СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для рубежного контроля по обществознанию, 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест предназначен для проверки уровня знаний по разделу "Экономика" в рамках курса "обществознание" в 11 классе и может использоваться в качестве итогового и для проведения рубежного контроля.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для рубежного контроля по обществознанию, 11 класс»

Рубежный контроль

2018-2019 учебный год

Обществознание 11 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов

Назначение: контрольно-измерительные материалы представляют собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся 11 класса по обществознанию с использованием заданий стандартизированной формы, сходной по своей структуре с КИМами ЕГЭ по обществознанию.

Подходы к отбору содержания: контрольно-измерительные материалы охватывают содержание курса обществознания по разделу « Экономика » и включают следующие элементы:

  • проверка знаний фактического материала;

  • проверка аналитических и информационно-коммуникационных умений обучающихся 11 класса;

  • проверка умений систематизировать обществоведческие факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи;

  • проверка умения использовать источники информации разных типов (текст, таблица, графика) для решения познавательных задач;

  • проверка умений аргументировать собственную позицию с привлечением обществоведческих знаний.

Структура КИМ: вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий: 14 заданий с кратким ответом и 2 с развёрнутым ответом, выявляющим и оценивающим освоение обучающимся комплексных умений.

Работа построена на основе требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и охватывает базовые положения экономики.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности: в контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

12

19

Повышенный

1

2

Высокий

3

10

Работа состоит из трех частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом.

В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 5 задание с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учащимся самостоятельно в развернутой форме. Задания высокого уровня сложности нацелены на выявление учеников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.


Проверяемые умения, виды деятельности

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения

1

Выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы

Б

1

2

2

Выбор обобщающего понятия

Б

1

2

3

Соотнесение видовых понятий с родовыми

Б

1

2

4

Выбор позиций из списка (применение социально-экономических знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам)

Б

2

2

5

Задание на установление соответствия

Б

2

2

6

Выбор позиций из списка (характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы)

Б

2

2

7

Выбор позиций из списка (характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы)

Б

2

2

8

Задание на установление соответствия

Б

2

2

9

Осуществление поиска социальной

информации, представленной в

различных знаковых системах (рисунок)

Б

1

2

10

Осуществление поиска социальной

информации, представленной в

различных знаковых системах (рисунок)

Б

1

2

11

Применять социально-экономические и

гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

П

2

8

12

Характеристика с научных позиций

основных социальных объектов (факты,

явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на

раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном

контексте)

В

4

8

13

Осуществлять поиск социальной

информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-

популярных, публицистических и др.)

знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и

обобщать неупорядоченную

социальную информацию

Б

2

8

14

Осуществлять поиск социальной

информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-

популярных, публицистических и др.)

знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и

обобщать неупорядоченную

социальную информацию

Б

2

8

15

Объяснять внутренние и внешние связи

(причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.

Раскрывать на примерах изученные

теоретические положения и понятия

социально- экономических и

гуманитарных наук.

В

3

8

16

Объяснять внутренние и внешние связи

(причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая

личность, группы, организации, с точки

зрения социальных норм, экономической рациональности.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих

знаний собственные суждения и аргументы по определенным

проблемам.

В

3

8

Общее время выполнения контрольной работы для обучающихся на базовом уровне: 70 минут.








Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки

учащихся 11 класса МБОУ СОШ № 50

для проведения рубежного контроля

по обществознанию по теме «Экономика»

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 11 класса образовательных организаций составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по общество-

знанию (базовый уровень).

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по обществознанию по теме «Экономика» составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и рабочей программы по предмету.

Код контролируемого материала

Элементы содержания, проверяемые

на контрольной работе по теме «Экономика»

1

Экономика и экономическая наука

2

Факторы производства и факторные доходы

3

Экономические системы

4

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

5

Постоянные и переменные затраты

6

Финансовые институты. Банковская система

7

Основные источники финансирования бизнеса

8

Ценные бумаги

9

Рынок труда. Безработица

10

Виды, причины и последствия инфляции

11

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

12

Роль государства в экономике

13

Налоги

14

Государственный бюджет

15

Мировая экономика

16

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина



















Контрольная работа по теме «Экономика»

1 вариант


1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ПО­ЛИ­ТИ­КА ГО­СУ­ДАР­СТВА В МЕЖ­ДУ­НА­РОД­НОЙ ТОР­ГОВ­ЛЕ

НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ

ПО­ЛИ­ТИ­КИ

СУЩ­НОСТЬ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО НА­ПРАВ­ЛЕ­НИЯ

...

