СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы на аттестацию

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы на аттестацию»


Урок изо и музыки (5 класс)

Тема: Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. «Ты сам мастер»






Урок изо и музыки (5 класс)

(ФГОС)


Дата проведения

26.04.2016

Тип

Урок-обобщение знаний







Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс)

Тема: Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. «Ты сам мастер»

Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: игра (посиделки) 

Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки Воронежской области.

Задачи: 

Образовательные: 


  • создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома);


  • способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжели;


  • закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту.


 Развивающие:  


  • способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература) 


Воспитательные: 


  • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;


  • воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм;
    ^ Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная , здоровье – сберегающие технологии.  

     Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и  исследовательский, метод обобщающих уроков.   

       ^ Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.                                          

    Оборудование: 

    Для учителя : музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд, мультимедийный проектор, интерактив, русские народные костюмы Воронежской области, инструменты (ложки, трещетки)

    Для учащихся: шаблоны посуды и музыкальных инструментов народных промыслов, кисть, баночка, гуашь, досточка.

  • Ход урока:

    I.Оргмомент 
    1. Хороводная «Ой ли –ли»

  • (звучит тихо-тихо)
    Учитель музыки - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: Чайковский П. И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, А. К. Лядов « Кикимора»)

    II.Постановка художественной задачи 

    Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары отправим на выставку. А мастерами каких промыслов, вы определились сами. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ))

    А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение(практическое значение)

    Учитель Музыки  - Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.



  • III. Актуализация знаний 


  • 2. Песня «Ой вставала я ранешенько»

  • (Звучит на фоне)
    Учитель ИЗО - К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы…

    (Выходят девицы - коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода различных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец)

    ^ Учитель музыки -Ой, полным -полна коробушка - есть в ней промысел..


    1 коробейница .Голубизну небесную, что сердцу так мила,

    Кисть мастера на чашку легко перенесла. Вика Громак

    У каждого художника есть свой узор любимый

    И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей)

  • Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи?

  • (дети Гжель)
    Правильно! Эта артель славится мастерами гжели.


  • 1. Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

    Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и каминов и всевозможные игрушки.




  • 2 коробейница .Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки…

    Цветами разрисованы, как будто полушалки.

    Там лихо скачут всадники, жар-птицы в высь летят. Ксюша Теперик

    И точки чёрно-белые на солнышке блестят. (ответы детей)


  • Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи?

  •  Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью.


  • 2.Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов: розаны и купавки.
    На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его - станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

    Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки, пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж.

  • 3. Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала». 

  • Учитель ИЗО - Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие мастера?

    ( Розовый - оттенки красного, голубой - оттенки синего, зеленый, черный. Белой краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь. Вечеринки-девишники были самым тесным образом связаны с Городецким промыслом. 

    3 коробейница.Кубки, чаши и ковши,и чего здесь только нету.

    Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета Дилбарян Аня

    И ромашки луговин,зорь червонные лучи,

    И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи!



^ Коробейница -А вот и третья артель, где мастера известны своей Золотой Хохломой.
3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

^

 IV.Практическая работа . Просмотр последовательности выполнения работы по росписи Хохломы, Гжели, Городца. Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца.
-Сейчас у нас есть возможность создать свои неповторимые узоры. А из получившихся работ сделаем выставку.

- Нам понадобиться

1. Гуашь и акварельные краски

2. Кисти

3.Основа в виде тарелки или дощечки

Но прежде чем приступить к выполнению работы, вы должны выбрать какую роспись вы будете выполнять.   

-Ребята работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи.

(По ходу работы, дети поучают необходимые рекомендации)


  • 4. Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ)

    Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки! 

    Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.

    1.Воронежские девчата, 

    Интересно все живем, 

    Про народные ремесла, 

    Вам частушки пропоем. 

    ^ 2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

    Разукрашу все дома.

    А потом всю улицу,

    Петуха да курицу!

    3. Ох, Россия, ты, Россия

    Славы не убавилось,

    Городцом, ты, Городцом 

    На весь мир прославилась.

    4. Кто рисует Городец – 

    Ах, какой он молодец!

    И листочки, и цветы – 

    Это всё для красоты!


  • 5. Я куплю себе свистульку

    Буду трели выводить

    Мастеров из славной “Дымки” 

    Никогда нам не забыть.

