Анализ рассказа Ю. В. Бондарева «Щенок»
(муниципальный этап Всероссийской Олимпиады школьников по литературе,
2022 год).
Рассказ Ю.В.Бондарева «Щенок» действительно является художественным произведением, так как создает яркий образ вины и раскаяния. «Всю ночь без сна ворочался с боку на бок, подминал под голову измятую подушку, мычал, стискивая зубы, как от боли…»
Трагический пафос произведения создается сразу: в самом начале автор употребляет слово «преступление», и горькая интрига тут же захватывает сердце. Что же случилось? Почему столько боли?
Впрочем, искушенному читателю это начало в сочетании с анализом названия – «Щенок» - уже диктует горький сюжет: с малышом что-то случится. Точнее, для героя и автора уже случилось, ведь несовпадение фабулы и сюжета оставляет в неведении лишь читателя. И нам, как рассказчику, останется, стиснув зубы, как от боли, лишь дочитать рассказ до конца, чтобы узнать подробности.
А может, нет? Может, мы ошиблись? Может, не случилось? Или хотя бы не с беспомощным собачьим детенышем – щенком? Ведь повествование продолжается так радостно, так светло! Пейзаж, как средство образного выражения замысла автора, помогает создать атмосферу счастья и беззаботности. Приближается весна, и в воздухе словно разлито ее предчувствие: солнце блещет на переднем стекле автомобиля, надоевший за зиму снег тает, а впереди рассказчика ждет радостная встреча с родными – детьми и женой. Обилие ярких эпитетов: «ярый» (день), «зеркально» (блестели), «ослепительного» (перекрестка) делает картину весеннего московского дня особенно светлой и оптимистичной.
Сюжет вместе с рассказчиком ведет нас в тихую улицу, и мы, наслышанные об авариях на дорогах, начинаем смутно ждать беды. Антитеза – противопоставление радости в природе, душе повествователя и трагическое начало – лишь подчеркивает мотив горечи и делает это ожидание особенно нестерпимым.
Но ведь скорость такая маленькая, водитель за рулем едет, не торопясь! Автор как будто специально подчеркивает это, чтобы надежда в читательских сердцах не умирала как можно дольше, чтобы сделать кульминацию максимально выпуклой и заставить наше сердце разбиться без шансов уцелеть.
Потому что щенок погиб. Он погиб не сразу, и мертвым мы его не увидим. Что это? Капля жалости к читателю, который чувствует себя так, будто этот рассказ проехал по нему, как машина героя - по беззащитному тельцу? По этим лопоухим смешным ушам, по неуклюжим лапам, по ласковому язычку, виновато (в чем???) лижущему на прощанье хозяину руки…
Смерть беззащитных созданий, так доверяющих человеку и так им обманутых, не менее страшна, чем человеческая гибель. Так же больно сжималось наше сердце, когда мы читали рассказ И.С. Тургенева «Муму». Маленькая собачка, спасенная Герасимом, привязавшаяся к нему всем сердцем и им же отвезенная умирать. Он держал ее, с привязанным камнем на шее, в своих руках над бездонной водной гладью, а она доверчиво смотрела ему в глаза. Как и этот щенок доверчиво бросился поиграть с машиной. Маленькие, бестолково-трогательные существа! Там злая барская воля управляла рукой несчастного Герасима. Что происходит здесь?
Писать очень больно. Так же, как и читать.
Но щенок уже обречен, и надежды не осталось. Поэтому с окаменевшим сердцем мы дочитываем рассказ до конца, остро схватывая другие детали. Ведь не ради же этой смерти Бондарев создает этот текст! Что же автор хочет нам с казать? Зачем он нас так мучил?
Вот оно – реакция героя: «А вы … зачем отпускаете на дорогу щенка?» Да, было скользко. Да, он пытался затормозить. Да, он был почти не виноват. Да, он защищался, ведь хозяин собаки и столпившиеся рядом люди обвинили его. Но беззащитное тельце раздавлено. И этот факт, как бетонная плита, накрывает нас и уничтожает все доводы рассудка. И мы понимаем: герой не прав. И понимаем, что автор думает так же.
Значит, человека делает человеком, в первую очередь, признание своих ошибок, своей вины. И если мы пытаемся оправдываться, мы не делаемся белее и чище, не делаемся свободнее от вины, а наоборот. Чем больше оправдываемся, тем страшнее выглядим.
Но наш герой – не преступник. Он просто слабый человек, и автор ведет его душу к покаянию: герой едет дальше, к своим родным, но радости в его сердце уже нет. Прием внутреннего монолога, используемый Бондаревым, предельно ярко показывает нам, как жестоко мужчина наказывает себя: «Я убил его… Это же он в горячке выскочил потом к хозяину. Как он мотал головой, как тыкался мордой в его руки, точно спасения искал!..» – думал он и стискивал зубы…»
Он чувствует себя убийцей и потому не имеет права на поцелуй своей маленькой дочери – такой же беззащитной, как и нечаянно убитый им собачий детеныш.
О чем он думает, когда так пристально смотрит на нее? О том, что когда-нибудь кто-то так же бездумно проедет бездушным катком по ее хрупкой душе? Обидит, уничтожит веру в людей и себя? И так же торопливо, даже не покаявшись, уйдет своей дорогой? Не знаю. Может быть. Но это уже сюжет другого рассказа.