За­щи­та ин­те­ре­сов внут­рен­них про­из­во­ди­те­лей от за­ру­беж­ных кон­ку­рен­тов

Фри­тре­дер­ство

От­кры­тие внут­рен­не­го рынка для ино­стран­ных ком­па­ний

2. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) налог на соб­ствен­ность

2) пря­мой налог

3) по­до­ход­ный налог

4) налог на при­быль фирм

5) налог на землю



3. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «кон­ку­рен­ция». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) мо­но­по­лия

2) мо­ноп­со­ния

3) ко­опе­ра­тив

4) оли­го­по­лия

5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

6) кор­по­ра­ция


4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке по­след­ствия ры­ноч­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) иму­ще­ствен­ное рас­сло­е­ние то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

2) то­вар­ный де­фи­цит

3) за­ин­те­ре­со­ван­ность в тех­ни­че­ских но­вин­ках

4) пол­ная за­ня­тость тру­до­спо­соб­ных

5) пре­одо­ле­ние цик­лич­но­сти раз­ви­тия эко­но­ми­ки

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми эко­но­ми­че­ско­го роста и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА

А) Чае­про­из­во­дя­щая фирма на­ня­ла до­пол­ни­тель­ное ко­ли­че­ство жен­щин для сбора чай­ных ли­стьев на своих план­та­ци­ях.

Б) Неф­те­до­бы­ва­ю­щая ком­па­ния на­ча­ла осво­е­ние но­во­го ме­сто­рож­де­ния нефти, ис­то­щив ста­рое.

В) Ово­ще­вод­че­ская ферма в лет­ний пе­ри­од вре­ме­ни на­ня­ла на вре­мен­ную ра­бо­ту сту­ден­тов и уча­щих­ся для сбора огур­цов и ка­бач­ков.

Г) Япон­ская фирма мо­дер­ни­зи­ро­ва­ла линию по сбор­ке ав­то­мо­би­лей.

Д) За счет ис­поль­зо­ва­ния ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий на пред­при­я­тии су­ще­ствен­но воз­рос­ла про­из­во­ди­тель­ность труда.

1) экс­тен­сив­ный

2) ин­тен­сив­ный









6. В стра­не Z. толь­ко три фар­ма­ко­ло­ги­че­ских ком­па­нии, вы­пус­ка­ю­щие ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом у боль­ных. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рынок то­ва­ров и услуг

2) фон­до­вая биржа

3) мо­но­по­лия

4) на­ци­о­наль­ный рынок

5) оли­го­по­лия

6) ми­ро­вой рынок


7. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1). Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.

2). Факторный доход от труда называется заработной платой.

3). Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

4).Прибыль – это превышение всех доходов фирмы над ее затратами.

5). К факторным доходам в условиях рыночной экономики относят конкуренцию и цены.



8. Установите соответствие между видами и подвидами рынков.


Подвиды рынков


Виды рынков

А)

рынок ценных бумаг

1)

рынок экономических ресурсов

Б)

рынок труда

2)

финансовый рынок

В)

денежный рынок



Г)

рынок капитала



Д)

рынок земли





9. Вы­бе­ри­те ста­тьи за­трат, ко­то­рые могут быть от­ра­же­ны сле­ду­ю­щим гра­фи­ком из­дер­жек в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де.

 

1) плата за ма­те­ри­а­лы

2) плата за зда­ние

3) сдель­ная за­ра­бот­ная плата ра­бо­чих

4) зар­пла­та сто­ро­жа

5) зар­пла­та бух­гал­те­ра



10. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке жилья: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние SI (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на пред­ло­же­ния то­ва­ра).


