СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы по теме "Кишечнополостные" том1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая папка с подборкой материалов по теме тип кишечнополостные: видео ролики, тестовые задания, анимации

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Тип Кишечнополостные.

  1. Какая симметрия тела характерна для Кишечнополостных и как это связано с их образом жизни?

  1. Заполни таблицу.

Слои тела

Типы клеток

Функции клеток

Эктодерма



Энтодерма



  1. Перечисли признаки, на основании которых классы гидроидных полипов, сцифоидных медуз и коралловых полипов относят к типу Кишечнополостные?

  1. Выберите по каждому вопросу буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

  1. Тело кишечнополостных состоит из:

А) двух слоев клеток; Б) одного слоя клеток; В) двух слоев клеток и неклеточного слоя; Г) трех слоев клеток и полости с одним отверстием.

  1. Кишечнополостные дышат:

А) легкими; Б) всей поверхностью тела; В) жабрами; Г) через рот кишечной полостью.

  1. Пищеварение у кишечнополостных происходит:

А) только в кишечной полости; Б) в кишечной полости и в железистых клетках; В) в кишечной полости и в пищеварительно-мускульных клетках.

  1. По способу питания кишечнополостные являются:

А) растительноядными; Б) всеядными; В) хищниками.

  1. По строению половой системы медузы являются:

А) раздельнополыми животными; Б) однополыми животными; В) гермафродитными животными.

  1. Рефлекс – это:

А) выброс стрекательной нити из стрекательных клеток в ответ на раздражение; Б) восприятие раздражения и передача возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам; В) восприятие раздражения, передача возбуждения по нервным клеткам и ответная реакция организма каким-либо действием.

  1. Пресноводные гидры зимуют на дне водоема в стадии:

А) полипа; Б) оплодотворенного яйца (зиготы); В) многоклеточного зародыша.

  1. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

А) отмирают; Б) восстанавливаются; В) становятся промежуточными клетками.

  1. Из названных кишечнополостных не способны передвигаться:

А) актинии; Б) медузы; В) пресноводные гидры; Г) колониальные коралловые полипы.

  1. Одним из доказательств происхождения предков кишечнополостных от древних колониальных простейших служит наличие у современных представителей типа:

А) клеток со жгутиками и ложноножками; Б) щупалец и подошвы; В) наружного и внутреннего слоев клеток; Г) нервных клеток звездчатой формы.

1 команда “Гидроидные”

  1. Кишечнополостные обитают исключительно в (водной)среде.

  2. Дышат кишечнополостные (поверхностью тела).

  3. Кишечная полость имеет только одно, (ротовое)отверстие.

  4. Пищеварение кишечнополостных как (кишечнополостное)так и (внутриклеточное).

  5. В типе Кишечнополостные различают три класса: (Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы).

  6. Гидроидные обычно существуют в виде двух жизненных форм – (полипов) и (медуз).

  7. Половое поколение у Гидроидных – (медузы). Личинки гидроидных покрыта ресничками и называется (планула).

2 команда

Сцифоидные”

  1. Кишечнополостные имеют (лучевую)симметрию тела,

  2. В эктодерме гидры находятся (эпителиально-мускульные, стрекательные, промежуточные, половые и нервные) клетки.

  3. Для кишечнополостные характерны особые (стрекательные)клетки.

  4. В эндодерме гидры находятся (эпителиально-мускульные, железистые и пищеварительные клетки).

  5. Актинии относятся к классу (Коралловые полипы).

  6. Коралловые рифы образуют полипы из класса (Коралловые полипы).

  7. В классе Коралловые полипы отсутствует (медузоидная)стадия.

3 команда

Коралловые полипы”

  1. Между энтодермой и эктодермой находится (мезоглея).

  2. Бесполое размножение гидры осуществляется путем (почкования).

  3. Для гидры характерны (регенерация) – восстановление утраченных частей тела.

  4. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы, называется (рефлексом).

  5. Для класса Сцифоидные медузы характерны и стадия медуз и стадия полипов, т.е. происходит (чередование поколений).

  6. Движение медуз осуществляется за счет (сокращение зонтика).

  7. Половое поколение у Сцифоидных медуз – (медузы).

