Не в первый раз на заседаниях нашего педагогического совета мы рассматриваем личность педагога. Сегодня вновь возникла необходимость поговорить о нас с Вами – педагогах, но в контексте – «профессионального и личностного аспекта». Почему?
Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения, что он делает в школе, чтобы достичь результатов?
На данном слайде выберите камешек.
Ну а теперь позволим себе улыбнуться перед началом серьезного разговора о миссии учителя в образовании.
Что делает учитель в школе?
Один долбит тупых башкою,
Другой сверлит пытливый ум.
Лютует третий: дуб я что ли?
И комплексует, зол, угрюм.
Четвертый бережет себя,
Детей, отчаянно любя.
Трудяга пятый без затей:
Он любит школу без детей.
Шестой занудно педантичен.
Седьмой надменно – эстетичен.
Восьмой сговорчив и лоялен.
Девятый сверхпринципиален.
Десятый – в нем мильон пороков,
Но он не мыслим без уроков,
Одиннадцатый – швец и жнец
И он же на дуде игрец,
Двенадцатый неутомим,
Неукротим, неповторим.
Что делает учитель в школе?
Не позавидуешь их доле…
С.Богуславский
Ну а цель нашей сегодняшней встречи - способствовать развитию профессиональной компетентности и профессионального мастерства.
Ибо качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей .(М.Барбер)
Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Прежде всего, позволю себе напомнить основные понятия нашего педагогического совета
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Компетенция – это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.
К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
• Социально – психологическая компетенция.
• Общепедагогическая профессиональная компетенция.
• Предметная компетенция.
• Управленческая компетенция.
• Рефлексивная компетенция.
• Информационно – коммуникативная компетенция.
• Компетенция в сфере инновационной деятельности.
• Креативная компетенция.
Профессиональная педагогическая компетентность: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Основными уровнями профессиональной компетентности педагога являются:
- обученность;
- подготовленность;
- профессиональный опыт;
- профессионализм.
Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя можно условно объединить в два крупных блока:
- надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность
- и компетентность предметная
Компетентность |
Надпредметная (внепредметная) | Предметная |
Психолого-педагогическая культура учителя. | Знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами. |
Знание и учет возрастных особенностей учащихся. |
Владение различными педагогическими технологиями. | Владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики. |
Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных, так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л. Чепель и др.), можно сделать вывод, что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия | Стаж работы | Характеристика |
I | Начинающие педагоги 1-2 года | Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку. |
II | Молодые специалисты 2-5 лет | Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу. |
III | Опытные учителя 5-10 лет | Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями. |
IV | Профессионалы 10-20 лет | Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики. |
V | Эксперты Свыше 20 лет | Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного. |
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
Согласно Н. Н. Тарасевичу «Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника».
Понятие «профессиональное мастерство» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает как плавать», но нé умеет этого делать).
Как же организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, учителям, чтобы изменить свое сознание, как учить детей по новым образовательным стандартам, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого учителя.
Выступление Гаджибалаевой
Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующие:
Самообразовательная работа.
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете.
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-коммуникационных технологий.
Общение с коллегами на заседаниях РМО, в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Но зачастую молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается с массой трудностей. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу. А с годами.
Очень давно, начиная свою педагогическую деятельность, я услышала следующие слова:
- Первые 5 лет – они (ученики) тебя будут мучать, вторые 5 лет – ты их будешь мучать, а вот потом притерпитесь.
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.
из чего складывается авторитет педагога?
Профессия учителя одна из самых древних. Издавна учитель чтил определенные заповеди, имел определенный стиль поведения, преподавания, отношений с учениками и взрослыми. Большая часть этих педагогических особенностей выдержала проверку временем и реализуется в современном образовательном процессе.
Задание: заполнить 2 колонку таблицы , опираясь на выдержку из программы по ФГОС и критерии эффективности современного урока.
Отношение учителя к ученикам( суфийское учение) | Каким образом отражено в современном образовательном процессе |
Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми | |
Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому | |
Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками. | |
Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками. | |
Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума | |
Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова | |
Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума. | |
Выступает группа, остальные в ходе их выступления вносят свои дополнения
Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Каждая группа дает свою модель профессиональной компетентности.
- Здесь написаны качества, составляющие профессиональную компетентность педагога. Предлагаю каждому из вас выбрать лист, определить какое это качество: профессиональное или личностное и выбрать группу к которой оно относится.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:
1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
2. теоретическая часть.
3. демонстрационная часть.
4. заключительная часть.
