СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения недели профориентации в школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

неделя профориентации в школе

 

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения недели профориентации в школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Спиридоновобудская основная общеобразовательная школа







НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ



Подготовили:

зам.директора по УВР

Кулажко А.Л.,

учитель технологии5-9 кл.- Голото Л.В.

учителя технологии 1-4 кл. Сычёва Т.В. и Кравченко Н.В.









с. Спиридонова Буда , 2018 г.



ПЛАН

проведения НЕДЕЛИ ПРОФОРИНТАЦИИ

20.04.2018 г. – 30.04.2018 г.

п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

1

Информационное выступление на школьной линейке

20.04.2018 г.

Кулажко А.Л.

2

Оформление стенда «Мир профессий».

20.04.2018 г.

Кулажко А.Л.

3

Подготовка и распространение памяток для родителей учащихся 8-9 классов по профориентации.

23-26.04.2018 г.

Кулажко А.Л.


4

Конкурс рисунков среди учащихся 1-4 классов: «ПРОФЕССИИ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ».

До 25.04.2018 г.

Сычёва Т.В.

Кравченко Н.В.

5

Оформление стенгазет:

5 класс – В мире профессии «Учитель»

6 класс – В мире профессии «Водитель»

7 класс – В мире профессии «Военный»

8 класс – В мире профессии « Врач»

9 класс – В мире профессии «Юрист»


До 25.04.2018 г.

Кл. руководители

6

Организация выставки-экскурсии в сельскую библиотеку «Найди свою профессию» для учащихся 1-5 классов.

23.04.2018 г.

25.04.2017 г.

Король И.Ф.

7

Викторина «Я и мир профессий» для учащихся 6-7-х классов.

24.04.2018 г.

Тимошенко С.Г.

8

Презентация «Ошибки при выборе профессии» для учащихся 8-9 х классов.

25.04.2018 г.


.

Сныцарева И.А.

9

Оформление и распространение памяток среди учащихся 9 классов «План - карта выбора профессии».

23.04.2018 г.

Кулажко А.Л.


10

Проведение тематического классного часа с учащимися

1-5 классов «Мир профессий»


26.04.2018г.

Сычёва Т.В.

Кравченко Н.В.

Ескина О.В.

11

Занятие «Профессиональная ориентация молодёжи» с учащимися 8-9 классов.


26.04.-27.04.2018

Голото Л.В.

12

Подведение итогов недели.


30.04.2018 г.

Кулажко А.Л.






Информационное выступление на школьном радио.

Уважаемые учащиеся и учителя школы!

Сегодня стартует неделя профориентации. В течение недели ребята смогут проявить своё творчество, сделать стенгазеты, коллажи по данной тематике, посетят выставку в школьной и сельских библиотеках, будут проведены тематические занятия со 1 по 9 класс.

Столько есть профессий разных,

Все их нам не перечесть:

Есть врачи и водолазы,

Токари, шахтеры есть.

Учит в школе нас учитель,

А портной костюмы шьет.

Строит новый дом строитель,

Капитан корабль ведет.

Главное — не ошибиться,

Выбирая, кем же стать?

Парикмахером, певицей,

Или на Луну летать.

Целый день все дяди, тети

Что-то делают для нас,

Здесь стихи про них найдете

О работах их рассказ!


С 20.04.2018г. по 30.04.2018г.
















Тематический классный час

с учащимися 1-5 классов «Мир профессий»

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу "круглых столов". На столах - бумага, ручки, фломастеры.

На доске: мудрые мысли о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 - 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление должно быть 3-4 минуты) – это могут быть родители, учителя - предметники, представители общественности.

Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.

Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из трёх столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.

1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

Каждой команде даётся одна букву алфавита, команда придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии.

Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры", пр.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос командам: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения":

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас я зачитаю вам профессии, а вам будет необходимо назвать те из них, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!

ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…

Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске записываем итоговый выбор 10 профессий).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться?

Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.

ЗАДАНИЕ № 6: Рефлексия.

Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".

Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".












Занятие «Профессиональная ориентация молодёжи»

с учащимися 8-9 классов.