3 станция “Угадай-ка”

Карту одну за другой открывай,
Правильный ответ угадай,
И вслух его называй!

Каждой команде выдается тест из четырех заданий. Время выполнения задания 3 минуты, затем учитель по очередности проверяет правильность ответов, а жюри оценивае. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 команда “Гидроидные”

1. У какого класса кишечнополостных отсутствует стадия медузы?

1) У гидроидных.
2) У коралловых полипов.
3) У сцифоидных.
4) Стадия медузы имеется у всех классов кишечнополостных.

2. Какие стадии жизненного цикла у гидроидных образуют половые клетки, являются половым поколением!

1) Медузы.
2) Планулы.
3) Колонии полипов.
4) И медузы, и колонии.

3. Класс Коралловые полипы характеризует следующее:

1. Как правило, сидячий образ жизни.
2. Раздельнополые животные.
3. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка – планула.
4. Бесполое размножение происходит с помощью почкования.

2 команда

Сцифоидные”

1. Для каких стадий жизненного цикла гидроидных полипов характерно размножение почкованием?

1. Для медуз.
2. Для планул.
3. Для колониальных полипов.
4. Для медуз и колониальных полипов.

2. Сцифоидные медузы плавают с помощью:

1) Выбрасывания воды из кишечной полости через ротовое отверстие.
2) За счет волнообразных движений щупалец.
3) За счет сокращений зонтика.
4) С помощью ресничек, покрывающих все тело медузы.

3. Класс Гидроидные характеризует следующее:

1. У многих его представителей происходит чередование медузоидной и полипоидной (прикрепленной) стадий.
2. Полипы ведут, как правило, сидячий образ жизни.
3. Медузы - раздельнополые животные.
4. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка - планула.

3 команда “Коралловые полипы”

1. Краевое нервное кольцо со скоплениями(ганглиями) нервных клеток имеется:

1) У коралловых полипов.
2) У гидроидных полипов.
3) У сцифоидных полипов.
4) У сцифоидных медуз.

2. Актиния относятся к классу:

1) Гидроидные.
2) Коралловые полипы.
3) Сцифоидные.
4) Актинии есть и в классе Гидроидные и в классе Сцифоидные.

3. Класс Сцифоидные характеризует следующее:

1. Чередование медузоидной и полипоидной (прикрепленной) стадий.
2. Половые клетки образуются у раздельнополых медуз.
3. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается плавающая личинка — планула.
4. Медузы могут достигать 2 м в диаметре зонтика.

4 станция “Сочиняй-ка”

Скорее головы свои “включите”,
Из данных слов стихи Вы сочините!

Каждой команде раздаются листы с заданием. В конверте выдаются слова, а дети должны из слов сочинить стихотворение. Время выполнения 5 минут.Максимальное количество баллов 5.

1 команда

Гидроидные”.

Полупрозрачное,Животное, В, Водоемах, С, Чистой, Водой, Живет,Малоподвижный, Образ, Жизни, Ведет.

2 команда

Сцифоидные”.

Гидра, В, Чистой,Воде, Живет, Малоподвижный, Образ, Жизни, Ведет.

3 команда “Коралловые полипы”.

Полупрозрачное,Животное, Подошвой, Прикрепляется, К, Камням, В,Чистотой, Воде, Живет, Малоподвижный, Образ,Жизни, Ведет.

5 станция “Соображай-ка”

На ходу сообразите,
И каждой клетке
Свое местонахождение
И функции найдите!

Учитель выдает конверты с заданиями для заполнения таблицы на доске “Клеточное строение тела гидры”. Команде “Сцифоидные” - конверт с типом клеток; “Коралловые полипы” - местонахождение;“Гидроидные” - выполняемые функции. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Клеточное строение тела гидры

Сцифоидные”

Коралловые полипы”

Гидроидные”

Типы клеток

Местонахождение

Выполняемые функции

Эпителиально-мускульные

Эктодерма и энтодерма

Располагаются в эктодерме вдоль тела, и при их сокращении тело укорачивается или изгибается. Располагаются в энтодерме поперек тела, и при их сокращении тело становится более тонким. Защита от механических повреждений