Практическая часть
4. Этап «Мозговой штурм»
для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества составляющие профессиональную компетентность педагога.
задача - выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные.
Время – 10-15 минут.
Оформительный этап
- Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения.
Демонстрационный этап.
Этап оценивания модели другой группы
На цветном листе бумаги отметьте значком ваше отношение к модели профессиональной компетентности педагога противоположной группы: (обозначение знаков на слайде).
+ + — очень хорошая идея;
+ — неплохая идея;
0 — не удалось найти конструктива;
НР — невозможно реализовать;
ТР — трудно реализовать;
РР — реально реализовать.
А теперь я предлагаю вам упражнение «РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ». Сейчас 1 и 3 команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога (выбираете сами) на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для учителя. Правила остаются прежними. Время – 5 мин.
Следующее задание для 2 и 4 команды:
Представьте, что вы – родители, которые выбирают воспитателя для своего любимого чада. И вам нужно составить резюме с точки зрения «к этому воспитателю – ни за что на свете!»
Докладчик, пожалуйста, зачитайте резюме.
Вот мы и нашли значимые качества педагога. Современный педагог должен быть компетентным профессионалом.
А теперь помогите мне ответить на вопрос, что стоит за всеми этими показателями как главный и основной инструмент и повышения компетентностей педагога, и одновременно, как катализатор его деятельности, и как его арена, где рождается личность, где куются знания, и как мерило в учительской среде? (Урок!!!)
Совершенно верно. Как бы мы не рассматривали деятельность учителя через разные призмы, главным показателем успеха учителя являются результаты и успехи его учеников в обучении, а основой основ обучения является его Величество Урок, самый рядовой, на котором ежедневно свершается чудо постижения знаний.
На ум приходят учителя-новаторы. Вспомним имена учителей-новаторов, которые в свое время сделали революцию в образовании и добились замечательных успехов именно в обучении (Шаталов, Ильин, Потапова, Никитины и т.д.), и когда задумываешься над их успехами и опытом, приходишь к выводу, что в основе их деятельности лежала только МОТИВАЦИЯ учеников на обучение… и неординарные, по тем временам, УРОКИ. Уроки, которые резко отличались от традиционных уроков, где ребенку на них было интересно работать, познавать, как сегодня сказали бы, где ребенок «учился учиться»!
Решая проблему качества образования, мы все, наверняка, согласимся в одном:
Хотим мы этого, или не хотим, но НЕОБХОДИМО работать над ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА!
Итак, чем же заняты наши дети на уроках? В.А. Сухомлинский писал:"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.
Выступление Ахмедовой А. Э. Анализ анкет обучающихся: «Уровень сформированности компетенций»
Хотим мы этого, или не хотим, но приходим к выводу, что просто необходимо перенимать технологии развивающего обучения у начального звена, которая построена на мотивации обучения, и внедрять их не только на средней ступени. Таким образом, мы сохраним, «протянем» ту мотивацию обучения у ребенка, которая в избытке в начальной школе и резко начинает теряться в 7-8, а то и в 6-х классах!
Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди- успевающие, сзади- отстающие, неуспевающие.
Важной квалификационной характеристикой учителя становится умение создавать на уроке «развивающую среду», которая осуществляется путем реализации образовательных ситуаций:
Выступление Исаевой Л. П.
Предлагаем всем практически соприкоснуться с некоторыми методиками, технологиями, которые мы используем
Работа в группах
Путешествие в «картину» русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского».
Исследовательская деятельность.
Задание: определить, какие педагогические методы, приёмы, технологии можем наблюдать в сюжете этой картины.
Прежде, чем найти ответ на вопрос, изучите детально картину. Выполняя задание, определите методику интерактивного обучения.
1 задание. Найдите все объекты на картине.
Упражнение «Подзорная труба». Что ты видишь? Кого видишь?
Упражнение «Аукцион» (кто больше деталей заметит в каждом объекте).
Упражнение «Найди друзей» (сгруппируйте объекты по признакам: люди, интерьер, по размещению – потолок, центр, пол, передний план, задний план картины).
2 задание. Установите взаимосвязи между объектами:
- на уровне нахождения (с кем, где…)
- на эмоциональном уровне (нравится, не нравится, заботится, интересуется….)
- на уровне взаимодействия (сотрудничают, уединяются…)
Упражнение «Сыщики» (найти объекты, связанные на позитивном и негативном уровне).
Объединить все объекты в пары. Составление короткого текста – рассуждения.
3 упражнение. Составить текст – описание на основе восприятия картины разными органами чувств от своего имени (гостя картины) или от имени героя картины.
