СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы на аттестацию

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы на аттестацию»

Гогазская средняя общеобразовательная школа







План – конспект урока

изобразительного искусства

по теме: «Портрет»

учитель Шахэмирова Ч.М.


































Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Бобылева Виктория Викторовна

(Макеевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 57)

Название материала

Урок по теме: «Портрет» (1-й урок)

Класс (возраст)

6 класс (11-12 лет)

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Презентация, текстовый документ.

Тип урока

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Техническое оснащение

Оборудование, материалы

Ноутбук, экран, проектор, презентация «Портрет».

Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора)

Данный урок входит в раздел «Вглядываясь в человека. Портрет». Тип урока – формирование новых знаний, умений, навыков.

Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход. Для активизации изучения достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод прогнозирования. Также были использованы различные формы работы: работа с изобразительными терминами, работа с наглядным материалом и прочее. Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача, и они видят конечную цель. Обучающиеся сами себя оценивали (рефлексия).

На уроке идет сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных УУД.

Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала.

Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.








Урок на тему: «Портрет» 6 класс.

Цели урока:

Познакомить учащихся с жанром портрета; научить учащихся рисовать лицо человека; продолжить формирование художественного вкуса учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитофон, аудиокассета для прослушивания классической музыки, компьютерный диск «Фоторобот»

Материалы: карандаш, бумага.

Наглядный материал: презентация по теме: »Портрет», репродукции, таблицы.

Музыкальный ряд: классическая музыка.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение домашнего задания.

3.Изложение нового материала.

а) стихи о портретах

б) виды портретов

в) работа над терминами

г) рисование головы человека

4. Физкультминутка.

5.Практическая работа: Рисование головы человека.

6.Подведение итогов. Просмотр и обсуждение работ.

7.Домашнее задание.


2.Учитель: Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Докажите что главным предметом искусства является человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение.

3.Учитель: Все виды и жанры изобразительного искусства прямо или косвенно рассказывают о человеке. Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвящённых изображению определённого конкретного лица, является портрет.

Как вы думаете, в чём заключается основное качество портрета? Основное качество портрета - сходство с оригиналом, достигается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако внешнего сходства мало. Опытный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, видит индивидуальные особенности человека.

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали. Египтяне верили, что после смерти душа покидает тело и отправляется на судилище богов. Статуе придавали внешнее сходство для того, чтобы душа могла отыскать своего владельца после суда.

Прошли века. Искусство портрета продолжает восхищать людей. Послушайте стихи, которые были посвящены творчеству художников-портретистов.

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость. 
А.С Пушкин. «К портрету Жуковского» (Слайд)


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза


(Н.Заболоцкий)


А эти стихи посвятила женским портретам М.Цезарь (Слайд)


З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет»

Ты – женщина! И потому права,

Что день твой начинается с красы.

Порою даже поздняя трава

Красуется в жемчужинах росы.

Вот пудра – с нежных крылышек пыльца,

Вот острых шпилек колдовской букет,

Бальзам из чайной розы – для лица,

И с лунным блеском - для руки браслет.

Но если дерзкий вор откроет дверь,

Что б взять всю роскошь с твоего стола,

Ты без нее останешься, поверь,

Не менее красива и мила.

В. Тропинин. «Золотошвейка»

Вышей мне узор, золотошвейка,

Золотою нитью по судьбе,

Перебираться я смогла к тебе.

Чтоб потрогать нежный темный

локон,

Полушалок красный

на плечах

И в глаза твои мгновенье

только

Посмотреть как будто

невзначай.

Ты красива, молода, искусна,

Светлый взгляд, улыбка

на устах.

Может, потому-то мне и грустно,

Что к тебе дорога не проста.

Учитель: Нам необходимо на уроке познакомиться с основными терминами:

ТЕРМИН

ЗНАЧЕНИЕ

ПОРТРЕТ

ОБРАЗ ОПРЕДЕЛЁННОГО РЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.

ПРОФИЛЬ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА, КОГДА ВИДНА ТОЛЬКО

ОДНА ЕГО ПОЛОВИНА.

РАКУРС

НЕОЖИДАННЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ПОВОРОТ ГОЛОВЫ.

ОВОИД

ФИГУРА ЯЙЦЕВИДНОЙ ФОРМЫ.

КАНОН

СИСТЕМА ТИПИЧНЫХ РАЗМЕРОВ ТЕЛА, ПРИНИМАЕМАЯ

ЗА ОБРАЗЕЦ.

МОДУЛЬ

ЕДИНИЦА МЕРЫ, КОТОРОЙ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ПРИ СОЗДАНИИ

ТОГО ИЛИ ИНОГО КАНОНА.





