Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс) Тема: Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. «Ты сам мастер» Тип урока: урок-обобщение знаний. Форма урока: игра (посиделки) Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки Воронежской области. Задачи: Образовательные: создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома); способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжели; закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту. Развивающие: способствовать развитию интереса к декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература) Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм; ^ Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная , здоровье – сберегающие технологии. Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и исследовательский, метод обобщающих уроков. ^ Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры. Оборудование: Для учителя : музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд, мультимедийный проектор, интерактив, русские народные костюмы Воронежской области, инструменты (ложки, трещетки) Для учащихся: шаблоны посуды и музыкальных инструментов народных промыслов, кисть, баночка, гуашь, досточка. Ход урока: I.Оргмомент 1. Хороводная «Ой ли –ли» (звучит тихо-тихо) Учитель музыки - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: Чайковский П. И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, А. К. Лядов « Кикимора») II.Постановка художественной задачи Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары отправим на выставку. А мастерами каких промыслов, вы определились сами. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ)) А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение(практическое значение) Учитель Музыки - Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. III. Актуализация знаний 2. Песня «Ой вставала я ранешенько» (Звучит на фоне) Учитель ИЗО - К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы… (Выходят девицы - коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода различных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец) ^ Учитель музыки -Ой, полным -полна коробушка - есть в ней промысел.. 1 коробейница .Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. Вика Громак У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей) Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи? (дети Гжель) Правильно! Эта артель славится мастерами гжели. 1. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки. 2 коробейница .Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, жар-птицы в высь летят. Ксюша Теперик И точки чёрно-белые на солнышке блестят. (ответы детей) Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи? Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью. 2.Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов: розаны и купавки. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его - станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах. Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки, пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж. 3. Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала». Учитель ИЗО - Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие мастера? ( Розовый - оттенки красного, голубой - оттенки синего, зеленый, черный. Белой краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь. Вечеринки-девишники были самым тесным образом связаны с Городецким промыслом. 3 коробейница.Кубки, чаши и ковши,и чего здесь только нету. Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета Дилбарян Аня И ромашки луговин,зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи! ^ Коробейница -А вот и третья артель, где мастера известны своей Золотой Хохломой. 3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне. ^ IV.Практическая работа . Просмотр последовательности выполнения работы по росписи Хохломы, Гжели, Городца. Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца. -Сейчас у нас есть возможность создать свои неповторимые узоры. А из получившихся работ сделаем выставку. - Нам понадобиться 1. Гуашь и акварельные краски 2. Кисти 3.Основа в виде тарелки или дощечки Но прежде чем приступить к выполнению работы, вы должны выбрать какую роспись вы будете выполнять. -Ребята работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи. (По ходу работы, дети поучают необходимые рекомендации) 4. Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ) Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. 1.Воронежские девчата, Интересно все живем, Про народные ремесла, Вам частушки пропоем. ^ 2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА – Разукрашу все дома. А потом всю улицу, Петуха да курицу! 3. Ох, Россия, ты, Россия, Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом На весь мир прославилась. 4. Кто рисует Городец – Ах, какой он молодец! И листочки, и цветы – Это всё для красоты! 5. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки” Никогда нам не забыть. 6. В Твери делают игрушки Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы Может быть и среди нас. ^ 7.Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. 8.Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься И в Париже и в Нью-Йорке Наш Полкан красуется 9.Уезжаю в Городец – Все мне так советуют. Дайте кисточку одну И рюкзак с конфетами! 10.Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй. 11.Мы не все частушки спели, Знаем много их всем классом. Приходите в гости снова, Мы другие вам споем ^ Учитель ИЗО - Сегодня -гуляшки, завтра -гуляшки, останешься без рубашки. Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица "Пошла изба по горнице, а сени по полатям". А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая: "Веселись, да знай меру!" Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается. А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей) ^ Пословицы о труде Без дела жить – только небо коптить. Берись за то, к чему ты годен. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Всякому молодцу работа к лицу. Глаза страшатся, а руки делают. Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Учитель музыки – Но недаром говорится: где труд, там и песня. 5. Исполняется хороводная плясовая «Ой подгорна, ты подгорная» (остальные учащиеся должны выполнить завершающий этап работы.) ^ V. Выставка творческих работ. Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на выставку. Учитель музыки - Внимание, внимание! Народное гуляние. Торопись, честной народ, Всех вас выставка зовёт! Почтенные господа, пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре ваши лучшие товары! ^ Учитель ИЗО - Расступись, честной народ! Гжель на ярмарку идёт! умельцы гжельские, известны на Руси Керамикой чудесной – У каждого спроси. Ритмы чудных сине-белых красок; Неба синь и белая метель, Подмосковье, ты всегда прекрасно. Это наша сказочная ГЖЕЛЬ! ( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки). ^ Учитель музыки - Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние. Веселее улыбнитесь, Вправо-влево поклонитесь, Городецкие друзья, Вы приехали не зря! Ярмарка наша в полном разгаре. Привезли мы вам поклон – Городецкой песни звон. Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули. Листья, горлицы и кони, Петухи, скворцы, цветы Городецкие узоры, Небывалой красоты! Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску). 6. Песня (фон) «Калинка-Малинка» ^ Учитель ИЗО Приглашаются мастера хохломы - Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют ХОХЛОМОЙ! ( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). . Учитель ИЗО- Вот и подошли к концу наши посиделки… Отдохнули и по праву Мастерам воздали славу! Что узнали, не забудем, Долго-долго помнить будем! ^ Учитель музыки - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков. ^ Учитель ИЗО - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого. Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи” РЕЗЕРВ. Учитель музыки - Эй! Молодцы! Что сидите? А играть вы не хотите? 7. Проводится русская народная игра «^ Бояре, а мы к вам пришли» ^ СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА
| | 2 | Б.Хохлома | 3 | А.ГЖЕЛЬ | 4. | Г.Городец | 1. Место возникновения городецкой росписи. а) Московская область. б) Нижегородская губерния. 2. Городецкая роспись… а) Это роспись синим цветом. б) это сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. в) это использование красных, розовых, синих, зелёных, цветов на ярко-жёлтом фоне. 3. Роспись по металу (слайд с вариантами) а) хохлома. б) жостово. б) городец. Оценка тестов. Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком. Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! . |