Это пе­ре­ме­ще­ние может быть вы­зва­но пре­жде всего:

1) воз­рос­ши­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к за­строй­щи­кам

2) ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

3) ро­стом из­дер­жек про­из­вод­ства но­во­го жилья

4) суб­си­ди­ро­ва­ни­ем стро­и­те­лей

5) со сни­же­ни­ем цен на строй­ма­те­ри­а­лы








11. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Фор­ми­ро­ва­ние _________(А) труда может со­про­вож­дать­ся кон­флик­та­ми между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными ра­бот­ни­ка­ми. Ос­нов­ным ме­то­дом за­щи­ты ин­те­ре­сов _____(Б) яв­ля­ет­ся со­зда­ние про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей. Про­фес­си­о­наль­ные союзы обыч­но ста­ра­ют­ся до­бить­ся улуч­ше­ния усло­вий и по­вы­ше­ния ____(В) своих чле­нов, а также уве­ли­че­ния их за­ра­бот­ной платы. Это де­ла­ет ра­бо­ту для чле­нов проф­со­ю­за более при­ят­ной и вы­год­ной, но од­но­вре­мен­но сужа­ет______(Г) за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для по­ку­па­те­лей, если ве­ли­чи­на при­бы­ли в цене то­ва­ра не сни­жа­ет­ся. За­ра­бот­ная плата не долж­на опус­кать­ся ниже ми­ни­маль­но­го уров­ня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ___(Д). Ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и ме­ня­ет­ся____________(Е) вла­сти».

.

Спи­сок тер­ми­нов:

1) тру­до­вой до­го­вор

2) ры­ноч­ная цена

3) эко­но­ми­че­ские гра­ни­цы

4) без­ра­бо­ти­ца

5) наёмные ра­бот­ни­ки

6) про­жи­точ­ный ми­ни­мум

7) за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны

8) без­опас­ность труда

9) про­фес­сия


12. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «рав­но­вес­ная цена»? При­вле­кая зна­ния эко­но­ми­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о рав­но­вес­ной цене.

Прочитайте текст и выполните задания 13-16

Ин­фля­ция и ее виды

Под ин­фля­ци­ей по­ни­ма­ет­ся дис­ба­ланс спро­са и пред­ло­же­ния (на­ру­ше­ние об­ще­го рав­но­ве­сия), про­яв­ля­ю­щий­ся в общем росте цен. Но это не озна­ча­ет, что в пе­ри­од ин­фля­ции рас­тут все цены. Цены на одни то­ва­ры могут расти, на дру­гие могут оста­вать­ся ста­биль­ны­ми; цены на одни то­ва­ры могут расти быст­рее, чем на дру­гие, В ос­но­ве этих про­пор­ций лежит раз­ное со­от­но­ше­ние между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем и раз­лич­ная эла­стич­ность.

Ин­фля­цию можно опре­де­лить как «не­пре­рыв­ный общий рост цен». И в этом слу­чае клю­че­вы­ми сло­ва­ми будут «не­пре­рыв­ный», т. е. рост цен, про­ис­хо­дя­щий по­сто­ян­но, и «общий», т. е. по­вы­ше­ние цен охва­ты­ва­ет все рынки. А что про­ис­хо­дит с день­га­ми? Они обес­це­ни­ва­ют­ся, па­да­ет их по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность.

Од­на­ко не вся­кое по­вы­ше­ние цен слу­жит по­ка­за­те­лем ин­фля­ции.

С точки зре­ния про­яв­ле­ния раз­ли­ча­ют от­кры­тую и по­дав­лен­ную ин­фля­цию. Пер­вая ха­рак­тер­на для стран с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой, где вза­и­мо­дей­ствие спро­са и пред­ло­же­ния спо­соб­ству­ет от­кры­то­му не­огра­ни­чен­но­му росту цен. Вто­рая — это скры­тая ин­фля­ция, при­су­щая эко­но­ми­ке с ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ным кон­тро­лем за це­на­ми и до­хо­да­ми...

С точки зре­ния тем­пов роста цен вы­де­ля­ют три вида ин­фля­ции:

— уме­рен­ная, когда цены рас­тут менее, чем на 10%% в год, сто­и­мость денег со­хра­ня­ет­ся. На За­па­де ее рас­смат­ри­ва­ют как мо­мент нор­маль­но­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки, ко­то­рый не вы­зы­ва­ет осо­бо­го бес­по­кой­ства;

— га­ло­пи­ру­ю­щая ин­фля­ция — рост цен из­ме­ря­ет­ся дву­знач­ны­ми и более циф­ра­ми в год. Счи­та­ет­ся, что она опас­на для на­род­но­го хо­зяй­ства и тре­бу­ет ан­ти­инф­ля­ци­он­ных мер;

— ги­пе­рин­фля­ция — цены рас­тут аст­ро­но­ми­че­ски­ми тем­па­ми. Вести успеш­ный биз­нес в усло­ви­ях ги­пе­рин­фля­ции почти не­воз­мож­но. Речь может идти толь­ко о стра­те­гии вы­жи­ва­ния.


