СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для практического занятия по теме: "Лечебно-охранительный режим в ЛПО"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для практического занятия по теме: "Лечебно-охранительный режим в ЛПО"»

ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Учебные задачи:

После изучения темы студенты должны знать:

  • понятие о лечебно-охранительном режиме ЛПУ, его элементы и значение для пациента;

  • правила внутреннего распорядка;

  • щажение психики пациент;

  • режимы рациональной двигательной активности;

  • виды положений пациента в постели.


ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ


  1. Лечебно-охранительный режим (ЛОР) – порядок работы ЛПУ, который ограждает пациентов (и персонал) от отрицательных воздействий больничной среды, щадит их психику и создаёт условия для полного физического и психического комфорта.

  2. Подвижность (мобильность) – способность пациента перемещаться в пространстве.

  3. Дисфункция - нарушение функций систем, органов или тканей организма.

  4. Иммобильность - обездвиженность.

  5. Компрессия - сжатие.

  6. Ортопноэ - вынужденное положение сидя, принимае­мое пациентом для облегчения дыхания при выраженной одышке.

  7. Пролежни - повреждения кожи, мягких тканей вплоть до костной основы вследствие расстройства трофики (питания).

  8. Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

  9. Стресс эмоциональный - стресс, развивающийся под вли­янием эмоционального возбуждения.

  10. Стрессор - чрезвычайный или патологический раздражи­тель, вызывающий стресс.

  11. Функциональная кровать – это кровать со специальным металлическим каркасом и с различными приспособлениями для обеспечения необходимых условий ухода, лечения и диагностики больных с тяжелыми заболеваниями.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛОР – порядок работы ЛПУ, который ограждает пациентов (и персонал) от отрицательных воздействий больничной среды, щадит их психику и создаёт условия для полного физического и психического комфорта.

Основная цель ЛОР - создание оптимальных условий для выздоровления пациента.

Создание ЛОР входит в обязанности всего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры. Пациенты должны быть проинформированы о требованиях ЛОР, которые обычно отражаются на стендах, памятках и листовках.

Приказ МЗ СССР от 16.11.1987г. №1204 "О лечебно - охранительном режиме в лечебно - профилактических учреждениях"


Элементы лечебно-охранительного режима



1. Обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента.

Создание психологического комфорта:

  • Соблюдение тишины. Во все времена психологический покой пациента достигался прежде всего тишиной. Флоренс Найтингейл считала: «… на больного, тягостнее всего действует всякий ненужный шум и суматоха. Они возбуждают в нём в высшей степени напряжение и чувство ожидания чего-то». Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется:

  • носить бесшумную обувь;

  • тихо говорить с коллегами и пациентами; следить, чтобы пациенты говорили тихо между собой;

  • запрещать пациентам включать на большую громкость радио и телевизор;

  • младший медицинский персонал не должен нарушать тишину при уборке помещений во время дневного и ночного сна.

  • Соблюдение психологической совместимости в палатах. Необходимо учитывать состояние пациентов, форму заболевания, психологический настрой. Особенно данный элемент важно учитывать в условиях хосписа.

  • Создание комфорта и уюта в палатах. При отделке помещений следует использовать экологичные материалы теплых цветов.

  • Ограждение пациентов от вида смерти, крови, неприятных запахов.

  • Соблюдение распорядка дня пациентами и медработниками: не будить раньше времени (за исключением необходимых ситуаций), вовремя выполнять диагностические и лечебные процедуры, обход врача, приём пищи, уборку и т.д..

  • Организация досуга пациентов: просмотр телевизионных передач, чтение художественной литературы, настольные игры. Это способствует созданию положительных эмоций у пациентов, отвлекает их от переживаний, укрепляет веру и волю к выздоровлению.

  • Организация свиданий с родственниками в установленные часы (обычно с 12.00 до 14.00 и с 17,18 до 19.00). Необходимо следить, чтобы они не утомляли пациентов разговорами, громко не разговаривали, не сообщали неприятные новости. К свиданиям не допускаются дети младше 14 лет, лица в нетрезвом состоянии, с признаками респираторного заболевания.

  • Соблюдение – этико-деонтологических норм поведения – должно быть строго и неукоснительно. Начиная с внешнего вида медсестры:

  • опрятная одежда по установленным нормам;

  • бейдж-визитка с указанием должности, Ф.И.О., отделения.

