СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы Олимпиады научно-исследовательских работ учащихся и студентов «Профилактика наркомании и наркопреступности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект для реализации в школе, по профилактике безнадзорности, правонарушений, привлечения несоврешеннолетних для результативной деятелности

Просмотр содержимого документа
«Материалы Олимпиады научно-исследовательских работ учащихся и студентов «Профилактика наркомании и наркопреступности»»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ______



ОЛИМПИАДА

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Название номинации: «Сущность и содержание профилактики наркомании и наркопреступности»

Название темы:

«Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками»



АВТОР: Осетрин Родион Олегович ,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112»

Авиастроительного района г.Казани

Класс


Адрес автора: РТ,420036, г. Казань, ул. Лядова ,д.16

телефоны: (__8919____) 643-20-35

e-mail: sherb4kovanad@gmail.com


Научный руководитель: педагог-организатор по ОБЖ Щербакова ,

МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района г.Казани.


Контактные координаты: sherb4kovanad@gmail.com








г.Казань




Содержание


Введение 4-5 стр

Глава I. Дети из социально-неблагополучных семей

1.1 Классификация социально-неблагополучных семей и признаки социального неблагополучия у детей 6-8 стр

1.2 Основные направления дальнейшего развития детей из социально-неблагополучных семей с точки зрения взаимоотношений «я-семья» 9-12 стр

Глава II. Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей

2.1 Принципы, цели и задачи антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей 13-15 стр

2.2 Практическая реализация антинаркотической работы с учащимися из социально- неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 112» 16-24 стр

Заключение 25 стр

Список литературы 26-27 стр

Приложение 1 28-35 стр

Приложение 2 36-38 стр
















Глоссарий

Психоакти́вное вещество́ — вещество (или смесь), которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния[1] иногда вплоть до изменённого состояния сознания[2] Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.

Социально -неблагополучная семья- семья, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.

Дистресс (от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций.

Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

 Психологическая деформация семьи-  нарушение системы межличностных отношений в семье.






ВВЕДЕНИЕ

Ввиду разных жизненных обстоятельств, многие семьи нашей необъятной страны живут за чертой бедности, и причиной тому стал не только развал Советского союза, и мировой финансовый кризис в 2008 году, но и психология потребления: много прав при отсутствии обязанностей. При этом рождаемость в стране растет, и количество детей только увеличивается. Родители не являются антисоциальными элементами, а значит и дети, воспитанные в такой семье, перенимая правильную модель поведения, не становятся таковыми.  Алкоголики, наркоманы, уголовные элементы - все эти люди не способны, в силу своих слабостей, стать хорошими родителями для своих детей. Конечно детей, которых родили на свет такие горе родители не в чем винить, но, к сожалению, слишком уж сильно мы зависим от того какими были наши родители, и естественно подсознательно стараемся быть на них похожими. Актуальность темы продиктована тем, что семьи, в которых растут дети, могут при определенных условиях быть вовлечены в употребление ПАВ

Длительное воздействие негативных социальных факторов приводят, во-первых, к отклонениям в развитии, во-вторых, психосоматическим, связанных с психической травмой нарушения соматического состояния и, в-третьих, различным поведенческим расстройствам, сопровождающимся злоупотреблением психоактивных веществ.

Противоречием является то, что количество детей не только из социально-неблагополучных семей с каждым годом увеличивается, а увеличивается количество психологически или даже психически неуравновешенных детей и семей вообще, которые могут прибегнуть к помощи наркотиков для ухода из реальности в мир мнимых иллюзий, поэтому нужны новые методы по профилактике употребления ПАВ.


Цель: разработать содержание антинаркотической профилактической работы с детьми из социально-неблагополучных семей в сфере организации досуга и апробировать ее опытно-экспериментальным путем.

Объектом исследования процесс профилактики наркомании детей, склонных к употреблению ПАВ.

Предметом исследования является содержание антинаркотической профилактической работы с детьми из социально-неблагополучных семей.

Гипотеза: если содержание антинаркотической профилактической работы состоит из следующих направлений:

- диагностирование и выявление учащихся склонных к употреблению ПАВ;

- создание условий для социальной адаптации учащегося, исходя из комплекса дополнительного образования школы и сетевого взаимодействия с учреждением допобразования микрорайона;

то это позволит, не только своевременно выявить детей из социально-неблагополучных семей, но и предупредить злоупотребление ПАВ, профилактики правонарушений данной категории детей.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме классификации категории «социально-неблагополучная» семья;

- выявить особенности детей из социально-неблагополучных семей;

- определить содержание антинаркотической профилактической работы с детьми из социально-неблагополучных семей;

- определить состояние изучаемой проблемы и реализации профилактики по данному направлению, на примере МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района г.Казани

Теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические методы исследования: работа с документами, наблюдение, анкетирование, патронаж семей, беседы с детьми из социально-неблагополучных семей, собеседование с руководителями кружков школы, классными руководителями

База исследования: МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района г.Казани

В исследовании принимали участие: учащиеся школы с 1-11 класс














Глава I. Социально-неблагополучные семьи

1.1 Классификация социально-неблагополучных семей и признаки социального неблагополучия у детей

Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Как и у всякого субъекта гражданско-правовых норм у родителей есть права и обязанности перед ребенком. Нарушение равновесия в данном вопросе и приводит к статус социально-неблагополучной семьи.

