СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал консультаций педагога-психолога с молодыми педагогами школы на тему" Дисциплина на уроке: что это такое, и ка её добиться"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка ддля молодых педагогов школы от педагога-психолога на тему "Дисциплина на уроке: что это такое и как её добиваться"

Просмотр содержимого документа
«Материал консультаций педагога-психолога с молодыми педагогами школы на тему" Дисциплина на уроке: что это такое, и ка её добиться"»


«Дисциплина на уроке: что это такое, и как её добиться»



Я предлагаю решить следующую задачу: в коридоре школы вам нагрубил ученик, что вы будете делать?

- Нельзя оставить это безнаказанным. Отвести его к классному руководителю. – Пожаловаться и проявить свою беспомощность? Это не метод. – Что же утереться и идти дальше? Пусть делает, что хочет? – Нужно обязательно сделать замечание. – Дети и так устали от нотаций.

Ситуация, кажется, элементарная. Мы, учителя, подобные задачки на практике решаем несколько раз в день. Делаем это спонтанно, на ходу. Но как только предложили задуматься над тем, какое решение было бы правильным, оказались в тупике. Что же получается? Ежедневно мы действуем автоматически, в беспамятстве, то есть, не задумываясь о результате своих поступков? А ведь существуют алгоритмы поведения с детьми в случаях их неадекватного или «плохого» поведения, разработанные психологами и сведенные в небольшую схему: определите причину такого поведения ребенка, выберите соответствующую модель поведения.

Почему профессиональные педагоги 2 часа бились, как слепые щенки, в поисках уже протоптанной тропинки? Почему в институте мы изучали строение нервной системы, но не учились общаться с подростками?!

Основная часть.

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики.

Немного истории. Всего лишь несколько десятилетий назад дети не имели естественного для любого человека права непринужденно выражать свои мысли и чувства, что теперь мы позволяем им делать. Детям не разрешалось вмешиваться в нашу жизнь, что они, хотя бы отчасти делают теперь. Прежде в большинстве случаев от них требовалось только быть на виду, но так, чтобы их не было слышно. Тогда дисциплина означала лишь привычку к порядку и повиновению под угрозой наказания. Разумеется, бывали и исключения, но вообще в школах и семьях все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.

Со временем меняются и представления о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики, и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. К дисциплинарным крайностям относятся:

1. Крики.

2. Авторитарный стиль общения.

3. Словесное оскорбление (унижение, высмеивание).

4. Рукоприкладство.

5. Выставление двоек за поведение.

6. Удаление из класса.

7. Вызов директора или завуча.

Хочется остановиться на первых трёх пунктах, так как они более распространены, употребляемы учителями.

Если учитель ведёт себя агрессивно (кричит, оскорбляет, угрожает, делает враждебные замечания, категорически требует), то эта агрессия переходит учащемуся, как защита от нападок учителя. Поэтому на уроках мы можем услышать высказывания типа: «Девятый класс! Вы распустились до крайности!» или «Так, орать мне здесь не надо! Если хотите что-то сказать – подняли руку! Вас что не учили, как мы работаем на уроке?!» После этого агрессия учителя тут же передается учащимся.

Такая ситуация объясняется прежде всего склонностью детей перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддерживания дисциплины на уроке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.

Враждебные замечания в адрес отдельного ученика: «Ты меня бесишь!» или целого класса: «Ваш класс меня достал!» представляют большую опасность, поскольку в этом случае враждебное замечание, адресованное, по сути, одному школьнику или группе учащихся, нарушающих дисциплину, несправедливо распространяется на всю присутствующую на уроке аудиторию.

Подобное поведение, как правило, связано с низким уровнем общения учителя.

Могут также присутствовать следующие формы агрессии:

  • насмешки: «Сядь нормально!.. Подушку надо было тебе принести: ты повыше любишь сидеть!»

  • обидные замечания–сравнения: «Пишешь, как курица лапой»

  • замечания, в которых имеет место иронично-циничное переосмысление традиционных формул этикета: «Здравствуйте, господа!»; «А, вот они пожаловали!» - ученику, опоздавшему на урок.

И получается, что нормальный ученик от урока ничего хорошего и не ждет. Скука, ругань, неудачи формируют представление ребенка и о предмете, и об образе учителя, и о школе в целом. Грустная, словом, картина получается, безрадостная.

