СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для родительского собрания 1-3 кл. (начальная школа): Тема: Важные аспекты полового воспитания учащихся младших классов с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· у некоторых младших школьников имеются представления о том, что такое семья. Но при раскрытии роли матери и отца, дети указывают на хозяйственно-бытовую, социально-экономическую функции родителей в семье;

· у детей с умственной отсталостью отмечаются затруднения в понимании и объяснении, кто такая мама и папа, возможно, они понимают, но не могут это выразить словесно, в силу своего интеллектуального дефекта;

· у большинства младших школьников лучше усвоены женские роли, это связано с тем, что в основном учебный персонал составляют женщины, идет процесс феминизации, поэтому им эта роль более близка и понятна. Особенно это проявилось в беседе;

Просмотр содержимого документа
«Материал для родительского собрания 1-3 кл. (начальная школа): Тема: Важные аспекты полового воспитания учащихся младших классов с умственной отсталостью.»

Материал для родительского собрания 1-3 кл. (начальная школа):

Тема: Важные аспекты полового воспитания учащихся младших классов с умственной отсталостью.

Педагог-психолог Ещенко В.Г.


На основе имеющихся исследований, направленных на выявление особенностей половой идентификации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, представлены следующие выводы:

· знание своего пола и возраста у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости сформировано;

· отмечается недостаточность знаний о человеке противоположного пола, у большинства они размыты и поверхностны, возможно, это связанно с непониманием самого слова «противоположный»;

· знание о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном поле;

· большинство идентифицируют себя с образом школьника (цы), т. е. со своим социальным статусом;

· в качестве привлекательного образа у детей младшего школьного возраста выступает образ юной девушки у девочек, что свидетельствует о неудовлетворенности своей ролью и желанием быстрее вырасти; у мальчиков привлекательным образом выступал образ мужчины, что тоже свидетельствует о желании быстрее вырасти;

· в качестве привлекательного образа у подростков выступает образ «взрослый мужчина» и «юноша» у мальчиков и у девочек: «юной девушки» и «взрослой женщины»;

· в качестве непривлекательного образа у младших школьников выступает образ старости, который указывает на то, что выбор детьми этого образа связан с эмоциональным неприятием;

· у некоторых младших школьников имеются представления о том, что такое семья. Но при раскрытии роли матери и отца, дети указывают на хозяйственно-бытовую, социально-экономическую функции родителей в семье;

· у детей с умственной отсталостью отмечаются затруднения в понимании и объяснении, кто такая мама и папа, возможно, они понимают, но не могут это выразить словесно, в силу своего интеллектуального дефекта;

· у большинства младших школьников лучше усвоены женские роли, это связано с тем, что в основном учебный персонал составляют женщины, идет процесс феминизации, поэтому им эта роль более близка и понятна. Особенно это проявилось в беседе;

· больше чем у половины младших школьников и старшеклассников с умственной отсталостью понимание и представление об образе «Я – в будущем» скудно в связи со снижением уровня развития воображения;

· у многих отмечается несоответствие изображения возрастным характеристикам, имеющимся во времени в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я – в будущем»;

· большинство детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости более подробно изображают образ «Я – в настоящем», отмечается меньшая схематичность в рисовании, образ более декорирован, детальней прорисован;

· в рисунках младших школьников имеются особенности, характерные для изобразительной деятельности умственно отсталых детей;

- изображение рисунка примитивно, схематично, шаблонно, также отмечается наличие рисунка – «головонога»;

- отсутствие некоторых частей фигуры человека;

- смещение изображаемого от центра рисунка

- практически не прорисовывают элементы половой идентификации таких как: особенности тела по мужскому и женскому типу строения, наличие вторичных половых признаков, оформление, декорирование;

· в рисунках младших школьников и подростков с умственной отсталостью наблюдается непоследовательность в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я - в будущем».

На сегодняшний день не теряет своей актуальности проблема воспитания детей в школах-интернатах.

Могут быть выбраны следующие методы полового воспитания (но они более продуктивны в работе с подростками):

1. Беседа с детьми о понимании своего пола;

2. Беседа с педагогом;

3. Проективный метод «Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем»;

4. Эксперимент Белопольской Н. Л. «половозрастная идентификация»;

5. Проективный метод «Нарисуй мужчину и женщину».

Половая идентификация умственно отсталых детей наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте. (Это находит подтверждение в ряде научных исследований).

Исследователи указывают, что имеет место значительное отставание в развитии детей с умственной отсталостью от детей с нормальным темпом развития. Тем самым, большое значение, приобретает более ранняя коррекционно-развивающая работа по половому воспитанию.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей дол­жна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.

Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без допол­нительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и раз­ных видов прикладной деятельности для возможно более полного усвоения.

Должны учиты­ваться индивидуальные особенности развития личности, возмож­ности успешной адаптации и усвоения, сложных как по фор­ме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.

Цель полового воспитания - сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Задачи полового воспитания.

1. Формирование полоролевых позиций (сущность и нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).

2. Формирование между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов.

3. Подготовка к будущей семейной жизни - к роли отца и матери.

4. Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью (знания о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

5. Удовлетворение познавательных интересов детей.

Принципы полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и мед.работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста учащихся;

- принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети (этот и след. принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в кот. живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им)

Своеобразие полового воспитания учащихся с нарушением интеллекта

Изучение психосексуального развития учащихся с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка. Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.


Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание учащихся с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!