Итак, что такое неблагополучная семья?

  1. Социально -неблагополучная семья- семья, не справляющаяся с возложенными

на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и безрезультативно. Семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Разновидности социально неблагополучной семьи:

  1.1 Проблемная семья – это семья, функционирование которой нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это неконфликтная семья с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарный, гипо- или гиперопекающая)

    1.2 Кризисная семья – это семья, переживающая внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документы, средств к существованию и т.д.)

    1.3 Асоциальная семья -  семья, в которой имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе)

     1.4 Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни.

      1.5 Антисоциальная семья – семья, в которой наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Она характеризуется противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Семья — это главный институт социализации для личности ребенка поэтому любая деформация семьи, в идеалах, отношениях приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Существуют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. В структурной деформации семьи отражается отсутствие одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек, замена бабушкой материи т.д.) ролевые подмены. Психологическая деформация семьи отражает в себе деформацию нравственных ценностей и идеалов и является основополагающей в разновидностях деформации семьи.

А аморальные семьи несут в себе опасность восприятия различных отрицательных факторов, таких, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей алкоголизм и нищета, ухудшение быта и полное искажение норм поведения.

В данных семьях система потребностей исходит из усвоенной криминогенных и аморальных ценностей, выражается в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически нет должного социального контроля, искажается процесс усвоения социальных ролей.

Согласно статистическим данным число «социально неблагополучных» семей растет и также растет количество детей семей с необеспечением их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Установлено, что если с ребенком обращались жестоко в детстве, то он также может неосознанно вести себя и в дальнейшем.

Перечислим негативные социальные факторы, которым подвержены больше всего дети из социально-неблагополучных семей:

1. наличие члена семьи, злоупотребляющего алкоголем или наркотиком, или находящимся в местах заключения

2. негативное эмоциональное напряжение в семье

3. высокий уровень конфликтности с родителями

4. случаи жестокого обращения с детьми

5. отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы

6. типичные ошибки родителей в воспитании детей

7. особенности подросткового возраста, эмоциональная неуравновешенность

8. стресс «неисполнение ожиданий»,

9. раннее включение ребенка в асоциальную среду,

10. ранняя алкоголизация и наркотизация, вступление в половую жизнь

11. «сломанные» идеалы и как следствие разочарование и стремление найти их воплощение, а также уход от жестокой реальности в мир грез и фантазий и одним из способов уходя от действительности являются ПАВ.



























1.2. Основные направления дальнейшего развития детей из социально-неблагополучных семей с точки зрения взаимоотношений «я-семья»

Ребенок, живущий в семье, где постоянные скандалы, где неуютно, мало или наоборот много денег при моральном или материальном отстранении родителей от воспитания, ребенок живет в постоянном стрессе - патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Ребенок самостоятельно не может изменить ситуацию, он начинает неосознанно проявлять себя в общении с окружающими так , как с ним ведут себя родители, часто в форме скандала, эмоционально неуравновешенно, что вызывает негативную реакцию окружающих , а ребенок не понимает почему себя так ведут и считает окружающий мир враждебным, не понимающим его, не разделяющим его нравственные ориентиры и моральные ценности .Так как происходит раздвоение личности между требованиями социума и семьи ребенку, особенно маленькому тяжело приспособиться к меняющимся требованиям и это вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие тяжелым последствиям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а начинают искать виноватых в сложившейся ситуации, а так как практически всех членов семьи они любят, а, следовательно, виноватыми становятся, в основном, они и чувство вины у данных детей. Они считают себя виноватыми в семейных конфликтах, они одиноки-на них не обращают достойного внимания родители, они не нужны, им плохо в реальном мире, как с родителями, так и с социумом. Чувство собственной безопасности у них притуплено и как следствие, суицидальные наклонности ( вот меня не станет- вам будет лучше, потом меня вспомните..) и как способ ухода из реальности появляются ПАВ в любом ( желательно бесплатном) виде.

Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок видит то, что происходит в семье и считает это самым правильным способом поведения, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умения выражать чувства, образ жизни, также и на основании данных моральных ценностей выбираются друзья, так называемый дорога жизни и достигаемые цели. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье. То есть копирование жизненного пути родителей представляет один из основных путей развития личности ребенка.

