СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к ЕГЭ 2021. Задание 12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ЕГЭ 2021. Задание 12»

Задание 12 ЕГЭ Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Задание 12 ЕГЭ

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами: № 1 Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч. Если в окончании видим -ут или -ют, значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат или -ят, то этот глагол II спряжения. Примечание: этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится, в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения

  • Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами:

№ 1 Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч. Если в окончании видим -ут или -ют, значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат или -ят, то этот глагол II спряжения.

Примечание: этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится, в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами: № 2Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить, то глагол II спряжения, а если же нет — то наш глагол относится к I спряжению. Примечание: не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу) После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание: Если глагол I спр.: -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют. Если глагол II спр.: -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения

  • Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами:

№ 2Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить, то глагол II спряжения, а если же нет — то наш глагол относится к I спряжению.

Примечание: не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу)

После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание:

Если глагол I спр.: -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют.

Если глагол II спр.: -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.

I спряжение II спряжение -оть, -ыть, -ать, -уть, -ть, -чь, -еть  и т.д. -ить брить,стелить, зиждиться слышать, гнать, дышать, держать   терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

I спряжение

II спряжение

-оть, -ыть, -ать, -уть, -ть, -чь, -еть  и т.д.

-ить

брить,стелить, зиждиться

слышать, гнать, дышать, держать

 

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

Рано се...т, не теря...т семян, как уме...т, так и бре...т, мягко стел...т, зной пал...т и дыш...т, стел...тся тучи, сумрак уход...т, серой мглой брод...т, слыш...тся рог
  • Рано се...т,
  • не теря...т семян,
  • как уме...т,
  • так и бре...т,
  • мягко стел...т,
  • зной пал...т и дыш...т,
  • стел...тся тучи,
  • сумрак уход...т,
  • серой мглой брод...т,
  • слыш...тся рог
Сеют, сеет 1 Теряет, теряют 1 Умеет, умеют 1 Бреет, бреют 1 Стелет, стелют 1 Палит и дышит, палят и дышат 2 Стелются, стелется 1 Уходит, уходят 2 Бродит бродят 2 Слышится, слышатся 2 Рано се...т, не теря...т семян, как уме...т, так и бре...т, мягко стел...т, зной пал...т и дыш...т, стел...тся тучи, сумрак уход...т, серой мглой брод...т, слыш...тся рог
  • Сеют, сеет 1
  • Теряет, теряют 1
  • Умеет, умеют 1
  • Бреет, бреют 1
  • Стелет, стелют 1
  • Палит и дышит, палят и дышат 2
  • Стелются, стелется 1
  • Уходит, уходят 2
  • Бродит бродят 2
  • Слышится, слышатся 2
  • Рано се...т,
  • не теря...т семян,
  • как уме...т,
  • так и бре...т,
  • мягко стел...т,
  • зной пал...т и дыш...т,
  • стел...тся тучи,
  • сумрак уход...т,
  • серой мглой брод...т,
  • слыш...тся рог
пиш...т в тетради дыш...т тихо люб...т учиться сильно ненавид...т не обид...т комара маш...т приветно колебл...т паруса буря стон...т мачту клон...т гон...т ладью
  • пиш...т в тетради
  • дыш...т тихо
  • люб...т учиться
  • сильно ненавид...т
  • не обид...т комара
  • маш...т приветно
  • колебл...т паруса
  • буря стон...т
  • мачту клон...т
  • гон...т ладью
пиш...т в тетради дыш...т тихо люб...т учиться сильно ненавид...т не обид...т комара маш...т приветно колебл...т паруса буря стон...т мачту клон...т гон...т ладью Пишут, пишет 1 Дышит, дышат 2 Любит, любят 2 Ненавидит, ненавидят 2 Обидит, обидят 2 Машут, машет 1 Колеблет, колеблют 1 Стонет, стонут 1 Клонит, клонят 2 Гонит, гонят 2
  • пиш...т в тетради
  • дыш...т тихо
  • люб...т учиться
  • сильно ненавид...т
  • не обид...т комара
  • маш...т приветно
  • колебл...т паруса
  • буря стон...т
  • мачту клон...т
  • гон...т ладью
  • Пишут, пишет 1
  • Дышит, дышат 2
  • Любит, любят 2
  • Ненавидит, ненавидят 2
  • Обидит, обидят 2
  • Машут, машет 1
  • Колеблет, колеблют 1
  • Стонет, стонут 1
  • Клонит, клонят 2
  • Гонит, гонят 2
2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им- Это зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано. Здесь следует действовать по алгоритму: Все причастия образованы от глаголов. Определяем, от какого глагола образовано причастие. Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше. Делаем соответствующий выбор суффикса: если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы:  -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ; если причастие образовано от глагола II спряжения, то выбираем суффиксы:  -ащ-/-ящ-, -им- . если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы:  -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ; если причастие образовано от глагола II спряжения, то выбираем суффиксы:  -ащ-/-ящ-, -им- .

