СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Теоретические основы химической технологии» Специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности 18.02.05  Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины  ОП.07 «Теоретические основы химической технологии» и  соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Дисциплина «Теоретические основы химической технологии» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин, изучается на втором курсе.

Просмотр содержимого документа
«МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Теоретические основы химической технологии» Специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»

Министерство образования Новосибирской области

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно – монтажный колледж»





Рассмотрено:


«Утверждаю»

На заседании ПЦК


Зав. Учебной частью

Технологических дисциплин


Пицына Т.М. __________

Протокол № ___ от «__»_____2020г.


«___»____________2020г.

ППЦК Горбачева М.М. ___________








МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ВНЕУРОЧНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Теоретические основы химической технологии»

Специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий




Составитель Голенок Елена Владимировна








2020г.




СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1. КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ 5

2. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 6

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ВНЕУРОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 12

3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

КОНСПЕКТА 12

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА 12

3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ

ПРЕЗЕНТАЦИИ 14

3.4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ  17

3.5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ 18

КРОССВОРДОВ 

3.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ГЛОССАРИЯ 20

3.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ 22

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  22

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 30

6. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы

студентов 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 32







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.07 «Теоретические основы химической технологии» и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Дисциплина «Теоретические основы химической технологии» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин, изучается на втором курсе.

Цель проведения самостоятельных работ:

- формирование и развитие профессиональных и общих компетенций (п. 7.1 ФГОС СПО) и их элементов (знаний, умений, практического опыта) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей;

- формирование компетенции поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

- формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- развитие познавательных способностей и активности студентов:

- творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

- развитие культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирования умений работы в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

Методические указания облегчают подготовку к выполнению самостоятельных работ, а также обращают внимание обучающихся на главное, существенное в изучаемой учебной дисциплине, помогают выработать умения анализировать, связать теорию с практикой. 
Эта самостоятельная работа является внеаудиторной, поэтому важно подготовить обучающихся к выполнению задания, что требует четкой организации самого преподавателя. В связи с этим используется следующая схема при подготовке и планировании самостоятельной работы:

тема соответствующего учебного занятия;
- вопросы для самостоятельного изучения;
- постановка цели задания;
- оснащение;
- задание;
- форма отчетности.

Значение самостоятельной работы в овладении знаниями и умениями по учебной дисциплине:
- экономия учебного времени;
- самостоятельная поэтапная отработка учебных элементов;
- воспитание сознательного отношения студента к учебному процессу;
- развитие практических умений;
- развитие познавательных способностей;
- совершенствование самоорганизации студента;
- формирование умений использовать информационные источники: справочную и специальную литературу.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.

Дисциплина ОП.07 «Теоретические основы химической технологии» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Химия», «Физика», «Биология».

В соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.07 «Теоретические основы химической технологии в результате изучения данной дисциплины студент должен:

уметь:

- выполнять материальные и энергетические расчёты технологических показателей химических производств;

- определять оптимальные условия проведения химико – технологических процессов;

- составлять и делать описание технологических схем химических процессов;

- обосновывать целесообразность выбранной технологической схемы и конструкции оборудования;

знать:

- теоретические основы физических, физико – химических и химических процессов;

- основные положения теории химического строения веществ;

- основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики;

- основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования производств;

- основы теплотехники, теплопередачи, выпаривания;

- технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление.



1. КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Наименование темы

Количество часов

Вид работы

1

2

3

Тема 1.1. Теоретические основы физических, физико – химических и химических процессов

2

Конспект

Тема 1.2. Основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики

6

Теоретическая подготовка к практическим занятиям № 1-4

Тема 2.1. Нагревание, охлаждение и выпаривание

2

Подготовка сообщений

Тема 2.2.Сырьевая и энергетическая база химической промышленности

2

Подготовка реферата

Тема 2.3. Вода и воздух химической промышленности

2

Составление теста

Тема 3.1. Производство серной кислоты

2

Составление теста

Тема 3.2. Производство азотной кислоты

2

Составление теста

Тема 3.3. Производство соляной кислоты

2

Составление теста

Тема 3.4. Технология нефти

2

Составление кроссворда

Тема 3.5. Основы технологии керамики

4

Подготовка презентации

Тема 3.6. Основы технологии минеральных вяжущих веществ

4

Подготовка презентации

Тема 3.7. Основы технологии стекла

2

Подготовка презентации

Всего

32




2. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине ОП.07 «Теоретические основы химической технологии» состоят из карты самостоятельной работы студента и порядка выполнения самостоятельной работы студентом, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.

Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.

Самостоятельность – это то качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.

Карта самостоятельной работы поможет студентам организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты студенты узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную литературу.

В карте самостоятельной работы студента предложены названия тем (разделов), наименования вопросов, количество часов для выполнения, форма осуществления работы (обязательная и по выбору студента), вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения самостоятельной работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов. Данная информация представлена в таблице 1.


Таблица 1 Карта самостоятельной работы студента


Наименование темы

Коли-чество часов

Вопросы, рассматриваемые в теме

Обязательная форма осуществления самостоятельной работы

Деятельность преподавателя

Вопросы самопроверки самостоятельной работы, разработанные преподавателем

Деятельность обучающегося

Основная и дополнительная литература

1

2

3

4

5

6

7

8

Тема 1.1. Теоретические основы физических, физико – химических и химических процессов

2

Основные направления развития химической технологии


Конспект

- объясняет цель и смысл выполнения СР;



- дает развернутый или краткий инструктаж о требованиях, предъявляемых к СР и способах ее выполнения;



- демонстрирует образец СР



- раскрывает теоретическую и практическую значимость выполнения СР, тем самым формирует у студента познавательную потребность и готовность к выполнению СР;



- мотивирует студента на достижение успеха



- осуществляет управление путем целенаправленного воздействия на процесс выполнения СР;



- дает общие ориентиры выполнения СР



- осуществляет предварительный контроль, предполагающий выявление исходного уровня готовности студента к выполнению СР;


- осуществляет итоговый контроль конечного результата выполнения СР



- на основе сличения результата с образцом, заранее заданными критериями дает оценку СР;


- выявляет типичные ошибки, подчеркивает положительные и отрицательные стороны, дает методические советы по выполнению СР, намечает дальнейшие пути выполнения СР;


- устанавливает уровень и определяет качество продвижения студента и тем самым формирует у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности

Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

- понимает и принимает цель СР как личностно значимую;



- знакомится с требованиями к СР



- формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР;



- формирует установку и принимает решение о выполнении СР

На основе владения обобщенным приемом сам осуществляет управление СР (проектирует, планирует, рационально распределяет время и т.д.)



- осуществляет текущий операционный самоконтроль за ходом выполнения СР;



- выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки и вносит коррективы в работу, отслеживает ход выполнения СР;



- ведет поиск оптимальных способов выполнения СР;



- осуществляет рефлексивное отношение к собственной деятельности;



- осуществляет итоговый самоконтроль результата СР



- на основе соотнесения результата с целью дает самооценку СР, своим познавательным возможностям, способностям и качествам

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 1.2. Основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики

7

Превращение энергии и направленность химических реакций

Скорости химических реакций

Химическое равновесие.

Смещение химического равновесия

Теоретическая подготовка к практическим занятиям № 1-4

Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 2.1. Нагревание, охлаждение и выпаривание

2

Виды, устройство и принцип работы теплообменных и выпарных аппаратов


Подготовка сообщения

Заслушивание сообщения

Брюханов О.Н., Мелик-Аракелян А.Т., Коробко В.И.:Инфра-М:2005-254С

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 2.2. Сырьевая и энергетическая база химической промышленности

2

Сырьевая база химической промышленности России.