Ребенок, проживающий в асоциальных семьях, привыкает к «жесткому» общению, к моральному и иногда и физическому насилию. Часто такие дети становятся «черствыми», не откликающимися на беды других. Они не умеют сочувствовать, сопереживать, это приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Такие дети рано взрослеют. В семье они видят многое то, чего им нельзя знать в данном возрасте это и употребление алкоголя, табакокурение, употребление ПАВ, начало половой жизни. Такие дети враждебны, закрыты, агрессивны.Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если он об этом не говорит, такие дети не верят в себя, в свои возможности.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Они попадают в такие ситуации из которых не знают, как правильно выйти, чтобы показать себя достойно и поэтому они отвечают грубостью или безразличием. Оставшиеся без внимания в своей семье они стремятся туда, где их приняли, уделили внимание и часто употребление табака, алкоголя, ПАВ является составной частью поведения той группы, которая приняла их. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению. Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Дети из неблагополучных семей, отличаются от своих сверстников не только внешне (имеются в виду модные вещи, и дорогие стрижки), но и внутренне. Наиболее ярко выраженные признаки детей из неблагополучной семьи, зачастую эти самые признаки легко заметны и присутствуют у большинства детей, но есть и исключения.

Общаясь с детьми из неблагополучной семьи может сложиться впечатление что между вами воздвигнута невидимая стена. Это связанно с тем что скорее всего проявлять какие -либо эмоции и искренность по отношению к вам такого рода дети не станут, так как считают это слабость за которую их в детстве наказывали (антисоциальные родители наказывают детей за плач, или же громкий смех, в большинстве случаев это раздражает их). Дети из социально- неблагополучных семей привыкают к страданиям, это может выражаться, как и в мазохизме так и в садизме. Связанно это с тем что любые страдания (имеются в виду физические) заставляют наш организм в огромных количествах вбрасывать в кровь адреналин, и дети привыкают к его огромному количеству, стремятся "разжиться" таковым. Если ситуаций в которых они могли бы получить адреналин недостаточно, то дети сами стараются создать их. Тема детского насилия наверно стоит во главе угла, и причиной этого самого насилия могут стать множество факторов такие как безнаказанность, желание доказать свою силу, ограниченные умственные способности, и многие другие. Самое страшное заключается в том, что дети из неблагополучных семей привыкают быть наказываемыми, и для них такие ситуации не являются чем- то особенным, что и ведет к принятию насилия в свою жизнь.

Дети из социально неблагополучных семей имеют множество скрытых признаков, но со временем они становятся все заметнее и заметнее. Внешне опрятный, скорее всего неплохо образованный (для своего возраста) ребенок из социально неблагополучной семьи, может ввести вас в легкое заблуждение, и показаться полностью адекватным ребенком. Вся суть его стараний заключается в том , чтобы стать точно таким же как и другие дети, но делает он это для того что бы "растаптывать" годами наработанные нормы морали, у других детей, он получает от этого каким бы оно не было удовольствие! Такие дети ласковы и адекватны (с виду), но стоит открыть им рот так сразу становится понятно, что они отрицают абсолютно все, что нам дорого или даже свято. И последние, дети из социально неблагополучной семьи стараются найти выгоду во всем в чем только можно. Очень часто это выливается в криминал, но также, такие дети становятся талантливыми бизнесменами. Это другой, радикально противоположный путь развития личности ребенка во взаимоотношениях с социумом, семьей.

Как и почему благородные и достойные люди вырастают в неблагополучных семьях, где ребенку, казалось бы, не на кого ориентироваться и опереться, где царит атмосфера взаимной враждебности? Ребенок хочет, чтобы родители были довольны им и счастливы, просто чтобы самому быть счастливым

Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки. Также большую роль играет человек, который является для него авторитетом. В этой роли может выступать и родственник, и даже сосед или родители друга ребенка, классный руководитель, педагог, а может и группа друзей – но эти люди обязательно должны так относиться к ребенку, чтобы он чувствовал их родными и в любой момент мог прийти к ним за любовью.

Так создается альтернатива разрушающей семейной атмосфере. Когда ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется некоторая независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется и критическое отношение к родителям, которые ее создают, взгляд на них со стороны – именно потому, что этими домашними отношениями его опыт человеческих отношений уже не исчерпывается. Такой ребенок часто взрослеет раньше, чем его благополучные сверстники.

Это очень тяжелый процесс личностного формирования, но те, кто его успешно прошел, могут оказаться более устойчивыми и к другим жизненным кризисам. Бывает, что они находят потом в себе силы пожалеть и простить родителей и попытаться помочь им – но когда они уже больше от них не зависят.





















