СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку истории: Развитие западноевропейской культуры в XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку истории

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку истории: Развитие западноевропейской культуры в XIX в.»

Тема урока: Развитие западноевропейской культуры в XIX в.


Основные черты западноевропейской культуры ХІХ века.

  • Европейская культура XIX века, пройдя через четыре века ренессансного и постренессансного перехода от феодальной средневековой культуры к новым условиям победившего капитализма, стала культурой светской и демократической. Эти ее свойства и характеризуют художественное творчество Х1Х-ХХ веков.

  • На протяжении последних столетий аристократическая придворная культура отмирала вместе со своими социальными носителями. Религиозная культура утратила былую мощь и всеохватность. Фольклор превратился в концертную самодеятельность и сувенирное производство; его классические формы сохранились лишь как музейные реликвии.

  • Прямым носителем культуры в XIX веке стал город, который начиная с XVII века создавал необходимые условия для развития научно-технического прогресса — фундамента европейской культуры Нового времени. Принципы, на которых она основывалась, оказывались диаметрально противоположными устоям феодальной культуры.

  • XIX век был веком переоценки ценностей прошлого и настоящего.

  • Для художественной культуры это означало, что старые формы художественного творчества, ориентированные на античную классику и средневековый символизм, вытеснялись новыми, которые стремились к изображению современного мира. Новой культурной доминантой вместо традиционализма стало признание абсолютной ценности новаторства и неповторимой индивидуальности художественного творчества. Такое радикальное изменение эстетической установки и творческого метода было следствием изменения отношений суверенной самодостаточной личности и общества Нового времени.


Революция в умах.

Революции конца XVIII — XIX вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении — восприятии окружающего мира. Уже на протяжении XVI —XVIII вв. все больше распространялось мне­ние, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уси­лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рож­дением. Эта идея стала обоснованием революций.


Литература.

Романтизм. Конец XVIII в. и почти вся первая половина XIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европей­ские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, высту­пали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклоня­лись перед природой и стремились непосредственно прочувство­вать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили не­повторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом фран­цузских романтиков стал роман «Собор Парижской Богомате­ри» В.Гюго.

Критический реализм. В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые ро­мантики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления прояв­ляется интерес к многостороннему воспроизведению действитель­ности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных про­тиворечий своего времени в полноценных художественных обра­зах — основная заслуга писателей критического реализма. Вели­кие писатели-реалисты О.Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у пред­ставителей критического реализма XIX в.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т.е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой раз­ворачивалась в его произведениях.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жиз­ни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.

Поэт Г.Гейне — «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих чита­телей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, ши­роко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказ­ками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архи­тектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Про­исходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadence упадок).

Символизм. Символизм — одно из самых значительных явлений в литерату­ре декаданса — сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображения ре­альности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишен­ные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.

Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О.Уайльд — самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грея». Бельгий­ский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций сим­волизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Натурализм. Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натурали­сты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предпо­лагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе — документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей нату­рализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить ис­ключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и об­щественная история одной семьи в эпоху Второй империи».

Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г.Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастер­ству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А.Франс — мастер философско-сатирической повести.

Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести тех­нический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.


Изобразительное искусство.

В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живо­писи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учени­ков Давида выделялся своей высокой одаренностью Жан Огю́ст Домини́к Энгр. Ему при­шлось выдержать упорную борьбу с художниками нового роман­тического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, всту­пившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.

Реализм утвердился только через посредство жанровой живо­писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве пер­вой половины XIX в. прочно связаны с именем Г. Курбе. Полити­ческие события нашли свое отражение в многочисленных офор­тах и литографиях О. Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника — Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х.Хант — составили союз, чтобы об­щими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализ­му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусст­ве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э. Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих ра­ботах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие един­ство при взгляде с некоторого расстояния.


Музыка.

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в му­зыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические эле­менты тесно переплетались с реалистическими. Такое переплете­ние характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце реалистической оперы, как «Кармен» Ж.Бизе.

Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно­вение, глубокое интимное переживание — все, что связано с кру­гом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволно­ванную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф. Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, геро­ическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.

В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Р. Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Коль­ца Нибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком­позиторов, не разделявших его взглядов на музыку.


Главные научные открытия.

В начале XIX в. последовала целая лавина открытий, менявших представление людей об окружаю­щем мире.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества были сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были об­наружены в 1834 г. Ж.Пелтье и А. С. Беккерелем, который начал исследования по фосфоресценции.

Развитие химической науки было отмечено рядом фундамен­тальных открытий. В 1811 г. Б. Куртуа открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. доказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик А.Балар открыл бром.

Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия. В 1802 г. Ж.Гей-Люссак открыл законы теплового расширения га­зов, а в 1808 г. — объемных отношений газов при их реакциях.

Опыты Дж. Джоуля по определению механического эквивалента теплоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения энергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно - кинетической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсона по охлаждению газов при их расширении положили начало физике и технике низких температур. В начале XIX в. Т.Юнг возро­дил волновую теорию света. Дж.Гершель обнаружил инфракрас­ное излучение.

С 30-х гг. XIX в. особенно развивалась органическая химия, в которой особая роль принадлежит Ю.Либиху, основавшему це­лую школу химиков и создавшему всемирно известную лаборато­рию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. — уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения.

В 1801 г. И.Риттером было доказано существование ультрафио­летовых лучей. Реформатором технической оптики стал П.Францгофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракци­онные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Г. Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г. С. Ом открыл закон, на­званный его именем.

Математиками Г. Гауссом и В. Вебером была разработана систе­ма мер электрических и магнитных величин и соответствующих измерительных приборов. Ф.Нейман создал теорию электромаг­нитной индукции.

В конце XIX и начале XX в. в физике произошла подлинная революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершенно изменились представления о времени, пространстве, движении, строении вещества.

Английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал общую теорию электродинамики, ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля. Впоследствии положения Максвелла были подтверж­дены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиоволн, В.К.Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой элемен­тарной частицы — электрона. Нидерландский физик Х.А.Лоренц завершил свою электронную теорию вещества. Дж. Стоней ввел термин «электрон».

А.Беккерелъ открыл радиоактивность, изучением которой ак­тивно занялись М. Склодовская-Кюри и П. Кюри. Было положено начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. Резерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде радиоактивных элементов и имеющие различную прони­цаемость.

В 1868 г. Дж.Люкьер назвал гелием элемент, соответствующий обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнеч­ном спектре линии.

В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот газ в лабораторных условиях.

Важные открытия были сделаны в области теоретической хи­мии. В 1869—1871 гг. русский ученый Д.И.Менделеев разработал периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Кроме 63 известных элементов, расположенных в таблице, Менделеевым были пред­сказаны свойства ряда еще не открытых элементов.

Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красителей. Развивались синтетическая химия, биохимия, химическая фармакология.

В начале XX в. американский биолог Т. Морган изучал законо­мерности наследования признаков (опыты с плодовой мухой дро­зофилой), открытые в 60-х гг. XIX в. Г.Менделем, но не получив­шие тогда известности. В самом конце XIX в. У. Бетсон предложил термин «генетика». В 1900—1901 гг. голландский ученый М. Фрид разработал теорию мутаций (т.е. внезапных редких изменений признаков свойств у вновь порождаемых животных и растений с последующей передачей этих изменений по наследству).

С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против ку­риной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Герма­нии Р.Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассис­тент Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были открыты бактерии дифтерита и чумы.





Автомобили и воздухоплавание.

Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. С изобретени­ем электромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. появились новые возможности создания механизмов.

Немецкий инженер К.Бенц испытал в 1885 г. первый автомо­биль с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г.Даймлер разработал собственный бензиновый двига­тель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Дайм­лер и Бенц стали изобретателями прообраза современного авто­мобиля.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об уп­равляемых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали только аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управ­ляемые дирижабли — летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. в Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имею­щий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в основу всех военных дирижаблей.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха — само­летами (аэропланами). Первые опыты конструирования самоле­тов с паровыми двигателями провели А. Ф. Можайский в России, К.Адер во Франции, Х.Максим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 г., которым удалось совершить серию длительных полетов.


Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей.

XIX век был революционным в истории европейской культуры. Он перестроил всю общественную жизнь, резко изменил условия жизни среднего человека. Было создано новое материальное, социальное и духовное пространство существования человека.

В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры.

Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства придвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию.

В сфере духовного развития также произошли изменения. Если раньше человек верил и полностью полагался на то, что Бог существует и что именно он создал все живое, то теперь такая версия ставится учеными под сомнение. И хоть люди и продолжают посещать церковные служения и молиться, то теперь они делают это не из-за своей великой веры в Бога, а лишь для соблюдения обрядов как традиций народа.

По числу происшедших изменений и преобразований, 19 век можно смело назвать веком прогресса. Он заставил человека иначе посмотреть на мир, и на самого себя. Этот век принес много полезного и нового, до этого неизвестного человечеству. Он качественно изменил жизнь людей, в особенности жителей крупных городов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?

2. В чем основное различие между романтическим и символическим направлением в художественной культуре XIX в. ?

3.  Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и ком­позиторов XIX в.

4.  Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?

5.  Составьте таблицу художественных стилей и направлений кон­ца XIX - начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!