СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по рассказу-притче эстонского писателя А.Х. Таммсааре "Мальчик и бабочка".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена презентация "Пишем сочинение" к уроку по рассказу А.Х. Таммсааре "Мальчик и бабочка"

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по рассказу-притче эстонского писателя А.Х. Таммсааре "Мальчик и бабочка".»

Антон Таммсааре  «Мальчик и бабочка» Подготовка к сочинению по художественному тексту

Антон Таммсааре «Мальчик и бабочка»

Подготовка к сочинению по художественному тексту

Что характерно для текстов художественного стиля  Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах ; Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания. Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям , героям или их действиям : читатель сам должен это сделать. ( Иногда автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», формулируя собственные мысли о роли личности в истории, об исторических закономерностях и т.д.) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.   Функция убеждения в художественном стиле вторична.

Что характерно для текстов художественного стиля

Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.

  • Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах ;
  • Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания.

  • Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям , героям или их действиям : читатель сам должен это сделать. ( Иногда автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», формулируя собственные мысли о роли личности в истории, об исторических закономерностях и т.д.)
  • Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.

 Функция убеждения в художественном стиле вторична.

Как увидеть автора в тексте художественного стиля? Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….) Публицистический стиль  Проблема формулируется Художественный стиль тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящен целый абзац) Проблема выявляется путем анализа описаний поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

  • Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)

Публицистический стиль

Проблема формулируется

Художественный стиль

  • тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста
  • в нескольких суждениях автора,
  • в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящен целый абзац)

Проблема выявляется путем анализа описаний поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

Обратите внимание! Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора. Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Обратите внимание!

  • Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора!
  • В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора.
  • Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.
  • Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.
Анализ смысловых частей текста Образный ряд Начало текста Впечатления, чувства Цветы Мальчик «много цветов», ждали, когда их сорвут, «они теряли надежду», «великая радость охватила цветы» «любил цветы», «охотно рвал их», «в упоении приблизился мальчик к первому цветку» Бабочка «лоскуток шёлка, лоскуток бархата, сверкание драгоценных камней, обманчивый блеск снежинки»

Анализ смысловых частей текста

Образный ряд

Начало текста

Впечатления, чувства

Цветы

Мальчик

«много цветов», ждали, когда их сорвут, «они теряли надежду», «великая радость охватила цветы»

«любил цветы», «охотно рвал их», «в упоении приблизился мальчик к первому цветку»

Бабочка

«лоскуток шёлка, лоскуток бархата, сверкание драгоценных камней, обманчивый блеск снежинки»

Анализ смысловых частей текста Образный ряд Центральная часть рассказа Впечатления, чувства Цветы Мальчик из одушевлённого мира они словно снова возвращаются в предметный, вещный мир: цветы, которые живут, страдают, становятся опорой для великолепной бабочки «сказал мальчик умоляюще», «терял терпение», мчался «на своих проворных ногах», «не отставал и преследователь» Бабочка «как бы издеваясь», «скользнула на другой цветок», «ускользающая бабочка», «беглянка не знала усталости»

Анализ смысловых частей текста

Образный ряд

Центральная часть рассказа

Впечатления, чувства

Цветы

Мальчик

из одушевлённого мира они словно снова возвращаются в предметный, вещный мир: цветы, которые живут, страдают, становятся опорой для великолепной бабочки

«сказал мальчик умоляюще», «терял терпение», мчался «на своих проворных ногах», «не отставал и преследователь»

Бабочка

«как бы издеваясь», «скользнула на другой цветок», «ускользающая бабочка», «беглянка не знала усталости»

Анализ смысловых частей текста Образный ряд Заключительная часть рассказа Впечатления, чувства Цветы Мальчик «опьяняющий аромат», «забытые цветы», цветы потоптаны «остановился, тяжело переводя дыхание», «лихорадочный румянец на щеках», «умилённый ароматом», «испуганно остановился», «он потоптал все цветы» Бабочка …

Анализ смысловых частей текста

Образный ряд

Заключительная часть рассказа

Впечатления, чувства

Цветы

Мальчик

«опьяняющий аромат», «забытые цветы», цветы потоптаны

«остановился, тяжело переводя дыхание», «лихорадочный румянец на щеках», «умилённый ароматом», «испуганно остановился», «он потоптал все цветы»

Бабочка

Композиционный анализ текста — Есть ли в тексте прямые авторские оценки героя? — Что может помочь увидеть идею текста? (Композиция)  (Важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа, если он есть, первого и последнего предложений. В данном случае нам поможет анализ начала текста и его заключения) мальчик (9) В упоении приблизился мальчик к первому цветку … (26)Умилённый ароматом, взволнованный, мальчик обернулся и хотел было наклониться к ближайшему цветку, но испуганно остановился , и на щеках его появился пылающий румянец: гоняясь за бабочкой, он потоптал все цветы.