Цель данных упражнений: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

1. Игра «Оптимисты и скептики»

Инструкция: Предлагаю вам разделиться на две команды «скептики» и «оптимисты». Выберем какую-либо рабочую профессию, пользующуюся спросом на рынке труда. Задание команды «оптимистов»: поработав с описанием выбранной профессии, презентуйте её, определите все преимущества. При этом необходимо раскрыть такие вопросы:

 Какое значение имеет эта профессия для общества?

 Какой труд в ней используется?

 Имеет ли эта профессия медицинские противопоказания?

 Какими качествами должен владеть профессионал?

Задание команды «скептиков»: определите факторы из-за которых не стоит выбирать данную профессию.

Команды готовятся на протяжении 5 минут, потом презентуют свои ответы.

Вопросы для обсуждения:

o Изменилось ли ваше отношение и представление о профессии, которую мы анализировали?

o Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

o Чем она нравится?

o Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей достоинством, а для других недостатком?

2. Игра «Нарисуй свой профессиональный портрет»

Для следующего конкурса нам нужны 2 участника (желательно 1 парень и 1 девушка). Сейчас мы закроем глаза. Даём задание с закрытыми глазами: нарисовать портрет на тему «Кем я хочу быть». Для этого у вас есть 3 мин. открываем участникам глаза и посмотрим на рисунки. – Скажите, кем вы себя нарисовали?

3. Игра «Кто больше»

Как известно, в мире существует множество разнообразных профессий, все они полезные и интересные. Участники следующего конкурса продемонстрируют нам, насколько осведомлены они в профессиях. Итак, следующий конкурс – разминка «Кто больше».

Для этого мы объединимся в 3 команды.

- за 3 минуты вы должны написать как можно больше профессий, которые начинаются на «П» (1 группа) , на букву «С» (2 группа) и на букву «К» (3 группа).

Подсказки: «П» - парикмахер, пекарь, печник, прессовщик, продавец, педагог, плиточник, птичник, психолог, паркетчик, паяльщик, программист, профконсультант, провизор, политолог, портье. «С» - садовод, сапёр, секретарь, сборщик, слесарь, социальный работник, столяр, следователь, стеклодув, сварщик, социолог. «К» - капитан, кассир, композитор, крановщик, комбайнёр, кондуктор, кондитер, каменщик, кинолог.

4. Упражнение «Самая, самая, профессия».

Инструкция: Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые отвечают данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (кассир, банкир, финансист, бухгалтер и т.д.)

-самая зелёная профессия (флорист, лесник, озеленитель, цветочница)

-самая сладкая профессия

-самая смешная профессия

-самая серьёзная профессия

-самая тихая профессия

-самая глубокая профессия

-самая высокая профессия

Участники дают свои варианты ответов.

5. Упражнение «Салфетка»

Цель: Показать уникальность и неповторимость каждого участника группы как отдельной личности, формирование самоуважения.

Инструкция: Каждый участник возьмёт себе салфетку (или лист бумаги), посмотрите внимательно на неё, какой она формы, цвета. Теперь все вместе сверните салфетку один раз, теперь ещё, оторвите какой-нибудь кончик, теперь ещё раз заверните, оторвите уголок, какой вам понравится. А теперь разверните свои салфетки, посмотрите на неё, на салфетки других участников. У всех вас должна быть одинаковая форма салфетки! Почему вы не согласны, я же давала одинаковое задание?

Обсуждение: Участники группы размышляют, что каждый человек выполняет работу по-своему, потому что все люди разные, не похожие один на другого. Ведущий подытоживает обсуждение, подчёркивая:

-уникальность каждого участника, его значимость;

-неординарность и неповторимость как личности;

-можно гордиться, что другого такого человека как вы не существует;

-помните, что вы особенные и что в ваших руках есть силы сделать свою жизнь успешной и достичь поставленной цели!



ПАМЯТКА





























МБОУ Спиридоновобудская ООШ

Справка-отчёт

о проведении классного часа «Мир профессий»

Класс: ________

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: знакомство учащихся с миром профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

Должность, ФИО

Подпись: ______________

МБОУ Спиридоновобудская ООШ

Справка-отчёт

о проведении занятия «Профессиональная ориентация молодёжи»

Класс: ________

Дата проведения: __________________

Количество учащихся на занятии: ________________

Цель: научить обучающихся делать осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности или профессии, соотносить свои психофизиологические особенности с требованиями профессий.