  • волосы подобраны под колпак;

  • ногти коротко острижены;

  • умеренность в употреблении косметики.

Необходимо пользоваться правилами эффективного вербального и невербального общения, быть приветливой, спокойной, терпеливой с пациентами, родственниками, коллегами. Исключаются легкомысленные и неуместные шутки, фамильярность. Слово, сказанное пациенту, должно вселять в него надежду. Должны неукоснительно соблюдаться права пациентов на информацию, на соблюдение профессиональной тайны.

Создание физического комфорта:

  • Интерьер и микроклимат в помещениях в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:

  • освещение естественное, искусственное, ночью индивидуальные ночники в палатах и настольные лампы на сестринских постах;

  • достаточная вентиляция, проветривание по графику (в палатах 2-3 раза зимой и 4-5 в теплое время года);

  • обеспечение комфортной температуры - 18-23 0С;

  • использование удобной и комфортной мебели в палатах и холлах.

  • Поддержание чистоты в помещениях (регулярные ремонты, уборки);

  • Содержание в исправности санузлов, электрооборудования, телефонов.

  • Ограждение пациентов от болевых ощущений, применяя все возможные виды обезболивания, в том числе физиологическое.

  • Организация прогулок на территории больницы в летнее время года, при t не ниже +20 0С, с разрешения лечащего врача.

  • Рациональное ограничение физической (двигательной) активности в случаях, когда нагрузка на жизненно важные органы может вызвать развитие тяжёлых, иногда необратимых изменений, ухудшить состояние, привести к тяжёлым осложнениям, а иногда – к смерти.

2. Строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций.

3. Целесообразная физическая активность:

• обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;

• соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала.

В зависимости от заболевания и состояния пациента врач назначает определённый режим. В основе режима лежит правильно организованный уход за пациентом в отделении, создание благоприятной больничной обстановки, устранение или ограничение воздействия на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды и организация досуга пациента.

Хорошо известно, что успех лечения во многом зависит от состояния духа пациента. Обеспечить выполнение назначенного режима – задача всего медперсонала стационара.

В основе режима лежит устранение или ограничение воздействия на пациентов неблагоприятных факторов внешней среды.


Целесообразность физической активности


Подвижность (мобильность) – способность пациента перемещаться в пространстве. При уходе за пациентом сестра обеспечивает безопасность пациента путем эффективного использования мышечной силы, координации движений, массы тела. Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания.


Виды режимов двигательной активности


Строгий постельный - пациенту запрещается самостоятельные движения, в том числе смена положения в постели. Все гигиенические мероприятия, кормление осуществляется только с помощью медсестры. Лечебные и диагностические манипуляции проводятся в постели. Назначается в острую фазу при инфарктах миокарда, переломах позвоночного столба и других заболеваниях с целью создания больному наибольшего покоя.


Постельный – назначается с целью повышения двигательной активности по мере улучшения состояния пациента. Разрешается самостоятельно или с помощью медицинского персонала выполнять ряд активных движений конечностями, принимать пищу, переворачиваться в постели, выполнять туалет, переходить в положение сидя, затем сидеть на краю кровати, свесив ноги. В дальнейшем возможны лёгкие гимнастические упражнения в постели под присмотром медсестры. Пациент испытывает ограничения в удовлетворении своих потребностей. Медсестра побуждает его к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.


Палатный (полупостельный) – назначается при показаниях к расширению двигательной активности пациента. Разрешаются сидеть, вставать, осторожно перемещаться в пределах палаты, самостоятельный уход в пределах палаты.

Общий (свободный) – назначается при показаниях к тренирующему воздействию физических нагрузок. Позволяется дозированная ходьба, подъем по лестнице, прогулки по территории ЛПУ, полный уход за собой.



Наблюдение за соблюдением режима двигательной актив­ности пациентом - обязанность медсестры. Нарушение ре­жима может повлечь неблагоприятные последствия для паци­ента - падение, расхождение швов в послеоперационном пе­риоде. Поэтому пациент должен четко соблюдать двигатель­ную активность, прописанную лечащим врачом, особенно при постельном и строгом постельном режимах.

Назначенный врачом режим двигательной активности фи­зиологичен для пациента, если обеспечивает:

  • уменьшение боли;

  • эффективность дренирования;

  • борьбу с тканевой гипоксией;

  • снижение отеков конечностей;

  • профилактику мышечной

  • гипотрофии и контрактур.

