7 класс. Урок № -4
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)»
1.- Под ЧС принято понимать обстановку на определённой территории или акватории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Любые ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.
2.- ЧС классифицируются:
*по причинам возникновения, *скорости распространения, *по масштабу.
По причинам возникновения различают ЧС: .-Природные; 2.- Техногенные; 3.- Социальные;
4.- Биологические; 5.- Экологические
3.- Для борьбы ЧС на всех уровнях государственной исполнительной власти созданы специальные органы управления, силы и средства.
Для ликвидации ЧС в нашей стране создана специальная система – Единая государственная система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций (РСЧС)
4.- В масштабе страны их объединяет – Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (кратко РСЧС). Защита населения является важнейшей задачей РСЧС, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.
5.- РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации ЧС – это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов. Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных ЧС могут привлекаться Вооружённые Силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
6.- К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:
*прогноз ЧС;
*сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения
*подготовка населения к действиям в ЧС
*ликвидация ЧС
*создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
7.- Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:
*прогноз возможных ЧС и их последствий для населения
*непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды
*оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС
*эвакуация людей из опасных зон
*подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления
*проведение спасательных работ.
8.- Дать определение Экстремальная ситуация – экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека, напряжения всех его физических и духовных сил. Например – когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки по «Основам безопасности жизнедеятельности».
9.- Стихийные бедствия - это явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда к гибели людей, разрушений, пожаров и уничтожению материальных ценностей.
10.- *К стихийным бедствиям относятся – землетрясения, извержение вулканов, цунами, наводнения, пожары, ураганы, смерчи, обвалы, селевые потоки, оползни, снежные заносы
числа природных катастроф. Сейчас они превосходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 10 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.
11.- **Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей.
Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.
12.- Особое внимание уделяется подготовке учащейся молодёжи. Введение в 1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях нового курса – «Основы безопасности жизнедеятельности» - тому подтверждение.
-Отнеситесь серьёзно к изучению и практическому освоению данного курса. То, что хорошо усвоено в юности, остается на всю жизнь, а эти знания пригодятся всегда.
****По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3.5 млн. человеческих жизней.
**Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно и без паники.
13.- Под ЧС природного происхождения понимается неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившиеся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.
14.- Источники опасного природного явления: *извержение вулкана, *оползень, *землетрясения, *сель, *карст, *эрозия, *цунами, *лавина, *наводнение, *сильный ветер, *смерч, *сильные осадки, *засуха, *заморозки, *туман, *гроза, *природный пожар.
15.- Все опасные природные явления можно разделить на шесть больших групп в зависимости от механизма их происхождения:
1- Геофизические; 2- Геологические 3- Метеорологические (агрометеорологические)
4- Морские гидрологические 5- Гидрологические 6 - Природные пожары.
16.- Между опасными природными явлениями существует весьма тесная связь: Землетрясения вызывают – обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины;
*Многие ураганы и смерчи сопровождаются сильными ливнями, грозами и градом.
*Кроме того стихийные бедствия часто влекут за собой техногенные аварии и катастрофы, социальные беды и конфликты, нарушение теплоэнергоснабжения, ДТП, кражи и насилие.
**На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления.
17.- Опасные природные явления:
1.- Опасные Геофизические явления: *землетрясения, *извержение вулканов, *магнитные бури.
2.- Опасные Геологические явления: *обвалы, оползни, *сели, *склоновый смыв, *карстовая просадка поверхности, *разрушение берегов волнами, *разрушение горных пород ветром, водой, *повышение уровня грунтовых вод.
3.- Опасные Метеорологические (агрометеорологические) явления: *бури, *ураганы, *смерчи, *шквалы, *сильный дождь (ливень), *крупный град, *сильный гололёд, *сильный мороз, *сильная метель, *лавины, *засуха, суховей, *пыльные бури, Сильный туман.
4.- Опасные Морские гидрологические явления: *тайфуны, *цунами, *сильное волнение, *сильное колебание уровня моря, *сильный тягун в портах, *интенсивный дрейф льдов, *непроходимый лёд, *обледенение судов и портовых сооружений, *отрыв прибрежных льдов. *затирание плавсредств.
5.- Опасные Гидрологические явления: *высокие уровни воды 9наводненияя, половодье. Дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны)
6.- Природные пожары: *лесные пожары. *пожары степных и хлебных массивов, *торфяные пожары, *подземные пожары горючих ископаемых.
