Профилактика профессиональных заражений.
Профилактика профессиональных заражений достигается соблюдением санитарно-противоэпидемиологического режима.
Использование спецодежды медицинским персоналом
Цель:
Создание барьера, препятствующего распространению и передаче возбудителей инфекционных заболеваний (в том числе внутрибольничных) от пациента к персоналу и от персонала к пациенту;
Обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены медицинского персонала;
Охрана здоровья медицинского персонала.
Показания:
Оснащение:
Медицинский халат/костюм;
Медицинская шапочка (одноразовая/тканевая);
Медицинская маска (одноразовая/4-слойная марлевая);
Зеркало;
Необходимые условия:
Персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.
Для персонала стационаров предусматривается устройство гардеробных с душем и туалетом.
В операционном блоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках.
Сменная обувь персонала, работающего в помещениях с асептическим режимом должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции.
Порядок действий:
Этапы манипуляции | Обоснование необходимости |
1. Использование медицинского халата/костюма |
1. Провести гигиеническое мытье рук с мылом. | Соблюдение требований личной гигиены. |
2. Надеть чистый медицинский халат/костюм. Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть клеенчатый фартук. | |
3. Халат должен полностью закрывать личную одежду; под халатом запрещено ношение шерстяной одежды. | |
4. При выходе за пределы режимного кабинета/отделения медицинский халат снимается, а если это невозможно, следует надеть верхний халат, по возвращении который снимается. | Предупреждается вынос инфекции за пределы режимного кабинета/отделения и загрязнение окружающей среды. |
5. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, халат снять, выворачивая наизнанку, прикасаясь только к его внутренней поверхности. | Во время ношения медицинская одежда контаминируется биологическими жидкостями и микроорганизмами. |
6. Использованный халат свернуть, поместить в мешок/ёмкость, доставить в прачечную для последующей обработки/стирки. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
2. Использование медицинской шапочки |
7. Глядя в зеркало, надеть тканевую или одноразовую медицинскую шапочку, убрав под неё все волосы. | |
8. Медицинскую шапочку надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции. | На волосах, в перхоти могут находиться микроорганизмы. |
Капельных инфекции. | |
9. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, медицинскую шапочку снять. Одноразовую шапочку утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
3. Использование медицинской маски |
10. Глядя в зеркало, надеть одноразовую или 4-слойную марлевую маску. Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть защитные очки/щиток. | Маска препятствует распространению выдыхаемого воздуха и капель слюны. |
11. Медицинскую маску надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции. | Предупреждение получения и распространения возбудителей Воздушно-капельных инфекций. # |
12. Требования к ношению маски: должна плотно прилегать, закрывая нос и рот; Нельзя спускать на шею или убирать в карман; Менять по мере увлажнения и загрязнения, но не реже, чем через каждые 2 часа. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
13. После использования снять маску, прикасаясь только к завязкам. Одноразовую маску утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
9. В конце рабочей смены или в случае загрязнения, медицинскую шапочку снять. Одноразовую шапочку утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
3. Использование медицинской маски |
10. Глядя в зеркало, надеть одноразовую или 4-слойную марлевую маску. Маска надевается за завязки. Примечание: при выполнении инвазивных манипуляций, сопровождающихся возможным разбрызгиванием биологических жидкостей дополнительно надеть защитные очки/щиток. | Маска препятствует распространению выдыхаемого воздуха и капель слюны. |
11. Медицинскую маску надевают обязательно при выполнении инвазивных манипуляций в режимных кабинетах, работе в режимных отделениях, а также во время эпидемии воздушно- капельных инфекции. | Предупреждение получения и распространения возбудителей воздушно-капельных инфекций. |
12. Требования к ношению маски: Должна плотно прилегать, закрывая нос и рот; Нельзя спускать на шею или убирать в карман; Менять по мере увлажнения и загрязнения, но не реже, чем через каждые 2 часа. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
13. После использования снять маску, прикасаясь только к завязкам. Одноразовую маску утилизировать, многоразовую подвергнуть стирке. | Соблюдение требований больничной гигиены. |
Сроки смены спецодежды (халата/костюма):
Смена спецодежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля, в режимных кабинетах, осуществляется ежедневно и по мере загрязнения;
Смена спецодежды в подразделениях терапевтического профиля — 2 раза в неделю и по мере загрязнения.