Обездвиженность пациента ведет к нарушению функцио­нирования всех органов и систем организма.

Иммобильность пациента может привести:

  • к уменьшению экскурсии легких при акте дыхания;

  • к образованию пролежней;

  • к скоплению мочи, образованию камней в почках и ин­фицированию;

  • к запорам;

  • к бессоннице;

  • к депрессии.


Положения пациента в постели


Активное – свободное и произвольное перемещение в постели - пациент самостоятельно поворачивается, сидит, встает, обслуживает себя. Может произвольно менять свое положение, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения.

Пассивное – пациент  не может самостоятельно повернуться, изменить положение вследствие сильной слабости при высоко интоксикации, кровотечении, в постоперационном периоде, часто такие пациенты пребывают в  тяжелом или бессознательном состоянии.

Вынужденное - пациент принимает положение для облегчения или улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания:  при боли в животе пациент сгибает ноги, избегает любого прикосновения к животу;  при коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован;  при наличии воспалительной жидкости в полости плевры – лежит на больном боку для уменьшения боли;  в случае приступа удушья при бронхиальной астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

  • при боли в животе, связанной с воспалением брюши­ны, пациент избегает любого прикосновения к живо­ту, сгибает ноги;

  • при коликах в животе, связанных с поражением орга­нов брюшной полости, пациент беспокоен, мечется в постели или скован;

  • при наличии воспалительной жидкости в полости плев­ры (плеврите) - лежит на больном боку для уменьше­ния боли, облегчения экскурсии здорового легкого;

  • в случае приступа удушья при бронхиальной астме - си­дит в постели, упираясь руками в кровать (облегчение дыхания, включение вспомогательных грудных мышц).

Сидячее или полусидячее положение в постели пациент принимает для уменьшения одышки - ортопноэ - указывает на застой в малом круге кровообращения (миокардит, инфаркт миокарда, пороки сердца).

Натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердеч­ного ритма и коронарного кровотока - эффект Вальсальвы.

Резкое изменение положения тела в пространстве может вызвать постуральный рефлекс у человека - появление голо­вокружения, шума в ушах, сердцебиения, иногда потерю со­знания.


Психологический комфорт пациента


Медицинская сестра всегда должна помнить главный прин­цип биоэтики, сформулированный еще во времена Гиппок­рата, - «не навреди». Госпитальная среда и сама болезнь - стрессорные факторы, ведущие к напряжению всех функцио­нальных систем организма. Под влиянием болезни гармония личности страдает.

Медсестра должна воспринимать каждого человека как личность независимо от тяжести состояния и социального статуса.

«Недуг не существует сам по себе, существует лишь больной человек»

Рекомендации сестре в общении с пациентом:  

  • Поддерживать и поощрять стремление к выздоровлению в сложившейся ситуации.  

  • Быть терпеливой и корректной при выполнении интимных процедур.  

  • Принимать во внимание уровень личностной зрелости.

  •  Разговаривать на понятном ему языке.

  •  Соблюдать принцип информированного согласия: объяснять значимость лечебной процедуры, нацелить на позитивные результаты.

  •  Помочь пациенту стать деятельным участником лечебного процесса.

Болезнь меняет человека: отношение к самому себе, близ­ким, родственникам, окружающему миру, обществу. Пси­хологические страдания тяжелобольного человека зачастую притупляют физические.


Распорядок дня лечебного отделения -

время действия сестринских вмешательств


7.00 Подъём включает свет в палатах, приветствует пациентов.

7.05-7.30 Термометрия раздает термометры, регистрирует полученные данные.

7.30-8.00.Личная гигиена проводит утренний туалет, причесывает, придает пациентам необходимое положение, собирает биологический материал с диагностической целью.

8.00-8.30.Раздача лекарственных средств раздаёт лекарственные средства пациентам, контролирует индивидуальный прием.

8.30-9.00.Завтрак кормит тяжелобольных пациентов

9.00-10.00. Врачебный обход участвует во врачебном обходе, записывает назначения.

10.00-13.00.Выполнение врачебных назначений транспортирует пациентов в диагностические кабинеты, на консультации и процедуры; оформляет медицинскую документацию.

13.00-13.30.Раздача  лекарственных средств раздаёт лекарственные средства пациентам, контролирует индивидуальный прием

13.30-14.30. Обед кормит тяжелобольных пациентов.