Ниже представлена Схема № -1, которую Все должны знать наизусть, т.к. она нужна будет в 7-11 класс
Опасные природные явления. Схема «-1. Стр.13-14
Опасные Геофизические явления: | Опасные Метеорологические явления: | Опасные морские гидрологические явления: | Опасные Гидрологические явления: |
*Землетрясения | *Бури | *Тайфуны | *Высокие уровни воды: -(наводнения; -половодье; -дождевые паводки; - заторы; -зажоры; -ветровые нагоны) |
*Извержение вулкана | *Ураганы | *Цунами | *Низкие уровни воды |
Магнитные бури | *Смерчи | *Сильное волнение | *Ранний ледостав |
| *Шквалы | *Сильное колебание уровня моря | |
| *Сильный дождь (ливень) | *Сильный тягун в портах | |
Опасные Геологические явления: | *Крупный град | *Ранний ледяной покров | Природные пожары: |
*Обвалы | *Сильный гололёд | *Интенсивный дрейф льдов | *Лесные пожары |
*Оползни | *Сильный мороз | *Непроходимый лёд | *Пожары степных и хлебных массивов |
*Сели | *Сильная метель | *Обледенение судов и портовых сооружений | *Торфяные пожары |
*Склоновый смыв | *Лавины | *Отрыв прибрежных льдов | *Подземные пожары горючих ископаемых |
*Карстовая просадка поверхности | *Засуха | *Затирание плавсердств | |
*Разрушение берегов волнами | *Суховей | | |
*Разрушение горных пород ветром, водой | *Пыльные бури | | |
*Повышение уровня грунтовых вод | *Сильный туман | | |
Опасные природные явления. Схема «-1. Стр.13-14
18.- Все опасные природные явления можно разделить на шесть больших групп в зависимости от механизма их происхождения:
1- Геофизические; 2- Геологические 3- Метеорологические (агрометеорологические)
4- Морские гидрологические 5- Гидрологические 6 - Природные пожары.
19.- Между опасными природными явлениями существует весьма тесная связь: Землетрясения вызывают – обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины;
*Многие ураганы и смерчи сопровождаются сильными ливнями, грозами и градом.
*Кроме того стихийные бедствия часто влекут за собой техногенные аварии и катастрофы, социальные беды и конфликты, нарушение теплоэнергоснабжения, ДТП, кражи и насилие.
**На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления.
20.- Опасные природные явления, Источники опасного природного явления сведены в таблицу,
Которую Все должны знать наизусть, т.к. она нужна будет в 7- 11 классе
9.- ВОПРОС:С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?-
С самого рождения- С 14 лет- Когда получишь права- Когда выйдешь на пенсию
7 класс. Урок № -4
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
1.- Под ЧС принято понимать обстановку на определённой территории или акватории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Любые ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.
2.- ЧС классифицируются: *по причинам возникновения, *скорости распространения, *по масштабу.
(**По причинам возникновения различают ЧС: .1.-Природные; 2.- Техногенные; 3.- Социальные;
4.- Биологические; 5.- Экологические).
3.- Для борьбы ЧС на всех уровнях государственной исполнительной власти созданы специальные органы управления, силы и средства.
Для ликвидации ЧС в нашей стране создана специальная система – Единая государственная система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций (РСЧС)
4.-В масштабе страны их объединяет – Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (кратко РСЧС). Защита населения является важнейшей задачей РСЧС, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.
5.- РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации ЧС – это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов. Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных ЧС могут привлекаться Вооружённые Силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.
6.- К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:
*прогноз ЧС; *сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения
*подготовка населения к действиям в ЧС *ликвидация ЧС
*создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
7.- Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:
*прогноз возможных ЧС и их последствий для населения *эвакуация людей из опасных зон
*непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды
*оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС, *проведение спасательных работ.
*подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления
8.- Дать определение Экстремальная ситуация – экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека, напряжения всех его физических и духовных сил. Например – когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки по «Основам безопасности жизнедеятельности».
9.- Стихийные бедствия - это явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда к гибели людей, разрушений, пожаров и уничтожению материальных ценностей.
10.-*К стихийным бедствиям относятся – землетрясения, извержение вулканов, цунами, наводнения, пожары, ураганы, смерчи, обвалы, селевые потоки, оползни, снежные заносы
числа природных катастроф. Сейчас они превосходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 10 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.
11.-**Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей.
Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.
****По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3.5 млн. человеческих жизней.
**Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно и без паники.
12.- Под ЧС природного происхождения понимается неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившиеся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.
Опасные Геофизические явления: | Опасные Метеорологические явления: | Опасные морские гидрологические явления: | Опасные Гидрологические явления: |
*Землетрясения | *Бури | *Тайфуны | *Высокие уровни воды: -(наводнения; -половодье; -дождевые паводки; - заторы; -зажоры; -ветровые нагоны) |
*Извержение вулкана | *Ураганы | *Цунами | *Низкие уровни воды |
Магнитные бури | *Смерчи | *Сильное волнение | *Ранний ледостав |
| *Шквалы | *Сильное колебание уровня моря | |
| *Сильный дождь (ливень) | *Сильный тягун в портах | |
Опасные Геологические явления: | *Крупный град | *Ранний ледяной покров | Природные пожары: |
*Обвалы | *Сильный гололёд | *Интенсивный дрейф льдов | *Лесные пожары |
*Оползни | *Сильный мороз | *Непроходимый лёд | *Пожары степных и хлебных массивов |
*Сели | *Сильная метель | *Обледенение судов и портовых сооружений | *Торфяные пожары |
*Склоновый смыв | *Лавины | *Отрыв прибрежных льдов | *Подземные пожары горючих ископаемых |
*Карстовая просадка поверхности | *Засуха | *Затирание плавсердств | |
*Разрушение берегов волнами | *Суховей | | |
*Разрушение горных пород ветром, водой | *Пыльные бури | | |
*Повышение уровня грунтовых вод | *Сильный туман | | |