СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы семинара-практикума «Развитие речи дошкольников в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы семинара-практикума «Развитие речи дошкольников в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность»»

Семинар - практикум «Развитие речи дошкольников в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность».

Подготовили: старший воспитатель Дегтярёва Ю.В., воспитатель Колесникова И.А.



















Материалы семинара-практикума

«Развитие речи дошкольников в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность»










Подготовили:

старший воспитатель

Дегтярёва Ю.В.,

воспитатель

Колесникова И.А.

дата проведения

12.12.2018 г.






Подготовка к обучению грамоте как одна из задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста



Цель: создание информационного пространства для повышения профессиональной компетентности воспитателей в вопросах речевого развития старших дошкольников в процессе внедрения обновленного ГОС ДО

Задачи:

  • повышение теоретического и практического уровня подготовки педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;

  • содействие росту профессиональной компетентности и мастерства воспитателей через изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий, методов и приемов по обучению грамоте детей дошкольного возраста;

  • побуждать педагогов к мыслительной практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников.

Ресурсное обеспечение: ГОС ДО, Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность»; Воспитательно-образовательная программа «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет» и методические рекомендации к ней; презентация; кубик с цифрами, предметные картинки, карточки.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.


І. Теоретическая часть.

  1. Экспресс-опрос «Готовность педагогов к реализации обновленного ГОС ДО в образовательном процессе ДОУ».

Дегтярёва Ю.В. старший воспитатель

  1. Развитие речи в дошкольных группах ДОУ в соответствии с Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность»

Дегтярёва Ю.В. старший воспитатель

  1. Подготовка к обучению грамоте как одна из задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Дегтярёва Ю.В. старший воспитатель

ІІ. Практическая часть:

  • задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте.

  • структура организованной образовательной деятельности;

  • деловая игра «Методика проведения занятий в подготовительной к школе группе»;

  • методические рекомендации по знакомству детей с образом буквы.

Колесникова И.А. воспитатель

ІІІ. Рефлексия. Домашнее задание.

Колесникова И.А. воспитатель











ЭКСПРЕСС-ОПРОС «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ГОС ДО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ».

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ.


Расшифруйте аббревиатуру: ГОС ДО и назовите дату и номер приказа

ГОС ДО – это



Что является основными целями ГОС ДО?




Какие требования предъявляет ГОС ДО?




Какое утверждение проходит красной нитью в ГОС ДО?


В каком направлении реализуется преемственность образовательных уровней? («сверху вниз» или «снизу вверх») (выберите правильный ответ) (проведи правильно стрелки):

  • школа готовится к ребенку;

  • ребенок дошкольного возраста готовится к школе;

  • педагог и ОУ адаптируется к ребенку.


В каком году были введены: концепции:

  • ЗОЖ,

  • непрерывного образования, патриотического;

  • инклюзивного образования

ЗОЖ-

патриотического образования -

непрерывного образования -

инклюзивного образования -


Развивающая образовательная среда, согласно ГОС ДО, это: (выберите правильный ответ):

  • система условий социализации и индивидуализации детей;

  • социальная ситуация развития ребенка;

  • система специально организованных занятий с детьми.


Перечислите основные свойства развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, согласно ГОС ДО





В какой раздел программы «Растим личность» входит «Речевое развитие»




РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАСТИМ ЛИЧНОСТЬ»


Дегтярёва Ю.В. старший воспитатель


В процессе перехода на обновленный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникла необходимость изменения способов работы воспитателя по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольном учреждении т.к. внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ – важнейшее условие реформирования системы дошкольного образования в соответствии требований ГОС ДО.

Как видите, обучение грамоте ответственный период в жизни ребенка. И то насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, от нашего терпения доброжелательности. А успешность обучения в школе зависит от знаний, которые ребенок получил в дошкольном учреждении.

Основные направления работы по формированию речевой компетентности:

  • Развитие связной речи.

  • Обогащение и развитие словаря.

  • Формирование правильного произношения.

  • Развитие грамматически правильной речи.

  • Обучение грамоте.

  • Ознакомление с художественной литературой.

Основной принцип организации работы по развитию речи – это принцип комплексности. Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно).  Работа над лексикой и грамматикой, работа над связной речью и звуковая культура. Но! С учетом возраста детей и приоритетности речевых задач.