14.30-16.00.Отдых проветривает палаты, контролирует соблюдение лечебно-охранительного режима в палатах и отделении.

16.30-17.00. Термометрия раздает термометры, регистрирует полученные данные.

17.00-18.00.Посещение больных родственниками находится на сестринском посту, контролирует соблюдение лечебно-охранительного режима, состав передач, оформляет документацию.

18.00-18.30.Раздача  лекарственных средств раздаёт лекарственные средства пациентам, контролирует индивидуальный прием.

18.30-19.30.Ужин кормит тяжелобольных пациентов.

20.30-21.30.Выполнение врачебных назначений выполняет вечерние назначения, готовит пациентов к диагностическим процедурам следующего дня.

21.30-22.00.Личная гигиена проводит вечерний туалет, поправляет постель, создаёт удобное положение тяжелобольным, проветривает палаты.

22.00. Подготовка ко сну выключает свет в палатах, укрывает больных, обеспечивает тишину и порядок в палатах и в отделении.


Устройство и функции стационара


Стационар состоит из лечебных отделений. Профильность лечебных отделений:

а) общего назначения: - терапевтические (пациенты с патологией различных органов и систем: сердца, легких, желудочно- кишечного тракта и т.д.); - хирургические (торакальное – хирургия органов грудной клетки; абдоминальное – хирургия органов брюшной полости; челюстно-лицевое – хирургия полости рта).

б) специализированные - отделения, предназначенные для лечения пациентов с патологией одной системы организма человека (кардиология, пульмонология, травматология, гинекология, нефрология, аллергология). Функции лечебного отделения

1. Оказание экстренной медицинской помощи.

2. Диагностика заболевания.

3. Лечение заболеваний.

4. Реабилитация.


Структура лечебного отделения. Подразделения.


Врачебные:

1. Кабинет заведующего отделением.

2. Ординаторская (кабинет врачей).

Сестринские:  

1.Кабинет старшей медсестры отделения.

2.Сестринская.

3.Сестринский пост.

4.Процедурный кабинет.

Вспомогательные:  

1.Помещение для лечебных и диагностических служб по профилю отделения.

2.Буфетная для раздачи пищи.  

3.Столовая для приема пищи.  

4.Манипуляционная (клизменная).  

5.Санузел для сотрудников.

6.Санузел (туалет, ванна, душ) для пациентов.  

7.Бельевая (для хранения чистого нательного и постельного белья).  

8.Помещение для приготовления дезинфицирующих средств.  

9.Помещение для постовой (палатной) медсестры (комната отдыха).

10.Палаты

11.Сестринский пост.


Документация сестринского поста лечебного отделения


1. Журнал сдачи и приема дежурств.

2. Медицинская карта стационарного больного.

3. Журнал назначений.

4. Журнал учета наркотических и сильнодействующих средств.

5. Журнал учета остродефицитных средств.

6. Тетрадь передачи ключей от сейфа с наркотическими средствами.

7. Журнал регистрации поступивших и выбывших больных (алфавитная кни­га).

8. Журнал учета движения больных и коечного фонда стационара (рапортичка).

9.  Порционник.

10.Требования в аптеку.

11. Журнал учета лихорадящих больных.

12. Обязанности постовой м/с.

13. Температурный лист.

14. Бланки анализов.

15. Список разрешенных продуктов.

16. Диета данного лечебного отделения.

17. Рапорт суточного дежурства.

18. Режим дня.

19. Рекомендации по подготовке к исследованиям.

20. Журнал осмотра на педикулез.

21. Сборник технологий и правил организации и выполнения работ м/с.


Смена и передача дежурств в лечебном отделении

Смена дежурств в лечебном отделении начинается с утренней планерки врачей и сестер, где медицинская сестра докладывает заведующему отделением о количестве поступивших пациентов,  о количестве выбывших пациентов,  о количестве пациентов в лечебном отделении, в отделении реанимации,  о количестве тяжелобольных пациентов и их самочувствии на настоящее время,  о количестве лихорадящих пациентов,  о диагностических исследованиях пациентов,  о назначении на операцию,  о санитарном состоянии отделения,  о происшествиях в отделении,  о жалобах пациентов на лечение и сестринский процесс.


Передача дежурств

1. Обе мед. сестры обходят палаты, проверяют их санитарное состояние и наличие пациентов на местах.