Глава II. Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей

2.1 Принципы, цели и задачи антинаркотической работы с детьми из социально-неблагополучных семей

Итак, мы пришли к выводу, что к социально-неблагополучным семьям мы можем отнести следующие категории семей учащихся:

1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей, семьи с низким достатком

2.Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3.Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

4.Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

И на первое место, среди признаков социально-неблагополучия в семье выходят внутренние процессы, отражающиеся в личности ребенка, которые , как мы сказали выше , не зависят, в основном, от материального благополучия, полного состава родителей , а зависят от обстановки и атмосферы в семье.

Мы рассматриваем психолого-педагогический процесс, реализуемый с группами школьников, которые проявляют девиантные формы поведения в том числе тягу к ПАВ и направленный на исправление индивидуальных качеств личности, для создания необходимых условий для ее коррекции и позитивного развития.

Основные принципы построения профилактической работы:

-Принцип деятельностного подхода основным для профилактики ПАВ (и не только), чтобы ребенок сам захотел выйти из социально-неблагополучной атмосферы семьи

-Принцип комплексного подхода ( совокупность всех приемов и средств и уровня материального и кадрового обеспечения педагогического процесса), рассчитывать на те средства, что имеется в школе

-Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, все окружение ребенка должно действовать сообща

Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение учащегося и социально-неблагополучной семьи, необходимо:

  1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды

  2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения)

Учащийся усваивает:

1- опыт накопленный обществом (стратегическая задача, то есть умеет играть в футбол, вышивает, занимается театром, занимается волонтерской деятельностью и т. д, универсальные действия и навыки),

2 -положительные нравственные нормы и правила, культуры поведения школьника ( тактическая задача, общение в коллективе- социализация)

А главная задача-нахождение учащегося в свободное время в стенах школы или УДО микрорайона под «присмотром» педколлектива в знакомой социальной среде, среди сверстников, класса, школы ,для предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе и ПАВ, «переключение» на другие нравственные ценности и ориентиры.

Индикаторы неблагополучия школьника выявляются в следующих сферах жизнедеятельности:

  • учебная деятельность (учащиеся со стойкой неуспеваемостью)

  • взаимоотношения со сверстниками;

  • взаимоотношения с взрослыми (педагогами, родителями и другими);

  • проведение свободного времени (досуг);

  • отношение к труду и профессиональная ориентация;

  • поведение и поступки (нарушение поведения, пропуски уроков; правонарушения и преступления – учащиеся, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), ПДН (отделе по делам несовершеннолетних);

  • психические состояния и свойства личности (склонность к суицидальному риску);

Мы с вами делаем акцент на организацию досуга данной группы учащихся.

Каких же целей мы должны достигать в процессе обучения, в соответствии с той или иной психо-возрастной группой?


9-11 лет: Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека

11-13 лет: Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности, не делай как другие по отношению к ПАВ, формирование устойчивости к негативному давлению среды. Расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм (свойств, механизм воздействия, мифы о безопасности ПАВ)

14-18 лет: Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях психоактивного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации «Умей сказать-нет!





























2.2 Практическая реализация антинаркотической работы с учащимися из социально- неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 112»

Воспитательная работа в МБОУ «СОШ № 112» строится на реализации следующих программ:

1.Алтын юл («Золотая стезя » )- программа нравственного воспитания

2.Программы по профилактике- ПАВ, правонарушений «Дороги, которые мы выбираем»1-11 класс

3.Программа по гражданско- патриотическому воспитанию 1-11 класс

1 класс- «Здоровье» Касаткина Н.

2-4 класс «Все цвета, кроме черного» Безруких М.М., А.Г.Макеева

5-6 класс «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» ЖиляевА.Г., Палачев Т.И.

7-9 класс «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» ЖиляевА.Г., ПалачевТ.И.

1-11 класс «Здоровье» В.Н. Касаткина , «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков» В.Н. Касаткина

А содержание антинаркотической работы с учащимися из социально- неблагополучных семей к вышеизложенному добавляет к себе следующие направления: диагностирование учащихся, профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни, обеспечение условий для профилактики злоупотребления наркотиками – в нашем случае это занятость (досуг) учащихся во внеурочное время силами школы и учреждениями сетевого взаимодействия микрорайона школы ( проект «Главное-мы вместе»)


Предварительный этап:

Проведение теста «Выявление суицидального риска у детей» 9-18 лет (А.А.Кучер, В.П. Костюкевич, также там есть вопросы об отношении к ПАВ) ,

по результатам прохождения которого, выявляется дополнительная группа «риска» учащихся из социально- неблагополучных семей, которая также становится объектом работы наравне с состоящими на учетах ВШК/КДН/ПДН и учащихся из неблагополучных семей, состоящих на учетах ВШК/КДН/ПДН (приложение 1)

Таблица 1

План подготовки реализации проекта

«Главное- мы вместе»


1.


