Рубежный контроль
2018-2019 учебный год
Обществознание 11 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов
Назначение: контрольно-измерительные материалы представляют собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся 11 класса по обществознанию с использованием заданий стандартизированной формы, сходной по своей структуре с КИМами ЕГЭ по обществознанию.
Подходы к отбору содержания: контрольно-измерительные материалы охватывают содержание курса обществознания по разделу « Экономика » и включают следующие элементы:
проверка знаний фактического материала;
проверка аналитических и информационно-коммуникационных умений обучающихся 11 класса;
проверка умений систематизировать обществоведческие факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи;
проверка умения использовать источники информации разных типов (текст, таблица, графика) для решения познавательных задач;
проверка умений аргументировать собственную позицию с привлечением обществоведческих знаний.
Структура КИМ: вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий: 14 заданий с кратким ответом и 2 с развёрнутым ответом, выявляющим и оценивающим освоение обучающимся комплексных умений.
Работа построена на основе требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию и охватывает базовые положения экономики.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности: в контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 12 | 19 |
Повышенный | 1 | 2 |
Высокий | 3 | 10 |
Работа состоит из трех частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом.
В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 5 задание с развернутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учащимся самостоятельно в развернутой форме. Задания высокого уровня сложности нацелены на выявление учеников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
№ | Проверяемые умения, виды деятельности | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения |
1 | Выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы | Б | 1 | 2 |
2 | Выбор обобщающего понятия | Б | 1 | 2 |
3 | Соотнесение видовых понятий с родовыми | Б | 1 | 2 |
4 | Выбор позиций из списка (применение социально-экономических знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам) | Б | 2 | 2 |
5 | Задание на установление соответствия | Б | 2 | 2 |
6 | Выбор позиций из списка (характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы) | Б | 2 | 2 |
7 | Выбор позиций из списка (характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы) | Б | 2 | 2 |
8 | Задание на установление соответствия | Б | 2 | 2 |
9 | Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок) | Б | 1 | 2 |
10 | Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок) | Б | 1 | 2 |
11 | Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | П | 2 | 8 |
12 | Характеристика с научных позиций основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте) | В | 4 | 8 |
13 | Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию | Б | 2 | 8 |
14 | Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию | Б | 2 | 8 |
15 | Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук. | В | 3 | 8 |
16 | Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | В | 3 | 8 |
Общее время выполнения контрольной работы для обучающихся на базовом уровне: 70 минут.
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
учащихся 11 класса МБОУ СОШ № 50
для проведения рубежного контроля
по обществознанию по теме «Экономика»
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 11 класса образовательных организаций составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по общество-
знанию (базовый уровень).
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по обществознанию по теме «Экономика» составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и рабочей программы по предмету.
Код контролируемого материала | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе по теме «Экономика» |
1 | Экономика и экономическая наука |
2 | Факторы производства и факторные доходы |
3 | Экономические системы |
4 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение |
5 | Постоянные и переменные затраты |
6 | Финансовые институты. Банковская система |
7 | Основные источники финансирования бизнеса |
8 | Ценные бумаги |
9 | Рынок труда. Безработица |
10 | Виды, причины и последствия инфляции |
11 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП |
12 | Роль государства в экономике |
13 | Налоги |
14 | Государственный бюджет |
15 | Мировая экономика |
16 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина |
Контрольная работа по теме «Экономика»
1 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ | СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ |
... | Защита интересов внутренних производителей от зарубежных конкурентов |
Фритредерство | Открытие внутреннего рынка для иностранных компаний |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) налог на собственность | 2) прямой налог | 3) подоходный налог |
4) налог на прибыль фирм | 5) налог на землю | |
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «конкуренция». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монополия | 2) монопсония | 3) кооператив |
4) олигополия | 5) совершенная конкуренция | 6) корпорация |
4. Найдите в приведенном списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имущественное расслоение товаропроизводителей
2) товарный дефицит
3) заинтересованность в технических новинках
4) полная занятость трудоспособных
5) преодоление цикличности развития экономики
5. Установите соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
А) Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях. Б) Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое. В) Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков. Г) Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей. Д) За счет использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда. | 1) экстенсивный 2) интенсивный |
| |
6. В стране Z. только три фармакологических компании, выпускающие лекарственные препараты, пользующиеся спросом у больных. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок товаров и услуг
2) фондовая биржа
3) монополия
4) национальный рынок
5) олигополия
6) мировой рынок
7. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1). Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.
