СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку по родной литературе (Т. Михеева "Не предавай меня")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложени материал к уроку родной литературы в 8 классе по повести Т.Михеевой "Не предава меня"

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по родной литературе (Т. Михеева "Не предавай меня")»

Т.В. Михеева "Не предавай меня!" (главы из повести)


Добрый день.

Сегодня познакомимся с новым автором для вас автором



Тамара Михеева – современная российская писательница, автор книг для детей и подростков. Обладательница множества литературных наград в области детской литературы, лауреат национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова.

Краткая биография и творческий путь

Тамара Витальевна родилась 26 февраля 1979 года в городе Усть-Катав Челябинской области. У нее есть старшая сестра и младший брат. Мама будущей писательницы работала во Дворце культуры, и Тамара с младенчества присутствовала на репетициях. Эта атмосфера очень повлияла на творчество Михеевой.

Девочка очень любила читать, а со временем поняла, что писать тоже может быть очень интересно. Тамара написала свою первую сказку, когда ей исполнилось восемь лет, а в третьем классе придумала повесть, которая заняла сорок восемь тетрадных листов. При этом самые большие мечты маленькой писательницы вовсе не были связаны с литературой или всемирной славой: девочка хотела работать дрессировщиком, собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. «В детстве я мечтала собрать всех бездомных собак и выступать с ними в цирке. Дрессировщиком работать. Или воздушным гимнастом. Или хорошо бы еще стать океанологом! Или тренером дельфинов! Мультипликатором! Лесоводом! А еще жалко, что девочек в мореходку не берут! То, о чем мы мечтаем в детстве, остается с нами навсегда. Поэтому, наверное, я и стала писателем. Потому что когда ты писатель, ты можешь быть и океанологом, и лесоводом, и тренером дельфинов, и даже капитаном корабля, несмотря на то, что девчонка» – рассказывает о себе Тамара Михеева.

В подростковом возрасте Михеева начала писать верлибры. В пятнадцать лет она поступила в Челябинский колледж культуры, где получила специальность «педагог – организатор досуга детей и подростков». В 2001 году Тамара Витальевна стала студенткой Литературного института имени Горького, она посещала семинар М. П. Лобанова, а также дополнительно была участницей семинара по детской литературе А. П. Торопцева и Р. С. Сефа. Во время учебы Михеева написала несколько повестей: «Две дороги – один путь», «Лысый остров», «Асино лето» и «Летние истории».

В 2006 году Тамара Витальевна стала финалисткой премии им. В. П. Крапивина, год спустя была признана лауреатом Национальной премии «Заветная мечта», в 2008 году получила литературную премию им. С. В. Михалкова за сборник рассказов «Юркины бумеранги». Кроме того, в 2010 году писательница получила поощрительную награду этого конкурса за повесть «Лёгкие горы». Сегодня она входит в состав содружества детских писателей Урала, а также в состав жюри премии им. В. П. Крапивина. Ее рассказы были опубликованы в журналах «Урал», «Кукумбер», «Вездепрыг», «Чиж и Ёж», «Север», сборниках «Новые писатели- 2009», «Волшебный буфет», «Белый бор», «Как хорошо», «Уроки отменяются», «Новые имена в детской литературе», «Мальчики и девочки».

Повести Тамары Витальевны легки и увлекательны. Ей достаточно всего нескольких точных фраз, чтобы создать узнаваемый образ. Маленькая, но такая отважная Ася («Асино лето»), не по годам взрослая первоклашка Дина («Легкие горы»), бунтующая Яна («Янка»), немного ранимый Сережа («Дети дельфинов»), доверчивый и открытый мальчишка по кличке Кабанчик («Доплыть до грота»)… Столь разных героев объединяет одно ― им нет и шестнадцати лет. И в каждом из них читатель-сверстник узнаёт себя или своих друзей.



Юлька Озарёнок. Обычная девчонка. Учится в 8 классе обычной

школы.

Юлька Озарёнок. Необычная девчонка…

Во втором классе она после случайной встречи на улице с

человеком, который сказал ей, что стыдно не знать свой родной язык,

своих корней, придумала себе дедушку-грузина…

В том же, втором, классе Юлька участвовала в радиопередаче

«Книжная полка». Ее мама работала на радио и готовила эту программу.

С тех самых пор, если у Юли возникали проблемы в общении со

сверстниками, мама думала, а не слишком ли возгордилась ее дочка, не

заносчива ли она…

В начале восьмого класса на традиционном празднике «Спорт

против наркотиков» Юлька предложила классу обязательно одолеть

десятикилометровый кросс, чтобы заработать побольше баллов. И хотя

сама она не была великолепной бегуньей, все же осилила «десяточку», и

класс занял второе место…

А еще у Юльки есть тайна. О которой не знает никто…

…Класс, в котором учится Юлька, славится тем, что в него попали

дети ОСОБЫХ родителей: профессоров, чиновников местной

администрации, директоров банков и автопарков. А еще тем, что не

было покоя и лада в этом классе. Постоянно кому-нибудь за что-нибудь

объявлялись войны и бойкоты.

Для Юльки бойкоты были привычны и, в общем-то, не страшны:

они в конце концов завершались и общение продолжалось как ни в чем

не бывало.

Но вот однажды Юля, случайно подслушав разговор школьного

психолога и классного руководителя их восьмого класса, узнала, что она

– Юлька Озарёнок – аутсайдер.

Вы думаете, это всё ерунда?! Всё это просто так и совсем не

страшно?! Для Юли это слово прозвучало как приговор. Который

обжалованию не подлежит. Ведь она не тихоня, у нее друзей – море (!),

все девчонки с ней секретами делятся…

Всё, что произойдет потом, станет доказательством того, что

Юлька – сильный, многим интересный и важный человек.

Почему же ее посчитали аутсайдером?



Прочитайте книгу Тамары Михеевой до конца!

Познакомьтесь со слайдами из презентаций об этой книге.





Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение. С первых строк автор заставляет открыть двери в мир истинных воспоминаний.
Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно!
Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит. Потому что это – школа…
Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

На поле битвы всегда есть место для ножа, направленного в спину. Так Юльку предает лучшая подруга Анюта, — имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе…

Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней. Но чем вызваны эти предательства? Ошибкой? Правилами жизни? Страхом? Можно ли залечить раны и простить?
Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри.
Здесь и несовершенство психологических тестов, по результатам которых «просто, но эффективно» строится работа классного руководителя. Здесь и извечная метаморфоза – когда преподаватель из личности превращается в простую «корочку», не только по прозвищу, но и по своим поступкам. Когда ты красишь волосы и ярко одеваешься, будь ты хоть трижды хорошим человеком, нелюбовь большинства преподавателей тебе обеспечена. И в повести «Не предавай меня» так точно описано, чем чреват ярлык «не как все».
Можно ли не попасть под влияние и не стать орудием чьих-либо интриг? Как научиться понимать тех, кто признан всеми «изгоем» за плохую успеваемость? И о какой успеваемости, в самом деле, может идти речь, когда умер отец, и ты вынужден подрабатывать после школы?! Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, — читает весь класс?
К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. А когда это чувство взаимно…
Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»?
Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно.
Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.


Поскольку это последний урок, я не буду задавать вам никакого письменного задания. Желаю хорошо встретить Новый 2021 год и замечательно провести зимние каникулы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя