СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к устному экзамену (собеседованию) по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к устному экзамену (собеседованию) по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к устному экзамену (собеседованию) по русскому языку»

7.  Выразительно прочитайте текст вслух.

1 3 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. Тогда пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену, вовлечен в дрейф. Восьмиметровый ледяной вал медленно двигался на пароход, судно трещало, ему грозила неминуемая гибель. По приказу О.Ю. Шмидта 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи. 13 апреля — ровно через два месяца после гибели корабля — спасение было завершено.

За 75 лет, прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей, в печати появились десятки статей, легенд, фантастических и псевдонаучных публикаций, посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. Одни обвиняют правительство страны, О.Ю. Шмидта, В.И. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна. Другие восторгаются мужеством и героизмом людей, оказавшихся в экстремальных условиях, и летчиков, принимавших участие в спасательной операции.

(по материалам интернета) (176 слов)



8.  Выразительно прочитайте текст вслух.

В .И. Даль был искателем и собирателем слов. Сам образ жизни — постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми — помогал ему стать собирателем слов. «Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе…записывал их, без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изучения языка, потому что они мне нравились», — говорил В.И. Даль.

Интерес к русскому языку, русскому быту, фольклору появился у Даля в юности. Ещё учась в Морском корпусе, он составил свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман, направляясь к месту своей службы на Черноморский флот, записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать», которое услышал от ямщика, что значило в новгородских краях «пасмурнеть, заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля — «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он отдал более полувека, собрав 200000 слов. Печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин».

Владимир Иванович Даль был награжден Ломоносовской премией, а в 1863 году удостоен высокого звания почётного академика Петербургской Академии Наук.

(179 слов)

9.  Выразительно прочитайте текст вслух.

Л омоносов. При этом слове вспоминаем о человеке в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы привыкли к такому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика. В маленьком музее, в деревне Ломоносово, долго стоишь именно перед этим портретом: большелобый лысеющий человек. В этом лице легче увидеть русского парня, проживающего на краю деревянной России. Деревянные избы, деревянная посуда, прялки. Рыбацкие сети, светец для лучины. И не нужно много воображения, чтобы представить идущего с веслом парня по имени Михаил.

В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний Ломоносова. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником. Ему принадлежат большие труды по географии, философии. Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. Во время наблюдения за Венерой он предположил наличие атмосферы.

Ломоносов был одним из великих учёных. В Москве есть университет имени Ломоносова. За своё стремление к познанию невиданного ему были присуждены две золотые медали. Именем Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества.

(по В. Пескову)(191 слово)



10.  Выразительно прочитайте текст вслух.

Что такое Кижи?

Д ве многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Здесь, берега во тьме раскинув,

Спит озеро, глаза смежив.

Напевною загадкой линий,

Как чудо светлое России,

В Онеге плавают Кижи.

Юрий Адрианов

Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Преображенская церковь — памятник русской воинской славы. Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведские захватчики постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров.

Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фрески в деревянном храме занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны, голосисты по своим краскам.

Кижи — это величавая поступь петровских ратников.

Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

(по Е.И. Осетрову)( 181 слово)

11. Выразительно прочитайте текст вслух.

В ожерелье народных ремесел современная Хохлома — наш драгоценный бриллиант. Вы приходите на выставку, и первое, что бросается в глаза, — бочонок, чашка и поставец, ярко украшенные золотом и киноварью. Вы берете бочонок, такой массивный и тяжелый с виду, и рука вдруг чувствует, что он совсем легок. Ну, конечно, не как пух — ведь бочонок сделан из дерева, но тяжести ожидаешь потому, что он похож на металлический. На нем незатейливые золотистые узоры «травкой», «ягодкой», «листочками».

Знаменитое хохломское «золото» и орнамент «травка» возникли на основе уже существовавших многовековых художественных традиций.

З олото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили: «золото не горит, а чудеса творит»…

Крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка! Подумайте, как приятно было в семье хлебопашца поставить на стол отливающую золотом посуду, украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.