2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им-

  • Это зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано. Здесь следует действовать по алгоритму:
  • Все причастия образованы от глаголов. Определяем, от какого глагола образовано причастие.
  • Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше.
  • Делаем соответствующий выбор суффикса:
  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы:  -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ; если причастие образовано от глагола II спряжения, то выбираем суффиксы:  -ащ-/-ящ-, -им- .
  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы:  -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M ;
  • если причастие образовано от глагола II спряжения, то выбираем суффиксы:  -ащ-/-ящ-, -им- .
1)Что-то бормоч…щий и шепч…щий сосед рассчитывает приобрести реж…щий и кле…щий инструмент. 2)Наде…щийся на прибыль начальник, не помн…щий добра, мечтает, чтобы штукатур…щие потолок рабочие трудились до утра. 3)Мурлыч…щий кот, вид…щий в темноте, намерен та…щее мороженое оставить себе. 4)Слушая ду…щий и ве…щий ветер, забываешь о том, что гон…щиеся за славой и ненавид…щие всех конкуренты есть на свете. 5)Мгла, стел…щаяся над туман…щейся рекой, обещает дремл…щим и пока не колыш…щимся камышам тишину и покой.

1)Что-то бормоч…щий и шепч…щий сосед рассчитывает приобрести реж…щий и кле…щий инструмент.

2)Наде…щийся на прибыль начальник, не помн…щий добра, мечтает, чтобы штукатур…щие потолок рабочие трудились до утра.

3)Мурлыч…щий кот, вид…щий в темноте, намерен та…щее мороженое оставить себе.

4)Слушая ду…щий и ве…щий ветер, забываешь о том, что гон…щиеся за славой и ненавид…щие всех конкуренты есть на свете.

5)Мгла, стел…щаяся над туман…щейся рекой, обещает дремл…щим и пока не колыш…щимся камышам тишину и покой.

3. Правописание суффиксов причастий: -енн- (-ен-), -а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-) Суффиксы Правило -енн- (-ен-) Примеры если в неопределенной форме глагола перед  -ть  есть гласные  и, е -а-нн- (-а-н-) / -я-нн- (-я-н-) если в инфинитиве перед  -ть  есть гласные  а, я выращенный (вырастить) напоенный (напоить) разрисованный (разрисовать) посеянный (посеять)

3. Правописание суффиксов причастий: -енн- (-ен-), -а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)

Суффиксы

Правило

-енн- (-ен-)

Примеры

если в неопределенной форме глагола перед  -ть  есть гласные  и, е

-а-нн- (-а-н-) / -я-нн- (-я-н-)

если в инфинитиве перед  -ть  есть гласные  а, я

  • выращенный (вырастить)
  • напоенный (напоить)
  • разрисованный (разрисовать)
  • посеянный (посеять)
Практика