Страх перед уроком и в первую очередь перед учителем коверкает ребенка, топчет его психику, извращает сознание. И приходит ученик на урок внутренне готовый к неприятностям: либо зажатый и скованный, либо расторможенный, либо агрессивно настроенный. По своему многолетнему опыту он знает, что урок – это стресс, через который необходимо пройти, и, опустив голову, идет на него или не идет, находя способы прогулять. Более того, считается, что дисциплинарные крайности только вредят ребенку, если его повиновение (и почтительное отношение ко взрослым) держится лишь на страхе наказания, потому что при этом не только подавляются его самые искренние порывы, но угнетаются воображение, творческий потенциал, любознательность, интеллект.

Таким образом, своеобразным эталоном для осуществления общения в школьном коллективе следует считать высокий уровень общения, поскольку речевая деятельность на данном уровне характеризуется:

    • равноправием, взаимоуважением и этической состоятельностью партнеров, обязательным употреблением в речи необходимых формул этикета;

  • адекватным тоном (спокойным, нейтральным) и темпом речи (ровным);

  • избеганием резких оценочных слов, иронических замечаний, язвительных намеков и прочих негативных проявлений в адрес собеседника.

Именно поэтому важнейшей педагогической задачей является создание условий для самостоятельности, ее стимулирования, формирования у школьников готовности и способности действовать.

Надо подружить ученика со своим предметом. Для дружбы между учеником и уроком требуется актерский талант учителя.

На уроке хороший учитель должен быть еще и актером. Здесь напрашивается пример с театром. Даже самая замечательная пьеса при отвратительной игре актеров будет воспринята зрителями негативно. Многих после такого спектакля будет уже трудно переубедить, что пьеса хороша, потому что в их восприятии она невольно будет ассоциироваться с бездарностью актеров. Так и на уроке. Методически грамотный урок, составленный суперспециалистами, наполненный интересными упражнениями и нестандартными заданиями, провалится, если учитель не сможет его сыграть. Именно сыграть, не дать. Вдохновенная игра учителя, напротив же, может сгладить неровности, даже мелкие неточности и ошибки, которые могут случайно просочиться на уроке. Детям будет интересно, потому что интересно учителю, потому что он сам заряжен духом урока.

Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, перемещения по классу – все это составляет актерское мастерство учителя. Неожиданные ходы на уроке действуют на ребенка сильнее угроз, крика, двоек.

Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребенок хочет все время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному. Например, если ученик на уроке или перемене ведет себя крайне вызывающе, можно подойти к нему, размахнуться и … погладить его по голове, с иронической укоризной интересуясь его проблемами.

Или превращение мешающей уроку ситуации в шутку. Отвлекся ученик во время объяснения нового материала, занят своими делами – похвалите его: «Посмотрите на Вову, какой он молодец! Он заранее прочитал правило в учебнике и теперь готовит для нас примеры. Ну что ты, Вова, не стесняйся, сейчас я закончу объяснения, потерпи, пожалуйста, и передам тебе слово».

Грамотный учитель, понимая своих учеников, должен уметь предотвращать непослушание за счет … юмора. Лучшая оборона – это атака, учителю стоит атаковать, используя юмор. Юмором учитель компенсирует потребность ученика в самоутверждении, а, постоянно удивляя его, сам создает нестандартные ситуации, снимая такую заботу с ребенка.

В каждом ребенке живет потребность приковывать к себе внимание, ему хочется показать, что он есть, что он – единственный в своем роде, что он достоин того, чтобы на него обратили внимание. Еще известный американский психолог Дейл Карнеги выделил это человеческое свойство, обозначив его личностной значимостью. Такая психологическая характеристика живет в каждом, особенно в ребенке, и ему очень хочется удовлетворить эту самую потребность личностной значимости. Именно поэтому ученик подчас ведет себя вызывающе, именно поэтому он создает на уроке нестандартные, подчас довольно сложные для учителя ситуации. Ему просто хочется показать себя.

Вот как это может выглядеть на примере.

Урок литературы. Тема: элегии Жуковского. Читаем и анализируем "Сельское кладбище". Прошло 6 минут урока – в дверях, открывшихся с большим шумом, появляется Святослав. Перед собой он гордо несет руку в гипсе, именно несет, торжественно и значимо.

– А я палец сломал! Мне гипс наложили! Бежал по лестнице, а тут из-за угла тот парень из одиннадцатого, который вчера в столовой…

Класс в восторге, все внимание, естественно, на нашем герое… Я выражаю ему свое сочувствие, приглашаю сесть на место и говорю, какую работу мы сейчас делаем.