В Д. Ка­ма­ев


13. Какие два опре­де­ле­ния ин­фля­ции при­во­дит автор?


14. При­ве­ди­те два кри­те­рия, ле­жа­щие в ос­но­ве вы­де­ле­ния раз­лич­ных видов ин­фля­ции.


15. В тек­сте от­ме­ча­ет­ся, что не вся­кое по­вы­ше­ние цен слу­жит по­ка­за­те­лем ин­фля­ции. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два фак­то­ра, ко­то­рые могут при­ве­сти к росту цен. Про­ил­лю­стри­руй­те один из них при­ме­ром


16. Автор под­чер­ки­ва­ет, что в усло­ви­ях ги­пе­рин­фля­ции вести успеш­ный биз­нес не­воз­мож­но. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние этого вы­во­да.

Контрольная работа по теме «Экономика»

2 вариант


1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ФУНК­ЦИИ РЫНКА

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Ин­фор­ма­ци­он­ная

Рынок предо­став­ля­ет ин­фор­ма­цию о ценах, де­фи­ци­тах и из­быт­ке то­ва­ра

Ре­гу­ли­ру­ю­щая

С по­мо­щью ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма эко­но­ми­ка пе­ре­рас­пре­де­ля­ет свои ре­сур­сы в поль­зу того или иного то­ва­ра

...

Рынок свя­зы­ва­ет во­еди­но про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей


2. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) ин­ве­сти­ци­он­ный фонд

2) ком­мер­че­ский банк

3) кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция

4) стра­хо­вое об­ще­ство

5) сбе­ре­га­тель­ная касса




3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют опе­ра­ции ком­мер­че­ских бан­ков. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) эмис­сия цен­ных бумаг

2) управ­ле­ние зо­ло­то - ва­лют­ны­ми ре­зер­ва­ми го­су­дар­ства

3) предо­став­ле­ние по­тре­би­тель­ских кре­ди­тов

4) от­кры­тие де­по­зит­ных вкла­дов фи­зи­че­ских лиц

5) эмис­сия на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

6) вы­да­ча ипо­теч­ных кре­ди­тов


4. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ме­ха­низ­мы осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ством мо­не­тар­ной (де­неж­ной) по­ли­ти­ки. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) под­держ­ка и за­щи­та кон­ку­рен­ции

2) из­ме­не­ние учётной став­ки про­цен­та за кре­дит

3) обес­пе­че­ние за­щи­ты прав соб­ствен­но­сти

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния

5) уста­нов­ле­ние нормы бан­ков­ско­го ре­зер­ва

6) опе­ра­ции на рынке цен­ных бумаг


5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми из­дер­жек и за­тра­та­ми фирмы: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ЗА­ТРА­ТЫ ФИРМЫ

ВИДЫ ИЗ­ДЕР­ЖЕК

А) аренд­ная плата за зда­ние

Б) рас­хо­ды на упа­ко­воч­ный ма­те­ри­ал

В) за­ра­бот­ная плата бух­гал­те­ра

Г) сдель­ная зар­пла­та ра­бо­чих

Д) рас­хо­ды на пе­ре­воз­ку про­дук­ции

1) по­сто­ян­ные

2) пе­ре­мен­ные



6. На рынке пред­став­лен толь­ко один про­из­во­дитель элек­тро­энер­гии, по­став­ля­ю­щий её фир­мам и в жилой сек­тор об­ла­сти Z. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) оли­го­по­лия

2) рынок услуг

3) ре­ги­о­наль­ный рынок

4) рынок то­ва­ров

5) мо­но­по­лия

6) ры­ноч­ный де­фи­цит



7. Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1). Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, являются факторами производства.

2). Объем трудовых ресурсов зависит от численности населения.

3). Землей называют все производственно-технические мощности, используемые при производстве товаров и услуг.

4). Информация является ресурсом, используемым в экономических процессах.

5). Капитал как фактор производства утратил свое значение в современной экономике.



8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ


ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А)

здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.