Краткие выводы/рекомендации (по необходимости): _____________________________________________________________________________

Занятие проводил/ла: _______________________________________________________

Должность, ФИО

Подпись: ______________

Рассказы о труде для школьников.

Дети в роще. Автор: Константин Ушинский.

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу.

Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками.

В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

«— Поиграй-ка с нами», — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

«— Поиграй с нами», — сказали дети жёлтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, потому что все были заняты своим делом, и никто не хотел играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.

— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.



Пашкин клад. Автор: Антон Параскевин

Было это давно, когда ещё на месте нашей деревни стоял вековой бор. Жил тогда на хуторе близ озера плотник Авдей. Великим мастером называли его в округе. Плотник он был первой руки. Вся его жизнь мерилась ремеслом. Сколько золотых сосновых брёвен отесал, выняньчил, подогнал топором да вложил в сруб. Если бы их измерить, так на много вёрст хватило бы. А великим называли его потому, что любовь свою вкладывал он в каждые тесовину, угол да в смолистый паз. Выходил дом светлый-светлый, и обходили его беды, напасти да лихие разоры.

На целую волость был Авдей всем плотникам плотник. Был он уже немолод — семьдесят минуло, однако и глаз, и рука точность держали, как в молодые годы. Безделье да разговоры праздные мастер не любил, от них только одно зло исходит, а вот с топором разговаривать мог бесконечно, почитай всю жизнь рассказал ему до каждой минуты. Топор, он всё поймёт, стерпит, простит и красотой выкажет на удивление. Часто спрашивали сельчане Авдея: откуда у него такие мастерство да мудрость. И он всегда отвечал: «Господь мне помощник, от Него у меня всё: сила, разумение, терпение и красота. Любое дело без Бога — тщетный труд, надсада, и никому он пользы не принесёт». В церковь ходил мастер исправно, посты соблюдал, святые дни почитал и свой плотничий инструмент в храме ежегодно освящал.

Как-то раз вызывает его к себе волостной старшина и говорит: «Решили мы в соседнем селе храм построить, без святой-то церкви народ наш праздным становится, склонным ко всякому непотребству. Казна нам на это святое дело пятьсот рублей отпустила. Нужны хорошие мастера, чтобы храм воздвигнуть на славу. Уже многие плотники вызвались Божью постройку сотворить, да только без тебя тут не обойтись. Пойдёшь в артель за старшего?» Ну, Авдей и согласился. А волостной старшина советует: «Делянку в казённом лесу выбери да загодя начинай лес валить, а то осень не за горами, дороги быстро раскиснут».

Пошёл мастер искать делянку и вышел к самому озеру, а над ним сосны шумят корабельные, звонкие, кора на них с золотым оттенком, а невдалеке — ельник-красняк разлапистый, ствол в обхват. Залюбовался он строевым лесом, глянул, а возле озера ватага парней веселится. Поёт, гуляет да пляшет. А верховодит ими Пашка по кличке Звонок — известный в округе гуляка да балагур. Родители его умерли, оставив ему хутор с хозяйством, так он всё добро на корчму пустил. Куда ни пойди, всюду услышишь о его кутежах, потому и прозвали парня Звонком. Жалко стало Авдею его, такой молодец пропадает — высокий, статный, лицом красивый, а руки — как крюки, за что ни возьмётся, всё из них валится. Словно корень-выворот в лесу — кряжист, могуч, да никому не нужен. Гуляет Пашка в атласной рубахе, на балалайке наяривает, частушки поёт, а все дружки его пляшут. Задумался Авдей. Думал он думал, умом напрягся и решился на оказию: «А ведь хороший артельщик может получиться с парня, только дай мне Бог терпения».

Подошёл к ватаге, Пашку окликнул:

— Ну что, брат, гуляем?

— Гуляем, дед Авдей, — засмеялся Пашка и ещё звонче ударил по струнам. А дружки его хохочут, на мостовой сапогами дроби выбивают.

Авдей за балалайку хвать:

— Погоди, — говорит, — дело есть.

— Какое ещё дело в такой праздник? — смеётся Пашка.

Авдей его в сторону отвёл:

— Дело, — говорит — барышное. Ты, я вижу, до гульбы охотник, так к тебе лафа сама в руки лезет.

— Что за лафа? — осерьёзнел лицом Пашка.