– Да нет! – машет головой Святослав. – Я палец сломал, указательный! Я по лестнице, а тут…

Еще раз выражаю сочувствие, интересуюсь, не больно ли сейчас, и продолжаю объяснять жанровое своеобразие элегии "Сельское кладбище". Святослав поворачивается ко мне спиной и вдохновенно еще раз повествует свою историю одноклассникам. Мои призывы к порядку, как вы догадываетесь, остались без внимания. Урок сорван, настроение испорчено. Почему? Что я сделала не так? Ответ пришел ко мне, когда я вечером рассматривала таблицу "Причины плохого поведения подростков". Чего ожидал Святослав? Конечно, много-много внимания. Я же отдала дань вежливости, но не проявила искреннего интереса к его истории. Его чувства? Неудовлетворенность, протест. В итоге он получил, что хотел: я весь урок делала ему замечания, и он оставался в центре, но в роли нарушителя дисциплины. Что мне нужно было сделать? Думаю, если бы я минут 5, даже 7 посвятила разговору со Святославом, выслушала бы его, поинтересовалась подробностями, дала ему таким образом выплеснуть эмоции, мне удалось бы сберечь 20 минут для занятия литературой и избежать конфликта.

В другой раз я нашла, на мой взгляд, очень симпатичный способ усмирения буйного темперамента этого юноши. Он вновь ворвался в класс с опозданием, размахивая дневником.

- Вообще! Я шел себе вовремя на урок! Шел заниматься литературой, а тут наставники набросились на меня: "Отдай дневник, ты опоздал!" И полчаса писали замечание, это несправедливо! За что? Я шел вовремя, а они как набросятся на меня…

Все это Святослав говорит, вращая глазищами, размахивая руками над головой. Я встаю в ту же позу, что и он, повторяю его движения руками, и одновременно с ним декламирую:

- Напали на козлика злые пиявки, остались от козлика синие плавки!

Замолкаем мы одновременно. Класс умирает от хохота. Озадаченный Святослав произносит:

- Чего?

Еще полминуты мы хохочем все вместе, затем возвращаемся к уроку, и мой герой активно включается в работу.

Не стоит на уроке забывать и о таком оружии учителя как жесты и мимика. Ответил ребенок удачно - покажите ему большой палец вместо стандартного «Молодец!». Выкрикивает кто-нибудь ответ – приложите палец к губам. Выполнил ученик трудное задание – пожмите ему руку. Начинает отвечать неверно – мотайте, как это делают дети, украдкой, головой. Начинает исправляться – также украдкой кивайте. Очень важно вести себя раскрепощено, свободно, уверенно, тогда и дети начнут потихоньку становиться такими же. Ведь мы, учителя, их не только учим, мы их еще и воспитываем.

Но между дружбой и дисциплиной очень тонкая, отчасти непонятная грань, переступая которую, ученик может столкнуться с очень большими неприятностями. Учитель – тоже. Упустив класс, позволив ученикам некоторые вольности, педагог может навсегда потерять бразды правления, и тогда прощай идеалы педагогики!

Такое, безусловно, возможно. «Меру, - об этом еще писал Аристотель, - надо знать во всем: и в шутках, и в играх, и в творчестве, и в актерстве», - и в установлении дисциплины тоже необходима своя мера.

Прежде всего, стоит разобраться, что подразумевается под дисциплиной на уроке: тишина, послушание или что-то еще?

На уроке должно быть место всему: и шуму, и перемещению детей по классу, и разнообразию форм ответов, и не организованные учителем вопросы, которые зародились в ходе урока у ученика, - и все это зависит от степени взаимодействия между учителем и классом.

Любой здравомыслящий педагог понимает, что детям на уроке очень хочется, а подчас необходимо пошуметь, отвлечься от трудной работы, поговорить с соседом. Почему бы ни предоставить им такую возможность? Зачем? Чтобы они поработали в шуме. Как? Очень просто! Дайте творческое задание, в котором требуется придумать какое-нибудь трудное предложение или слово с тремя приставками. Засеките время и попросите их вслух обсудить ответ друг с другом. Или разделите на две, три, четыре, пять команд и дайте каждой команде по упражнению. Задача – сделать его сообща. Конечно, в классе будет шумно, но это рабочий шум. В такие моменты очень интересно смотреть за поведением ребят, некоторые начинают раскрываться совершенно с необычной стороны. А шум в классе становится показателем работы учеников.

Хочется детям походить по классу? Нет проблем! Задайте им какой-нибудь непростой вопрос и попросите с ответами подходить к вам, а сами уйдите в конец кабинета. Дети будут подбегать по одному – условие поставьте заранее - тихо на ухо предлагать свой ответ или показывать его на бумаге.