2. Осматривают тяжелобольных пациентов (пациенты должны быть умыты, подмыты, перестелены, им должны быть выполнены назначения на данное время).

3. Передают документацию, инвентарь, белье. Медицинская сестра передает: Журнал приема и сдачи дежурств:  количество тяжелобольных пациентов,  количество лихорадящих пациентов,  срочные назначения  манипуляции,  инъекции,  лабораторные и инструментальные исследования,  состояние медицинского оборудования,  нарушения режима в отделении. Лист учета движения больных и конечного фонда стационара (рапортичка), общее количество пациентов,  перемещения пациентов из отделения в отделение,  количество мужских и женских мест в отделении,  количество свободных мест,  количество умерших пациентов и т.д. Инвентарь:  шприцы и иглы,  термометры,  ножницы,  биксы и т.д. Лекарственные препараты:  наркотические  дорогостоящие и т.д. Ключи от шкафа, сейфа. Роспись двух мед. сестер в журналах обязательна: «Журнал учета наркотических средств», «Журнал передачи ключей от сейфа». Журнал назначений. В нем отражаются все назначения, которые выписаны из листа назначений, историй болезни для пациентов. Журнал регистрации поступивших и выбывших больных. Все вновь прибывшие должны быть вписаны. Порционник написан с учетом поступивших пациентов. Чистое нательное и постельное белье.


Действия медсестры при поступлении пациента в лечебное отделение

Медицинская сестра:

1. Знакомится с пациентом.

2. Проводит в палату, показывает кровать, заправленную постельными принадлежностями, тумбочку.

3. Выделяет индивидуальные предметы ухода: судно, плевательницу, стакан и т.д.

4. Пациенту разрешается взять с собой предметы личной гигиены.

5. Знакомит пациента с отделением: туалет, ванная  комната, кабинет заведующим отделением, ординаторская, процедурный кабинет, комната отдыха медицинских сестер.

6. Знакомит с лечебно-охранительным режимом: время завтрака, обеда, ужина, сна, тихого часа, процедур, прогулок.

7.Оформляет документацию на вновь поступившего пациента. Записывает в рапортичку регистрирует в алфавитную книгу, записывает в журнал сдачи и приема дежурств, подклеивает историю болезни - записывает на титульном листе медицинской карты час поступления в лечебное отделение 8. Передает историю болезни врачу.

9. При необходимости измеряет АД, ЧДД, пульс оказывает первую доврачебную помощь.

10.Выполняет назначения врача после записи им истории болезни:  выписывает направления на сдачу лабораторных анализов  записывает на исследования  вписывает в лист назначений лекарственные средства из истории болезни  предупреждает пациента об исследованиях, диете, режиме двигательной  активности и т.д.,  выполняет манипуляции (инъекции, клизмы, горчичники и т.д.)


Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, нравственного и психического покоя, уверенности больных в быстрейшем и полном выздоровлении. Медицинский персонал внимательно и чутко относиться к больным, не допускает неуместные разговоры в присутствии больных, шум в больничных коридорах. Четко соблюдают распорядок дня в отделениях и в поликлиниках



Функциональная кровать


Функциональная кровать – это кровать со специальным металлическим каркасом и с различными приспособлениями для обеспечения необходимых условий ухода, лечения и диагностики больных с тяжелыми заболеваниями.

Кровати могут использоваться как при стационарном обслуживании, так и при транспортировке больных внутри больничного комплекса.

Рис. 1. Устройство функциональной кровати


Медицинская кровать функциональная имеет ложе, разделенное на регулируемые секции. Такое устройство удобно тем, что каждую его секцию можно отрегулировать так, как удобно больному. При этом кровати могут иметь разный угол наклона секций в зависимости от модификации.

В кроватях 2-х секционных регулируется головная и ножная секция, а в 3-секционных – головная, тазобедренная и ножная. В медицинской функциональной кровати из 4-х секций регулируются головная, тазобедренная и ножная секции, тогда как четвертая – промежуточная — зафиксирована.

Секции медицинских функциональных кроватей могут регулироваться механически и с помощью электрического привода.

Механическая регулировка секций осуществляется по принципу действия раскладушки, то есть, сначала нужно поднять секцию, затем вручную переставить ее фиксатор в другое, более удобное для пациента положение и снова опустить секцию. Такой способ не очень удобен. Есть еще один вариант механической регулировки секций ложа – более удобный. Осуществляется он с помощью винтового рычага, который достаточно только подкрутить, и высота регулируется до нужного уровня.
Наиболее удобные современные функциональные кровати оснащены электрической регулировкой и управляются дистанционными пультами управления. Преимущества таких кроватей в том, что регулировать угол наклона может сам пациент, с помощью пульта он сам устанавливает то положение, при котором ему удобно.