Обработка рук медицинского персонала
(извлечение изСанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»)
12.1 … В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов.
12.2 Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, при обработке рук хирургов – только стерильные тканевые.
12.3 Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.
12.4 Гигиеническая обработка рук.
12.4.1 Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:
перед непосредственным контактом с пациентом;
после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);
после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;
перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;
после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента.
после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием;
12.4.2 Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:
гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов;
обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.
12.4.3 Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера). Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.
12.4.4 Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
12.4.5 При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.
12.4.6 Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и с высокой нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (до 200 мл) с кожным антисептиком.
12.4.7 Использование перчаток.
12.4.7.1 Перчатки необходимо надевать во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей.
12.4.7.2 Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного микроорганизмами участка тела - к чистому. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
12.4.7.3 При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном (салфеткой), смоченной раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, погрузить их в раствор средства, затем утилизировать. Руки обработать антисептиком.
12.5 Обработка рук хирургов.
12.5.1 Обработку рук хирургов проводят все, участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов. Обработка проводится в два этапа: I этап - мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап - обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.
12.5.2 Количество антисептика, необходимое для обработки, кратность обработки и её продолжительность определяются рекомендациями, изложенными в методических указаниях/инструкциях по применению конкретного средства. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
12.5.3 Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже рук.
Порядок действий:
Снять украшения, часы;
Открыть водопроводный кран и отрегулировать температуру воды;
Обнажить кисти и предплечья;
Смочить кисти и запястья водой;
При помощи локтя получить из дозатора порцию жидкого мыла;
Энергично намылить влажные руки мылом, образовавшейся мыльной пеной намылить водопроводный кран;
Мыть руки образовавшейся пеной не менее 30 сек, каждое движение повторять не менее 5 раз:
Поочередно круговыми движениями тереть кончики пальцев о ладонь противоположной руки («горное озеро»)
Тереть ладонью о ладонь
Правой ладонью тереть поверх тыльной стороны левой руки и наоборот
Сложив ладони и переплетя пальцы тереть внутренние поверхности пальцев движениями рук вверх и вниз
Тереть тыльной стороной пальцев одной руки по ладони другой руки и наоборот
Тереть большие пальцы одной руки в сомкнутой ладони другой руки и наоборот
Тщательно смыть водой мыльную пену с рук;
Смыть водой мыло с крана, не дотрагиваясь до него;
Промокательными движениями просушить руки одноразовым бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран;
11.сбросить полотенце в емкость для медицинских отходов.
Примечание: при использовании крана с локтевым смесителем, его мытье не проводится.
Схема мытья рук с мылом и обработки кожным антисептиком
Использование медицинских перчаток
Цель:
создание барьера, препятствующего распространению и передаче возбудителей инфекции от пациентов к персоналу, от персонала к пациенту и от пациента к пациенту;
обеспечение высокого уровня чистоты и гигиены;
охрана здоровья персонала.
Показания:
при асептических процедурах;
во всех случаях возможного контакта с кровью, другими биологическими
жидкостями или инфицированными поверхностями, предметами;
при возможном контакте с химическими веществами: моющими и
дезинфицирующими средствами.
Необходимые условия:
достаточное количество перчаток стерильных и нестерильных, разовых и многократного применения;
смена перчаток после каждого пациента.
Правила надевания стерильных перчаток
Взять перчатки в стерильной упаковке, проверить целостность упаковки, срок годности, развернуть.
Взять перчатку для правой руки за отворот так, чтобы пальцы не касались наружной поверхности перчатки.
Сомкнуть пальцы правой руки и ввести их в перчатку.
Надеть перчатку, не нарушая ее отворота, разомкнув пальцы правой руки.