Подготовка рефератов

Проверка рефератов

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 2.3. Вода и воздух химической промышленности

2

Вода известная и неизвестная

Составление теста

Проверка теста

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.1. Производство серной кислоты

2

Химические и физические свойства серной кислоты

Составление теста

Проверка теста

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.2. Производство азотной кислоты

2

Химические и физические свойства азотной кислоты

Составление теста

Проверка теста

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.3. Производство соляной кислоты

2

Химические и физические свойства соляной кислоты

Составление теста

Проверка теста

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.4. Технология нефти

2

Способы добычи и переработки нефти

Составление кроссворда

Проверка кроссворда

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.5. Основы технологии керамики

4

История развития керамики

Подготовка презентации

Проверка выполнения задания

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.6. Основы технологии минеральных вяжущих веществ

4

История развития минеральных вяжущих веществ

Подготовка презентации

Проверка выполнения задания

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С

Тема 3.7. Основы технологии стекла

2

История развития стекольной промышленности

Подготовка презентации


Проверка выполнения задания

Москвичев Ю.А., Григоричев А.К., Павлов О.С. Теоретические основы химической технологии - М.:Академия, 2016 – 272С













3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНСПЕКТА


КОНСПЕКТ – сложный способ изложения содержания книги или статьи в

логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие

виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи.

Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи

определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

- Выделите главное, составьте план;

- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.


3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА


РЕФЕРАТ – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании учащимся литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов предлагается преподавателем, но в выборе темы учащийся может проявить инициативу.
Реферат создается индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4, в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Выполненную работу сдать к указанному сроку. 
Этапы работы над рефератом

1

Выбор и формулирование темы.

2

Подбор художественной, научной и критической литературы (при разработке реферата должно быть использовано не менее 5-10 источников). 

3.

Отбор и систематизация материала к реферату, составление плана.

4.

Работа над черновиком (консультации преподавателя).

5.

Оформление реферата, сдача на проверку.

6.

Подготовка к защите реферата.

7.

Защита реферата (выступление с докладом).

Структура реферата
Объем реферата должен быть 15-18 листов; нумерация страниц - снизу, справа;
1 лист – титульный (Приложение № 1);
2 лист – план реферата (содержание);
3 - 16 лист – содержание реферата (введение, анализ изученной литературы, теоретический материал, включая рисунки, таблицы, графики, схемы и т.д., заключение); 
17 лист – словарь используемых терминов (глоссарий);
18 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 36).
Основные требования к написанию реферата
Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал. Не стремитесь использовать весь собранный материал, не перегружайте её мало значащими для раскрытия темы фактами, примерами.
Во введении к реферату и докладу по нему необходимо обосновать, почему выбрана данная тема, её актуальность.
Неэтично выдавать чужие мысли за свои, без ссылки на источник. После приведенной цитаты делайте сноску в конце страницы с указанием фамилии автора и названия произведения.
Следите за последовательностью изложения, не допускайте нечетких формулировок, речевых ошибок. Больше используйте в подготовке реферата материалы современных авторов, журнальных статей.
Правильно оформляйте реферат, включая титульный лист и список литературы.
Правила оформления реферата
Оформление реферата выполняется при помощи компьютера. 
Содержание и объем работы определяются Методическими рекомендациями. Печать на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297мм (формат А4). Поля: левое – 3см (30мм), правое -2,5см (25мм), верхнее – 2,5см (25мм), нижнее -2,5 см (25мм).
Шрифт: Тип шрифта для текста TimesNewRoman, прямой. Высота шрифта: тело абзаца – 14, заголовки и другая рубрикация – 16. Интервал -1,5. 
Выравнивание: заголовок – по центру, основной текст – по ширине. Перенос слов в заголовках – по словам (слова в заголовках – не разрываются, а переносятся целиком).


3. 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). 
Презентация создается индивидуально.
Работа может быть представлена либо в электронном варианте, либо напечатана на бумаге формата А4 (на одном листе – один слайд).
Выполненную работу сдать к указанному сроку. 
Первый слайд обязательно должен содержать Ф.И.О. учащегося, название учебной дисциплины, тему презентации, Ф.И.О. преподавателя. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: 
объем текста на слайде – не больше 7 строк;

маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

значимая информация выделяется с помощью цвета, начертания, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: 
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); 

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Последний слайд должен быть повторением первого. Это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Оформление презентации
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации - не менее 18. 
В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания. Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. 
Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. 
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). 
Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). 
Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. 
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику,

сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная

презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или

сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная

презентация создается в программе MicrosoftPowerPoint.

Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому,

что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его

речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах.

Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то

начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора

содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10

главных идей, выводов по выбранной теме, которые следует донести до

слушателей, и на основании них составить компьютерную презентацию.

Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть

размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в

компьютерную презентацию.

После подборки информации студенту следует систематизировать

материал.

Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:

Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации,

схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.

Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковыеэффекты.

Анимационный ряд.

Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии

должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению

презентации.

Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их

затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко

восприниматься на первый взгляд.

Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали

внимание на себя, а лишь усиливали главное.

Правила организации материала в презентации:

Главную информацию — в начало.

Тезис слайда — в заголовок.

Анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с

помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.

Время на выступление составляет 15 минут.



3. 4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ 

ТЕСТ - пробное задание, исследование, испытание. Для составления тестов необходимо найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и подобрать задания, отражающие основные моменты по заданной теме. 
Тест создается индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте
Выполненную работу сдать к указанному сроку. 
Планирование деятельности по составлению тестов.
Определить, с какой целью составляется тест.

Просмотреть и изучить материал по теме в различных источниках (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература).

Просмотреть и выбрать форму теста.

Определить количество вопросов в тесте.

Составить вопросы и подобрать варианты ответов.

Продумать критерии оценивания.

Написать инструкцию к выполнению теста.

Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

Проанализировать составленный тест согласно критериям оценивания.

Оформить готовый тест.

Оформить бланк ответов к тесту.

Формы тестовых заданий
задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;

задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;

задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;

задания па установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.


Общие рекомендации к составлению тестов:
- не следует прибегать к формулированию задания на воспроизведение, если вместо него может быть предложена каче­ственная или количественная задача;

- не следует стремиться к только словесному формирова­нию вопросов. При использовании рисунков, схем, графиков и др. значительно сокращается текст вопроса и в то же время по­вышается выразительность задачи;

- предпочитайте в формулировках не констатацию фак­тов, а выявление причинно-следственных связей;
- прибегайте к формулировкам, побуждающим к система­тизации и классификации явлений;

- изыскивайте возможность формулировки задания, на­правленного на установление общности и различия в явлениях;

- избегайте однообразных формулировок;

- чаще ставьте проблемы, помогающие решать задачи, с которыми приходиться сталкиваться в каждодневной работе.

Требования при составлении теста:
1. Строгое соответствие источникам информации, которы­ми пользуются учащиеся (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).
2. Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).
3. Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испы­туемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми учащимися). 
4. Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лако­ничные ответы.
5. Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объ­ему, количеству представленных позиций. 
6. Оптимальное количество вариантов ответа — четыре-пять. 
7. Грамматическое и логическое соответствие ответов во­просу (заданию).
8. Совер­шенно неприемлемы абсурдные, очевидно неправильные ответы.
9. Обучающая функция теста возрастает, если необходимо отметить неправильный или негативный ответ, а также в случае, когда все ответы правильные, но один предпочтительнее по тем или иным критериям.
Структура теста
Объем работы: 6-8 листов; нумерация страниц - снизу, справа;
1 лист – титульный (Приложение № 1);
2 - 7 лист – содержание теста; 
8 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 36 ).

3.5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ 

КРОССВОРД – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. 
Для составления кроссворда по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств:  MicrosoftWord, MicrosoftExcel.
Кроссворд составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Выполненную работу сдать к указанному сроку. 
Правила при составлении кроссвордов
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению кроссворда:
Рисунок кроссворда должен быть четким.

Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов. 

Ответы на кроссворд публикуются на отдельном листе. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий.