Упражнения «Что я слышу…», «Здесь пахнет», «Когда я прикасаюсь руками…»
Результат работы : картина изучена со всех сторон, воспринята в деталях.
Обмен мнениями по вопросу «Какие методы обучения наблюдаем на картине?» (решение проблемной ситуации, индивидуальный подход, интерактивное обучение)
Какая методика применялась при анализировании картины? Составление лимерика (рифмованный текст по сюжету картины) в группе.
Правила построения лимерика:
Стихотворение состоит из 5 строк, пишется в стиле небылицы, абракадабры.
Рифмуется так:
1-2 строки между собой;
3-4 строки между собой;
5 – вывод, может не рифмоваться.
1 строка | Жил-был ….(объект) |
2 строка | Сравнение и указывание на свойства объекта (какой?) |
3 строка | Действия или взаимодействие с другими объектами (Что делает?, С кем общается?) |
4 строка |
5 строка | Вывод (утверждение или мораль) |
Возможный вариант лимерика по картине.
«В одной сельской школе учились дети,
Самые любознательные на свете.
Педагог приучал их трудиться,
С упорством учиться и не лениться.
Только так можно в жизни успеха добиться.
2 Задание:
Группа 1
по схемам узнать и записать названия приемов.
Приём _______________________.
Приём ____________________.
«V» - уже знал
«-» - думал иначе
«+» - новое для меня
«?» - не понял, есть вопрос
3. Приём __________________________.
Что? Объясните почему…?
Где? В чём различие…?
Когда? Мог ли…?
Зачем? Согласны ли вы…?
Почему? Почему вы думаете…?
Верно ли…?
4.Приём ____________________________.
Тема – называется одним словом (существительное)
Описание темы – два прилагательных
Описание действия – три глагола
Фраза из четырёх слов, раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней.
Синоним из одного слова или словосочетание, которое повторяет суть темы.
5. Приём _________________ .
Вывод: в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Группа 2
Задание для группы:
Вставьте фразы, которые соответствуют этапам урока.
| Этапы урока | Современный урок |
1. | Объявление темы урока | |
2. | Сообщение цели и задач урока | |
3. | Планирование деятельности учащихся | |
4. | Практическая деятельность учащихся | |
5. | Осуществление контроля | |
6. | Осуществление коррекции | |
7. | Оценивание обучающихся | |
8. | Итог урока | |
9. | Домашнее задание | |
Слова для справок: тему формируют учащиеся, формируют учащиеся; определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию темы); учащиеся сами действуют по намеченному ими плану, учитель консультирует; под руководством учителя выполняют различные задания, применяется фронтальный метод организации деятельности; обучающиеся сами осуществляют контроль, применяются формы взаимного контроля; учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя); учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей); проводится рефлексия, учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
Эта технология называется __________________ обучение.
Группа 3
ЗАДАНИЕ – ПОДСКАЗКА
Восстановите слово.
М _ РШР_ Т
ЗАДАНИЕ №2
Разгадайте ребус.
ЗАДАНИЕ №3
Расшифруйте слово, используя шифр.
| З | А | Я |
| Д | Н | И |
Шифр:
ЗАДАНИЕ №4
Расшифруйте слово, используя ключ к шифру.
«ROT1» — шифр для детишек. Возможно, в детстве вы тоже его использовали. Ключ к шифру очень прост: каждая буква алфавита заменяется на последующую или предыдущую букву. Например, А заменяется на Б, Б заменяется на В и так далее.
«ROT1» буквально означает «вращать на 1 букву вперёд или назад по алфавиту».
Р П Й Т Л
ЗАДАНИЕ №5
Расшифруйте слово, используя подсказку.
Литорея (от лат. littera — буква) — тайнописание, род шифрованного письма, употреблявшегося в древнерусской рукописной литературе.
Б У Д Е Ж Е З Д Ф И Е
Ключ- шифровка:
(при шифровании буквы, расположенные на одной вертикали, переходят одна в другую, остальные буквы остаются без изменения).
ЗАДАНИЕ №6
Соберите слово из полученных букв, которые вы получили от помощников Великого Мага и назовите педагогическую технологию
Э
то _________- технология.
Спасибо вам за помощь!
Вывод: квест-технология - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
Структура образовательного квеста может быть следующей:
1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).
2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).
3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
4. Оценка (итоги, призы).
ГРУППА 4
Задание для группы:
1. Расшифруйте закодированные слова. Пользуйтесь подсказками. (Они записаны в скобках).
2. Слова-отгадки являются этапами одной из интерактивных инновационных технологий. Расположите их в нужной последовательности.
