СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для самостоятельных работ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки для учащихся по русскому языку для индивидуальной работы.

Просмотр содержимого документа
«Материал для самостоятельных работ по русскому языку»


Карточка 1. (А) Спиши. Определи число глаголов.

Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой




Карточка 2. (В)

Отгадай загадки.

  1. Летом вырастают, а осенью опадают.

  2. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проли­
    вает.

3) Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день, и ночь
Стучим, стучим.

4) Летит - воет, сядет - землю роет.

Выпиши глаголы. Определи их число.








Карточка 3. (С)

Прочитай.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал.

Н. Некрасов

Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й -во множественном.























Карточка 4. (А)

Прочитай.

В конце весны появляется одуванчик. Неприхотливое растение цветёт почти всё лето.

В одних странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и с удовольствием едят. Из мо­лодых листьев делают салат, а из сухих готовят приятный напиток.

Спиши. Обозначь число глаголов.





Карточка 5. (В)

Спиши загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) В..снойвес..лит, летом хол..дит, осенью п..тает, з..мой
согр..вает. (Дерево.)

2) Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины
там и тут в круглых домиках ж..вут. (Бобры.)

3) Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт. (Радио.)
Обозначь число глаголов.






Карточка 2. (В)

Прочитай.

Весна. Вот это слово Привет весне,

Весело склоняется! Встречай весну.

Пришла весна, Весна, весны, весне, весну,

Дождись весны, Весною, о весне.

Выпиши слова весна с падежными вопросами.





Карточка 3. (С)

Прочитай и озаглавь текст.

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Приле­тел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега то­порщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он - маленький пернатый лесовод.

Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.










Карточка 4. (А)

Прочитай и запомни несклоняемые имена существительные. Депо, шоссе, какао, такси, фойе, радио, кино, пальто, метро, ателье, кофе, конферансье, пюре.

Напиши несклоняемые имена существительные по тематическим группам: 1) продукты питания; 2) транспорт; 3) культура; 4) одежда.





Карточка 5. (В)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Вставь существительное вода в нужном падеже. Обозначь падеж.

НАША РЕЧКА.

Через нашу д..ревнют..чётр..ка. Её прозрачная бл..стит

на солнце. У растут ивы. Своими з..лёнымив..твямиони

склоняются к . Синие стрекозы л..тают над . Стайки сер..бристых рыбок р..звятся в прозрачной . В жаркий летний день приятно войти в такую и искупаться.







Карточка 6. (С)

Спиши. Определи падеж слова берёза. В скобках напиши вопрос. Подчеркни предлоги.

ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ.

Ветер занёс под берёзу семечко. Выросла под берёзой ёлочка. Берёза защищала её от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине. Шелестят осенние листики на берёзе. Этот шелест будит спящих под деревьями зай­цев. Они встают и уходят. Вот один вышел из-под ёлки и остано­вился. Слушает заяц. Везде шелестит. Куда идти? И пошёл он от берёзы к берёзе.





Карточка 7. (А)

Спиши предложения. Определи падеж слова счастье. В скобках на­пиши вопрос.

1) Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

  1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.

  2. Велика радость - дарить людям счастье!

  3. Герои сказок отравлялись за счастьем в трудный путь.

  4. Человек живёт с мечтой о счастье.













Карточка 5. (В)

Спиши пословицы. Определи падеж слова дело.

  1. Дело шуток не боится.

  2. От слова до дела целая верста.

  3. Не по сути дело, а по делу суть.

  4. Ты за дело, а дело за тебя.

  5. Велик телом, да мал делом.

  6. И умен, и крепок, и в деле гож.




Карточка 9. (С)

Спиши. Определи падеж выделенных существительных.

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету бантов

Не беда,

Бабочки летят сюда!




Карточка 14. (В)

Прочитай. Укажи части речи.

  1. В морозной тишине стрекотали сороки (А. Гайдар).

  2. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд (Е. Трут-
    нева).

  3. Привольно шумят золотые поля (В. Мальков).

  4. Седые туманы плывут к облакам (А. Пушкин).





Карточка 75. (С)

Подбери к данным словам другие слова, близкие по значению. Над­пиши, какой частью речи они являются.

Буря - ..., азбука - ..., доктор - ..., храбрый - ..., грустный -..., смеётся - ..., трудится - ..., друг - ..., ветхий - ..., спешит - ..., весёлый - ..., глядит - ....




Карточка 16. (А)

Подбери к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

ягода, улица,

язык, погода,

одежда, класс,

помидор, огурец,

фамилия, самолёт.





Карточка 17. (В)

Прочитай слова. Определи, какой частью речи они являются.

Шутить - ..., бурлить - ..., молчать - ..., болтать - ..., гово­рить - ..., хвастаться - ..., ворчать - ..., шуметь - ....

Подбери и напиши к каждому слову однокоренные прилагательные с суффиксом -лив-.





Карточка 18. (С)

Выпиши из стихотворения однокоренные слова. Надпиши, какой ча­стью речи они являются.

* * *

Снег да снежные узоры.

В поле вьюга, разговоры.

В пять часов уж тьма.

День - коньки, снежки, салазки. Вечер - бабушкины сказки.

Вот она зима.

А. Блок





Карточка 19. (А)

Подбери к данным словам противоположные по значению слова. Надпиши, какой частью речи они являются.

Радость - ..., день - ..., узкий - ..., утро - ..., ранний - ..., от­крыть - ..., молчит - ..., горячий - ..., идёт - ....





Карточка 20. (В)

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В глуши л..сной, в глуши з..лёной, Всегда т..нистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из к..мнейр..дник студёный.

И. Бунин

Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.







Карточка 12. (С)

Составь и напиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из скобок. Там, где нужно, изменяй слово.

Косой, покатый (крыша, дождь). Крупный, огромный (зёрна, озёра).

Старый, пожилой (возраст, дом).

Мирный, спокойный (договор, море).

Нежный, мягкий (хлеб, песня).

Ценный, дорогой (гость, совет).

Из слов каких частей речи ты составил словосочетания?






Карточка 21. (С)

Прочитай.

1) Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

Белое покрывало поле покрывало.

  1. Трава на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

Спиши. Выдели слова, которые звучат одинаково. Определи, какой частью речи они являются.




Карточка 23. (В)

Прочитай скороговорку.

Говорит попугай попугаю:

  • Я тебя, попугай,
    попугаю.
    Попугаю в ответ
    попугай:

  • Попугай,
    Попугай,
    Попугай.

В. Бахревский

К каким частям речи относятся выделенные слова?




Карточка 24. (С)

Прочитай.

  1. Рой пчёл кружится над цветущей липой.
    Рой яму глубже!

  2. Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

3) Не плачь из-за пустяков!

Из соседней комнаты послышался плач ребенка.

  1. Мы стали работать лучше.
    Коньки сделаны из стали.

  1. Варя шила платье.

У Серёжки нет шила.

6) Строй дома!
Дети стали в строй.

Спиши. Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!