Прежде, чем мы начнём наш семинар, предлагаю вам вспомнить нормативно-правовую базу. Обозначить требования к реализации задач дошкольного образования, которые предъявляет ГОС ДО

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Совокупность методов речевого развития детей предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Предметно - развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Экскурсии как метод развития речи детей

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм  образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

Сюжетно-ролевая игра

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

Пальчики

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковая гимнастика:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;

  • помогает развивать речь ребенка;

  • повышает работоспособность коры головного мозга;

  • развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

  • снимает тревожность.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);

  • пальчиковые игры;

  • лепка;

  • массаж пальцев и кистей;

  • пирамидки;

  • игрушки – шнуровки;

  • Кубики

  • сухой бассейн.

Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижная игра  направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Использование информационно – коммуникативных технологий

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

В последние годы акцент в организации образовательного процесса делается на интеграции содержания дошкольного образования, реализации принципа интеграции в построении различных видов занятий, значение организованных речевых занятий не уменьшается.

Это объясняется тем, что определенные речевые умения:

  • интонационная выразительность (темп, сила голоса);

  • употребление в речи сравнений, определений;

  • согласование слов в предложениях разных конструкций;

  • умение составлять сюжетный рассказ, необходимые детям для общения и подготовки к школе, трудно сформировать вне специально организованных речевых занятий.

Типичные ошибки в проведении речевых занятий.

Низкий уровень речевой активности детей (за сплошным монологом воспитателя дети не успевают вставить свое слово).

Эмоциональная невыразительность хода занятия, вызванная усилиями педагога обеспечить дисциплину, тишину, успокоить излишнюю активность детей.

Снижение физической и психической активности тормозит интеллектуально-речевую работу ребенка.

Неуместен чрезмерный академизм, сухость в решении задач, исправление речи детей, вмешательство в их рассказ. Дети быстро теряют интерес к речевым упражнениям, смысл которых они не понимают.

Неумение воспитателя подбирать интересные темы для обсуждения. Использование устаревшего материала, который не находит отклика в душе ребенка.

Оптимизировать развивающий эффект и обеспечить результативность речевого занятия можно, если избегать названных ошибок, строить с детьми диалог, а не монолог. Развивать у детей умение и привычку слушать себя и слышать себя и окружающих, не гасить их речевую инициативу, своей чрезмерной активностью. Поддерживать малейшее желание ребенка вступать в разговор, высказываться.

Специфика занятий по развитию речи состоит в том, что активность детей проявляется в сфере умственной деятельности. Ребенок должен уметь слушать, думать, говорить.

Важно формировать у детей навыки организованного общественного речевого поведения: умения слушать других, высказываться тогда, когда его спрашивают, слушать и понимать речь, обращенную ко всем.

Одновременно и воспитатель должен научиться ставить вопросы так, чтобы побудить детей к размышлениям. Научиться формулировать ставить вопросы, которые стимулировали бы мыслительную деятельность детей, - актуальное задание современного педагога.

Для обеспечения активности детей на занятии необходимо придерживаться таких дидактических требований:

  • формулировать вопросы так, чтобы они стимулировали ответы детей;

  • вопросы адресовать всем детям, а уже потом вызвать одного из них для ответа;

  • спрашивать всех воспитанников не работать долго с одним;

  • рассаживать так, чтобы они хорошо видели воспитателя, не злоупотреблять дисциплинарными замечаниями;

  • проводить занятия спокойно, уверенно, в быстром темпе, но в то же время, давая детям возможность размышлять;

  • приобщать детей к контролю за своей речью;






Для поддержания беседы.


Речевые высказывания, которые способствуют

повышению культуры общения педагога с ребенком.

Интересный поворот нашей беседы…

Очень хорошая мысль, замечание.

У каждого свое видение, точка зрения.

Чем я могу помочь?

Попробуй еще…

Посмотри, как дети внимательно тебя слушают..

Эту проблему нужно обговорить…

Саша озвучил важный вопрос.

А у Ани свое мнение…

Считаю, что нам нужно обговорить предложение Насти…

И такое рассуждение правильное…

Я заметила, что Арина хочет рассказать нам про свое переживание…

Всех заинтересовало твое рассуждение…

Нам интересно выслушать Алешу…

Уточнение

Давай уточним…

Скажи точнее….

Давай выясним….

Допустим….

Как ты считаешь…

Удивление

Неужели!

Не может быть,

Не может быть…

Это невероятно!

Удивительно!

Сомнение

Вижу некоторые дети сомневаются в этом..

Мне не верится в это..

Не могу поверить…

Не верю своим глазам..

А может и нет…

Подсказка

Обрати внимание…

Вспомни как…

Посмотри на образец...