Объем работы: 4 листа, нумерация страниц – снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1),
2 лист – сетка кроссворда (без ответов), 
3 лист – вопросы,
4 лист – ответы и используемые источники (пример оформления – стр.36).
.Создание кроссворда в MS Word.
1. Создание сетки графическим методом; при  этом все элементы должны быть сгруппированы.
2. Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.
3. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками.
4. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.
5. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
6. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
Создание кроссворда в MicrosoftExcel.
1. Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
2. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
3. Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то ячейка заливается определенным цветом).
4. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.
5. Кроссворд на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
6. Наличие проверки правильности решения кроссворда.
Составление условий (толкований) кроссворда:
Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Планирование деятельности по составлению кроссворда.
Определить, с какой целью составляется кроссворд.

Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

Просмотреть и выбрать вид кроссворда.

Продумать составные части кроссворда.

Изучить дополнительный материал по теме.

Продумать критерии оценивания.

Составить список слов раздельно по направлениям.

Написать условия (текст) кроссворда.

Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.

Оформить готовый кроссворд.

Продумать защиту проекта-кроссворда

Электронные друзья кроссвордиста.
Специальные программы-помощники кроссвордиста:
CrossPartner (crosspartner. chat.ru),

Paseek 2000 (crossworld.nm.ru/Index.html),

сайт “Помощник кроссвордиста (www.aida.ru/cgi/ch.pl).

сайт “Кирилл и Мефодий” (www.km.ru/entertaiment/crossword)

сайт “Кроссворд 2000” (raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm).

Интерактивные кроссворды (Java-кроссворды):
www.sobesednik.ru/crosswords (еженедельник “Собеседник”)

nauka.relis.ru/54/dir.htm. (журнал “Наука и жизнь”)

www.privatelife.ru/Krossword.htm (газета “Лучшие кроссворды "Поля чудес"”)

www.fair.ru/cross (для распечатывания “Ярмарка кроссвордов”)


3.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГЛОССАРИЯ

ГЛОССАРИЙ - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе.
Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором. 
Глоссарий составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Выполненную работу сдать к указанному сроку. 
Общие требования:
Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.

Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.

Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Структура глоссария
Объем работы: 5- 6 листов, нумерация страниц - снизу, справа;
1 лист – титульный (Приложение № 1);
2 - 5 лист – толковый словарь терминов;
6 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 36).
Составление толкований слов:
Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.


Планирование деятельности по составлению глоссарий.
Определить, с какой целью составляется глоссарий.

Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

Продумать составные части глоссария.

Изучить дополнительный материал по теме.

Составить список слов.

Подобрать толкование слов.

Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

Проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания.

Оформить готовый глоссарий.

Продумать защиту проекта-глоссария


  3.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ


Подготовка ОБУЧАЮЩИХСЯ к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. Поэтому преподавательская практика выставления зачетов и экзаменов «автоматом», без обобщающих контрольных, тестовых, зачетных или экзаменационных работ нецелесообразна, поскольку лишает студентов возможности повторить, обобщить и систематизировать свои знания по разделу курса или дисциплине в целом.

Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам и школьникам при подготовке к экзаменам:

1. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного позанимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабатывать сегодня.

2. Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

3. Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам.

4. Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

5. Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

6. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.

7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.

8. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробовать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (желательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.

9. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную проблему. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.


4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

Тема 1.1. Теоретические основы физических, физико – химических и химических процессов.


Вопросы для самостоятельного изучения - основные направления развития химической технологии

Цель: изучить главные взаимосвязанные направления в развитии химической техники, проблемы охраны окружающей среды. 
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, тетрадь для конспектов.
Задание: изучите рекомендуемую литературу, записи в конспекте и ответьте на следующие вопросы:
1. способы увеличения мощностей химико-технологических систем (ХТС) и отдельных аппаратов; 
2. способы интенсификации работы аппаратов; 
3. способы механизации трудоемких процессов; 
4. комплексная автоматизация химико-технологических систем и отдельных аппаратов с применением управляющих электронно-вычислительных машин; 
5. замена периодических процессов непрерывными; 
6.способы  снижения энергозатрат и максимальное использование теплоты химических реакций; 
7.способы уменьшение числа стадий производства и переход к замкнутым (циклическим) системам; 
8. создание безотходных производств.

