«Русская народная вышивка. Полотенце »
Цель : Создание условий для развития духовно – нравственного развития ребёнка, развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту, с условностью языка орнамента, его символическим значением, развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение, прививать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Планируемый результат.
Предметные умения:
-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: сформировать:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Регулятивные УУД:
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
-ориентироваться в учебнике;
- уметь пользоваться разнообразными графическими материалами;
Коммуникативные УУД:
-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
-слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли,
- уметь критически оценивать свои работы
и работы своих товарищей
Ход урока
1.Оргмомент .
2. Целеполагание и мотивация.
- Посмотрите на эти прекрасные старинные предметы. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?
3. Формирование новых знаний ..
- Мы продолжаем знакомиться с темами, которые посвящены изучению народного искусства.
( Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. )
Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора.
В XVIII –XX в.в. вышивка была популярна всюду: в семьях купцов, чиновников, ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга, и, конечно же, в крестьянских избах.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узоречье всем на радость. Вышивка не только делала вещь красивее и богаче, у неё было и другое назначение. По народному поверью, она должна приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды. Поэтому вышивка – прежде всего – оберег, а уже потом – украшение.
Вышивка была едва ли не самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ
В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, мечты о лучшей доле.
Вместе с мамами вышивкой занимались и дочери, с 8 - 9 лет готовя себе приданое, в частности и полотенца. Девушки собирали не менее ста полотенец для разных целей.
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия
«На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вышиты не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря» Б. Дубровин.
Предназначение полотенца
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.
Были полотенца повседневные , а были нарядные – для праздников и ритуалов.
Виды полотенец:
- обыденные - "рукотер", "утиральник" , «вытиральное полотенце»
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
- нарядные - в праздники ими украшали избы .
В дни праздников вышитые полотенца помещали на стенах бревенчатой избы, обрамляли ими окна, обязательно украшался красивым полотенцем красный угол и иконы.
Образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.
Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.
- ритуальные - "крестильное", "венчальное", "похоронное", "свадебное"
Родильное полотенце . Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.
Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.
- Какой красивый обычай с использованием полотенца сохранился до наших дней? (свадьба )
Необходимым было и остаётся полотенце в свадебном обряде, во время крестин и почётным гостям подносят хлеб - соль на нарядных полотенцах.
Свадебный обряд «хлеб да соль» : Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.
Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, ка «зарница», «зарево». Не по потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!
Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)
Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов. Главный мотив вышивки дополняли орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками.
Элементы полотенца:
- ленточный орнамент - это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту
- центральный узор - это узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции
- кружево - обрамляло конец полотенца
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов.
Особенности вышивки на полотенцах
1. Вариативность образов
В зависимости от назначения, полотенца украшались орнаментом с соответствующей символикой.
- Как называются самые простые символы ? Перечислите их .
(Солярные знаки – вода , земля , поле , зерно . )
- Вспомните , что символизирует древо жизни?
Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
- Как изображали Берегиню ?
Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая) , Берегиня . В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках
- Как вы думаете, что вышивали на свадебных полотенцах?
Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.
Свадебные полотенца украшают вышитые птицы – символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.
На свадебных полотенцах можно увидеть двух птиц- пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев.
В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.
- А образ коня ?
Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага
2. Природный характер (Природные мотивы вышивки , но не копии, а декоративные. )
3. Условность и символичность (условная точность передачи образов в вышивке – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы .)
4. Силуэтный узор (линия-шов)
Линия - шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхность фигур украшена шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами
Швы-узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.
5. Преобладание красного цвета
Символика цвета
Белый цвет чаще всего цвет фона . Мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, всевозможное благо.
- Какие цвета преобладают в русской вышивке?
Красный цвет вышивки не случаен. Когда – то, в давние времена, он был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.
Красный или золотой узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое .
Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни . Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых очень людей. Чаще использовался в одежде очень пожилых людей.
Способы вышивки :
- крестиком
- гладью
5. Практическая работа.
1.А теперь мы класс разделим на 4 группы (варианта). Каждая выполнит свой проект вышитого полотенца. Работать будем в технике аппликации.
Первая группа делает проект полотенца, используя символ дерева.
Вторая группа- символ женщины.
Третья группа- символ коня.
Четвертая группа- символ птицы.
В каждой группе выбираем командира, который буде контролировать и распределять обязанности между ребятами.
Проект выполняется в течении двух уроков.
Используем заранее приготовленные шаблоны.
2. Из альбомного листа можно вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо:
- сложить лист несколько раз «гармошкой»;
- вырезать ажурный узор для украшения края полотенца;
- аккуратно приклеить нарядные «кружева» по концам полотенца .
На первом уроке подготавливаем детали узора. Вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания, повторяющегося или симметричного узора. На ватмане делаем разметку для составления композиций.
От каждой группы дети выбирают ученика, который к следующему уроку готовит маленькую презентацию о символе, над которым работает их группа.
На втором уроке дети приклеивают (составляют) композиции на ватмане.
6.Подведение итогов. В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ. Каждая команда представляет свою мини- презентацию.
ШАБЛОНЫ
1.Символы Воды, Женщины, Птиц, Коня и Дерева. Шаблоны.