Композиционный анализ текста

— Есть ли в тексте прямые авторские оценки героя?

— Что может помочь увидеть идею текста? (Композиция)

(Важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа, если он есть, первого и последнего предложений. В данном случае нам поможет анализ начала текста и его заключения)

мальчик

(9) В упоении приблизился мальчик к первому цветку …

(26)Умилённый ароматом, взволнованный, мальчик обернулся и хотел было наклониться к ближайшему цветку, но испуганно остановился , и на щеках его появился пылающий румянец: гоняясь за бабочкой, он потоптал все цветы.

— С помощью какого приема автору удалось передать и свое отношение к происходящему?  (С помощью противопоставления.)

— С помощью какого приема автору удалось передать и свое отношение к происходящему?

(С помощью противопоставления.)

Пишем сочинение

Пишем сочинение

Как начать сочинение? Метод незаконченного предложения: А.Х. Таммсааре не случайно обратился к проблеме… (ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле ) К сожалению, история о мальчике и бабочке, рассказанная им, … (довольно часто встречается в нашей реальной жизни) Автор, используя композиционный приём противопоставления... (помогает читателям увидеть безответственность людей по отношению к окружающему миру) «Ключом» к пониманию рассказа становятся…. (финальные предложения, когда мальчик «испуганно остановился» и горько «заплакал») Они помогают читателю понять, к каким трагедиям может привести подобное отношение (Чернобыль, Фукусима…)

Как начать сочинение?

Метод незаконченного предложения:

  • А.Х. Таммсааре не случайно обратился к проблеме…

(ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле )

  • К сожалению, история о мальчике и бабочке, рассказанная им, …

(довольно часто встречается в нашей реальной жизни)

  • Автор, используя композиционный приём противопоставления... (помогает читателям увидеть безответственность людей по отношению к окружающему миру)
  • «Ключом» к пониманию рассказа становятся….

(финальные предложения, когда мальчик «испуганно остановился» и горько «заплакал»)

  • Они помогают читателю понять, к каким трагедиям может привести подобное отношение (Чернобыль, Фукусима…)

Анализ позиции автора  Текст А. Таммсааре относится к художественному стилю, поэтому … нет чётко заявленной позиция автора Но её помогает понять…  композиция рассказа, поведение героев, их поступки. Автор считает… недопустимым безответственное отношение человека к окружающему миру Думаю, что позиция автора бесспорна, так как… человек стоит на планете во главе всего, и ему надо беречь Землю и всё живое, образующее сложный узор жизни на ней; варварское же разрушение окружающего мира, наносит непоправимый вред как миру природы, так и самому человеку.

Анализ позиции автора

Текст А. Таммсааре относится к художественному стилю, поэтому …

нет чётко заявленной позиция автора

Но её помогает понять…

композиция рассказа, поведение героев, их поступки.

Автор считает…

недопустимым безответственное отношение человека к окружающему миру

Думаю, что позиция автора бесспорна, так как…

человек стоит на планете во главе всего, и ему надо беречь Землю и всё живое, образующее сложный узор жизни на ней; варварское же разрушение окружающего мира, наносит непоправимый вред как миру природы, так и самому человеку.

Аргументируем свою точку зрения Можно привести аргументы, подтверждающие… Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из…. Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения. Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения. Обратимся к… В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в… Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к… Эту мысль подтверждает аргумент из…. Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.  Аргументы из читательского опыта  А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» Лирика С. Есенина (из «Анны Снегиной» : «Как прекрасна Земля и на ней человек…»

Аргументируем свою точку зрения

  • Можно привести аргументы, подтверждающие…
  • Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
  • Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
  • Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.
  • Обратимся к…
  • В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
  • Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
  • Эту мысль подтверждает аргумент из….
  • Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.

Аргументы из читательского опыта

  • А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»
  • А. Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц»
  • Лирика С. Есенина (из «Анны Снегиной» : «Как прекрасна Земля и на ней человек…»
Домашнее задание: закончить работу над сочинением

Домашнее задание: закончить работу над сочинением


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!