Взять перчатку для левой руки вторым, третьим и четвертым пальцами правой руки (в перчатке) под отворот так, чтобы пальцы не касались внутренней поверхности перчатки.
Сомкнуть пальцы левой руки и ввести их в перчатку.
Расправить отвороты на левой, затем на правой перчатке, натянув их на рукав.
Правила снятия стерильных перчаток.
Взять пальцами правой руки в перчатке за отворот на левой перчатке, касаясь ее наружной стороны, сделать отворот.
Взять пальцами левой руки в перчатке за отворот на правой перчатке, касаясь ее наружной стороны, сделать отворот.
Снять перчатку с левой руки, выворачивая ее наизнанку и держа за отворот правой рукой. (перчатка остается в правой руке)
Левой рукой взять перчатку на правой руке за отворот с внутренней стороны и снять выворачивая ее наизнанку (левая перчатка оказалась внутри правой)
Погрузить перчатки в емкость с дезраствором.
Если загрязнилась или порвалась одна перчатка необходимо сменить обе.
Профилактика заражения гемоконтактными инфекциями
Актуальность
Особенность эпидемиологической ситуации современного мира - повсеместно высокие уровни заболеваемости гемоконтактными инфекциями, то есть болезнями, возбудитель которых передается через кровь. В первую очередь речь идет о парентеральных гепатитах В, С и ВИЧ-инфекции, хотя в настоящее время известно более 30 нозологических форм инфекционных заболеваний, основным фактором передачи которых служит кровь. В структуре профессиональных заболеваний заболеваемость парентеральными вирусными гепатитами среди медицинских работников достигает 19%.
Заражение медицинского работника может происходить во время лечебно-диагностических манипуляций, а так же при сборе и утилизации отходов ЛПУ в случае травматизации (порез, укол и т.д.) и загрязнении кожи и слизистых оболочек биологическими жидкостями пациента, содержащими возбудителя заболевания.
Факторы, определяющие потенциальный риск заражения медицинских работников.
Инфекционный и социальный статус пациента (носитель, острое или хроническое заболевание) и стадия заболевания.
Отсутствие или получение пациентом АРВТ (антиретровирусной терапии).
Наличие у пациента устойчивых штаммов вируса.
Биологическая жидкость, с которой произошел контакт (кровь, ее компоненты, другое).
Степень и характер контаминации биологическими жидкостями пациента.
Степень и характер нарушения целостности кожных покровов.
Иммунный и инфекционный статус медицинского работника.
Уровень знания медицинским работником правил ликвидации последствий аварийной ситуации и мер профилактики гемоконтактных инфекций.
Наличие повреждений кожи на руках; все поврежденные участки должны быть закрыты лейкопластырем, напальчниками.
Особенности профессиональной деятельности медицинского работника.
Возникновение аварийных ситуаций
Аварийная ситуация - попадание крови или других биологических жидкостей пациента на кожу, слизистые оболочки медицинского работника, на предметы окружающей среды, а так же проколы и порезы кожи ИМН, контаминированными биологическими жидкостями пациента.
На местах, где возможно возникновение аварийной ситуации, должна быть аптечка «АнтиСПИД».
Состав аптечки «АнтиСПИД»:
Спирт этиловый 70%, 100 мл
Спиртовый раствор йода 5%, 1 флакон
Стерильный бинт – 2 уп
Стерильные салфетки – 1 уп
Лейкопластырь бактерицидный – 3 шт
Действия медицинского работника при аварийной ситуации.
1. Оказание первой помощи:
–в случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода, наложить повязку;
–при попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;
–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой (не тереть);
–при попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор;
–при попадании на объекты окружающей среды – произвести дезинфекцию способом двукратного протирания с интервалом 15 минут, либо наложить ветошь, смоченную дезраствором на время экспозиции, затем произвести уборку.
2. Оформление аварийной ситуации:
–незамедлительно сообщить о аварийном случае старшей медсестре, зав.отделением (в выходные и праздничные дни – дежурному врачу);
–составляется Акт о несчастном случае на производстве;
–заполняется Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
3. Производится забор анализов крови у пострадавшего медицинского работника и пациента, чья кровь или другая биологическая жидкость попала к медработнику.