Радость

Как хорошо!

Рада за тебя!

Чудесно!

Прекрасно!

Как приятно!

Ура!

Подтверждение

Я могу это подтвердить…

Обязательно…

Пожалуйста…

Прошу поверить…

Не веришь? Могу доказать...


Предположение.

А может, это…а не..

Допустим, что…

Пусть…тогда

Представим себе, что…

Что было бы, если бы…

Если это так, то…

Возможно….

Побуждение

Попробуй…

Объясни…

Давай вместе…

Посмотри на образец и сделай так же…

Посмотри как делает…

Я чувствую тебе нужна помощь...

Похвала

Что бы мы без тебя делали?

Ты такая умница!

Хорошо!

Чудесно!

Восхитительно!

Мы тобой гордимся!

Я за тебя рада!

Твое поведение меня радует!

Совет, предложение.

Я тебе советую

Позволь посоветовать тебе

Послушай мудрый совет

Я предложила бы тебе

Могу ли я тебе посоветовать

Могу ли я тебе предложить?

Ты не против?



Уточнение

Давай уточним..

Скажи точнее…

Давай выясним…

Как ты считаешь

Попробуй сказать точнее...

Ты не против?

Встречные вопросы:

А может наоборот?

Ты тоже так считаешь?

Кто думает иначе?


Необходимо также помнить, что очень много наглядности переключает внимание детей, тормозит речевую активность. Но и отказ от наглядности - грубая ошибка.

Активности детей способствуют также творческие задания, обращение к их личному опыту.

Заинтересованность, позитивный настрой, добрый юмор педагога передаются воспитанникам, повышают их интерес к обучению, активизируют мышление.

Каждое занятие должно приносить дошкольникам чувство удовольствия. Достигается это благодаря доброжелательности, заинтересованности в успехе ребенка. На речевых занятиях необходимо использовать пословицы, поговорки, загадки, юмор.

На протяжении всего периода развития дошкольного образования, изменялись требования относительно действий педагога и детей на занятии (от жесткой регламентации до провозглашения отказа от любых ограничений и даже всего занятия). Важно найти золотую середину и в этом вопросе.

Относительно организации самого занятия современные методики предлагают обеспечить размещение детей, удобное для ведения разговора (глаза в глаза) не только с педагогом, но и с детьми. Предлагается чередовать разные виды детской активности, а также разные способы организации детей для выполнения речевых задач (рассказы командами, индивидуальные ответы, коллективное сложение сюжетов) для сохранения инициативы и интереса к занятию.

Утвержденные нормативы продолжительности занятий в разных возрастных группах могут служить ориентиром для определения целесообразности продолжительности занятия по развитию речи. Педагог должен учесть, что занятие должно закончиться немного раньше, чем дети сами этого попросят.


Организация речевых занятий.

Рассматривая отечественные традиции организации речевой работы с детьми в условиях дошкольного учреждения можно отметить, что продолжительное время развитие речи рассматривалось в контексте ознакомления с природой и окружающим, как важная составляющая и условие формирования мировоззрения дошкольников. И только в начале 80-х годов развитие речи было выделено и приобрело статус самостоятельного направления дошкольного образования.

Задачи развития речи стали решаться целенаправленно, как на специальных речевых занятиях, так и на других занятиях, во время разных видов детской деятельности.

В последние годы акцент в организации образовательного процесса делается на интеграции содержания дошкольного образования, реализации принципа интеграции в построении различных видов занятий, значение организованных речевых занятий не уменьшается.

Это объясняется тем, что определенные речевые умения:

  • интонационная выразительность (темп, сила голоса);

  • употребление в речи сравнений, определений;

  • согласование слов в предложениях разных конструкций;

  • умение составлять сюжетный рассказ, необходимые детям для общения и подготовки к школе, трудно сформировать вне специально организованных речевых занятий.








ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дегтярёва Ю.В. старший воспитатель


Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к обучению в школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

  • Давайте, определим, что мы вкладываем в понятие «грамота»?

  • Кого мы называем «грамотным человеком» - выберите наиболее подходящее, на ваш взгляд, определение из предложенных на слайде.

  • Назовите документ, определяющий конечный результат работы по подготовке детей к обучению грамоте (ГОС ДО: Р.Ш. Требования к результатам освоения программы. 3.6.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования); Воспитательно-образовательная программа «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7лет», стр.32 Целевые ориентиры реализации программы).

  • Обратимся к содержанию программы: Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность», стр. 61– В какой возрастной группе определены задачи по подготовке детей к обучению грамоте? Озвучьте их (работа с программой).