Выявление детей из социально-неблагополуч

ных семей

По наблюдением за поведение детей в различных ситуациях

Педсостав школы, классные руководители

Составление списка учащихся

Составление соцпаспорта классов

Классные руководители

Составление соцпаспорта, соцмониторинг

Посещение на дому учащихся класса

Классные руководители родительский комитет

Составление актов обследования, знакомство с условиями жизни, взаимоотношениях в семье

Тестирование

Классные руководители, психолог

Прохождение теста, обработка результатов, включение в по результатам в группу «риска»

2

Создание условий для дальнейшей социализации в стенах школы

Выявление склонности в развитии учащихся творческих способностей для занятости учащихся в дополнительном образовании

Классные руководители

Таблица занятости учащихся

Открытие и функционирование объединений допобразования в школе, с учетом склонностей учащихся

Замдиректора по воспитательной работе

Работа объединений допобразования

«Сетевое» взаимодействие с учреждением культуры, подростковыми клубами микрорайона

Замдиректора по воспитательной работе

Договор о сотрудничестве

3

Персональная ответственность за результат

Педагогическое сопровождение

Классные руководители

Посещение учреждений д\о школы, мероприятий

Психологическое сопровождение

Психолог школы

Прохождение корректирующих тестов

Продолжение работы классного руководителя в рамках «общественного воспитателя»

Классные руководители

Контроль за посещением, индивидуальные разъяснительные беседы

4.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями

Классные руководители,

ЗДВР, директор

Решение индивидуальных проблем в общении с семьей

Формы неформального общения ( праздники, совместная трудовая, спортивная деятельность)

Классные руководители, родительский комитет класса.

Неформальная обстановка сближает точки зрения на воспитание в семье



Родительский всеобуч

ЗДВР

Встречи со специалистами


Самое главное- это индивидуальное тьюторство взрослых над каждым ребенком(по возможности) из социально- неблагополучных семей , включение его в деятельность детского самоуправления, деятельность различных профилактических отрядов: СМС, правоохранительного отряда, ЮДПД, Юнармии, РДШ исходя из психолого-возрастных особенностей учащегося. Самое главное- чтобы ребенок был востребован, оценен, и нашел свою нишу.


Основной этап

«Главное - мы вместе!» (модель педагогического сопровождения учащихся из социально-неблагополучных семей в условиях городской общеобразовательной средней школы).

Проект «Главное – мы вместе» представляет собой модель педагогического сопровождения учащихся из социально-неблагополучных семей, разработанную педагогическим коллективом МБОУ «СОШ № 112» Авиастроительного района г.Казани. Модель основывается на анализе основных факторов и причин возникновения асоциального поведения у подростков: возрастном, гендерном, социально-средовом, психологическом и педагогическом. Взаимодействие педагога и ученика в ней строятся таким образом, что взрослый и ребенок являются равноправными субъектами и сотворцами образовательного и воспитательного процесса, а отношения между ними приобретают подлинно субъект-объектный характер.

Модель обеспечивает преодоление и предотвращение трудностей у указанной категории учащихся, через личностное самоопределение и развитие, определения своей ниши, в социально-образовательном пространстве школы, исходя из развития своих психолого-возрастных особенностей и способностей. Эти преобразования у учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, достигаются погружением их в различные виды развивающей деятельности школы: спортивную, творческую, музыкальную и др. Кроме того, через индивидуальную работу, обеспечивающую развитие индивидуальности ребенка и формирование системы защиты от пронаркотической среды.



Описание проблем, обоснование социальной значимости

Одной из актуальных проблем современности является проблема социализации учащихся «группы риска». С каждым годом увеличивается рост правонарушений среди данной группы: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. У этой категории детей ценностно-нормативная позиция личности отличается от общепринятых в обществе норм и правил, они характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Социологические, психологические и педагогические исследования указывают на то, что учащиеся «группы риска» представляют собой контингент уязвимый в вовлечении его к употреблению ПАВ, так как только такой способ, по их мнению, помогает им отвлечься от социальной несостоятельности, ненужности родителям, безуспешности к учебе.


Из 653 человек учащихся нашей школы – 210 из неполных семей ( практически треть) из многодетных 78, из малообеспеченных 127 человек80 человек проживает с мачехой\отчимом, 9 человек –сироты, 27 человек проживают в семьях, где один из родителей- безработный.

На учете ВШК, ПДН, СОП учащихся- семей -13 (есть семьи где родители состоят на учете СОП, а ребенок в ПДН и т.д.) в 2017-2018 году 21 человек был из числа группы риска.

Явный прогресс в сторону позитивных изменений как по количеству, так и по причине постановке на учет. Если в 2017-2018 учебном году 2 человека состояли на учете за употребление ПАВ, то в этом году за 3 месяца положительная динамика -0. Конечно это результат усилий педколлектива всех направлений деятельности образования. И занятость учащихся играет в этом не последнюю роль.