1)

предпринимательские способности

Б)

факторный доход - заработная плата

2)

земля

В)

все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ

3)

капитал

Г)

услуги, которые оказывают люди, способные правильно оценить спрос, скоординировать использование факторов производства и принять на себя риск потери капитала

4)

труд

Д)

факторный доход - рента




1) сдель­ная зар­пла­та ра­бо­чих

2) зар­пла­та ап­па­ра­та управ­ле­ния

3) плата за элек­тро­энер­гию

4) транс­порт­ные рас­хо­ды

9. Вы­бе­ри­те ста­тьи за­трат, ко­то­рые могут быть от­ра­же­ны сле­ду­ю­щим гра­фи­ком из­дер­жек в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де.


 10. Из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка вы­бе­ри­те си­ту­а­цию, ко­то­рая может быть от­ра­же­на сле­ду­ю­щим гра­фи­ком.


1) спрос на кон­ди­ци­о­не­ры при росте до­хо­дов по­ку­па­те­лей

2) спрос на лыжи и конь­ки по окон­ча­нии зим­не­го се­зо­на

3) спрос на сре­ди­зем­но­мор­ские ку­рор­ты в усло­ви­ях по­ли­ти­че­ской не­ста­биль­но­сти в этих ре­ги­о­нах

4) спрос на корм для кошек после удач­ной ре­кла­мы этого корма на ТВ

5) спрос на дет­ские ко­ляс­ки при «бэби-буме»







11. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Огра­ни­чен­ность ре­сур­сов по­рож­да­ет не­сколь­ко важ­ней­ших по­след­ствий. Пре­жде всего, люди из­дав­на на­ча­ли за­креп­лять эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы в __________(А). Они до­го­во­ри­лись о том, что от­дель­ный че­ло­век или груп­па людей могут вла­деть, поль­зо­вать­ся, рас­по­ря­жать­ся ре­сур­са­ми.

За­креп­ле­ние ре­сур­сов за граж­да­на­ми и ор­га­ни­за­ци­я­ми поз­во­ля­ет вла­дель­цам предо­став­лять эти ре­сур­сы тем, кто в них нуж­да­ет­ся, за __________(Б). Сле­до­ва­тель­но, вла­де­ние ре­сур­са­ми ста­но­вит­ся ис­точ­ни­ком до­хо­дов. Если вла­де­лец об­ла­да­ет толь­ко спо­соб­но­стью к __________(В) и про­да­ет имен­но её, т.е. идёт ра­бо­тать по найму, то по­лу­ча­ет за это зар­пла­ту. Вла­де­лец зе­мель­но­го участ­ка или дру­го­го при­род­но­го ре­сур­са, ис­поль­зу­ю­щий его для хо­зяй­ствен­ных целей сам или предо­став­ля­ю­щий эту воз­мож­ность дру­гим, по­лу­ча­ет доход, на­зы­ва­е­мый __________(Г). Вла­де­лец фи­зи­че­ско­го __________(Д) (зда­ний, со­ору­же­ний, обо­ру­до­ва­ния), ис­поль­зу­ю­щий его для обес­пе­че­ния де­я­тель­но­сти своей фирмы, по­лу­ча­ет доход в форме части __________(Е) этой фирмы».

  

1) рента

2) при­быль

3) про­из­вод­ство

4) труд

5) ка­пи­тал

6) соб­ствен­ность

7) плата

8) обмен

9) закон

 

12. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «без­ра­бо­ти­ца»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния видов без­ра­бо­ти­цы, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти фрик­ци­он­ной без­ра­бо­тицы.

Прочитайте текст и выполните задания 13-16


Долж­но ли го­су­дар­ство ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­ку?

 Уси­ле­ние роли пра­ви­тель­ства пред­став­ля­ет собой се­рьез­ную при­чи­ну ухуд­ше­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нашей эко­но­ми­ки. Не­пра­виль­ное осу­ществ­ле­ние пра­ви­тель­ством де­неж­ной и бюд­жет­ной по­ли­ти­ки спо­соб­ство­ва­ло не­ста­биль­но­сти со­во­куп­но­го про­дук­та и ин­фля­ции. Пра­ви­тель­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние слу­жит глав­ной при­чи­ной сни­же­ния тем­пов роста про­из­во­ди­тель­но­сти труда и упад­ка на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских работ. Рас­ши­ре­ние пра­ви­тель­ствен­ных про­грамм пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов усу­гу­би­ло не­ста­биль­ность се­мей­ной жизни, а быть может, и обу­сло­ви­ло па­де­ние рож­да­е­мо­сти. Низ­кий уро­вень на­коп­ле­ния и мед­лен­ный рост ос­нов­но­го ка­пи­та­ла яв­ля­ют­ся след­стви­ем си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния, по­ли­ти­ки пра­ви­тель­ства и рас­ши­ре­ния про­грамм со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