На реке Унже в Макарьеве устраивалась всероссийская ярмарка. На нее везли деревянные изделия из заволжских лесов: лопаты, лотки, совки, ложки, чашки, корыта, ведра, блюда, миски, дуги. Отсюда пошла слава местных изделий. Отсюда их отправляли не только по всей Руси, но и грузили этим ходовым товаром волжские суда, чтобы отправить его в Среднюю Азию и в далекую Персию.

(по Е.И. Осетрову) (190 слов)


6. Задание 3 № 75

Выберите одну из предложенных тем беседы.

 

1) Мой четвероногий друг (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.


Не забудьте описать:

1. кто изображён на фотографии;

2. какое событие изображено на фотографии;

3. настроение, которое передано на фотографии;

4. ваши впечатления фотографии.

 

2) Экскурсия (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите об экскурсии, которая Вам запомнилась.

Не забудьте рассказать:

1. Куда и когда состоялась экскурсия?

2. Кто был её организатором и участниками?

3. Чем эта экскурсия была Вам интересна и полезна?

4. Почему Вы могли бы порекомендовать Вашим друзьям побывать на этой экскурсии?

 

3) Так ли безобидны молодёжные субкультуры (рассуждение по поставленному вопросу)? Так ли безобидны молодёжные субкультуры?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Какие молодёжные субкультуры Вам известны?

2. Есть ли среди Ваших знакомых представители молодёжных субкультур?

3. В чём выражаются особенности их поведения?

4. Чем может быть опасно увлечение субкультурами?

 

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.





7.  Выберите одну из предложенных тем беседы.

 

1) Моя семья (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.


Не забудьте описать:

1. кто изображён на фотографии;

2. где происходит действие, запечатлённое на фотографии;

3. общее настроение, которое передано на фотографии.

 

2) Мой школьный день (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите об одном своём школьном дне.

 

Не забудьте рассказать:

1. когда был самый запомнившийся Вам школьный день;

2. в чём особенности этого дня;

3. кто был участниками событий этого дня;

4. какие впечатления оставил этот день и почему.

 

3) От чего зависит выбор жизненных ценностей (рассуждение по поставленному вопросу)?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Что такое жизненные ценности?

2. Когда происходит формирование жизненных ценностей?

3. Без каких ценностей не может быть настоящего человека?

 

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.




6. Задание 4 № 76

В о время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

 

1) Опишите фотографию.


1. Есть ли у Вас или Ваших знакомых домашний питомец?

2. Чем он дорог Вам или Вашим знакомым?

3. Почему Вы могли бы назвать его другом?

 

2) Расскажите об экскурсии, которая Вам запомнилась.

1. Чем, по Вашему мнению, полезны экскурсии?

2. Что бы Вы порекомендовали своим друзьям, впервые собирающимся на экскурсию?

3. Что, по Вашему мнению, самое важное на экскурсии?

 

3) Всегда ли нужно следовать моде?

1. Отчего, на Ваш взгляд, происходит увлечение молодёжи неформальными движениями?

2. Поддерживаете ли Вы какое-либо из этих движений?

3. Что Вы могли бы посоветовать своим друзьям, увлекающимся молодёжными субкультурами?

Пояснение.

Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2-2,5 минуты.


7. Задание 4 № 78

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1) Опишите фотографию.

1. Как Вы думаете, в какой момент или во время какого события сделана эта фотография?

2. Есть ли у Вас любимые фотографии, где Вы в кругу своей семьи?

3. Какой момент запечатлён на Вашей фотографии?

2) Мой школьный день.

1. Что, по Вашему мнению, может сделать школьный день запоминающимся?

2. Когда можно сказать, что день удался?

3. Готовы ли Вы сделать так, чтобы обычный школьный день стал запоминающимся не только для Вас, но и для Ваших друзей?

 

3) От чего зависит выбор жизненных ценностей?

1. Что по-настоящему ценно для Вас?

2. Какие качества Вы цените в людях?

3. Какие примеры Вы можете привести, чтобы подтвердить, что у разных людей могут быть разные жизненные ценности?

Пояснение.

Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2-2,5 минуты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!