Практика

1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) немысл..мый, помо..шь (пол) 2) неотъемл..мый, посе..вший 3) уравновеш..нный, увид..вший 4) люб..щий, стро..вший 5) подстрел..нный, обознач..нный
  • 1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) немысл..мый, помо..шь (пол)
  • 2) неотъемл..мый, посе..вший
  • 3) уравновеш..нный, увид..вший
  • 4) люб..щий, стро..вший
  • 5) подстрел..нный, обознач..нный
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) немысл..мый, помо..шь (пол) 2) неотъемл..мый, посе..вший 3) уравновеш..нный, увид..вший 4) люб..щий, стро..вший 5) подстрел..нный, обознач..нный
  • 1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) немысл..мый, помо..шь (пол)
  • 2) неотъемл..мый, посе..вший
  • 3) уравновеш..нный, увид..вший
  • 4) люб..щий, стро..вший
  • 5) подстрел..нный, обознач..нный
2.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.   1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи)  2) оплач..нный, переворот..шь  3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу)  4) стел..щийся, раска..вшийся  5) стро..щееся (здание), рассе..нный
  • 2.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи) 2) оплач..нный, переворот..шь 3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу) 4) стел..щийся, раска..вшийся 5) стро..щееся (здание), рассе..нный
2.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.   1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи)  2) оплач..нный, переворот..шь  3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу)  4) стел..щийся, раска..вшийся  5) стро..щееся (здание), рассе..нный
  • 2.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) завис..щий (от погоды), гон..щий (тучи) 2) оплач..нный, переворот..шь 3) (они) взбаламут..т, вид..щий (перспективу) 4) стел..щийся, раска..вшийся 5) стро..щееся (здание), рассе..нный
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сия..шь, закле..вший 2) представ..шься, независ..мый 3) налад..шь, скле..нный 4) онеме..шь, ожида..мый 5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся
  • 3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) представ..шься, независ..мый

3) налад..шь, скле..нный

4) онеме..шь, ожида..мый

5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) сия..шь, закле..вший 2) представ..шься, независ..мый 3) налад..шь, скле..нный 4) онеме..шь, ожида..мый 5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся
  • 3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) представ..шься, независ..мый

3) налад..шь, скле..нный

4) онеме..шь, ожида..мый

5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) гарантиру..мый, завис..шь 2) зате..шь, омыва..мый 3) наполн..нный, расправ..вший 4) услыш..нный, (огни) маяч..т 5) (лошади) тащ..т, плещ..щий
  • 4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) гарантиру..мый, завис..шь
  • 2) зате..шь, омыва..мый
  • 3) наполн..нный, расправ..вший
  • 4) услыш..нный, (огни) маяч..т
  • 5) (лошади) тащ..т, плещ..щий
4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) гарантиру..мый, завис..шь 2) зате..шь, омыва..мый 3) наполн..нный, расправ..вший 4) услыш..нный, (огни) маяч..т 5) (лошади) тащ..т, плещ..щий
  • 4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) гарантиру..мый, завис..шь
  • 2) зате..шь, омыва..мый
  • 3) наполн..нный, расправ..вший
  • 4) услыш..нный, (огни) маяч..т
  • 5) (лошади) тащ..т, плещ..щий
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) задремл..шь, ознаком..вшийся 2) осмотр..шь, брош..нный 3) останов..шься, прослуш..нный 4) затихн..шь, ожида..мый 5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый
  • 5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) задремл..шь, ознаком..вшийся
  • 2) осмотр..шь, брош..нный
  • 3) останов..шься, прослуш..нный
  • 4) затихн..шь, ожида..мый
  • 5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) задремл..шь, ознаком..вшийся 2) осмотр..шь, брош..нный 3) останов..шься, прослуш..нный 4) затихн..шь, ожида..мый 5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый
  • 5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  • 1) задремл..шь, ознаком..вшийся
  • 2) осмотр..шь, брош..нный
  • 3) останов..шься, прослуш..нный
  • 4) затихн..шь, ожида..мый
  • 5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя