СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для учителя к уроку ОБЖ по теме "«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителя к уроку ОБЖ по теме "«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС  (РСЧС)» 7 класс(термины и понятия)

Просмотр содержимого документа
«Материал для учителя к уроку ОБЖ по теме "«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» 7 класс»

7 класс. Урок № -4

«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)»

1.- Под ЧС принято понимать обстановку на определённой территории или акватории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Любые ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

2.- ЧС классифицируются:

*по причинам возникновения, *скорости распространения, *по масштабу.

По причинам возникновения различают ЧС: .-Природные; 2.- Техногенные; 3.- Социальные;

4.- Биологические; 5.- Экологические

3.- Для борьбы ЧС на всех уровнях государственной исполнительной власти созданы специальные органы управления, силы и средства.

Для ликвидации ЧС в нашей стране создана специальная система Единая государственная система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций (РСЧС)

4.- В масштабе страны их объединяетЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (кратко РСЧС). Защита населения является важнейшей задачей РСЧС, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

5.- РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации ЧС – это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов. Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных ЧС могут привлекаться Вооружённые Силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

6.- К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

*прогноз ЧС;

*сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения

*подготовка населения к действиям в ЧС

*ликвидация ЧС

*создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

7.- Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:

*прогноз возможных ЧС и их последствий для населения

*непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды

*оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС

*эвакуация людей из опасных зон

*подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления

*проведение спасательных работ.

8.- Дать определение Экстремальная ситуация экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека, напряжения всех его физических и духовных сил. Например – когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки по «Основам безопасности жизнедеятельности».

9.- Стихийные бедствия - это явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда к гибели людей, разрушений, пожаров и уничтожению материальных ценностей.

10.- *К стихийным бедствиям относятся землетрясения, извержение вулканов, цунами, наводнения, пожары, ураганы, смерчи, обвалы, селевые потоки, оползни, снежные заносы

числа природных катастроф. Сейчас они превосходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 10 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.

11.- **Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей.

Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.

12.- Особое внимание уделяется подготовке учащейся молодёжи. Введение в 1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях нового курса – «Основы безопасности жизнедеятельности» - тому подтверждение.

-Отнеситесь серьёзно к изучению и практическому освоению данного курса. То, что хорошо усвоено в юности, остается на всю жизнь, а эти знания пригодятся всегда.

****По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3.5 млн. человеческих жизней.

**Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно и без паники.

13.- Под ЧС природного происхождения понимается неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившиеся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.

14.- Источники опасного природного явления: *извержение вулкана, *оползень, *землетрясения, *сель, *карст, *эрозия, *цунами, *лавина, *наводнение, *сильный ветер, *смерч, *сильные осадки, *засуха, *заморозки, *туман, *гроза, *природный пожар.

15.- Все опасные природные явления можно разделить на шесть больших групп в зависимости от механизма их происхождения:

1- Геофизические; 2- Геологические 3- Метеорологические (агрометеорологические)

4- Морские гидрологические 5- Гидрологические 6 - Природные пожары.

16.- Между опасными природными явлениями существует весьма тесная связь: Землетрясения вызывают – обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины;

*Многие ураганы и смерчи сопровождаются сильными ливнями, грозами и градом.

*Кроме того стихийные бедствия часто влекут за собой техногенные аварии и катастрофы, социальные беды и конфликты, нарушение теплоэнергоснабжения, ДТП, кражи и насилие.

**На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления.

17.- Опасные природные явления:

1.- Опасные Геофизические явления: *землетрясения, *извержение вулканов, *магнитные бури.

2.- Опасные Геологические явления: *обвалы, оползни, *сели, *склоновый смыв, *карстовая просадка поверхности, *разрушение берегов волнами, *разрушение горных пород ветром, водой, *повышение уровня грунтовых вод.

3.- Опасные Метеорологические (агрометеорологические) явления: *бури, *ураганы, *смерчи, *шквалы, *сильный дождь (ливень), *крупный град, *сильный гололёд, *сильный мороз, *сильная метель, *лавины, *засуха, суховей, *пыльные бури, Сильный туман.

4.- Опасные Морские гидрологические явления: *тайфуны, *цунами, *сильное волнение, *сильное колебание уровня моря, *сильный тягун в портах, *интенсивный дрейф льдов, *непроходимый лёд, *обледенение судов и портовых сооружений, *отрыв прибрежных льдов. *затирание плавсредств.

5.- Опасные Гидрологические явления: *высокие уровни воды 9наводненияя, половодье. Дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны)

6.- Природные пожары: *лесные пожары. *пожары степных и хлебных массивов, *торфяные пожары, *подземные пожары горючих ископаемых.

