СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по работе с ВПР обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал по работе с ВПР обществознание»

1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма; образование.

 Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2.  Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?

1)  строительство дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений

2)  начало промышленного переворота

3)  создание музея-заповедника известного поэта

4)  формирование демократических режимов в европейских странах

3.  Что отличает науку от других областей духовной культуры?

1)  воспитательное воздействие на личность

2)  теоретическое объяснение явлений природы и общества

3)  использование художественных образов

4)  обращение к сверхъестественным силам

4.  Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести  — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

5.  Рассмотрите фотографию.

Какой вид деятельности изображен на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, зачем необходимо осуществлять данную деятельность.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6.  Ученик десятого класса Никита С. оформил в банке «Нептун» дебетовую карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить интернет-банкинг.

В чём состоит удобство пользования интернет-банкингом? Укажите одно любое удобство. Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите С. при пользовании интернет-банкинга? Укажите одно любое правило. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7.  К расходной части государственного бюджета относится

 

1)  обслуживание государственного долга

2)  государственная пошлина

3)  акцизный сбор

4)  подоходный налог

8.  Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к этой цене

1)  налог на доходы физических лиц

2)  таможенный сбор

3)  акциз

4)  дивиденд

9.  Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А.  В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б.  Государственная собственность является основой командной экономики.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10.  В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

1)  социально-классовую

2)  профессиональную

3)  социально-территориальную

4)  социально-этническую

11.  Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А.  Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б.  Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

12.  Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13.  Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1)  верховенство исполнительной власти

2)  командно-административные методы управления

3)  господство одной общеобязательной идеологии

4)  защита прав и свобод граждан

14.  Верны ли следующие суждения о формах правления?

 

А.  Все современные демократические государства являются республиками.

Б.  Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

15.  Установите соответствие между функциями семьи и их конкретными проявлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

А)  совместное ведение домашнего хозяйства

Б)  передача трудовых навыков детям

В)  воспроизводство населения

Г)  материальная поддержка пожилых нетрудоспособных членов

ФУНКЦИИ

1)  экономическая

2)  социальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

16.  Что из перечисленного относится к признакам правонарушения?

1)  задержание сотрудником полиции

2)  возбуждение уголовного дела

3)  заключение следователя

4)  общественная опасность деяния

17.  У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?

1)  к адвокату

2)  в органы внутренних дел

3)  к прокурору

4)  к нотариусу

18.  Верны ли следующие суждения о судебной власти в РФ?

А.  Судопроизводство в РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Б.  Судебная власть независима и руководствуется только Конституцией РФ и федеральным законодательством.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

19.  Учитель на уроке рассказывал о юридической ответственности. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку  — порядковые номера черт отличия.

1)  наступает только за совершённое преступление

2)  применяется компетентными органами государства

3)  строго регламентируется нормами права

4)  влечёт судимость гражданина





Черты сходства

Черты отличия





20.  Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Орган государственной власти

Полномочия

объявление амнистии

Совет Федерации

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

21.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других  — как автономизация, в третьих  — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях  — чересчур большая территория, в третьих  — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей,  — как вторичное. Жёсткая централизация  — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

22.  Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления. Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор. Опираясь на текст, назовите три группы факторов, которые приводят к том, что проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному.

23.  В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, проиллюстрируйте каждую из них примером.

24.Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.







































1. 

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Гражданство; факторы производства; товар; закон; мораль.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. 

В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

 

1)  традиционному

2)  индустриальному

3)  аграрному

4)  информационному

3. 

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

 

1)  начальном общем

2)  основном общем

3)  среднем общем

4)  среднем профессиональном

4. 

Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?

 

А.  Свобода человека  — это возможность действовать по своему усмотрению, способность осуществлять осознанный выбор.

Б.  Быть ответственным человеком – это значит, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

5. 

Рассмотрите фотографию.

Какой вид политической деятельности осуществляют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. 

16−летний Кирилл Б. летом устроился работать курьером. Заработную плату он получал на дебетовую карту. Однажды, возвращаясь домой, он обнаружил пропажу карты. Как следует поступить Кириллу, чтобы восстановить доступ к денежным средствам? Какие правила следует соблюдать Кириллу для безопасного использования дебетовой карты? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. 

Что из перечисленного относится к факторам спроса?

 

1)  цены на комплектующие

2)  доходы потребителей

3)  внедрение новых технологий в производство

4)  установление дотаций на производство товара

8. 

В стране А. государство плановыми методами определяет, какие товары, услуги должны быть произведены, какими способами, кто и сколько будет их получать. Какой тип экономической системы существует в стране А?

 

1)  смешанная

2)  рыночная

3)  централизованная

4)  традиционная

9. 

