СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к сочинению "Всегда ли технический прогресс приносит пользу цивилизации?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы к сочинению "Всегда ли технический прогресс приносит пользу цивилизации?"»

Аргументы по теме « Технология и цивилизация»

Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству?

Вступление. Слово учителя

  1. С незапамятных времён наши далёкие предки мечтали о сытой, комфортной счастливой жизни. Свои мечты они воплощали в волшебных сказках. На помощь сказочным героям приходили волшебные клубочки, указывающие герою верный путь. Сапоги- скороходы и ковры самолёты быстро перемещали их на огромные расстояния. Скатерть –самобранка вкусно и сытно кормила. Живая и мёртвая вода помогала воскресить из мёртвых. А волшебное зеркальце умело разговаривать. Прошли тысячелетия. Многие мечты наших предшественников воплотились в реальность. Путь машинам и самолётом указывает навигатор, на современных лайнерах можно довольно быстро переместиться в любую часть планеты. Современным женщинам помогают в быту мультиварки ,кофе-машины, электрогрили, а посуду вымоет посудомоечная машина. Не живая и мёртвая вода способно исцелить больного, а умная техника, помогающая проводить самые сложные диагностики и операции. Но постепенно привыкая к комфортной жизни мы превращаемся в общество потребителей. Использование фреона привело к образованию озоновых дыр. Следствием этого стало резкое изменение климата. Тают ледники, лето становится жарким, тёплой и слякотной стала зима. Мелеют реки и моря. Гибнут обитатели морей и океанов. Всё это происходит потому, что мы стали обществом потребителей. Зарубежные и отечественные писатели-фантасты пророчески предсказывали на страницах своих книг опасность, которая угрожает человечеству, если люди будут только потребителями и станут беспощадно(нещадно) эксплуатировать природу.















Сочинение

1.Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству?

2.Какие опасности таит технический прогресс?



Вариант вступления

  1. С незапамятных времён наши далёкие предки мечтали о богатой, комфортной жизни. Свои мечты они воплощали в волшебных сказках , где чудесные помощники: сапоги-скороходы, волшебные клубочки, скатерти- самобранки помогали сказочным героям в их странствием. Прошли тысячелетия, и вместо мечты воплотились в реальность. Навигаторы, современная бытовая техника на кухне, современные средства передвижения пришли на помощь не сказочным героям, а обычным людям. Стремясь к комфорту, человечество стали обществом потребителей. Современные технологии принесли благо человеку, а человечество подвело к ситуации, когда те же технологии поставили под угрозу его существования всего живого на земле. (92)

Аргумент 1.

Зарубежные и отечественные писатели-фантасты пророчески предсказывали будущее, где человеческое сообщество эксплуатировали достижения науки в корыстных целях, и тем самым подвергало себя опасности

В повести А. Беляева «Продавец воздуха» мы видим подобную ситуацию. Английский коммерсант мистер Бэйли в сговоре с богатейшими людьми Европы строит в Сибири подземный завод по созданию жидкого кислорода. Обманным путём на реализацию своего плана он склоняет видных европейских профессоров, учёных-химиков. Учёных, которые поняли замыслы дельца, он уничтожил. Энгельбрект польстился на богатое вознаграждение и согласился на сотрудничество с Бэйли. Три года работы этого тайного предприятия нанесло урон климату Земли. А потом привело к глобальной катастрофе. От нехватки воздуха умирали люди, отказывались работать машины. Появились бури, и планета стала остывать. Технология создания сжатого развратило Бэйли нравственно. На одном из этажей он устроил пантеон из трупов людей, которые тоже были умерщвлены с помощью сжатого воздуха. Когда его заводу стала грозить опасность, он устроил взрыв такой огромной мощности, что многие города нашей страны и города многих европейских стран выглядели как после сильного землетрясения.(147). В повести Беляева как раз-таки и показывается, как прогресс может принести не пользу, а вред.(162)

Аргумент 2.