Как правило, современные медицинские функциональные кровати оснащены дополнительными «комплектующими». У них могут быть установлены съемные головные и ножные спинки, боковые решетки, чтобы больной не смог упасть. Они могут быть установлены на колеса, для удобной транспортировки вместе с больными.

Есть кровати со столиками, с противопролежневыми системами, оснащенные устройствами для приподнимания пациентов и другими.

Словом, современные функциональные кровати – это целый комплекс, помогающий больным выздоравливать.


Рис. 2 - Больничная функциональная кровать Merivaara hospital bed Carena.


Дополнительные особенности функциональных кроватей

Конструкция функциональной кровати может позволить:

  • Регулировки Транделенбург /анти Транделенбург (чтобы можно было обеспечить быстрый приток крови к голове или наоборот;

  • Систему «мгновенного выравнивания» - позволяет проводить реанимацию с использованием дефибриллятора;

  • Преобразование кровати в кардиологическое кресло;

  • Установка ложа в вертикальное положение – это положение используется в травматологических отделениях.




Аксессуары функциональных кроватей

Функциональное назначение медицинских кроватей подразумевает большое количество приспособлений и регулировок:

  • Приспособление для подтягивания (надкроватная трапеция);

  • Стойки для внутривенных вливаний;

  • Складные боковые ограждения (для предотвращения падения, легко снимаются и поднимаются);

  • Матрацы (стандартные, гигиенические - чехол из непромокаемых гигиенических материалов, противопролежневые)

  • Кассеты для судна, мочеприемника;

  • Направляющие для рентгенкассет и т.д.


Факторы агрессии больничной среды для пациента

Стационарные условия - специфически обусловленная сре­да пребывания находящихся в ней людей: пациентов и мед­персонала. В процессе оказания профилактической, лечеб­ной или реабилитационной помощи факторы больничной сре­ды могут негативно влиять на здоровье человека и усугубить патологический процесс у пациентов, у медперсонала вы­звать профессиональные заболевания. Именно здесь (в боль­нице!) - истоки всевозможных неблагоприятных воздействий на здоровье людей.


Факторы агрессии больничной среды

инфекционный токсический физический психологический


Инфекционный фактор – микробный – риск ВБИ. Только постинъекционные осложнения составляют 42% ВБИ. Профилактические меры обеспечивает неукоснительное соблюдение СПЭР.

Токсический фактор – химический. Имеется риск контактных дерматитов, аллергических состояний, отравлений при использовании дезинфектантов, медикаментозных средств, некачественных продуктов питания.

Психологический фактор – напряженная обстановка, страдания, боль оказывают эмоциональное, стрессовое воздействие.

Физический фактор – травмирующий. Источниками могут быть электрооборудование, использование открытого пламени, радиационного, ультрафиолетового излучения, нарушение правил биомеханики при передвижении.

Снижение у пациентов риска ожогов

  • контроль температуры воды при применении грелки, при водолечении, во время гигиенических процедур – использование водного термометра, наблюдение за состоянием пациента во время процедуры;

  • соблюдать технику безопасности при работе с открытым источником огня: предварительно отжимать смоченный спиртом фитиль при постановке банок, не зажигать огонь на расстоянии менее 5 метров от кислородного баллона;

  • предотвращать химические ожоги – контроль при постановке горчичников, полуспиртового компресса, йодной сетки и др.

  • запрещать пациентам разжигать огонь в отделении;

  • следить за соблюдением противопожарной безопасности в отделении – наличие плана эвакуации, средств тушения.


Снижение у пациентов риска отравлений

  • соблюдать требования к хранению и использованию дезсредств в лечебных отделениях – хранить в проветриваемых помещениях, в запирающихся шкафах, в закрытых емкостях, исключив доступ к ним пациентов;

  • соблюдать требования к хранению медикаментов – хранить в запирающихся шкафах или холодильниках, на маркированных полках, в промаркированных емкостях;

  • соблюдать требования к использованию медикаментов – контролировать срок годности, целостность упаковки, производить визуальный и органолептический контроль пригодности;

  • исключать токсическое воздействие паров ртути в случае разбивания термометров;

  • соблюдать требования к хранению продуктов, принесенных родственниками пациентов – хранение в холодильнике. контролировать срок годности и качество;

  • контролировать доставку продуктов питания в лечебное отделение и их хранение в буфетной.

