СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку "Русь между Западом и Востоком в 13 веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительные материалы к уроку истории "Русь между Западом и Востоком в 13 веке"

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку "Русь между Западом и Востоком в 13 веке"»

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище); сражение произошло 5 апреля 1242 года;



Правила синквейна

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства. –




цели

Натиск с Востока















«…И воистину - не без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его -как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую… Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим. Потому – то один из именитых мужей Западной страны…, пришел, желая послушать мудрых речей его. …Повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей»






Вопросы к тексту: «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

  1. О каком «короле», по вашему, идёт речь? Какие цели он преследовал?

  2. На чью помощь надеялся князь Александр?

  3. Какие черты характера продемонстрировал князь?

  4. Как вы понимаете слова : «Не в силе Бог, но в правде.»?

Услышав о доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, князь ж, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде.». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.















Биографическая справка

Князь Александр Ярославич родился 30 мая 1220 года в Переяславле - Залесском. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича.

Детство и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец.

В 1223 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.

В детстве Александр редко видел своего отца - тот постоянно находился в военных походах. В середине 30-х гг. отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

В 1236 году начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится князем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.

В 1239 году князь обрёл семейное счастье с княжной Александрой Полоцкой. Венчание прошло в храме святого Георгия. Этот брак увенчался рождением нескольких детей: 4 сыновей - Василий , Дмитрий , Андрей , Даниил и дочь Евдокия.



Александр прославился не только победами в знаменитых битвах. Он понимал, что для защиты страны одних сражений недостаточно. Поэтому в 1247 году после смерти Ярослава Всеволодовича Александр поехал с визитом к ордынскому хану Батыю.

Во время очередного визита к татаро-монголам, который состоялся в 1262 году, князь Александр Невский сильно заболел. К моменту возвращения на родину его состояние было совсем тяжёлым. Перед смертью князь успел принять православие под именем Алексия. Его жизнь завершилась 14 ноября 1263 года, похороны прошли во Владимирском Рождественском монастыре





















Задание: прочитать фрагмент летописи “Ледовое побоище” и ответить на вопросы:

- Почему на озере не было видно льда?

- Что означает выражение летописца “гнали их русские с боем как по воздуху...”?

Ледовое побоище
(извлечение из летописи)

Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) ...

























Тактика и стратегия

В 1240 году стратегическая задача заключалась в том, чтобы шведские захватчики были разгромлены возможно быстрее. Если бы не удалось быстро навязать сражение шведам, русские войска много бы потеряли в стратегическом отношении. Шведы закрепили бы за собой захваченный плацдарм, двинулись на Ладогу и успели, может быть, даже отрезать Новгород от Владимира. В соответствии с таким требованием стратегии Александр Невский не стал медлить и задерживаться ради сбора большой рати. Он выступил из Новгорода с теми небольшими силами, которые у него были под рукой или которые можно было быстро собрать в самом городе. Лишь в Ладоге Александр Невский увеличил свои войска за счёт ладожан, карелов и ижорцев. Для того чтобы возместить численный недостаток своих войск, Александр Невский блестяще применил тактическую внезапность, Хорошо организовав разведку, он добился того, что для шведских захватчиков его удар на Неве явился полной неожиданностью. Затем Александр Невский удачно использовал тактический приём разъединения сил. В то время как большая часть русских войск громила шведов на берегу, другая часть атаковала шведские корабли. Находившиеся на кораблях шведы не смогли вовремя придти на помощь своим соратникам на берегу.





Военные историки и через века не перестают подчеркивать высокое полководческое искусство, с которым была одержана победа в Ледовом сражении. Многие тактические приемы Александр Невский использовал впервые. Например, пишет В.В. Каргалов, «впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег, к которому был прислонен русский пехотный строй, не позволил немцам развить первоначальный успех после прорыва пешего полка. Впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы этого не делали. Тактическое окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром врага, было единственным таким случаем для всего Средневековья. Этот сложнейший маневр требовал умелого руководства боем и решительности. Наконец, впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном состоявшим из пехоты.





битва



дата





участники






итоги





значение






В чём проявился военный талант князя?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!