В романе Е. Замятина «Мы» устами героя произведения Д-503 утверждается, что гармоничная жизнь в Едином государстве является результатом математических расчётов. То есть благодаря науке и технологии за Зелёной стеной, которая отделяет Единое государство от дикого мира, царит гармония. В этом государстве нет преступлений, болезней, безработицы. Граждане этой страны самоотверженно трудятся на предприятиях. Учёные и студенты штудируют науки в аудиториумах. Даже редкие казни благодаря технологиям стали , как это ни парадоксально звучит, гуманными. Однако граждане этого государства не свободны. Вся их жизнь открыта на обозрение другим. Они не могут иметь семью, не знают счастья материнства и отцовства. Любовь им заменяет розовый билет. Но есть ещё среди граждан Единого государства те, кто блага математически вычисленного счастья считает. Они отстаивают право на личную жизнь, подлинную свободу. Технологии приносят иллюзорное счастье для населения этого государства, лишают его подлинного счастья.

Вывод:

Таким образом, технический прогресс может принести не только пользу, но и вред.





























Сочинение

1.Должен ли учёный нести ответственность за научные открытия?

2. Как учёный должен относиться к своим открытиям.

3. Кому в литературе удалось наиболее ярко отразить достижения науки и риски цивилизации?

4.Какие научные открытия опасны.

Вступление

Гениальность учёного – безусловное качество для новых открытий. Талантливые учёные, несомненно, заслуживают искреннего уважения. Ведь человечество нуждается в цивилизационном и техническом прогрессе. Но учёный всегда должен помнить об ответственности за созданные им открытия, просчитывать риски, прогнозировать целесообразность научных трудов.(38)

Аргумент №1

В произведениях писателей-фантастов часто звучит призыв об ответственности науки и учёных перед людьми. Об этом пишет М. Булгаков в своей повести «Роковые яйца». Учёный с мировым именем делает гениальное открытие – создаёт красный луч, который вскоре был назван лучом жизни. Персиков проявляет слабохарактерность, когда уступает требованию правительства отдать ценную научную аппаратуру в руки неуча и дилетанта. Учёный не проявил твёрдости в том, чтобы убедить, что не до конца проведённые исследования рано было использовать в практических целях. В результате безграмотных действий А.С. Рокка, взявшегося с помощью открытия Персикова восстановить поголовье кур в республике и решить таким образом проблему продовольствия , едва не случилась катастрофа. Под действием красного луча с поразительной скоростью размножаются рептилии-мутанты. В стране начинается паника, гибнут люди, в Москве объявлено особое положение. Разъярённая толпа убивает учёного Персикова. Писатель признаёт талант учёного-ботаника, но осуждает его за слабодушие.(135)

Аргумент №2

В повести А. Беляева «Продавец воздуха» тоже поднимается проблема ответственности учёного за созданные им открытия. Обманным путём хитроумный делец Бэйли заманивает видного учёного-химика Сванте Энгельбректа в преступный проект. Мистер Бэйли сулит учёному щедрое денежное вознаграждение. Ради материального благополучия, заботясь о безбедном будущем своей единственной дочери, Энгельбрект идёт на сделку с ловким дельцом. Оказавшись в заточении подземного города, учёный слишком поздно осознаёт, что разработанная им схема превращения обычного воздуха в жидкий может привести к глобальной катастрофе. Но отказаться от дальнейшего сотрудничества он не может. На кану жизнь дочери.(82). Только самоубийство Норы развязывает руки Сванте Энгельбректу руки: он объявляет ему войну и убивает ненавистного ему человека. (101).Слишком высока оказалась плата за безответственное отношение к своим знаниям.(10)0

Вывод1:

Таким образом, учёный обязан нести моральную и юридическую ответственность, прислушиваться к голосу разума.(13)

Или

Вывод 2

Научные открытия, лишённые гуманности могут стать причиной непредсказуемых последствий. Они должны быть согласованы с нормами и этики.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!