Верны ли следующие суждения о безработице?

 

А.  К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б.  Безработица присуща всем экономическим системам.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10. 

Примером какой социальной нормы является устойчивое выражение «не делай другим того, чего не желаешь себе»?

 

1)  традиции

2)  этической

3)  правовой

4)  эстетической

11. 

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

 

А.  Коллекционирование бабочек  — пример отклоняющегося поведения.

Б.  Правонарушение  — пример отклоняющегося поведения.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

12. 

Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. 

Источник осуществления власти, выраженный в способности лица или организации влиять, основываясь на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на принятие решений в различных сферах общественной жизни, называется

 

1)  закон

2)  авторитет

3)  сила

4)  имидж

14. 

Верны ли следующие суждения о государстве?

 

А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.

Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

15. 

Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементиз второго столбца.

ПРИМЕР СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

А)  молодёжь

Б)  москвичи

В)  пенсионеры

Г)  якуты

Д)  сибиряки

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ

ГРУППЫ

1)  этническая

2)  территориальная

3)  демографическая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. 

Что является примером дисциплинарного проступка?

 

1)  безбилетный проезд на общественном транспорте

2)  отказ вернуть долг родственнику

3)  разглашение служебной тайны

4)  курение в общественном месте

17. 

Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?

 

1)  определение основных направлений внутренней политики

2)  разработка и принятие законов

3)  управление федеральной собственностью

4)  разработка и исполнение бюджета РФ

18. 

Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в РФ? Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как

 

А.  признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Б.  сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

19. 

В приведённом списке указаны черты сходства и различия демократического и недемократического режимов и черты различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку  — порядковые номера черт различия.

 

1)  существование политического плюрализма

2)  наличие правящей политической партии

3)  проведение выборов в представительные органы власти

4)  провозглашение и защита на практике прав и свобод граждан

 





Черты сходства

Черты отличия





20. 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Социальные ...

Общественная реакция на поведение человека или группы

21. 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.


22. 

Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией. Какую характеристику дает автор изменениям, происходящим в подростковом возрасте? Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.


23. 

С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.


24. 

Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


 

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

 

Деньги; факторы производства; референдум; правоохранительные органы; искусство.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2. 

В первобытном племени не было руководителя и подчиненных, богатых и бедных. К какому типу общества относились такие племена?

 

1)  земледельческому

2)  скотоводческому

3)  простому

4)  сложному

3. 

Что из перечисленного регулируется нормами морали?

 

1)  порядок регистрации предприятия

2)  уважительное отношение к пожилым людям

3)  дипломатический этикет

4)  правила поведения в школе

4. 

Верны ли следующие суждения об образовании?

 

А.  Образование  — это один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей.

Б.  Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

5

Рассмотрите фотографию.

Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно соблюдать данный вид социальных норм в повседневной жизни.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6. 

Ученику 9 класса Мураду пришло СМС-сообщение от неизвестного абонента: «Мурад, номер вашего мобильного участвовал в розыгрыше призов. Подробности получения выигрыша можно узнать, позвонив по платному номеру телефона +7 (***)*******».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Мурада? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. 

В экономической науке фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют

 

1)  владением

2)  распоряжением

3)  потреблением

4)  пользованием

8. 

Правительство государства N ежегодно формирует бюджет и представляет его на обсуждение в парламент. Какая из перечисленных статей бюджета относится к расходным статьям?

 

1)  обслуживание государственного долга

2)  займы у международных организаций

3)  налоговые поступления

4)  эмиссия бумажных денег

9. 

Верны ли следующие суждения о налогах?

 

А.  Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Б.  В Российской Федерации с физических лиц взимаются исключительно прямые налоги.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10. 

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

 

1)  патриархальной

2)  многодетной

3)  неполной

4)  малой (нуклеарной)

11. 

Верны ли следующие суждения о семье?

 

А.  Одной из функций семьи является репродуктивная.

Б.  Семья осуществляет социализацию новых поколений.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

12. 

Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13. 

Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

 

1)  альтернативных

2)  непрямых

3)  формальных

4)  неравных

14. 

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

 

А.  Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов демократического устройства во всех демократических странах.

Б.  Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей власти закреплены в конституции.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

15. 

Установите соответствие конституционными правами и группами прав: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

А)  право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Б)  право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В)  право на свободу и личную неприкосновенность

Г)  право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

Д)  право на защиту своей чести и доброго имени

ГРУППА ПРАВ

1)  гражданские (личные)

2)  социально-экономические

3)  культурные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. 