Родители заняты на работе (часто не одной) и осуществлять воспитание, особенно во второй половине дня и за отдельную плату многие возможности не имеют.

Таким образом, более 40% учащихся нашей школы относятся к контингенту проекта «Главное – мы вместе».







Таблица 2



Администрация общеобразовательного учреждения



Классный руководитель

Педагоги ПДО школы, УДО микрорайона


Ребенок из социально неблагополуч-ной семьи возможно и родители, если они идут на контакт





Учителя - предметники

Педагог-психолог





Совет профилактики

Специалисты необходимые для индивидуального сопровождения конкретного ребенка (логопед, мед. работник и т.д.).





Проект «Главное – мы вместе» позволяет нам на протяжении 2 лет успешно вовлекать учащихся из социально-неблагополучных семей в деятельность коллектива школы с помощью:

-позитивного психологического климата в коллективе;

-восприятия идей школьного коллектива и их воплощения на мероприятиях;

-проецирования общих идей созидающего характера на личность учащегося, в том числе профилактики ПАВ, табакокурения, употребления алкоголя.

В рамках педагогического сопровождения учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы используем потенциал воздействия всех реалий, определяющих существование и развитие человека. Главное в нашем проекте – это возможность каждого развиваться по верному маршруту, в режиме сотворчества и конструктивного общения реализовывать позитивные социальные роли в коллективе и как следствие успешность и адаптация личности в обществе.

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

- обеспечение системного, скоординированного педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса учащихся из социально-неблагополучных семей направленного на профилактику и коррекцию у них асоциального (аддиктивного) поведения.

Задачи проекта:

- выявить учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- организовать педагогическое сопровождение указанной категории в индивидуальном режиме в течение учебного года силами зам. директора по воспитательной работе школы, классного руководителя, психолога, социального педагога, руководителей МО учебных дисциплин, педагогов дополнительного образования, представителей родительского актива школы;

- обеспечить вовлечение указанной категории учащихся в жизнь школы;

- предупредить асоциальное (аддитивное) поведение, социальную дезадаптацию;

- обеспечить продуктивное социально-психологическое развитие личности.


Механизм и поэтапный план реализации проекта

I. Подготовительный этап (начало учебного года, сентябрь)

- сбор сведений о социальном составе учащихся школы для выявления учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию по социальному фактору, заполнение Индивидуальной карты сопровождения учащихся из социально-неблагополучных семей (приложение 2) ;

- проведение с ними групповой установочной встречи с целью определения перспективы занятости и развития на учебный год, опрос учащихся по их интересам к занятости в объединениях дополнительного образования школы и микрорайона, определение направления занятости;

- -сбор сведений от классных руководителей о внеурочной занятости (досуга), учащихся из социально-неблагополучных семей во внеурочное время в системе дополнительного образования как в школе, так и по микрорайону;

- составление классными руководителями и утверждение группой проекта именного (индивидуального) маршрута педагогического сопровождения учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, назначение т.н. тьютора;

II. Основной этап (20-сентября по 20 мая учебного года):

-проведение индивидуальной работы в соответствии с именным (индивидуальным) маршрутом педагогического сопровождения учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и ее еженедельный мониторинг;

- проведение спортивных, культурных, профилактических, конкурсных мероприятий, в соответствии с планом образовательной и воспитательной работы школы с обязательным участием в них учащихся из социально неблагополучных семей, с обязательным контролем со стороны тьюторов- классных руководителей.

III. Итоговый этап:

-подведение результатов проекта по индивидуальным маршрутам;

-постановка задач на следующий год.


Необходимые привлеченные ресурсы

Набор канцелярских принадлежностей для ведения именного (индивидуального) маршрута педагогического сопровождения учащихся «группы риска» и учащихся из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (папки, файлы, бумага А4, бланки грамот, благодарностей, шариковые ручки, карандаши, призы – книги, мягкие игрушки, денежные средства на приобретение билетов на культурные и спортивные мероприятия) – 25 тыс. руб.

Пакет компьютерных диагностико-коррекционных психолого-педагогических методик для учащихся -75 тыс.руб.



Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта

- снижение числа учащихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ПДН, ВШК) за правонарушения;

- отсутствие числа учащихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ПДН, ВШК) за употребление ПАВ (табака, алкоголя, токсических веществ и др.);

- повышение результативности участия и количества участия учащихся «группы риска» и детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в занятиях, мероприятиях, конкурсах спортивной, музыкальной, творческой, литературной и др. направленности

- наличие у учащихся из социально-неблагополучных учащихся навыков конструктивного преодоления трудных ситуаций и сохранения здорового образа жизни.

Таблица 3

Наверху приведена таблица, где отражена динамика роста занятости, учащихся из семей группы «риска» и из неблагополучных семей, (которые входят в понятие социально- неблагополучные семьи).