9.влияние деятельности человека на охрану окружающей среды. 

Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями.
Срок выполнения: две недели.
Форма отчетностистрого рукописная работа в тетрадях для конспектов.

Тема 1.2. Основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики.


Вопросы для самостоятельного изучения - превращение энергии и направленность химических реакций

Цель: рассмотреть превращения энергии и направленность химических реакций.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, конспект предыдущих лекций.

Задание. Пользуясь рекомендуемой литературой и конспектом предыдущих лекций, повторите следующие вопросы:

1. Дайте определение понятию «тепловой эффект химической реакции», единицы измерения;

2. Дайте определение понятию «теплота образования соединений», единицы измерения, как её можно определить;

3. Какие уравнения называются термохимическими. Приведите примеры.

4. Сформулируйте закон Гесса.

5. Запишите закон Гесса для реакции аА + В = сС + dD

6. Почему указание агрегатного состояния вещества является важной характеристикой, приведите примеры;

7. Сформулируйте закон Лавуазье–Лапласа;

8. Сформулируйте закон Г. И. Гесса;

9. Сформулируйте следствие из закона Гесса;

10. Дайте определение понятию энергия Гиббса (ΔG0);

11. Как рассчитывается энергия Гиббса;

12. Как по значению энергии Гиббса можно определить возможность протекания реакции.

13. Значение энтропии в термодинамическом процессе:

14. Как рассчитывается энтропия процесса.




Тема 1.2. Основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики.


Вопросы для самостоятельного изучения - скорость химических реакций

Цель: повторить вопросы: скорости химических реакций.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, конспект предыдущих лекций.

Задание. Пользуясь рекомендуемой литературой и конспектом предыдущих лекций, повторите следующие вопросы:

1. Знание скоростей химических реакций в термодинамическом процессе;

2. Сформулируйте закон действующих масс;

3. Запишите закон действующих масс для реакции аА + В = сС + dD

4. Укажите влияние температуры на скорость химической реакции;

5. Укажите влияние катализатора на скорость химической реакции;

6. Укажите влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции;

7. Укажите влияние природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.


Тема 1.2. Основные понятия и законы физической химии и химической термодинамики

Вопросы для самостоятельного изучения- химическое равновесие, смещение химического равновесия.

Цель: повторить вопросы: химическое равновесие, смещение химического равновесия.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, конспект предыдущих лекций.

Задание. Пользуясь рекомендуемой литературой и конспектом предыдущих лекций, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие реакции называются обратимыми, приведите примеры;

2. Какие реакции называются необратимыми, приведите примеры;

3. Какое состояние системы называется химическим равновесием, что при этом происходит;

4.Сформулируйте принцип ЛеШателье;

5. Основные правила смещения химического равновесия:


Тема 2.1. Нагревание, охлаждение и выпаривание


Вопросы для самостоятельного изучения: виды, устройство и принцип работы теплообменных аппаратов

Цель: рассмотреть виды, устройство и принцип работы теплообменных аппаратов.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.
Задание: изучите рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение по вопросам, связанные с видами, устройством и принципом действия теплообменных аппаратов.

Темы сообщение:

1. Пластинчатые теплообменники

2. Витые теплообменники

3. Спиральные теплообменники

4. Кожухотрубчатые теплообменники

5. Двухтрубные аппараты типа “труба в трубе”

6. Графитовые аппараты

7. Элементные (секционные) теплообменники

8. Погружные теплообменники

9. Оросительные теплообменники

10. Ребристые теплообменники

Требования: Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями, указанными на страницах 9-11.
Срок выполнения: две недели


Тема 2.1. Нагревание, охлаждение и выпаривание


Вопросы для самостоятельного изучения: виды, устройство и принцип работы выпарных аппаратов

Цель: рассмотреть виды, устройство и принцип работы выпарных аппаратов.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.
Задание: изучите рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение по вопросам, связанные с видами, устройством и принципом действия теплообменных аппаратов.