А мастер ему:

— Тайна у меня есть великая. Мой отец, уходя на войну, на этой делянке золотой клад спрятал в сосновом дупле. С войны он не вернулся, а клад тот так и остался в живом тайнике. С тех пор много лет прошло, дупло заросло, а клад-то нетронутый. Если мы эту делянку свалим, то его обязательно найдём. Тогда бери себе половину. С такими деньгами можно гулять до старости.

— Ох и хитрый ты старик, — вздохнул Пашка. — А нет ли здесь подвоха? Всяк Федот по-своему гнёт. Ты жизнь прожил, по кладу не тужил, а теперь ко мне с тайной?

— Да забыл я эту сосну, Пашка, напрочь забыл, думал, что вон в той, но дупла там не нашёл, думал, что в этой, — и снова ошибся. Раньше-то мне клад не нужен был, когда я был молод да здоров, а теперь он мне в самый раз. Хранил я его на чёрный день. Не лазить же мне по всем соснам в мои-то годы. А ты, Пашка, если валить лес не хочешь, так я себе другого подсобника найду. Не хуже тебя. А ты иди, гуляй, сегодня у тебя пирог загостевал, а завтра будешь хлебать морковницу. Деньги не снег, да в худом кармане тают.

Пашка подумал и согласился.

— А когда начнём вырубку? — спрашивает.

— Да вот на днях и начнём, отклад не идёт на лад.

— А куда же повал пойдёт, дед Авдей, лес-то казённый?

— А из повала будем церковь рубить в Заозерье. — Авдей усмехнулся и показал рукою на высокий пригорок за плёсом.

А когда отхлынула хлебная страда, стал плотник собирать мастеров. Собрал человек двенадцать. Все мастера первостатейные, в своём деле умельцы. Авдей по лесу ходит, к каждой сосне присматривается и прислушивается, словно он не на делянке, а на смотринах невесты: каждое дерево оценивает да запоминает. Одна часть артельщиков лес валит, а другая — его на колёса укладывает да в Заозерье возит, одним словом, подсобники у него на славу.

Говорит мастер Пашке:

— Ты, парень, не торопись, брёвна вначале отесать надо, а затем я клад быстро найду, от меня в дереве ни одна гниловинка не скроется, а не то что дупло. Посему готовь, брат, безмен — золото делить.

А сам по стволам постукивает да полетные кольца на пнях считает.

Место для церкви выбрали высокое, красивое да светлое, над обережьем озёрным. А какой обзор вокруг, аж душа радуется. Вот и ручей рядом бежит к плёсу, и что ни шаг, то ложбинка с криничкой, звенят они, словно гусли вековые, мелодией животворящей, неповторимой. Авдей стал показывать Пашке, как брёвна отёсывать. Рукава подсучил, топор поднимает аккуратно, легко, весело, а удары кладутся расчётливо и плотно. Под топором кучерявится жёлтая стружка. «Вот так любовно и гони отёс, будто стрижёшь золотого ягнёнка, а чуть в сторону, так его и поранил, уразумел?» Пашка головой кивает, слушается, а сам всё про клад спрашивает, не уложитьбы в сруб то бревно с кладом. «Ты, — говорит дед Авдей, — каждый аршин выстукивай, да не ошибись, а то вся работа пойдёт насмарку, золото ведь на молитву не торопится».

Шло время. Храм вырастал на глазах большим, красивым, звонким срубом, глаз нельзя было отвести. Но клада всё не было. «Не торопись, — успокаивал молодца мастер, — всего-то уложили полсотни брёвен, никуда он от нас не денется». А Пашка уже стал привыкать к плотничьей работе да познавать её тайны дивные, не всем открытые. Вроде одинаковый лес, а у каждой сосны свой характер. У одной щепа мягкая, словно кудель, а у другой — совсем иная, и топор звучит по-иному. И он тесал любовно, бережно, как и учил Авдей, — будто остригал золотого ягнёнка. И уже про клад спрашивал реже, а всё больше про секреты плотничьи. Стал топор у молодца в руках лёгок да послушен, как весёлка-лопатка в руках хозяйки, которой она замешивает тесто.

