СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по поэме Твардовского "Василий Тёркин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку по поэме Твардовского "Василий Тёркин". 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по поэме Твардовского "Василий Тёркин"»

Поэма «Василий Тёркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название. Что помогают понять названия глав поэмы?

Названия глав, с одной стороны, выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню, «суп досыта, чай до пота». Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему «до­рого всё до мелочей»: он передаёт ощущение «бездомности», фронтового быта.

Сюжет книги складывался по мере хода всенародной войны, его стержнем стала судьба всего народа.

С другой стороны, поэма пронизана лирическим голосом автора. В ней 4 главы целиком посвящены размышлениям поэта о герое, о военных событиях, причём автор оказывается близким герою по жизненным оценкам и фронтовому опыту. Лирический характер имеют и главы «О себе», «О любви». Раздумья автора пронизывают всю ткань произведения. В поэме два героя — Тёр­кин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, бойце с передовой, можно многое понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям, событиям.




















ВАСИЛИЙ ТЁРКИН — герой поэм А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945) и «Теркин на том свете» (1954-1963).

Литературный прототип В.Т. — Вася Теркин, герой серии фельетонов в сатирических картинках с подписями в стихах, публиковавшихся в газете «На страже Родины» в 1939-1940 гг. Он был создан при участии Твардовского в редакции газеты по типу героев «уголка юмора», одним из обычных персонажей которого был «Про-тиркин» — от технического слова «протирка» (предмет, употребляющийся при смазке оружия). Герой романа П.Д.Боборыкина «Василий Теркин» (1892) не имеет отношения к В.Т. советского писателя. Твардовский объясняет, что фамилия «Теркин» была сконструирована от глаголов «тереть», «перетирать» и т.п. Вася Теркин имеет фольклорные корни, это условный, лубочный персонаж, «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый», его неправдоподобные подвиги, облекаемые в почти сказочные формы, забавляли бойцов в часы отдыха. Еще один литературный прототип В.Т. — Иван Гвоздев, герой серии фельетонов в газете «Красная армия», в создании которого участвовал Твардовский во время Великой Отечественной войны.

Образ В.Т. сложился у Твардовского в результате наблюдений реальных военных будней на фронте, где он присутствовал в качестве военного корреспондента. Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам А.М.Туркова, В.Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием — драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В.Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В.Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В.Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль Уленшпигель Ш. де Костера и Кола Брюнъон Р.Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В.Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В.Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В.Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В.Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых — живой человек» (С.Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». Однако В.Т. во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

Послевоенного В.Т. с триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры А.Д.Папанов (режиссер В.Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В.Т. «Наш Василий, — сообщает Твардовский, — прибыл на тот свет, а на этом — убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В.Т, и Твардовский остались верны себе — бой «ради жизни на земле» продолжается.











Военно-полевая кухня

Прием пищи для солдат (и уж точно во время войны) — это не просто утоление голода. Это редкие минуты солдатского быта, когда он испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, общаться с другими, думает о своем. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает. Полевые кухни войны были не просто выездными столовыми — а своеобразными «клубами» — солдаты не просто, отдыхали и наслаждались едой, а, в первую очередь, окунались в атмосферу мирной жизни. Полевые кухни — были средоточием жизни вообще, так как подкармливали не только солдат, но и мирных жителей.
Полевая кухня предназначена для приготовления пищи и организации питания в походных условиях, на удаленных объектах, в военных частях.
Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. Имеет от одного до четырёх котлов. Может включать в себя помещение-столовую.
В вопросах приготовления пищи руководство советской армии исходило из того, что солдат готовить не умеет, то есть индивидуальное приготовление (например, варка супа или каши в собственном котелке) было исключено. Еда готовилась в котлах на костре (в походных условиях) или в полевых кухнях.
В царской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. До этого еда в походных условиях готовилась на костре в котлах, перевозившихся в обозе. В 1896 году Военное министерство объявило конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и определенными техническими условиями: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную). Было представлено 15 образцов кухонь, наиболее разработанными были признаны кухни фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которые были рекомендованы войскам.
Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время русско-японской войны. Это полевая кухня Турчановича (патент 1907 года). Она имела два котла, расположенных на одноосной повозке на «деревянном» ходу (задний ход) и «передний ход» — одноосная повозка в виде ящика, где хранились кухонная утварь и продукты. Каждый котел имел самостоятельную топку, один был предназначен для первых блюд (190 л), второй — для вторых (130 л). Причем второй котел имел «масляную рубашку» — чтобы каши не пригорали.
Уже во время Первой мировой войны все войска были обеспечены этими кухнями. Они же «провоевали» в Советской армии и всю Вторую мировую войну. Естественно, эти кухни были приспособлены для топки, прежде всего, дровами. Вода в котле такой кухни закипала за 40 минут, на роту обед из двух блюд готовился 3 часа, ужин — 1,5 часа.
Были известны полевые кухни системы . Маргушина, Крыштоф, общества Путиловских заводов.
Полевые пекарни были введены в 1888 году. Хочу заметить, что выше приведена суточная дача хлеба в военное время, а, как ни странно, в мирное время солдату полагалось ежедневно 1228,5 г хлеба, то есть почти на 200 г больше. Солдат Советской армии в 1950 году получал в день 900 г хлеба, из них 500 г ржаного и 400 г пшеничного. В его сухой паек входили только ржаные сухари из муки 1-го сорта — 700 г в сутки. То есть по сухарям пайки за 50 лет практически не изменились. В Советской армии требуемая влажность муки — 14,5%, а сортов хлеба выпекалось значительно больше: хлеб ржаной простой, хлеб ржано-пшеничный, пшеничный из муки 2-го сорта, пшеничный из муки 1-го сорта. Норма выхода хлеба из ржаной муки — 155%, а из пшеничной муки 1-го сорта — 135%. То есть из ржаной муки хлеба получается значительно больше, чем из пшеничной высококачественной.















