СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме: "Путь духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать коллегам при подготовке к уроку по 1-2 томам романа "Война и мир" по теме: "Путь духовных исканий положительных героев Толстого". Очень подробно, с акцентом на ключевых эпизодах, внутрених монологах героев, согласно "диалектике души Л.Н. Толстого" даётся эволюция Пьера Безухова и Андрея Болконского. Представленный материал можно использовать для перевода в другую знаковую систему (таблицу, график взлётов и падений, в тезисный план и др.). Надеюсь, что коллегам, особенно начинающим преподавать литературу в старших классах, это будет небесполезно.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" по теме: "Путь духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского"»

Путь духовных исканий толстовских героев (по 2-му тому)

Жизнь героев между 1806-1812 годами


Пьер Безухов

Предшествующие этапы поисков и развития: увлечение революционными идеями и Наполеоном, одновременное растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным; он – граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых; женитьба, дуэль с Долоховым.

Тяжёлый период жизни связан с женитьбой на Элен Курагиной (этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться. «И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе… ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет» (т.1,ч.3, гл.1).

Пьера мучит то, что одна ошибка влечёт за собой другую: «И теперь Долохов, вот он сидит в снегу и насильно улыбается и умирает, может быть, притворным каким-то молодечеством отвечая на моё раскаяние!» (т.2, ч.1, гл.6). То, что он чуть не убил человека от того, что сам был виноват, женившись не любя, повергает Пьер в глубочайший кризис.

«О чём бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать их себе… «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»- спрашивал он себя» (т.2, ч..2, гл.1). Толстой обнажает цепь ассоциаций (Людовик 16, торговка туфлями…), показывает ход человеческой мысли.

Выход из тупика он хочет видеть в решении социальных проблем. Сама по себе мысль о социальной






Андрей Болконский

К каким мыслям пришёл князь Андрей после Аустерлица? – Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа. Дополнительная причина душевного кризиса – когда он, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе – смерть от родов княгини Лизы. Осознание вины, «которую ему не поправить и не забыть»,усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя.

Превращение вследствие переживаний в скептика. Пьера, навестившего его в Богучарове, поразил его «потухший, мёртвый» взгляд. «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), вот вся моя мудрость теперь», - говорит князь Андрей Пьеру. В общественной деятельности на пользу крестьян он видит только заботу дворян о своей чистой совести. Освобождение крестьян …нужно не для «них самих, а для господ, которые гибнут нравственно… от того, что у них есть возможность казнить право и неправо».Князь Андрей полагал, что попытка хоть немного вывести крестьянина из его «животного состояния» не улучшит, а ухудшит его жизнь.

Замкнутость в себе, впитанное веками барское пренебрежение к мужику, его «спинам и лбам», приводят князя Андрея на время к отказу от общественной деятельности.


В споре князя Андрея с Пьером проявляется одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время – это удел материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда, тяжесть жизни (Чувствуя какую-то правоту в словах друга, Пьер боится, что князь Андрей одним этим аргументом может разбить несправедливости мира возникает у Пьера. «У меня сотни рублей, которые мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня» (т.2, ч. 2, гл.1).

Ход мыслей может привести к выводам об изменении радикальных основ жизни. Но решение иное: «И зачем нужны эти

деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги? – Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и мире.

Цель эта подсказана масоном Баздеевым. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через исправление каждого человека – всего человеческого общества.

Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? Его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную сторону его. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убеждённость в чём-то: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всею душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети, интонациям убеждённости и сердечности, которые были в речи масона… или тому спокойствию, твёрдости и знанию своего назначения…


его доводы, смысл его теперешней жизни. Поэтому не удовлетворится своей деятельностью ни один, ни другой, чувствуя, что делают это, главным образом, для себя.


Но! Нельзя преувеличивать значение этих слов князя Андрея, так как в запальчивости герои Толстого часто говорят не то, что чувствуют. Из желания спорить князь Андрей говорит, что не пойдёт служить в армию, даже если Бонапарт будет стоять у Лысых Гор, а сам делает иначе. Резкость слов князя Андрея есть следствие крайностей полемики.


Спор с Пьером, встреча с Наташей и воздействие весенней природы пробуждают живую душу в князе Андрее, и он тоже включается в общественную жизнь.

Те дела, которые не сумел довести до конца Пьер, были выполнены князем Андреем. «Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу». Начинания князя Андрея имели прогрессивный характер – перечисление части крестьян в вольные хлебопашцы (это один из первых примеров в России), замена барщины оброком и др. меры.


Петербургский период жизни. Столкновение с реальными историческими деятелями: Аракчеевым и Сперанским, служба под началом Сперанского (поклонение, сменяющееся разочарованием). Участие в деятельности по составлению новых военных проектов в качестве начальника отделения комиссии составления законов (работа над отделом «прав лиц»).


Осознание праздности подобного рода деятельности («в заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё касающееся формы и процесса заседаний комитета… старательно и кратко обходилось всё, что касалось сущности дела…»).

но он всей душой желала верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни» (ч.2, гл.2).

Итак, в масонство Пьера приводит желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя.

Деятельность Пьера в масонстве.

Пьер понял любовь к ближнему и противоборство злу деятельно и конкретно. Он решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. – Планы расценены как безумные, главноуправляющий его имениями сумел обмануть наивного и непрактичного Пьера, который, поверив «потёмкинским деревням», решил, что его крестьяне и так счастливы (без воли).

Начало кризиса в увлечении масонством (ч.3,гл.7).

Он начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем твёрже он старался стать на ней…(болото - метафора). Пьер увидел, что те масоны, с которыми он встречался, придерживались одной лишь внешней формы и вступали в ложи ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много.

Поездка за границу, знакомство с деятельностью иностранных лож. По возвращении – речь, содержащая призыв к деятельности: «Мы находимся в усыплении, а нам надо действовать».

Мысль Пьера снова натыкается на социальную несправедливость мира: «Должно стараться, чтобы честный человек обретал ещё в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения». Снова не принимает мысль о социальном преобразовании общества: «Что же делать при таком положении вещей? Благоприятствовать ли революции, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?.. Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная революция достойна порицания потому, что нимало

Так же, как и Пьер, начав свою деятельность увлечённо, кн.Андрей разочаровался в своей деятельности, потому что не видел её глубокого смысла.















































не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому, что мудрость не имеет нужды в насилии» (ч.3, гл.7).

Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием. Подойдя вплотную к решению важных

социальных проблем, Пьер сворачивает в сторону. Переустройству общества противопоставлена абстрактная проповедь «добра и истины».

Но! Даже отнюдь не революционные предложения о преобразовании масонских обществ были приняты руководителями и большинством членов как опасные – на Пьера вновь находит тоска. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь попадает в тупик…

Стремление к полезной деятельности и сложность её выполнения – вот одно из проявлений интеллектуально-нравственной жизни передового русского дворянства в начале 19 века.


Во многом Пьера «несло по течению». В Пьере шла внутренняя незаметная работа, приводившая его к очередному увлечению, а затем к глубокому осознанию своих ошибок.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!