4. Пострадавший обращается к доверенному врачу (СПИД центр) для постановки на учет и получения препаратов АРВТ (антиретровирусной терапии).
5. Прием АРВТ должен быть начат не позднее 24 часов после аварийной ситуации.
6. На учете в центре медицинский работник состоит в течении года, сдает кровь на выявление антител каждые 3 месяца (через 3, 6, 9, 12 месяцев после аварийной ситуации). При отрицательных анализах снимается с учета.
7. В течении года после аварийной ситуации женщина не должна планировать беременность, в случае кормления ребенка грудью она должна прекратить грудное вскармливание.
Методы предотвращения аварийных ситуаций:
замена инъекций на другие пути введения лекарственных препаратов;
отказ от использования острых инструментов (ножницы с закругленными концами, тупоконечные хирургические иглы и т.д.);
инженерные решения – самоубирающиеся иглы, защитные колпачки и др.;
забор крови закрытыми системами;
максимальное использование одноразового инструментария;
использование автоматических установок для обработки ИМН;
внедрение безопасных технологий;
организация безопасного обращения с отходами.
Универсальные меры предосторожности
мыть руки до и после любого контакта с пациентом;
Рассматривать кровь и биологические жидкости пациентов как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках.
Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов, никогда не снимать иглы со шприцев руками и не производить никаких манипуляций с использованными иглами;
Пользоваться средствами защиты глаз и масками для предотвращения возможного попадания брызг крови или биологических жидкостей в лицо;
Использовать влагонепроницаемую одежду для защиты тела от попадания крови или биологических жидкостей;
Рассматривать всё белье, загрязненное кровью или биологическими выделениями, как потенциально инфицированное;
Рассматривать все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные.
Меры предосторожности при работе с кровью
Для того чтобы предотвратить заражение передающимися с кровью инфекциями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
Избегать растекания, расплескивания и разбрызгивания крови и других биологических жидкостей.
Не перекладывать использованные иглы и не надевать на них колпачки, использовать для этого инструменты, исключающие прямой контакт с иглой, или делать это одной рукой.
Загрязненные режущие и колющие инструменты многоразового использования сразу (или при первой возможности) помещать в жесткие влагонепроницаемые (дно и стенки), маркированные или помеченные определенным цветом контейнеры для последующей обработки
Размещать контейнеры для использованных острых инструментов так, чтобы ими было удобно пользоваться, и они не могли опрокинуться.
Своевременно заменять контейнеры для режущих и колющих инструментов, не допуская их переполнения.
Контейнер с использованными режущими и колющими инструментами перемещать только тщательно закрытым. Если возможна протечка, контейнер поместить внутрь другого контейнера.
Образцы биологических жидкостей помещать в герметичные контейнеры с соответствующей маркировкой. Если контейнер с образцами загрязнен или поврежден, поместить его внутрь другого контейнера.
Перед техническим обслуживанием и транспортировкой оборудования, загрязненного кровью или другими биологическими жидкостями, его следует продезинфицировать. Если дезинфекция невозможна, в сопроводительном листе указать загрязненные элементы.
Помещать все использованные одноразовые материалы во влагонепроницаемые закрывающиеся контейнеры
Запрещается:
Принимать пищу, курить, накладывать макияж, снимать или надевать контактные линзы на рабочих местах, где вероятен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями.
Хранить пищу и напитки в холодильниках или других местах, где хранятся образцы крови и других биологических жидкостей и тканей.
Поднимать руками осколки стекла, которые могут быть загрязнены биологическими жидкостями.
Сгибать, ломать, снимать со шприцев использованные иглы, надевать на них колпачки и проводить подобные действия с загрязненными острыми инструментами, если можно этого не делать, или это не обусловлено требованиями медицинской манипуляции.
Доставать что-либо руками из контейнеров для использованных многоразовых колющих и режущих инструментов, вручную открывать, опорожнять или мыть эти контейнеры