Тема урока: «Натюрморт в графике. Эстамп»
Учитель ИЗО Четверикова Е.Г.
Цель урок: научить художественным и техническим приёмам в изображении натюрморта.
Задачи урока:
Развитие творческого мышления, творческого воображения;
Развитие художественных навыков работы с разнообразными графическими материалами и техниками;
Дальнейшее знакомство учащихся с выразительными возможностями тиражной графики.
Понятия: линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра.
Практическая работа: выполнение натюрморта в графической технике гравюра наклейками.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма урока – комбинированный
Материалы: карандаш, ножницы, клей, тряпочки , гуашь, картон А4,5, бумага А3,4, намоченная для печати, шаблоны предметов.
Зрительный ряд:
Музыкальное сопровождение: классическая музыка.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в интересное, загадочное и непредсказуемое путешествие в мир предметов и творчества.
На прошлых уроках мы с вами разбирали, основной вид изобразительного искусства – графику. Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами – рисунок необходим ка этап работы
(слайд 1)
Однако рисунок может быть самостоятельным художественным произведением. Художнику иногда достаточно очень простых средств - карандаш, фломастер, ручка, чтобы составить замечательную художественную композицию.
(Слайд 2)
Существует и особый вид графики — печатная графика. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков — оттисков. Такой вид графики называется ГРАВЮРА.
(слайд 3)
Сам принцип оттиска был известен очень давно, ведь еще у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях.
Однако широкое распространение гравюра получила довольно поздно, зато потом быстро обрела очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя в доме может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки вполне доступны. Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого и современные художники посвятили гравюре значительную часть своего творчества.
Гравюра бывает разной: на дереве — ксилография,
на металле — офорт,
на линолеуме — линогравюра,
даже на камне — литография.
В этих случаях художник-график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок,
(слайд 4)
специальные резцы (штихели), металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики.
Сделать гравюру в условиях урока непросто, но можно сделать гравюру наклейками. Для этого потребуются листы картона, ножницы, клей, одноцветная гуашь или тонкий лист бумаги и ваши наброски. Рассказ сопровождается показом на слайдах
Теперь вырезаем составляющие предметы из картона. Распологаем их на листе плотного картона, который будет фоном. Для наклеивания хорошо использовать картон разной толщины, но не слоистый. Чем толще картон наклейки, тем больше светлого пространства останется вокруг после печати — так можно выделить главное в композиции. Сначала надо приклеить самые крупные части, ножницами удаляем из них некоторые детали, которые должны остаться светлыми, или наклеить на них, как и на плоскость фона, более мелкие элементы. Это будет матрица или клише, с которой можно делать отпечатки. Отпечаток будет интереснее, если удастся разнообразить фактуру наклеек: можно сделать штрихи краем ножниц, использовать дополнительные материалы, например кружева, зерно, песок. Широкой кистью или валиком наносим мокрую краску на картон с наклейками, переносим на
чистую поверхность. Берём приготовленную влажную бумагу, форматом больше, чем клише. Затем аккуратно снимаем. У нас получается оттиск натюрморта — эстамп. Можно сделать новый оттиск; он пропечатается немного по-другому. Обычно самый удачный именно второй. Это увлекательная работа, она дает возможность экспериментировать.
Гюстав Доре. Дюрер Альбрехт