы у соседей каравай хлеба да и пошел на свадьбу.
Пришел и стоит на пороге с хлебом. Увидел его богатый брат:
- Ты чего притащился? У меня тут гости не тебе чета! Убирайся отсюда!
И прогнал его.
Обидно стало бедному брату. Взял он удочку и пошел рыбу ловить. Сел в старый челнок и выплыл на середину озера. Удил, удил - а все мелкая рыбешка попадается. А тут и солнце уже заходит. “Ну, - думает бедный рыбак, - закину на счастье еще разок”. Закинул он удочку и вытащил такую рыбину, какой отродясь не видывал: большая да вся серебряная.
Порадовался он дивной рыбине и стал ее в торбу* запихивать. А та и говорит вдруг голосом человечьим :
- Не губи меня, добрый человек, отпусти назад в озеро.
Вспомнил рыбак про своих детей и говорит:
- Не могу тебя отпустить - и сам я голодный, да и дети давно есть хотят. С чем я домой вернусь?
- Раз ты такой бедный, - говорит рыбина, - то засунь руку мне в рот и вытащи оттуда золотой перстенек.
Осмелел рыбак, сунул руку рыбине в рот и вытащил оттуда золотой перстенек.
- Выбрось свою мелкую рыбешку из челна и кинь туда перстенек этот, - говорит рыба.
Так рыбак и сделал. И только бросил он на дно челнока перстенек, как вмиг стала целая куча денег.
Отпустил рыбак рыбину в озеро, а сам к берегу побыстрее поплыл. Снял он на берегу рубаху, сложил в нее деньги и пошел домой.
Зажил теперь бедный брат так, что лучше и не надо. Поставил новую хату и созвал гостей на новоселье. А брата не позвал - не мог простить ему обиды.
Проведал богатый, что его бедный брат новую хату построил и с гостями пирует. Говорит он сыну:
- Ступай, погляди, что у него там делается. Пришел сын, поглядел, да и бегом назад.
- Ой, - говорит отцу, - у тебя того нету, что у твоего бедного брата, - и хата новая, и скотины полно, и на столе всего вдосталь!
Богатый так от зависти и почернел. Посылает опять сына, чтоб позвал бедного брата.
Приходит бедный брат к богатому.
- Откуда у тебя столько добра? - спрашивает богатый брат бедного. - Ты, говорят, живешь лучше моего.
Бедняк все и рассказал, как было.
Как услыхал это богатый, так руки у него и зачесались.
“Пойду-ка, - думает, - и я поймаю ту рыбину”.
Взял он удочку покрепче, сел в новый челнок, да и поплыл на середину озера. Ловил, ловил и выудил-таки дивную рыбину.
- Не губи меня, - просит рыбина, - отпусти назад, у меня там дети малые... - Нет, голубушка, - заупрямился богатый. - Не пущу! Дай мне такой же перстенек, какой дала ты моему брату.
- Так брат твой был бедный, у него и хлеба не было. А тебе-то зачем?
- Как так зачем? Не хочу, чтоб брат был богаче меня! Давай перстенек и все! А нет - отнесу тебя домой и зажарю.
- Ну что ж, - говорит рыбина. - Бери, коли ты такой уж завистливый. Мне-то что.
Раскрыла она рот. А жадный богатей всунул ей в рот руку по самый локоть. Тут рыбина как придавит зубами - откусила руку и нырнула с нею на дно озера.
Воротился богатый брат домой и без денег, и без руки.
Так ему и надо!



Торба* - дорожный мешок.

Задание 1. Определи, к какому роду и жанру относится этот текст. Обведи нужные варианты.

Род Жанр

А) лирика а) волшебная сказка

Б) эпос б) сказка о животных

В) драма в) бытовая сказка

Задание 2. Ребята, рассуждая о жанровых особенностях сказки, высказали следующее. Прочитай.

Маша

Тимур



Я думаю, что это сказка волшебная, потому что там была рыба, которая творила чудеса, а еще был волшебный предмет – золотой перстень.



Я считаю, что это сказка о животных, т.к. здесь есть рыба, которая ведет себя как люди – она умеет говорить, а сама живет в озере, как обычная рыба.


Ирина

Егор

Я считаю, что эта сказка бытовая, т.к. герои там обычные люди, не волшебники, два брата – бедный и богатый.


Я думаю, что это сказка и о животных и волшебная, потому что там есть животное и оно выполняет желания.




С кем из ребят ты согласен? _______________________________________________________

Как бы ты объяснил свою точку зрения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3. Придумай отрывок из сказки, где встречаются сразу два жанра: волшебной и бытовой сказки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!