За исключением естественного выбытия учащихся, (по окончании 9 класса), сняты с учета Токарев Владислав, 8бкласс ( 2017-2018 уч год занимался в правоохранительном отряде «Защитники будущего»), Идрисов Данияр 8б класс (Д/О «Основы лидерства») .Они уже второй год занимаются в данных кружках и полностью социализировались.















Заключение

Реализуя содержание деятельности по выбранным направлениям, мы проводим с учащимися из социально неблагополучных семей антинаркотическую профилактическую работу, направленную на позитивную составляющую личностного развития ребенка.

Если до реализации антинаркотической профилактической работы учащиеся данной группы не совсем понимали, что такое здоровый досуг, что существует другие формы занятости, в результате которого происходит усвоение нравственных ориентиров и как следствия усвоение ЗОЖ, то после проведенной работы:

диагностирования учащихся, профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, обеспечение условий для профилактики злоупотребления наркотиками – в нашем случае это занятость учащихся во внеурочное время силами школы и учреждениями сетевого взаимодействия микрорайона школы, позволило не только своевременно выявить детей из социально-неблагополучных семей, но и предупредить употребление наркотиками данной категории детей и получить позитивный результат.

Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме наркомании среди несовершеннолетних с детьми из социально-неблагополучных семей, выявили особенности детей из социально-неблагополучных семей, определили содержание антинаркотической профилактической работы с детьми из социально-неблагополучных семей и состояние изучаемой проблемы, на примере МБОУ «СОШ №112» и апробировали как долговременный проект.

Работу можно использовать для профилактики наркомании в образовательных учреждениях.















Список литературы


1.Психология и общение © Психология, общение и саморазвитие. Образовательный портал для самообразования [Электронный ресурс] Электрон. журн. – режим доступа к журналу: http://kubinard.ru/psych/deti-iz-neblagopoluchnoj-semi.html свободный

2. Семья как объект антинаркотической профилактической работы. [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. /  М.: Министерство Образования РФ, 2002 Электрон. журн. – 290 стр – режим доступа к журналу сhttp://www.otrok.ru/narko/famyly/fam5.htm свободный

3. Сорокопудова В.С, Головнева Е.В. Роль семьи в социализации личности ребенка. [Электронный ресурс] Сорокопудова В.С, Головнева Е.В. – Электрон. текстовые дан. – СФ БашГУ, факультет педагогики и психологии 2014. –

режим доступа.https://scienceforum.ru/2014/article/2014007246 свободный

4.Ротенберг, Вадим Нормальный [Электронный ресурс] /. Вадим Ротенберг – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2016. – Режим доступа.

, http://www.psychologies.ru/standpoint/normalnyiy-rebenok-v-neblagopoluchnoy-seme/, свободный

5.Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. —Учебное пособие, Свердловск, 1986. 151 стр

6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебное пособие 2014 М.-214с.

7. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. : руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Тула, 2007. - 341 с.

8.Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.

9. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с

10. Канкин В.Г. Неблагополучная семья - типы, социальные факторы влияния, тенденции: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2003. 233с.

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с

  2. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989). https://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. О муниципальной программе профилактике наркотизации населения г.Казани на 2016-2020 годы docs.cntd.ru/document/429067750

14. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года.

pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102138886


































Приложение № 1

тест «Выявление суицидального риска у детей»

9-18 лет (А.А.Кучер, В.П. Костюкевич, )


Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики

  1. Выкормил змейку на свою шейку.

  2. Собрался жить, да взял и помер.

  3. От судьбы не уйдешь.

  4. Всякому мужу своя жена милее.

  5. Загорелась душа до винного ковша.

  6. Здесь бы умер, а там бы встал.

  7. Беду не зовут, она сама приходит.

  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

  11. Сидят вместе, а глядят врозь.

  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.

  13. Вино уму не товарищ.

  14. Доброю женою и муж честен.

  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

  16. Кто не родится, тот и не умрет.

  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.

  18. В мире жить - с миром быть.

  19. Чай не водка, много не выпьешь.

  20. В согласном стаде волк не страшен.

  21. В тесноте, да не в обиде.

  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.

  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

  24. Болячка мала, да болезнь велика.

  25. Не жаль вина, а жаль ума.

  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

  27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

  29. Других не суди, на себя погляди.

  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

  31. Живет - не живет, а проживать - проживает.

  32. Все вдруг пропало, как внешний лед.

  33. Без копейки рубль щербатый.

  34. Без осанки и конь корова.

  35. Не место красит человека, а человек - место.

  36. Болезнь человека не красит.

  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.

  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

  39. В уборке и пень хорош.

  40. Доход не живет без хлопот.

  41. Нашла коса на камень.

  42. Нелады да свары хуже пожара.

  43. Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!

  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.

  45. Седина бобра не портит.