  А. Фел­дстайн

 

Каж­дый осо­зна­ет, что рынок нуж­да­ет­ся в пра­ви­лах, чтобы из­бе­жать таких опас­но­стей, как мо­но­по­лии и оли­го­по­лии. Но для мо­но­по­лии бо­гат­ства на­столь­ко же па­губ­ны. Го­су­дар­ство не долж­но от­ка­зы­вать­ся от своей роли пе­ре­рас­пре­де­ле­ния; оно также не может от­дать рынку свою роль в раз­ви­тии... Глав­ный вызов со­сто­ит в уста­нов­ле­нии рав­но­пра­вия, и для этого го­су­дар­ство, ко­то­рое гло­ба­ли­за­ция счи­та­ет прой­ден­ным эта­пом, яв­ля­ет­ся жиз­нен­но не­об­хо­ди­мым. Толь­ко оно может уста­но­вить про­грес­сив­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, адек­ват­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние при­ва­ти­зи­ро­ван­ных об­ще­ствен­ных услуг, под­держ­ку малых и сред­них ком­па­ний, боль­шую эф­фек­тив­ность об­ще­ствен­ных рас­хо­дов и зна­чи­тель­ное улуч­ше­ние об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния.

Р. Аль­фон­син

13. Сов­па­да­ет ли по­зи­ция ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке? При­ве­ди­те по од­но­му по­ло­же­нию из каж­до­го тек­ста, под­твер­жда­ю­ще­му ваш вывод.


14. Как оце­ни­ва­ет каж­дый из ав­то­ров зна­че­ние го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов на­се­ле­ния? По­че­му дает такую оцен­ку?


15. Ука­жи­те три от­ри­ца­тель­ных по­след­ствия, к ко­то­рым, по мне­нию ав­то­ра пер­во­го тек­ста, ведет го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние в усло­ви­ях рынка. Опи­ра­ясь на зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния, по­пы­тай­тесь до­ка­зать не­обос­но­ван­ность од­но­го из этих след­ствий.


16. Какие, на взгляд ав­то­ра вто­ро­го тек­ста, по­лез­ные функ­ции вы­пол­ня­ет го­су­дар­ство в усло­ви­ях рынка? (Ука­жи­те три функ­ции.) Опи­ра­ясь на зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния, при­ве­ди­те еще одну не­об­хо­ди­мую функ­цию го­су­дар­ства в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.



Ключи к контрольной работе по теме « Экономика »


1 вариант

2 вариант

баллы

1

протекционизм

посредническая

1

2

2 (прямой налог)

3 (кредитные организации)

1

3

36

25

1

4

13

256

2

5

11122

12122

2

6

145

235

2

7

24

124

2

8

21211

34212

2

9

13

2

1

10

45

23

1

11

258367

674152

2

12

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: рав­но­вес­ная цена - это цена, при ко­то­рой объем спро­са равен объ­е­му пред­ло­же­ния.

2) два пред­ло­же­ния с ин­фор­ма­ци­ей об об­ра­зо­ва­нии, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер:

— рав­но­вес­ная цена уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те дей­ствия ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма;

— уро­вень рав­но­вес­ной цены наи­бо­лее высок в усло­ви­ях мо­но­по­лии, а наи­бо­лее низок в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции;

Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о рав­но­вес­ной цены


По­яс­не­ние.

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция, при ко­то­рой часть эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния не на­хо­дит себе ра­бо­ту, ко­то­рую эти люди спо­соб­ны вы­пол­нять;

(Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние).

 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния видов без­ра­бо­ти­цы, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: кри­те­ри­я­ми вы­де­ле­ния видов без­ра­бо­ти­цы яв­ля­ют­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские при­чи­ны, по ко­то­рым без­ра­бо­ти­ца воз­ни­ка­ет;

(Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния без­ра­бо­ти­цы.)

 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти фрик­ци­он­ной без­ра­бо­ти­цы, на­при­мер: фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца — время доб­ро­воль­но­го по­ис­ка ра­бот­ни­ком но­во­го места ра­бо­ты, ко­то­рое устра­и­ва­ет его в боль­шей сте­пе­ни, не­же­ли преж­нее ра­бо­чее место


4

13

В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния:

1) на­ру­ше­ние ба­лан­са спро­са и пред­ло­же­ния;

2) не­пре­рыв­ный общий рост цен.