Нервные

Эктодерма

Передают возбуждения к эпителиально-мускульным и другим клеткам тела

Стрекательные"

Эктодерма

Пробивают покровы жертвы и вводят яд; обвиваются вокруг добычи; прилипают к жертве

Промежуточные

Эктодерма

Способны к превращению в другие типы клеток. Регенерация

Железистые

Энтодерма

Выделяют пищеварительный сок в кишечную полость

Пищеварительные

Энтодерма

Захват пищевых частиц и внутриклеточное пищеварение

Половые (яйцеклетки и сперматозоиды)

Эктодерма

Половое размножение

6 станция “Размышляй-ка”

Вы подумайте немножко,
Что могло произойти,
Свой ответ Вы предположите,
И нас в нем убедите!

Командиры команд вытягивают по 2 вопроса. Время на обдумывание 5 минут. За каждый правильный ответ по 2 балла.

  1. Пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается. Почему?

  2. Гидра не обитает в водоемах с быстрым течением потому, что ее мягкое тело разбивается быстротекущей водой и в таких водоемах нет маленьких рачков - дафний и циклопов, которыми в основном питаются гидры.

  3. Проплывающая дафния задевает гидру. Предположите, что может произойти.

  4. При раздражении гидра использует для защиты стрекательные клетки, поэтому, вероятнее всего, дафния будет парализована съедена.

  5. Биологи и медики подробно изучают регенерацию частей тела гидры. Предположите, почему это важно для медицины.

  6. Изучение регенерации тканей важно для разработки методов заживления ран человека.

  7. У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы проглотить, выпустит ее. Почему?

  8. Рыба от стрекательных клеток гидры получит ожог ротовой полости и рефлекторно выпустит ее.

  9. Какое значение имеет для медузы - корнерот голубоватая окраска?

  10. Голубоватая окраска медузы - корнерот покровительственная, т. е. помогает ей быть незаметной для ее врагов.

  11. В тропических морях некоторые виды колониальных полипов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?

  12. Колониальные полипы в теплых морях очень быстро размножаются почкованием, поэтому образуется их чрезвычайно много. Из несметного количества их известковых скелетов со временем и создаются мощные коралловые рифы, мешающие судоходству.

7 станция “Кроссвордная”

(Рисунок5)

На станции “Кроссвордная”
Прошу не зевать,
И слово зашифрованное
Быстрей всех отгадать!

За каждый правильный ответ 1 балл. Время выполнения 7 минут. Кроссворды проверяет жюри.

Вопросы к кроссворду:

1. Как называется процесс бесполого размножения гидры?
2. Как называют кишечнополостные, ведущие прикрепленный образ жизни?
3. Как называют нижний конец тела гидры, при помощи которого она прикрепляется?
4. Как называют свободно плавающую форму?
5. Какая симметрия тела у всего типа?
6. В какой среде исключительно обитают все представители данного типа?
7. Как называется внутренний слой гидры?
8. Какой образ жизни ведет гидра?
9. Как называется наружный слой гидры?
10. Как называют клетки, которые выделяют пищеварительный сок в кишечную полость?
11. Какое отверстие имеет кишечная полость?
12. Чем дышит гидра в Н20?
13. Как называют клетки, которые служат средством нападения и защиты?
14. С помощью чего поврежденная гидра легко восстанавливает утраченные части тела?
15. Клетки, которые передают возбуждения к эпителиально-мускульным клеткам?
16. Тонкая студенистая неклеточная прослойка?

Пока жюри проверяет кроссворды команды показывают рекламу своих команд.

Заключительный этап путешествия

Учитель: Ну, что ребята, наш урок-путешествие в страну Кишечнополостных подошел к концу!Путешествие было сложным, но Вы его прошли с достоинством и показали хорошие теоретические знания и практические умения по данной теме.Ребята, как Вы думаете, мы выполнили поставленные в начале путешествия задачи?

Ученики:

Да.

Учитель:

И я так думаю, что все задачи путешествия выполнены!

Жюри подводит результаты путешествия(объявляет заработанные баллы командам). Та команда, которая заработала большее количество баллов получает клад №1 – каждый участник команды получает оценку “5”. Клад №2 – “4”. Клад№3 – утешительные призы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!