    6. В Твери делают игрушки

    Сколько радости для глаз

    Подрастают мастерицы 

    Может быть и среди нас.

    ^ 7.Велика Россия наша

    И талантлив наш народ

    О Руси родной умельцах

    На весь мир молва идет.

    8.Каргопольская игрушка

    Ей не налюбуешься

    И в Париже и в Нью-Йорке

    Наш Полкан красуется

    9.Уезжаю в Городец –

    Все мне так советуют.

    Дайте кисточку одну

    И рюкзак с конфетами!



  • 10.Ты играй, моя гармошка,

    Ты, подруга, подпевай

    Мастеров Руси великой

    Во весь голос прославляй.

    11.Мы не все частушки спели, 

    Знаем много их всем классом. 

    Приходите в гости снова, 

    Мы другие вам споем



  • ^ Учитель ИЗО - Сегодня -гуляшки, завтра -гуляшки, останешься без рубашки.

    Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица "Пошла изба по горнице, а сени по полатям". А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая: "Веселись, да знай меру!" 

    Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается.

    А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей)

    ^ Пословицы о труде

    Без дела жить – только небо коптить.

    Берись за то, к чему ты годен.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Всякому молодцу работа к лицу.

    Глаза страшатся, а руки делают.

    Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 



  • Учитель музыки – Но недаром говорится: где труд, там и песня. 

    5. Исполняется хороводная плясовая «Ой подгорна, ты подгорная»

    (остальные учащиеся должны выполнить завершающий этап работы.)

    ^ V. Выставка творческих работ.

    Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на выставку.

    Учитель музыки - Внимание, внимание!

    Народное гуляние.

    Торопись, честной народ,

    Всех вас выставка зовёт! 

    Почтенные господа, пожалуйте сюда!

    Выставляйте на базаре ваши лучшие товары! 

    ^ Учитель ИЗО - Расступись, честной народ!

    Гжель на ярмарку идёт!

    умельцы гжельские, известны на Руси

    Керамикой чудесной – У каждого спроси.

    Ритмы чудных сине-белых красок;

    Неба синь и белая метель,

    Подмосковье, ты всегда прекрасно.

    Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

    ( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).


  • ^ Учитель музыки - Внимание! Внимание!

    Продолжается наше гуляние.

    Веселее улыбнитесь,

    Вправо-влево поклонитесь,

    Городецкие друзья,

    Вы приехали не зря!

    Ярмарка наша в полном разгаре.

    Привезли мы вам поклон –

    Городецкой песни звон.

    Городецкие кони,

    Молодецкие кони.

    Гордо шею изогнули,

    Круто ножку повернули.

    Листья, горлицы и кони,

    Петухи, скворцы, цветы

    Городецкие узоры,

    Небывалой красоты! 

    Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на доску).
    6.
    Песня (фон) «Калинка-Малинка»
    ^ Учитель ИЗО

  • Приглашаются мастера хохломы
    Хохлома, Хохлома!
    Весь народ свела с ума!
    Яркая, лучистая, узоры золотистые!
    Все листочки как листочки,
    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди
    Называют ХОХЛОМОЙ!

    ( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на доску). .

    Учитель ИЗО- Вот и подошли к концу наши посиделки…
    Отдохнули и по праву

    Мастерам воздали славу!

    Что узнали, не забудем,

    Долго-долго помнить будем!



  • ^ Учитель музыки - Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков.

  • ^ Учитель ИЗО - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого. 



    Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”

  • РЕЗЕРВ.

    Учитель музыки - Эй! Молодцы! Что сидите? А играть вы не хотите? 

    7. Проводится русская народная игра «^ Бояре, а мы к вам пришли»

    ^























СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА








2


Б.Хохлома


3


А.ГЖЕЛЬ


4. 


Г.Городец










































 1. Место возникновения городецкой росписи.

а) Московская область.

б) Нижегородская губерния.

2. Городецкая роспись…

а) Это роспись синим цветом.

б) это сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.

в) это использование красных, розовых, синих, зелёных, цветов на ярко-жёлтом фоне.

3. Роспись по металу

(слайд с вариантами)

а) хохлома.

б) жостово.

б) городец.



Оценка тестов.

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! 

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!