Отсюда следует вывод, что нельзя требовать от детей, чтобы они без ущерба для своей психики вели себя как взрослые: бесконфликтно, тихо, примерно.

Поэтому, прежде всего, необходимо уяснить, что правильнее всего было бы помочь ребёнку выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям учителя.

Воспитание дисциплины начинается с самого рождения ребенка, с периода младенчества. В первый класс ребенок приходит уже с имеющимися навыками правильного и неправильного поведения. Поэтому с самого первого дня первоклассника мы одновременно начинаем обучать, воспитывать и прививать навыки дисциплины.

Первые дни учеников в первом классе можно сравнить с горстью горошин, которые при высыпании на ровную поверхность катятся в разные стороны. Чтобы сложить их рядом, нужно потратить много сил и времени.

Что мы вкладываем в понятие «дисциплина на уроке»? Бесспорно, это действия учеников в соответствии с нормой поведения.

Но чтобы не было шума, ненужных разговоров, необходимо сделать так, чтобы детям было интересно на уроке. Именно через личность учителя ребенок может подружиться с уроком. Дети в подавляющем большинстве оценивают предмет по учителю, который его преподает. И само представление об учебной дисциплине у ребенка складывается по тому, кто преподносит ее и как преподносит. Это первый момент. Второй заключается в следующем: чтобы ребенок полюбил урок, его надо сделать не просто интересным, а личностно значимым для самого ребенка. Приходится учитывать возрастные особенности психики детей и применять в своей работе нехитрые приёмы.

Надо использовать разнообразные дидактические игры, но прежде, чем научиться играть, надо выучить правила поведения во время игры. Дружба ребёнка с уроком начинается с игры. Где есть место игре – самому понятному языку для ребенка практически любого возраста, - там обязательно зародится и дружба. Так что игре на уроке стоит уделять особое внимание. Использовать ее можно на любом этапе уроке, применительно к любой теме и любой ситуации.

Учитель, подобно режиссеру, должен чувствовать ученика–актера, понимать, что сейчас ему необходимо переключиться на другую сцену – этап урока или упражнение, необходимо сменить темп игры–урока, повысить или ослабить, или же, наоборот, необходимо выложиться, ибо в данную секунду он готов как никогда для выполнения особо трудной работы – кульминации урока. В понимании ребенка в отдельности и класса в целом и заключается мастерство учителя. В умении пользоваться данным пониманием и состоит уровень взаимодействия между учителем и классом.

Если проблема рассматривается именно под таким углом зрения, то вопрос о дисциплине снимается сам собой, потому что переходит совершенно в другую плоскость. В смене заданий, видов упражнений, форм работы, переключения внимания учащихся и состоит разрешение феномена «дисциплины». Но это еще не все. Существует еще один нюанс, без которого все вышеперечисленное не будет работать.

На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу работы и праздника. Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности - создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а, придя на урок, работал. И вся работа учителя должна быть направлена на это. Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности – словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

Ш.А.Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения – уроки именинникам. В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь. Надо понимать, что важна не столько форма и не содержание урока, а степень доверия ребенка учителю и учителя ребенку и культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка – не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

На уроке надо поощрять ребят за правильно поднятую руку, красивую посадку, хорошее поведение. Со временем все это входит в привычку и не приходится делать замечания по поведению.

Для деятельности школьника характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Поэтому надо стараться разнообразить уроки, «наполнить» их приемами, позволяющими удерживать внимание. Учитывается и то, что дети особенно активно реагируют на новое и яркое и вместо словесного объяснения предпочитают показ, яркую картинку, слайд, действие.

Вовремя похвалить за правильное поведение, за правильно выполненное задание, поручение, за активность, провести конкурс «самый дисциплинированный ряд», никогда не начинать урок, если в классе нет полной тишины – вот некоторые приёмы, которые мы должны использовать в своей работе.

Без элементарной дисциплины, действительно, никуда не уедешь. Существует ещё один действенный приём для выработки самодисциплины учащихся - это «самоуправление». Пусть правила внутреннего распорядка школы вместе с учителями составят ученики на совете школы или в каком-то другом органе школьного самоуправления. Пусть сами придумают обоснование всем правилам, меры ответственности и сами за этим следят. Пример из практики одной из школ: «В нашей школе вопрос об опозданиях дети решили так. Опоздания недопустимы, так как сбивают учебный процесс, ритм урока, отвлекают сидящих в классе. Чтобы переодеться и приготовиться к уроку, нужно не меньше 10 минут, следовательно, приход в школу за 5 минут – уже опоздание. Мера ответственности – запись в дневник. Так как причиной опозданий на уроки часто является то, что учителя задерживают детей на перемену и времени отдохнуть и поесть не хватает, решили ввести предупредительные звонки за 5 минут до конца каждого урока. Они напоминали преподавателям, что пора подводить итоги и переходить к домашнему заданию. На следующий день после объявления в школе нового закона юные законодатели бегом бежали, чтобы быть на месте не позже, чем без 5 минут восемь. Работали правила, принятые всеми. Здесь есть и элемент игры, и навык самостоятельного мышления, вместо слепого исполнения указаний, и воспитание ответственности».