Темы сообщение:

1. Выпарные аппараты с внутренней центральной циркуляционной трубой;

2. Выпарные аппараты, работающие под разрежением;

3. Выпарные аппараты, работающие под избыточным давлением.

Требования: Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями, указанными на страницах 9-11.
Срок выполнения: две недели


Тема 2.2. Сырьевая и энергетическая база химической промышленности


Вопросы для самостоятельного изучения: сырьевая база химической промышленности России.

Цель: изучить виды сырьевых материалов, применяемых в промышленности. 
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.
Задание: выберите тему из предложенного ниже списка, изучите рекомендуемую литературу и напишите реферат, изложив в нем основные и наиболее важные, по-вашему мнению, аспекты выбранной темы. 
Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями, указанными на страницах 5-7.
Срок выполнения: две недели.
Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (15-18 листов).
 Темы для реферата:


В каждой группе: одна тема – только для одного студента!!!

11

Запасы минерального сырья

116

Сырье цветной металлургии

22

Обогащение руд

117

Топливная промышленность

33

Минералы и горные породы

118

Нефтехимическая промышленность

44

Горные породы и их классификация

119

Целлюлозно-бумажная промышленность

55

Магматические горные породы

220

Стекольная промышленность

66

Осадочные горные породы

221

Фарфоро – фаянсовая промышленность

77

Карбонатные породы

222

Легкая промышленность

88

Кремнезёмистые породы

223

 Производство синтетического каучука.


9

Глинистые породы

224

Производство пластмасс 


10

Полевошпатовые породы

225

Цементная промышленность

111

Сульфатсодержащие породы

226

Производство пластмасс

112

Изверженные горные породы

227

Текстильная промышленность

113

Шлаки и золы

228

Производство смол

114

Сера, получение, применение

229

Производство химических волокон

115

Сырье черной металлургии

330

Производство синтетического каучука


Тема 2.3. Вода и воздух химической промышленности


Вопросы для самостоятельного изучения: вода известная и неизвестная.
Цель:  рассмотреть аномальные свойства воды.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.
Задание: изучите рекомендуемую литературу и составьте тест, содержащий вопросы и задания связанные с различными свойствами воды (химическими, физическими, аномальными). 
Требования: минимум 11 вопросов или заданий + ответы + критерии оценивания.
Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями, указанными на страницах 9-11.
Срок выполнения: две недели.
Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (6-8 листов).


Тема 3.1. Производство серной кислоты


Вопросы для самостоятельного изучения: физические и химические свойства серной кислоты.

Цель: рассмотреть физические и химические свойства серной кислоты, при необходимости привести химические уравнения реакций.

Оснащение: данные методические указания, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и составьте тест, содержащий вопросы и задания связанные с физическими и химическими свойствами серной кислоты.

Требования: минимум 12 вопросов или заданий + ответы + критерии оценивания.
Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими указаниями.
Срок выполнения: две недели.
Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (6-8 листов).

Тема 3.2. Производство азотной кислоты


Вопросы для самостоятельного изучения: физические и химические свойства азотной кислоты.
Цель: рассмотреть физические и химические свойства азотной кислоты, при необходимости привести химические уравнения реакций.

Оснащение: данные методические указания, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и составьте тест, содержащий вопросы и задания связанные с физическими и химическими свойствами азотной кислоты.

Требования: минимум 12 вопросов или заданий + ответы + критерии оценивания.
Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими указаниями.

Срок выполнения: две недели.
Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (6-8 листов).


Тема 3.3. Производство соляной кислоты


Вопросы для самостоятельного изучения: физические и химические свойства соляной кислоты.
Цель: рассмотреть физические и химические свойства соляной кислоты, при необходимости привести химические уравнения реакций.

Оснащение: данные методические указания, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и составьте тест, содержащий вопросы и задания связанные с физическими и химическими свойствами соляной кислоты.

Требования: минимум 12 вопросов или заданий + ответы + критерии оценивания.
Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими указаниями.

Срок выполнения: две недели.
Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (6-8 листов).