  • контролировать условия питания пациентов.



Снижение у пациентов риска поражения электрическим током

  • следить за использованием только исправного, заземленного электрооборудования;

  • следить за сохранением целостности электропроводки;

  • следить за исправностью электрических розеток;

  • запрещать пациентам выдергивать вилку из розетки за шнур;

  • исключить использование электроприборов в местах с повышенной влажностью;

  • запрещать выключение электроприборов влажными руками;

  • запрещать пользовании электроприбора и одновременно касаться радиаторов,

водопроводных труб и других замеленных металлических конструкций;

  • запрещать перегружать электрическую сеть;

  • следить, чтобы провода от электрооборудования не касались тела пациента.


Снижение у пациентов риска поражения травматизма:

  • выявить имеющиеся факторы риска падения – возраст старше 65 лет, нарушение зрения, расстройство походки, дезориентированность, спутанность сознания, медикаментозное лечение (транквилизаторы, седативные, снотворные препараты);

  • привести кровать в максимально низкое положение, использовать тормоз и боковые заграждения;

  • чаще наблюдать пациента, разместить предметы первой необходимости (стакан с водой, очки) в доступном месте;

  • обеспечить пациента средством связи с медсестрой;

  • обеспечить ночное освещение;

  • исключить влажный пол, лишние предметы на пути перемещения пациента;

  • оказывать пациенту помощь при перемещении.














Задания для контроля знаний по теме «Лечебно-охранительный режим»

Заполните пропущенные места, закончите начатое предложение.

1. Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических лечебных мероприятий, направленных на обеспечение ______________________________ пациентов и медперсонала.

2. Вниз по лестнице пациента необходимо нести ____________ концом носилок вперед.

3. Транспортировку пациента на каталке осуществляют _______два медицинских работника.

4. Функциональные кровати для пациентов, лежащих длительное время, должны иметь______ матрац.

5. Лечебно-охранительный режим включает в себя следующие элементы:

1. Обеспечение ________________________________________________.

2. Строгое соблюдение правил ___________________________________.

3. Обеспечение режима _________________________________________.

























Вопросы для закрепления теоретической части

  1. Что такое лечебно-охранительный режим?

  2. Цель ЛОР?

  3. Элементы лечебно-охранительного режима?

  4. Виды режимов двигательной активности?

  5. Положение пациента в постели?

  6. Что такое психологический комфорт пациента?

  7. Функции лечебного отделения?

  8. Факторы агрессии больничной среды для пациента?

  9. Что такое функциональная кровать?

Критерии оценок:

«5» баллов - если Вы правильно, быстро и уверенно ответили на все вопросы;

«4» балла - если Вы правильно, но неуверенно ответили на все вопросы;

«3» баллов - если Вы неуверенно ответили на все вопросы, допустили неточности, или не более 3 раз прибегали к помощи текста;

«2» балла - если Вы не смогли ответить более чем на 4 вопроса или отвечали на вопросы, используя текст.

Эталоны ответов на вопросы для закрепления

  1. ЛОР – порядок работы ЛПУ, который ограждает пациентов (и персонал) от отрицательных воздействий больничной среды, щадит их психику и создаёт условия для полного физического и психического комфорта.

  2. Создание оптимальных условий для выздоровления пациента.

  3. Обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента, строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций, обеспечение режима рациональной двигательной активности

  4. Строгий постельный, постельный, палатный и общий.

  5. Активное, пассивное, вынужденное.

  6. Поддерживать и поощрять стремление к выздоровлению в сложившейся ситуации.  Быть терпеливой и корректной при выполнении интимных процедур.  Принимать во внимание уровень личностной зрелости.  Разговаривать на понятном ему языке и т.д.

  7. Оказание экстренной медицинской помощи. Диагностика заболевания. Лечение заболеваний. Реабилитация.

  8. Инфекционный фактор. Токсический фактор. Психологический фактор. Физический фактор.

  9. Функциональная кровать – это со специальным металлическим каркасом и с различными приспособлениями для обеспечения необходимых условий ухода, лечения и диагностики больных с тяжелыми заболеваниями.































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!