Ниже представлена Схема № -1, которую Все должны знать наизусть, т.к. она нужна будет в 7-11 класс

Опасные природные явления. Схема «-1. Стр.13-14


Опасные Геофизические явления:

Опасные Метеорологические явления:

Опасные морские гидрологические явления:

Опасные Гидрологические явления:

*Землетрясения

*Бури

*Тайфуны

*Высокие уровни воды: -(наводнения; -половодье; -дождевые паводки; - заторы; -зажоры; -ветровые нагоны)

*Извержение вулкана

*Ураганы

*Цунами

*Низкие уровни воды

Магнитные бури

*Смерчи

*Сильное волнение

*Ранний ледостав


*Шквалы

*Сильное колебание уровня моря



*Сильный дождь (ливень)

*Сильный тягун в портах


Опасные Геологические явления:

*Крупный град

*Ранний ледяной покров

Природные пожары:

*Обвалы

*Сильный гололёд

*Интенсивный дрейф льдов

*Лесные пожары

*Оползни

*Сильный мороз

*Непроходимый лёд

*Пожары степных и хлебных массивов

*Сели

*Сильная метель

*Обледенение судов и портовых сооружений

*Торфяные пожары

*Склоновый смыв

*Лавины

*Отрыв прибрежных льдов

*Подземные пожары горючих ископаемых

*Карстовая просадка поверхности

*Засуха

*Затирание плавсердств


*Разрушение берегов волнами

*Суховей



*Разрушение горных пород ветром, водой

*Пыльные бури



*Повышение уровня грунтовых вод

*Сильный туман



Опасные природные явления. Схема «-1. Стр.13-14

18.- Все опасные природные явления можно разделить на шесть больших групп в зависимости от механизма их происхождения:

1- Геофизические; 2- Геологические 3- Метеорологические (агрометеорологические)

4- Морские гидрологические 5- Гидрологические 6 - Природные пожары.

19.- Между опасными природными явлениями существует весьма тесная связь: Землетрясения вызывают – обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины;

*Многие ураганы и смерчи сопровождаются сильными ливнями, грозами и градом.

*Кроме того стихийные бедствия часто влекут за собой техногенные аварии и катастрофы, социальные беды и конфликты, нарушение теплоэнергоснабжения, ДТП, кражи и насилие.

**На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления.

20.- Опасные природные явления, Источники опасного природного явления сведены в таблицу,

Которую Все должны знать наизусть, т.к. она нужна будет в 7- 11 классе

9.- ВОПРОС:С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?-

С самого рождения- С 14 лет- Когда получишь права- Когда выйдешь на пенсию


7 класс. Урок № -4

«Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

1.- Под ЧС принято понимать обстановку на определённой территории или акватории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления , катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Любые ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

2.- ЧС классифицируются: *по причинам возникновения, *скорости распространения, *по масштабу.

(**По причинам возникновения различают ЧС: .1.-Природные; 2.- Техногенные; 3.- Социальные;

4.- Биологические; 5.- Экологические).

3.- Для борьбы ЧС на всех уровнях государственной исполнительной власти созданы специальные органы управления, силы и средства.

Для ликвидации ЧС в нашей стране создана специальная система Единая государственная система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций (РСЧС)

4.-В масштабе страны их объединяетЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (кратко РСЧС). Защита населения является важнейшей задачей РСЧС, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

5.- РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации ЧС – это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов. Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных ЧС могут привлекаться Вооружённые Силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

6.- К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

*прогноз ЧС; *сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения

*подготовка населения к действиям в ЧС *ликвидация ЧС

*создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

7.- Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:

*прогноз возможных ЧС и их последствий для населения *эвакуация людей из опасных зон

*непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды

*оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС, *проведение спасательных работ.

*подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления

8.- Дать определение Экстремальная ситуация экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека, напряжения всех его физических и духовных сил. Например – когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки по «Основам безопасности жизнедеятельности».

9.- Стихийные бедствия - это явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Они носят чрезвычайный характер и приводят к нарушению нормальной жизни, иногда к гибели людей, разрушений, пожаров и уничтожению материальных ценностей.

10.-*К стихийным бедствиям относятся землетрясения, извержение вулканов, цунами, наводнения, пожары, ураганы, смерчи, обвалы, селевые потоки, оползни, снежные заносы

числа природных катастроф. Сейчас они превосходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 10 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.

11.-**Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей.

Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.

****По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3.5 млн. человеческих жизней.

**Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно и без паники.

12.- Под ЧС природного происхождения понимается неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившиеся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.





































Опасные Геофизические явления:

Опасные Метеорологические явления:

Опасные морские гидрологические явления:

Опасные Гидрологические явления:

*Землетрясения

*Бури

*Тайфуны

*Высокие уровни воды: -(наводнения; -половодье; -дождевые паводки; - заторы; -зажоры; -ветровые нагоны)

*Извержение вулкана

*Ураганы

*Цунами

*Низкие уровни воды

Магнитные бури

*Смерчи

*Сильное волнение

*Ранний ледостав


*Шквалы

*Сильное колебание уровня моря



*Сильный дождь (ливень)

*Сильный тягун в портах


Опасные Геологические явления:

*Крупный град

*Ранний ледяной покров

Природные пожары:

*Обвалы

*Сильный гололёд

*Интенсивный дрейф льдов

*Лесные пожары

*Оползни

*Сильный мороз

*Непроходимый лёд

*Пожары степных и хлебных массивов

*Сели

*Сильная метель

*Обледенение судов и портовых сооружений

*Торфяные пожары

*Склоновый смыв

*Лавины

*Отрыв прибрежных льдов

*Подземные пожары горючих ископаемых

*Карстовая просадка поверхности

*Засуха

*Затирание плавсердств


*Разрушение берегов волнами

*Суховей



*Разрушение горных пород ветром, водой

*Пыльные бури



*Повышение уровня грунтовых вод

*Сильный туман





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!