2). Факторный доход от труда называется заработной платой.
3). Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
4).Прибыль – это превышение всех доходов фирмы над ее затратами.
5). К факторным доходам в условиях рыночной экономики относят конкуренцию и цены.
8. Установите соответствие между видами и подвидами рынков.
| Подвиды рынков | | Виды рынков |
А) | рынок ценных бумаг | 1) | рынок экономических ресурсов |
Б) | рынок труда | 2) | финансовый рынок |
В) | денежный рынок | | |
Г) | рынок капитала | | |
Д) | рынок земли | | |
9. Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде.
| 1) плата за материалы 2) плата за здание 3) сдельная заработная плата рабочих 4) зарплата сторожа 5) зарплата бухгалтера |
10. На рисунке отражена ситуация на рынке жилья: линия предложения S переместилась в новое положение SI (Р — цена товара, Q — величина предложения товара).
| Это перемещение может быть вызвано прежде всего: 1) возросшими требованиями к застройщикам 2) ростом доходов населения 3) ростом издержек производства нового жилья 4) субсидированием строителей 5) со снижением цен на стройматериалы |
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается. Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».
.
Список терминов:
1) трудовой договор | 2) рыночная цена | 3) экономические границы |
4) безработица | 5) наёмные работники | 6) прожиточный минимум |
7) законодательные органы | 8) безопасность труда | 9) профессия |
12. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «равновесная цена»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о равновесной цене.
Прочитайте текст и выполните задания 13-16
Инфляция и ее виды
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции.
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10%% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания.
В Д. Камаев
13. Какие два определения инфляции приводит автор?
14. Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции.
15. В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером
16. Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.
Контрольная работа по теме «Экономика»
2 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ РЫНКА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Информационная | Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара |
Регулирующая | С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара |
... | Рынок связывает воедино производителей и потребителей |
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) инвестиционный фонд | 2) коммерческий банк | 3) кредитная организация |
4) страховое общество | 5) сберегательная касса | |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия ценных бумаг | 2) управление золото - валютными резервами государства | 3) предоставление потребительских кредитов |
4) открытие депозитных вкладов физических лиц | 5) эмиссия национальной валюты | 6) выдача ипотечных кредитов |
4. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки процента за кредит
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
5. Установите соответствие между видами издержек и затратами фирмы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАТРАТЫ ФИРМЫ | ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК |
А) арендная плата за здание Б) расходы на упаковочный материал В) заработная плата бухгалтера Г) сдельная зарплата рабочих Д) расходы на перевозку продукции | 1) постоянные 2) переменные |
6. На рынке представлен только один производитель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
7. Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1). Все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, являются факторами производства.
2). Объем трудовых ресурсов зависит от численности населения.
3). Землей называют все производственно-технические мощности, используемые при производстве товаров и услуг.
4). Информация является ресурсом, используемым в экономических процессах.
5). Капитал как фактор производства утратил свое значение в современной экономике.
8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) | здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. | 1) | предпринимательские способности |
Б) | факторный доход - заработная плата | 2) | земля |
В) | все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ | 3) | капитал |
Г) | услуги, которые оказывают люди, способные правильно оценить спрос, скоординировать использование факторов производства и принять на себя риск потери капитала | 4) | труд |
Д) | факторный доход - рента | | |
| 1) сдельная зарплата рабочих 2) зарплата аппарата управления 3) плата за электроэнергию 4) транспортные расходы |
9. Выберите статьи затрат, которые могут быть отражены следующим графиком издержек в краткосрочном периоде.