Историческая справка о Соловьевой переправе

Соловьёво – старинная русская деревня расположенная на берегу Днепра .

Соловьева переправа  стала местом, где проявились стойкость и выносливость русских войск. Их нравственный пример помогал воинам другой, уже Великой Отечественной войны, когда Днепр у Соловьевой переправы вновь стал красным от крови  советских бойцов.
С середины июля 1941 года  Соловьёва переправа была единственным местом, через которое велось  материально – техническое обеспечение войск Западного фронта.
Единственная артерия, единственная ниточка.
Оборону переправы осуществлял специальный сводный отряд полковника А.И. Лизюкова -  коменданта Соловьевой переправы. Целью отряда также было: обеспечение подвоза всего необходимого сражающимся под Смоленском и, при необходимости, обеспечение путей их отхода, переправа раненых и больных.
Ежедневно шли наземные бои за переправу, и немцам, ценой больших потерь 27 июля удалось ее захватить. Однако вскоре солдаты группы генерала Рокоссовского и подразделение Лизюкова отбили переправу обратно. В этом бою А.И. Лизюков личным примером поднял в штыковую атаку бойцов. Коридор был расчищен. В течении почти двух недель, изо дня в день, под пулями и осколками, в сплошном грохоте разрывов полковник Лизюков обеспечивал со своим отрядом переправу и сдерживал врага. В течение почти двух недель! За такое время гитлеровцы в прошлом захватывали территории целых государств. Здесь же у деревни Соловьёво несокрушимость  духа и стойкость советских воинов оказалась крепче стали.
29 июля командование Западным фронтом приняло решение о выводе окруженных войск 20 и 16 армии через Соловьеву переправу.
Отходили по Старой Смоленской дороге.  Ох, и труден же был путь от Смоленска до Соловьевой переправы. Гитлеровцы беспрерывно атаковали отходившие части со всех сторон. Уже не оставалось снарядов к пушкам, и бойцы шли на танки с последними гранатами, с последними зажигательными бутылками. И гибли под огнем танковых пулеметов. Однако наши воины сделали все возможное и  невозможное,  чтобы доставить к переправе медсанбаты и госпитали.
В ожидании переправы медсанбат разместился в здании школы д. Соловьево, на его крыше прикрепили белое полотнище с красным крестом. Но гитлеровские летчики разбомбили школу, погибло много раненых.
Тысячи автомобилей, тягачей с орудиями и повозок, десятки тысяч солдат, командиров под непрерывным огнем противника двигались к переправе. Вместе с ними шло мирное население, гнали гурты скота, эвакуировались городские и областные учреждения. Скопившиеся войска и переправу фашисты непрерывно бомбили. Куда бы бомбы ни попадали, они попадали в цель- такова была плотность живой силы и техники на переправе. По Днепру красному от крови плыли трупы и раненые. Ржание обезумевших лошадей, крики и стоны людей, взрывы слились в жуткий, ежеминутно меняющий гул. И вновь наведение переправ и всё сначала. Если есть ад на земле, то это Соловьёва переправа летом 1941 года. К тому же с севера и юга переправу непрерывно атаковали сухопутные силы фашистов. В один из трагических дней гитлеровцы подтянули крупные силы танков и подготовились к атаке. Из установленных на машинах динамиков они предлагали нашим войскам сдаться в плен. И в этот критический момент на выручку войскам, скопившимся у переправы, пришли реактивные миномёты. Ракеты с огненными хвостами обрушились на скопление немецких танков. Огромные клубы пламени и дыма поднялись в стане врагов.
Заслон был смятён.
5 августа на левый берег Днепра перебрались сильно поредевшие арьергарды армий. Заняв оборону, наши войска удерживали свои позиции ещё в течение двух месяцев.
По разным данным на Соловьевой переправе погибло от 50000 до 100000 советских солдат и офицеров.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!