Тема 3.4. Технология нефти


Вопросы для самостоятельного изучения: способы добычи и переработки нефти

Цель: изучить основные способы добычи и переработки нефти. 
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.
Задание: изучите рекомендуемую литературу и составьте кроссворд из 12 слов имеющих к способам добычи и переработке нефти. Вид кроссворда определяется самостоятельно учащимся. 

Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с данными методическими указаниями.

Срок выполнения: две недели.

Форма отчетности: рукописная или печатная работа на бумаге формата А4 (4 листа).


Тема 3.5. Основы технологии керамики


Вопросы для самостоятельного изучения: история развития производства керамики

Цель: рассмотреть основные этапы развития керамики. 

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и создайте презентацию, связанную с развитием керамики.

Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими рекомендациями, указанными на страницах 13-14.

Срок выполнения: две недели.

Форма отчетности: электронный носитель.



Тема 3.6. Основы технологии минеральных вяжущих веществ


Вопросы для самостоятельного изучения: история развития минеральных вяжущих материалов.

Цель: рассмотреть основные этапы развития производства минеральных вяжущих веществ. 

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и создайте презентацию, связанную с  развитием минеральных вяжущих веществ. 

Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими указаниями.

Срок выполнения: две недели.

Форма отчетности электронный носитель.


Тема 3.7. Основы технологии стекла


Вопросы для самостоятельного изучения: история развития производства стекла

Цель: рассмотреть основные этапы развития стекольной промышленности. 

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература, листы бумаги формата А4.

Задание: изучите рекомендуемую литературу и создайте презентацию, связанную с развитием стекольной промышленности.

Готовые работы должны быть сданы в указанный срок и выполнены в соответствии с методическими указаниями.

Срок выполнения: две недели.

Форма отчетности: электронный носитель.



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основные источники 


1. Москвичев Ю.А., Павлов О.С., Григоричев А.К. «Теоретические основы химической технологии» Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие–М.: «Академия», 2016 –272 с.

2. Перегудов В.В. Теплотехника и теплотехническое оборудование: М.: Стройиздат, 2015- 216 с.

3. Дудеров И.Г. Общая технология силикатов Учебное пособие для СПО Издательство Инфра – М 2014-560 с.


Дополнительные источники: 

Интернет - ресурсы







6. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов


Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и учебных занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

- обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;

- дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

- неполно, но правильно изложено задание;

- при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

- дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

- неполно, но правильно изложено задание;

- при изложении была допущена одна существенная ошибка;

- знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

- излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

- неполно изложено задание;

- при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

.














Приложение 1


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский строительно – монтажный колледж»








Р Е Ф Е Р А Т



____________________________________________________________

Название реферата





                                   

Проверил

Ф.И.О. преподавателя

Выполнил (а)      

Ф.И.О. студента

курс, группа

 специальность


                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                              







Искитим

2020 г.

Приложение 2





КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»


выполнил(а) студент(ка)___________________________

Ф.И.О.

курс, группа, специальность


Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

    ________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.












Приложение  3    

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________


Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность 

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя 

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий слайд


Литература:

  1. Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно 

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации































Приложение 4

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский строительно – монтажный колледж»










ОТЧЁТ

по практической работе № ___

«__________________________________________________________»

название практической работы













Проверил

Ф.И.О. преподавателя

Выполнил (а)      

Ф.И.О. студента

курс, группа

  специальность
















Искитим

2020 г.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алексеев Б.В. Технология производства цемента .М.: Академия, 2005 – 245С.
2. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Изд. 2-е. В 2 книгах: [Часть 1] Теоретические основы процессов химической технологии. Гидромеханические и тепловые процессы и аппараты.- М.: Химия, 2015– 400с.

3. Колбасов В.М, Леонов И.И, Сулеменко А.М. Технология вяжущих материалов. М.: Академия, 2005 - 430С.

4. Москвичев Ю.А., Павлов О.С., Григоричев А.К. «Теоретические основы химической технологии» Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие–М.: «Академия», 2016 –272 с.

5. Сулименко Л.М. Общая технология силикатов / Л.М. Сулименко. – М.: ИНФРА – М, 2016 – 336 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!