Тема: Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в МО
Содержание
Общие требования санитарного содержания помещений в ЛПУ.
Правила хранения и использование моющих средств.
Требования к уборочному инвентарю (содержание, маркировка, обеззараживание, хранение).
Обеззараживание воздуха
Сбор и транспортировка белья
Требования к санитарному содержанию помещений, оборудования, инвентаря в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (ООМД).
Общие требования санитарного содержания помещений в ЛПУ
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.
Мытье окон проводится не менее 2 – х раз в год.
Персонал, осуществляющий уборки, должен пройти соответствующий (не реже 1 раза в год) инструктаж по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.
Используются только разрешенные в установленном порядке моющие и дезинфицирующие средства.
При уборке кабинетов, палат, коридоров, санузлов, используют раздельные комплекты уборочного инвентаря. Каждое помещение имеет 2 полных комплекта: для текущих и генеральных уборок. Для стен (и других поверхностей) и пола используются разные емкости для рабочих растворов, швабры, ветошь.
Уборочный инвентарь должен иметь маркировку:
В соответствии с назначением помещений (палаты, коридоры и т.д.);
По видам уборочных работ (текущая, генеральная);
Для различных обрабатываемых поверхностей (стены, потолок, пол).
Инвентарь должен храниться в выделенных помещениях или отдельных шкафах. Цветовая схема маркировки размещается в месте хранения инвентаря.
Желательно использование одноразовых салфеток, при использовании многоразовых они подлежат стирке.
Емкости с дезинфицирующими растворами должны иметь четкую маркировку.
При уборке персонал использует рабочую одежду и средства индивидуальной защиты.
Правила хранения и использование моющих средств
Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.
Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:
для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);
для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;
для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.
Требования к уборочному инвентарю (содержание, маркировка, обеззараживание, хранение)
Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.
Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных.
Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат.
Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.
Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.
Обеззараживание воздуха
Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства.
Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств.
С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:
воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;
воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;
применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.
Сбор и транспортировка белья
Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.
В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.
Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
Процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть механизированы.
Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом.
Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.