ВИДЫ ПОРТРЕТОВ (СЛАЙД)

К

  • КАМЕРНЫЙпортрпортрет показывает индивидуальные особенности .

ывает индивидуальные особенности



КАМВИЕРНЫЙ






ПОРТРЕТ



портрет











(Учитель демонстрирует на компьютере) Используется компьютерный диск «Фоторобот»

Форма головы человека определяется особенностями черепа, мышц и наличием жировых отложений.

Отличительные признаки строения головы проявляются в форме лба,висков,темени,затылка,глаз,носа,рта,ушей,щёк,подбородка. Форма лба зависит от формы лобной кости. Она бывает высокой, низкой выпуклой, плоской, вогнутой, скошенной.(демонстр. на компьютере)

Носовые кости определяют форму носа. Нос бывает: прямой, горбатый, курносый, вздёрнутый. (на компьютере)

Формы губ: тонкие, средние, толстые, вздутые и т.д.

Глазное яблоко располагается в округлой глазнице. Его белую видимую поверхность называют белком, круглую цветную - радужной оболочкой, чёрное отверстие - зрачком. Глаза бывают миндалевидные, глубоко-посаженные и т.д.

Брови бывают широкими, узкими, редкими, густыми.

Подбородок бывает округлым, остроугольным, прямоугольным, тупоугольным.

Форма лица - прямоугольная, овальная, треугольная и .д.(демонстрация на компьютере)

Для усвоения последовательности рисования пропорций головы рассмотрим схему рисования головы человека.


4.Физкультминутка


Последовательность рисования головы человека (Слайд)










  • Рисуем прямоугольник, высота больше ширины.

  • Проводим овоид.

  • Делим ширину прямоугольника - получаем срединную линию лица.

  • Делим высоту пополам-получаем линию зрачков.

  • Сверху оставляем немного для волосистой части головы.

  • Остальную часть высоты делим на три части.

  • Получаем линию бровей, линию носа, линию подбородка и губ.

  • Линию зрачков делим на четыре части, отмечаем глаза.

  • Нижнюю часть лица делим на три части - получаем линию рта и подбородка.

  • Уточняем все детали, рисуем волосы.


5. Практическая работа: Рисование головы человека.

6.Подведение итогов. Просмотр и обсуждение работ.

7.Домашнее задание. Составьте рассказ об истории развития жанра портрета.









































Рецензия

на урок изобразительного искусства по теме «Портрет»


На начало урока весь класс имел все принадлежности необходимые для продуктивной и качественной работы, как практической, так и умственной. Но, можно отметить, что для того чтобы мобилизовать внимание учащихся на уроке пришлось потратить некоторое время. Только после того как внимание учащихся было мобилизовано, предстояло создать рабочую обстановку, это было достигнуто с помощью, мотивации учебной деятельности учащихся, учащиеся поняли, чем может быть полезен проводимый урок в жизни.

Данные опирался на знания, полученные на других школьных дисциплинах, внутрипредметные и межпредметные связи через использование материала из различных учебных предметов.

Для развития познавательного интереса учащихся урок был спроектирован и проводился с помощью компьютерной техники. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Это обосновано следующими факторами: красочность и наглядность информации; эстетичность подачи материала; использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий; экономия времени урока; моделировать различные ситуации и среды; удобство размножения раздаточного материала. 

Выбранная структура урока рациональна. Она была обусловлена личностно-ориентированными и здоровьесберегающими технологиями: посильные задания с учетом учебных возможностей детей, создание ситуации успеха, поддержка, доброжелательность, и в то же время взаимопонимание, общение, выбор методов и приемов, активизирующих деятельность, эмоциональность урока, педагогический такт и оптимизм учителя, смена видов деятельности, оптимальное сочетание видов деятельности. Главный акцент делался на метод глубокого погружения в материал.

На уроке использовались педагогические технологии на основе интенсификации деятельности учащихся, личностной ориентации педагогического процесса: игровые и проблемные ситуации, индивидуализация обучения с учетом учебных способностей и наклонностей личности. Использована групповая и коллективная формы обучения. Общая ее тенденция в выборе форм заключается в переходе от репродуктивных форм к формам активного сотрудничества с учеником, от урока интеллектуальной информации к уроку сотворчества, где главное – сам процесс.

Работоспособность учащихся обеспечивалась за счет смены деятельности, посильности заданий, того жизненного материала, интересного для детей, на котором был построен урок.

Словесные поощрения, поддержка, комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, - все это способствовало поддержанию хорошей психологической атмосферы.

Время было распределено рационально, перегрузки не было, уходя, учащиеся благодарили друг друга и учителя за урок. Задачи, поставленные в начале урока, реализованы.



Заместитель директора по у\ в работе Е.Г.Лемешенко



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!