  46. Бешеному дитяти ножа не давати.

  47. Не годы старят, а жизнь.

  48. В долгах как в шелках.

  49. Бранись, а на мир слово оставляй.

  50. Зеленый седому не указ.

  51. А нам что черт, что батька.

  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.

  53. Лежачего не бьют.

  54. Что в лоб, что по лбу - все едино.

  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.

  56. Ученье свет, а не ученье - тьма.

  57. И медведь из запасу лапу сосет.

  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.

  59. Выношенная шуба не греет.

  60. Совесть спать не дает.

  61. Вали с больной головы на здоровую.

  62. Мал, да глуп - за то и бьют.

  63. Не в бороде честь - борода и козла есть.

  64. Одно золото не стареется.

  65. Наш пострел везде поспел.

  66. Муху бьют за назойливость.

  67. Надоел горше горькой редки.

  68. Живет на широкую ногу.

  69. Легка ноша на чужом плече.

  70. Не в свои сани не садись.

  71. Чужая одежда - не надежда.

  72. Высоко летаешь, да низко садишься.

  73. Двум господам не служат.

  74. Мягко стелет, да твердо спать.

  75. За одного битого двух небитых дают.

  76. За худые дела слетит и голова.

  77. Говорить умеет, да не смеет.

  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

  80. Красив в строю, силен в бою.

  81. Гори все синим пламенем.

  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.

  84. На птичьих правах высоко взлетишь.

  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Бланк ответов


Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Алкоголь, наркотики


Несчастная любовь


Противоправные действия


Деньги и проблемы с ними


Добровольный уход из жизни


Семейные неурядицы


Потеря смысла жизни


Чувство неполноценности,

ущербности, уродливости


Школьные проблемы, проблема выбора
жизненного пути


Отношения с окружающими


Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

19-23

Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование
антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

9

Более 9

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

12-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы,
проблема выбора
жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

22-25

Более 25




















Приложение 2

Индивидуальная карта

сопровождения учащихся из социально-неблагополучных семей


  1. Личные данные

  1. Ф.И.О. ___________________________________________________________________

  2. Возраст______________(полных лет)__________________________________________

  3. 3. _______________класс

  1. Семья

  1. Сведения о семье (члены семьи: отец, мать, другие члены, проживающие вместе)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Год рождения каждого_______________________________________________________

  1. Образование_________________________________________________________________-Профессия,занимаемая

должность______________________________________________________________

  1. Жилищные условия. Какие условия имеет подросток в квартире?

(отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места для занятий)

________________________________________________________________________

4. Разновидность неблагополучности семьи:

-Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей, семьи с низким достатком

-Конфликтные семьи

- Нравственно неблагополучные семьи.

- Педагогически некомпетентные семьи.

(нужное подчеркнуть)

  1. Личность подростка

  1. Вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто)

  • с родителями__________________________________________________________

  • с учениками _______________________________________________________________

  • с учителями (с кем именно) _________________________________________________

  1. Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, играх со сверстниками?

- инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель

IV. Личность подростка в коллективе

    1. Какое положение занимает в коллективе: лидер, популярный принятый, непопулярный, отверженный, изолированный, противопоставление себя коллективу, дезорганизатор, вожак «трудных» учащихся

      1. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей?

- благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно

3. Как выполняет общественные поручения?

- хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет,

V.Учение

    1. Какое отношение проявляет к учебным предметам? – увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное, затруднения в освоении учебных программ (предметы)________________________________________, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам_________________________________________________________________

    2. Как относится к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям:

- активно-положительно, пассивно-положительно, пассивно-отрицательно, активно-отрицательно, безразлично.

VI.Внеурочная деятельность, занятость

  1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то к какой)______________________________________________________________________

  2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности (да, нет):

    • технической______________________________________________________________

    • литературной_____________________________________________________________

    • изобразительной__________________________________________________________

    • музыкальной_____________________________________________________________

    • другой (какой)____________________________________________________________

  3. Участвует ли в работе (нет; если да, то в какой и где):

  • кружка (объединения)_( фамилия руководителя, расписание)____________________________________________________

  • секции_ фамилия руководителя, расписание)_______________________________________________________________

  • факультатива фамилия руководителя, расписание)_____________________________________________________________

  • Название профилактического отряда, фамилия руководителя, расписание)___________________________________________________________

  1. Занимается ли самообразованием (если да, то в каком направлении)____________________________________________________________

VII.Профессиональная направленность

  1. Какими профессиями интересуется______________________________________________________________

  2. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть) _______________________________________________________________________

  3. Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии – да, частично, нет.

  4. Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (если да, то каким образом) ________________________________________________________________________

VIII.Психологическое сопровождение.____________________________________________________________

Педагог-психолог:

Классный руководитель:

Дата

заполнения: _______________________________________________________________























34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!