В от­ве­те ука­зы­ва­ет­ся, что по­зи­ции ав­то­ров по во­про­су о роли го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке не сов­па­да­ют (су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся).

В под­твер­жде­ние вы­во­да могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие вы­ска­зы­ва­ния:

- «Уси­ле­ние роли пра­ви­тель­ства пред­став­ля­ет собой се­рьез­ную при­чи­ну ухуд­ше­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нашей эко­но­ми­ки»;

- «Го­су­дар­ство не долж­но от­ка­зы­вать­ся от своей роли пе­ре­рас­пре­де­ле­ния, оно также не может от­дать свою роль в раз­ви­тии

2

14

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие кри­те­рии:

1) темпы роста цен;

2) про­яв­ле­ния ин­фля­ции.

В от­ве­те ука­зы­ва­ет­ся, что в пер­вом из при­ве­ден­ных тек­стов автор не­га­тив­но оце­ни­ва­ет пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ную де­я­тель­ность го­су­дар­ства, т.к. она ведет к не­ста­биль­но­сти се­мей­ной жизни.

В от­ве­те ука­зы­ва­ет­ся, что автор вто­ро­го тек­ста по­ло­жи­тель­но оце­ни­ва­ет эту функ­цию го­су­дар­ства, т.к. это спо­соб­ству­ет уста­нов­ле­нию рав­но­пра­вия.


2

15

В от­ве­те долж­ны быть

— на­зва­ны два фак­то­ра, ве­ду­щие к росту цен, на­при­мер, усо­вер­шен­ство­ва­ние про­дук­та, ис­поль­зо­ва­ние до­ро­го­сто­я­ще­го обо­ру­до­ва­ния при про­из­вод­стве то­ва­ра или услу­ги: удо­ро­жа­ние од­но­го из про­из­вод­ствен­ных ре­сур­сов;

— при­ве­ден один кон­кре­ти­зи­ру­ю­щий при­мер, до­пу­стим: на смену ти­по­вой мо­де­ли мо­биль­но­го те­ле­фо­на при­хо­дит более усо­вер­шен­ство­ван­ная, име­ю­щая боль­шее ко­ли­че­ство функ­ций; по­след­няя мо­дель, осо­бен­но в начале пока не на­ла­дит­ся мас­со­вое про­из­вод­ство будет сто­ить до­ро­же. Могут быть на­зва­ны дру­гие фак­то­ры и при­ве­ден иной при­мер.

В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты про­тив го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в усло­ви­ях рынка:

- не­ста­биль­ность раз­ви­тия;

- ин­фля­ция;

- сни­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда;

- упа­док на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских работ;

- сни­же­ние рож­да­е­мо­сти;

- мед­лен­ный рост ос­нов­но­го ка­пи­та­ла.


3

16

В от­ве­те могут быть при­ве­де­ны, к при­ме­ру, такие ар­гу­мен­ты:

1) обес­це­не­ние денег в усло­ви­ях ги­пе­рин­фля­ции ведет к бар­тер­но­му об­ме­ну и на­ру­ше­нию свя­зей между пред­при­я­ти­я­ми в рам­ках про­из­вод­ствен­но­го цикла;

2) в силу не­устой­чи­во­сти и не­пред­ска­зу­е­мо­сти эко­но­ми­че­ских про­цес­сов при ги­пе­рин­фля­ции ста­но­вит­ся не­воз­мож­ным пла­ни­ро­вать про­из­вод­ство на дли­тель­ный срок;

3) обес­це­ни­ва­ние денег ведет к рез­ким дис­про­пор­ци­ям между опла­той труда и це­на­ми на про­из­ве­ден­ную про­дук­цию.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие функ­ции го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в усло­ви­ях рынка:

- борь­ба с мо­но­по­лиз­мом;

- уста­нов­ле­ние рав­но­пра­вия;

- пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов;

- под­держ­ка малых и сред­них ком­па­ний;

- раз­ви­тие здра­во­охра­не­ния и об­ра­зо­ва­ния. До­пол­ни­тель­но могут быть на­зва­ны такие функ­ции:

- под­держ­ка фун­да­мен­таль­ной науки;

- охра­на окру­жа­ю­щей среды.

3




31 балл


«5» - 26-31 балл

«4» - 18-25 баллов

«3» - 13-17 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!