Очень ценно дать детям почувствовать себя реальными хозяевами в школе. Хозяевами, т.е. теми, кто отвечает за порядок.

Ещё один очень милый прием: поддержать и усилить плохое поведение. Мальчишки развлекаются тем, что "роняют" книги со стола? Отлично, всем задание, уронить каждую книгу по три раза. Сначала удивляются, потом один говорит: "Что я дурак, что ли…". Все прекращают ронять книги.

Хочется остановиться ещё на одной немаловажной теме – предотвращение конфликта. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Для реализации установки на решение конфликтов “мирным путем” А.С. Чернышев, автор “Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций”, предлагает несколько педагогических правил.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Здесь важна “педагогическая зоркость” – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое – усугублять конфликтность ситуации.

Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Учитель вместе с учеником решают у доски задачу и приходят к неправильному ответу. Пока педагог искал ошибку, класс вел себя очень шумно. Учитель, повернувшись к классу, попросил: “Ребята, тише, не сбивайте!” Один из шустрых учеников добавил: “Бестолкового с толку!” Учитель выбегает из класса.

Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности – основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ – второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить человека в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в целях собственного самоутверждения.

Ученик теряет интерес к учению. В дневнике – одни неудовлетворительные оценки. Кругом все плохо: учителя стыдят, дома заврался.

Учитель, беря дневник в руки, не спешит устраивать разнос. Листая дневник, он в раздумье спрашивает: “Что же мы будем делать? Нам с тобой надо постараться поправить положение дел. Ты плохо учишься, я, видимо, плохо учу. Давай докажем всем, что мы можем исправиться”. Результат непременно будет положительным. Даже если ученику не удастся исправить все оценки, то все равно учитель достиг цели – он завоевал доверие ребенка.

Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Важное средство формирования личности школьника – педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации. Не всякая работа в коллективе по существу коллективная. В группе часто бывают задания индивидуальные, фронтальные, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых отношений. Другое дело – задания, которые требуют объединенных усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе, коллективный показ достижений и т.д.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно запомнить некоторые подсказки.

Подсказка первая. “Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию” (Дейл Карнеги).

Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.

Подсказка вторая. “Задержите реакцию!”

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. “Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.

Подсказка третья. “Переведи реакцию!”

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге “герой” конфликта остается наедине с собой. Этим снижается “замысел” борьбы.

Подсказка четвертая. “Будь рационализатором!”

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным.

Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель.

Подсказка пятая. “Будь парадоксальным!”

Постарайтесь при случае обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так “разложить” суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Учитель предстает сильной и оригинальной личностью. Дети не любят серости.

ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДСКАЗОК

Ситуация 1.

Год назад я принял 8 класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Класс попал под влияние Николая. На одном из первых уроков ученик решил “прощупать” меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал писать на доске (использована подсказка “задержи реакцию”). Затем я спокойно оглянулся на класс: дети замерли в ожидании (теперь реализована подсказка 1), спокойно глянул на часы (“перевод реакции”) и сказал: “Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, тот может укусить!” (отличная рационализация ситуации).

Взрыв смеха, гул одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше подобных “проб” на моих уроках не было.

Ситуация 2.

Рассмотрим случай успешного применения подсказки “Будь парадоксальным!”. Это произошло на уроке иностранного языка. В классе стояла тишина. Ребята внимательно слушали учителя. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Тот подошел к сумке, развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: “Какой ты молодец, ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом “кошка”, а я забыл принести картинку с изображением котенка”. Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Конфликт был исчерпан.

Ситуация 3.

Учительница биологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя…

Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.

Ситуация 4.

Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его…

Учительница химии, придя на урок и оценив ситуацию, не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт было добавлено ядовитое вещество, от которого человек может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался.

Заключение.

К.Д.Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал: “Если мы ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках.”

Вообще, мне кажется, что мы просто должны помочь детям захотеть быть хорошими, и тогда всё получится.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!