Нормативно-правовой акт

 

1)  всегда отражает сложившиеся традиции общественного поведения

2)  обеспечивается силой общественного мнения

3)  принимается компетентным государственным органом

4)  всегда соответствует религиозным догмам

17

Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

 

1)  трудового права

2)  уголовного права

3)  административного права

4)  гражданского права

18. 

Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

 

А.  Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ.

Б.  Президент РФ возглавляет Совет Федерации.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

19. 

На уроке обществознания обсуждались функции государства в рыночной и командной экономике. Сравните функции государства в этих двух типах экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

 

1)  сбор налогов

2)  поддержание свободной конкуренции производителей

3)  предоставление общественных товаров и услуг

4)  создание правового поля для развития предпринимательства

 

 





Черты сходства

Черты отличия





20. 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство

Отражение мира и человека в художественных образах

...

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

21. 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения  — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями  — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.


22.  Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? то, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите пять факторов.) Какой характеристикой обладает как сам этнос, так и стереотип поведения этноса?


23.  В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.


24 Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

















1.  Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

 

Деньги; статусный набор; референдум; спрос; этническая группа.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2.  Екатерина  — студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как

 

1)  индивида

2)  представителя молодёжи

3)  личность

4)  товарища

3.  Пятиклассница Ирина играет в школьном оркестре, увлекается конным спортом. На каком уровне образования находится Ирина?

 

1)  основное общее образование

2)  среднее общее образование

3)  среднее профессиональное образование

4)  начальное общее образование

4.  Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

 

А.  Наука способствует экономическому росту.

Б.  Современная наука способна прогнозировать природные катастрофы.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

5.  Рассмотрите фотографию.

Какой вид политической деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно регулярно участвовать в данном виде деятельности.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

6.  Совершеннолетнему Оскару пришло SMS-сообщение с короткого номера: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, перезвоните по телефону *** . Для оперативности приготовьте Ваши паспортные данные и следующие данные по Вашей карте: № и PIN-код. Наш оператор решит данную проблему после вашей идентификации».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Оскара? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

7.  Экономика – это область знаний, которая изучает

 

1)  законы развития и функционирования общества в целом

2)  общественные отношения, возникшие по поводу власти

3)  способы распределения ограниченных ресурсов

4)  правильное и достойное поведение человека в обществе

8.  Государство в условиях рыночной экономики выполняет различные функции. Что из приведённого ниже относится к производству общественных благ?

 

1)  открытие новых муниципальных дошкольных учреждений

2)  мероприятия по укреплению курса национальной валюты

3)  проведение антиинфляционной политики

4)  осуществление налогообложения предприятий

9.  Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А.  Факторы производства необходимы для создания товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества.

Б.  Все факторы производства имеются в обществе в необходимом объеме.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

10.  Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

1)  военнослужащие

2)  молодёжь

3)  консерваторы

4)  москвичи

11.  Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А.  Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б.  Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

12.  Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

 

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

13

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

 

1)  форма правления

2)  государственное устройство

3)  политическая система

4)  политический режим

14. 

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

 

А.  В задачу политических партий входит разработка и принятие законов государства.

Б.  Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

15. 

Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина, его обязанностями и элементами статуса гражданина Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА

А)  неприкосновенность частной жизни

Б)  защита чести и доброго имени

В)  уважение прав и свобод других лиц

Г)  пользование родным языком

Д)  защита Отечества

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА

ГРАЖДАНИНА РФ

1)  права

2)  обязанности

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

16. 

Виновно совершённое общественно опасное деяние, влекущее за собой наступление уголовной ответственности, – это

 

1)  проступок

2)  преступление

3)  санкция

4)  вред

17. 

Гражданка М. заключила договор купли-продажи недвижимости и приобрела на вторичном рынке у гражданина Т. двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м. Что из перечисленного ниже является объектом данного правоотношения?

 

1)  приобретённая гражданкой М. квартира

2)  Гражданка М.

3)  право проживать в данной квартире

4)  текст заключённого договора

18. 

Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

 

А.  Юридическая ответственность осуществляется только в соответствии нормами права.

Б.  Юридическая ответственность опирается на государственное принуждение.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

19. 

В приведённом ниже списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку  — порядковые номера черт отличия.

 

1)  устанавливает правила поведения людей

2)  основывается на убеждённости в существовании сверхъестественного

3)  является составной частью духовной культуры общества

4)  распространяет своё действие на всех членов общества

 





Черты сходства

Черты отличия





20. 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды социальных норм

 

ВИД

ХАРАКТЕРИСТИКА

Правовые нормы

Формально определённые правила поведения,

установленные либо санкционированные государством

Нормы

______________

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле

21. 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).


22.  Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? В чем, согласно тексту, заключается ограниченность ресурсов? В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)


23.  Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

24  В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!