10. Из приведенного ниже списка выберите ситуацию, которая может быть отражена следующим графиком. | 1) спрос на кондиционеры при росте доходов покупателей 2) спрос на лыжи и коньки по окончании зимнего сезона 3) спрос на средиземноморские курорты в условиях политической нестабильности в этих регионах 4) спрос на корм для кошек после удачной рекламы этого корма на ТВ 5) спрос на детские коляски при «бэби-буме» | | |
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.
Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».
1) рента | 2) прибыль | 3) производство |
4) труд | 5) капитал | 6) собственность |
7) плата | 8) обмен | 9) закон |
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы, и одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Прочитайте текст и выполните задания 13-16
Должно ли государство регулировать экономику?
Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
А. Фелдстайн
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
Р. Альфонсин
13. Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
14. Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?
15. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.
16. Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.
Ключи к контрольной работе по теме « Экономика »
№ | 1 вариант | 2 вариант | баллы |
1 | протекционизм | посредническая | 1 |
2 | 2 (прямой налог) | 3 (кредитные организации) | 1 |
3 | 36 | 25 | 1 |
4 | 13 | 256 | 2 |
5 | 11122 | 12122 | 2 |
6 | 145 | 235 | 2 |
7 | 24 | 124 | 2 |
8 | 21211 | 34212 | 2 |
9 | 13 | 2 | 1 |
10 | 45 | 23 | 1 |
11 | 258367 | 674152 | 2 |
12 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. 2) два предложения с информацией об образовании, опирающейся на знания курса, например: — равновесная цена устанавливается в результате действия рыночного механизма; — уровень равновесной цены наиболее высок в условиях монополии, а наиболее низок в условиях конкуренции; Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о равновесной цены | Пояснение. 1) смысл понятия, например: социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение). 2) одно предложение с информацией о критериях выделения видов безработицы, опирающейся на знания курса, например: критериями выделения видов безработицы являются социально-экономические причины, по которым безработица возникает; (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о критериях выделения безработицы.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы, например: фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место | 4 |
13 | В ответе могут быть приведены следующие определения: 1) нарушение баланса спроса и предложения; 2) непрерывный общий рост цен. | В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются). В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания: - «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»; - «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии | 2 |
14 | Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе должны быть указаны следующие критерии: 1) темпы роста цен; 2) проявления инфляции. | В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни. В ответе указывается, что автор второго текста положительно оценивает эту функцию государства, т.к. это способствует установлению равноправия. | 2 |
15 | В ответе должны быть — названы два фактора, ведущие к росту цен, например, усовершенствование продукта, использование дорогостоящего оборудования при производстве товара или услуги: удорожание одного из производственных ресурсов; — приведен один конкретизирующий пример, допустим: на смену типовой модели мобильного телефона приходит более усовершенствованная, имеющая большее количество функций; последняя модель, особенно в начале пока не наладится массовое производство будет стоить дороже. Могут быть названы другие факторы и приведен иной пример. | В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка: - нестабильность развития; - инфляция; - снижение производительности труда; - упадок научно-исследовательских работ; - снижение рождаемости; - медленный рост основного капитала. | 3 |
16 | В ответе могут быть приведены, к примеру, такие аргументы: 1) обесценение денег в условиях гиперинфляции ведет к бартерному обмену и нарушению связей между предприятиями в рамках производственного цикла; 2) в силу неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов при гиперинфляции становится невозможным планировать производство на длительный срок; 3) обесценивание денег ведет к резким диспропорциям между оплатой труда и ценами на произведенную продукцию. | В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка: - борьба с монополизмом; - установление равноправия; - перераспределение доходов; - поддержка малых и средних компаний; - развитие здравоохранения и образования. Дополнительно могут быть названы такие функции: - поддержка фундаментальной науки; - охрана окружающей среды. | 3 |
| | | 31 балл |
«5» - 26-31 балл
«4» - 18-25 баллов
«3» - 13-17 баллов