_______ ______ ______ _____ _____ _____ - это технология _____________________________________ .
Интерактивное упражнение «Шесть букв».
Зачеркните в строке буквы таким образом, чтобы буквы, которые останутся, без изменения своей последовательности, составляли бы слово.
ШПРЕОЕСКТТЬИБРОУВАКНИВЕ
«Что это?»
(Слово – отгадку поставьте в единственное число.)
«Литорея» - род шифровального письма, употребляемого в древнерусской рукописной литературе. Ещё её называют тарабарской грамотой.
(Употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без изменений.)
Ключ:
Б Р М
П Г Л
БГОПМЕЛА
«Закончи предложение».
А) Новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку – это … .
Б) Сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду – это …
«От перестановки слагаемых…»
(Читаем задом наперёд.)
ИИЦАМРОФНИКСИОП
Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы. Проект - это "пять + один П":
1.Проблема
2.Проектирование (планирование)
3.Поиск информации
4.Продукт
5.Презентация
6.Портфолио
Вывод: метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования.
Цель проектной технологии - самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Такие формы работы мы используем на уроках. Кроме тех, которые сегодня прозвучали, в скрытой форме мы применили:
- путешествие в сказку – форма игровой технологии;
- в группе проектной деятельности – использовался приём ТРИЗ «системный лифт»;
- в группах «Квест-технологии» - задания для развития познавательных процессов;
- в группе критического мышления опорные схемы и элементы клипового мышления;
- вся работа построена в форме исследовательской деятельности, т.е. кейс-технологии;
- мы искали пути разрешения проблемы, работая в группах.
Все представленные технологии и методики являются составной частью системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личности выпускника.
Креативность:
- Вам необходимо нарисовать «как пахнет радуга». Второй команде - «о чем мечтают звезды».
Для профессиональной деятельности педагога характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам.
Выступление Гаджиевой Т. А.
«Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность», - считает Аристотель. Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.
Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога
Участник 1:
Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности
Принципы
Педагогический замысел
«Принцип фейерверка»:
Раскрой себя!
Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….
Главное – желание сиять!
«Принцип весов»:
Найди себя!
Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
«Принцип рейтинга»:
Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
«Принцип успеха»:
Реализуй себя!
Хочу
Знаю
Умею
Могу
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.
Компетенции педагога.
Знать психологические особенности каждого ребёнка, использовать в организации учебного процесса.
Уметь корректировать учебную программу предмета в соответствии с учебным планом школы.
Расширять знания учащихся через применение межпредметных связей.
Овладеть умением составлять программы профильных предметов, спецкурсов, элективных курсов.
Изучать и использовать в образовательном процессе технологии, способствующие овладению учащимися активными способами познания.
Развивать навыки рефлексии.
Овладеть умением обобщать собственный опыт работы.
Научиться представлять собственный опыт коллегам.
Использовать возможность представления опыта работы на страницах печатных изданий.
Рефлексия
Завершаем работу важным этапом: рефлексия. Для этого у вас волшебные шляпы. (Методика «Шесть думающих шляп»)
(Шестая думающая шляпа)
Услышав разные мнения: одобрение и сомнение, принятие и отрицание, мы можем сказать, конечно, возникают сложности и преграды для применения новых технологий, но для обеспечения качества образования в условиях новых стандартов нужно постигать пути активизации познавательной деятельности, разнообразие методик, форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Выполненная работа убеждает нас в мысли:
Учительство – это вечное ученичество.
Мы должны быть вечными учениками, чтобы вместе с нашими детьми ещё лучше, результативнее учиться, открывать, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.
Игра «Проблема на ладошке» (Яковлева О.Н.)
Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке (ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик)
- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.
А теперь давайте конкретно поговорим о том, что каждый из вас сделал по развитию самосовершенствования за эти полгода? Чему вы научились?
(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество, если буду обогащать свой словарный запас.)
Не дай вам Бог жить во время перемен.
Китайская мудрость.
Может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Потому что трудное время – это еще время величайших возможностей, т.к. человеку предоставляется возможность и шансы выживать во времена перемен, а значит, размышлять, действовать и развиваться в усиленном режиме.
Может, лучше увидеть эти перемены, войти в них, а это значит, быть со временем, «оказаться во времени»?
ВРЕМЯ. Сегодня оно перед каждым учителем поставила сложную, но разрешимую задачу – «оказаться во времени».
Слова незабвенного К. Д.Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», оказались не столько пророческими, сколько постулатом школьного педагога на все ВРЕМЕНА.