Незаметно наступила осень. Занавесила она лето пологом упругих ветров, как завешивают в доме сукном печной кут в ожидании гостей. Холодные ветра стали толпиться под озёрным плёсом, замутнив его синевато-лиловый взор. Авдей несколько раз отлучался в город и привозил то топор из московской стали, то длинный плотничий буравец со стамесками. Неплохо продвигалась работа артельщиков, вот уж завершили они основание храма, средний ярус и взялись за верхние паруса. Пашку стали уважать даже первостатейные мастера как сметливого да старательного ученика. «Человеком парень становится, из него толк выйдет».

К Покрову храм был завершён. Он стоял на пригорке, сверкая серебряными куполами, и радовал сердце. И внутри был на загляденье. Сам дед Авдей удивлялся. Такая на душе отрада — не высказать. На что Пашка был разбитным, и то заметил: «Когда в него заходишь, в душе словно огонёк загорается». Стали артельщики распускать брёвна на мостовины да пол мостить. И снова поучает Авдей своего ученика. «Ты, — говорит, — пузо не рви, силою тут не возьмёшь. Вот муравей, к примеру, не по силе ношу тащит, да никто ему спасибо не говорит, а пчела по крупинке мёд носит, но и Богу и людям угождает». Когда храм намостили, установили алтарь и сделали резной иконостас с украсой по церковным правилам, отзывает он Пашку в сторонку и говорит: «Нашёл я то бревно с золотым кладом, да, дорогой мой, нашёл. И ты мне в этом помог. Только вот какое дело, брат, вышло... Когда я в город за инструментом ездил, вы его в стену уложили, в ту стену, которая на полдень. Оно по счёту шестое снизу, а дупло от угла ровно в четырёх аршинах находится» . И показывает юноше ту заветную деревину и то место с дуплянкой. «Сегодня, — говорит, — приезжает из города батюшка с церковным хором, будет освящать храм и служить первую Литургию, ты обязательно приходи».

Долго размышлял Пашка, как ему быть. С одной стороны, ясно — клад у него под рукою, приходи и бери, но только как жалко, разворотив стамескою смолистое бревно, испортить такую красоту! Да и работу всей артели пустить насмарку. И как потом дыру заделать? «Да как не заделывай, всё равно отметина останется — отметина моей корысти на много лет вперёд. И артельщики сразу заметят, Авдей им всё расскажет, и доверие ко мне пропадёт». Но всё же, чтобы потом не стало, золото есть золото, оно все двери открывает, все сердца согревает. Взял Пашка широкую стамеску с молотком, завернул их в холстину и пошёл в храм на службу. «Когда Литургия закончится и все разойдутся, я скажу церковному старосте, что не всю работу закончил, а останусь один — клад из того бревна вырублю», — решил он.

В храме было много народу. Все нарядно одеты: женщины в платках-атласках да новых вязанках, мужчины в выходных кафтанах да яловых сапогах. Было тепло от множества горящих свечек и двух печей с выведенными в верхние окна дымоходами. Молодец стал в правой половине притвора, глазами отсчитал шестое бревно снизу, затем от угла четыре аршина отмерил и вдруг увидел, что на отсчитанном месте находится икона угодника Божьего Николая Чудотворца. Но утром же её не было. Это, верно, батюшка привёз из города и повесил как раз на этом месте. Пашка подосадовал и стал ждать. В сверкающем облачении вёл батюшка службу. Ему помогал дьякон в длинной серебристой одежде. «Миром Господу помолимся», — пел хор, да так красиво, одухотворённо и возвышенно, что Пашка заслушался и замер. Ему показалось, что неведомая сила поднимает его ввысь, к самым куполам, и так стало на душе легко и спокойно, что он на миг забыл о своём намерении.Затем снова вспомнил про клад, поглядел на икону Николая Чудотворца, на которую упал из окна солнечный свет, и вдруг почувствовал строгий, любящий взгляд святого. И было в нём всё: душевная твёрдость и ласка, осуждение и прощение, и неведомое юноше до сих пор откровение. А хор в это время запел Херувимскую песнь. Пашка не выдержал, и слёзы покатились у него из глаз. Он никогда так не плакал, даже в далёком детстве, так откровенно и чисто.

Лишь только один раз, когда увидел во сне свою покойную мать, ощутил нечто подобное. То были слёзы покаяния, радости света и жизни. Вначале молодец как бы устыдился их, но потом, заметив, что на него мало кто обращает внимание, всхлипывая, подошёл к широкому подсвечнику, наклонился к жестянке для свечных огарков и опустил в неё свой свёрток — молоток со стамескою. А когда служба закончилась, и все сельчане приложились ко святому кресту и стали расходиться, церковный староста громко спросил: «Кто забыл свой инструмент?» Ничего не ответил Пашка. Он шёл домой и думал, что сегодня нашёл свой клад, который был в тысячу раз дороже золотого. Он был нерукотворный и неиссякаемый. А золото пускай себе лежит. Оно ведь в надёжном месте. Может, в лихую годину церкви и пригодится.

Через два года стал Пашка заправским мастером. В любой артели он был не лишним. «Достойная замена плотнику Авдею», — говорили в народе. Да и сам Авдей, слыша такое, удовлетворенно кивал головою и повторял: «Где с Богом лад, там любому клад».
































Уважаемый классный руководитель и учащиеся 2,4 классов!

В МБОУ Спиридоновобудской ООШ с 20.04.2018 г. по 30.04.2018 г. пройдёт

«НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Будем рады в оказании вашим классом помощи в организации и проведении тематических мероприятий в рамках данной недели.

Для этого:

  • Примите участие в конкурсе рисунков «ПРОФЕССИИ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ». (рисунки сдать в срок до 25.04.2018г.). Авторы рисунков, занявших 1-3 места получат поощрительные призы и грамоты;

  • _______ проведите классный час «Мир профессий» (разработку классного часа и справку о его проведении вы можете увидеть на электронной почте). Справку сдать 27.04 до окончания рабочего дня.

  • Посетите выставку-экскурсию в сельской библиотеке «Найди свою профессию»



Уважаемый классный руководитель и учащиеся 1,3 классов!

В МБОУ Спиридоновобудская ООШ с 20.04.2018 г. по 30.04.2018 г. пройдёт

«НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Будем рады в оказании вашим классом помощи в организации и проведении тематических мероприятий в рамках данной недели.

Для этого:

  • Примите участие в конкурсе рисунков «ПРОФЕССИИ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ». (рисунки сдать педагогу-психологу в срок до 25.04.). Авторы рисунков, занявших 1-3 места получат поощрительные призы и грамоты.;

  • _____ проведите классный час «Мир профессий» (разработку классного часа и справку о его проведении вы можете увидеть на электронной почте). Справку сдать 27.04 до окончания рабочего дня.

  • Посетите выставку-экскурсию в школьной библиотеке «Найди свою профессию»



Уважаемый классный руководитель и учащиеся 5 класса!

В МБОУ Спиридоновобудской ООШ с 20.04.2018 г. по 30.04.2018 г. пройдёт

«НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Будем рады в оказании вашим классом помощи в организации и проведении тематических мероприятий в рамках данной недели.

  • Для этого: Посетите выставку-экскурсию в школьной библиотеке «Найди свою профессию»

  • Оформите и сдайте до 25.04 стен. газету «В мире профессии «Учитель»

  • ______ проведите классный час «Мир профессий»

Уважаемый классный руководитель и учащиеся 6-7 класса!

В МБОУ Спиридоновобудской ООШ с 20.04.2018 г. по 30.04.2018 г. пройдёт

«НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Будем рады в оказании вашим классом помощи в организации и проведении тематических мероприятий в рамках данной недели.

Для этого:

  • Оформите и сдайте до 25.04 стен. газету «В мире профессии «_______________» и «_______________»

  • Примите участие в викторине «Я и мир профессий» (проводит Тимошенко С.Г.)

  • Посетите выставку-экскурсию в школьной библиотеке «Найди свою профессию» ***

Уважаемый классный руководитель и учащиеся 8-9 классов!

В МБОУ Спиридоновобудской ООШ с 20.04.2018 г. по 30.04.2018 г. пройдёт

«НЕДЕЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

Будем рады в оказании вашим классом помощи в организации и проведении тематических мероприятий в рамках данной недели.

Для этого:

  • Оформите и сдайте до 06.03 стен. газету «В мире профессии «Врач», «Юрист»

  • Примите участие в занятии «Ошибки при выборе профессии» (проводит Сныцарева И.А.

  • Посетите выставку-экскурсию в школьной библиотеке «Найди свою профессию»

  • Примите участие в занятии «Профориентация молодёжи»





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!