Обучение грамоте – это овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

   Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности. 

Вопросы для обсуждения:

  • Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму)

  • Почему подготовка к обучению грамоте является составной частью ОО «Развитие речи»?

  • Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать?

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

  • научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

  • научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.


 Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличается звук от буквы?

  • Какие звуки называются гласными?

  • Сколько гласных звуков? Назовите их.

  • Какие звуки называются согласными?

  • Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

  • Что такое слог?

  • Что такое предложение?

Обобщим:

  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь.

  • Речь бывает: устная и письменная.

  • Состоит наша речь из предложений.

  • Что такое предложение? Это слова, связанные между собой по смыслу.

  • Предложения состоят из слов.

  • Слова состоят из слогов.

  • Слоги состоят из звуков.

  • Звуки бывают гласные и согласные.


Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Звуки на письме обозначаем буквами. Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем.

Для звукового анализа используем слова, написание которых не расходится с их произношением.


Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, который состоит из следующих компонентов:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок, овладевает правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, африкатов, соноров;

  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение слышать и выделять звуки из состава слова; делать их анализ; формирование умения работать со схемой слова.


Трудность в обучении дошкольников грамоте заключается в том, что слова выступают для них только как обозначение предметов. Поэтому необходима целенаправленная работа педагога по формированию у детей понятия «слово». При подготовке к обучению грамоте воспитанники получают первое представление о слове как языковой единице. Они начинают понимать, что есть мир слов, который отличается от предметного мира. Упражнения и игры на закрепление понимания номинальной роли слова сочетаются с упражнениями и играми на закрепление и активизацию словаря.

После знакомства со словом дети узнают, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, слова бывают длинные и короткие, похожие и непохожие по звучанию.


Работа по подготовке детей к обучению грамоте предполагает следующие направления:

  • ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

  • ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы;

  • ознакомление со словесным составом предложения, деление его на слова и составление новых предложений из слов;

  • ознакомление со слоговым строением слова, членение слов на части и составление слов из слогов;

  • ознакомление со звуковым строением слова, формирование навыков звукового анализа слов и слогов.

Т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является игра, предлагаю подборку игр для работы по каждому вышеуказанному направлению.


Работа с играми картотеки:

  • игры, направленные на умение выделять звуки в слове и подбор слов на заданный звук; определение его местонахождения;

  • игры, упражняющие в делении слов на слоги;

  • игры, направленные на словесный анализ предложений;

  • игры, обучающие детей звуковому анализу слова.)

В дальнейшей работе, когда воспитанники усвоили понятие «звук» и «буква», научились различать гласные и согласные звуки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом), возможно использование в практике более сложных игры, таких, как:

  • «Назови слово», способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове;

  • «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. закрепляет умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

  • «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком;

  • «Звукоежка» развивает способность к буквосочетанию;

  • «Найди предметы со звуком…» закрепляет умение слышать отдельные звуки внутри слова и упражняет в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками;

  • «Построй - ка пирамидку» закрепляет умение детей делить слова на слоги; и другие.

Приемы работы над формированием понятия «предложение» разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, использование игры "Фразовый конструктор", в ходе которой, дети составляют различные предложения.

Сначала воспитанники «конструируют» предложение из двух слов, а в дальнейшем добавляют слова - признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Параллельно с усвоением лексико - синтаксических отношений между членами предложения проводится работа по анализу и синтезу его словесного состава. При этом сначала можно использовать полоски - домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов. С огромным интересом дети участвуют в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в нём.

Учитывая сложность изучаемого материала, можно использовать внесение понятного и знакомого детям образа – гусеницы «Звуковички», что повысит интерес дошкольников к занятию, простимулирует их внимание и работоспособность. Она будет «знакомить» детей с новым материалом, «играть» с ними в дидактические игры, допускать «ошибки», которые дети с удовольствием исправят, создаст повышенный эмоциональный фон, настроение.

Использование игровых моментов может способствовать не только решению обучающих и коррекционных задач, но и выступит дополнительным средством развития мотивационной сферы ребенка, будет способствовать удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольников, формированию произвольности поведения и самоконтроля.

Задачи по подготовке к обучению грамоте детей решаются как в организованной, так и в других (совместной, самостоятельной) формах деятельности.


Структура организованной образовательной деятельности может иметь следующий вид:

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

  • уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

  • звуки обозначаются цветными символами.

5.Физминутка

Содержание физминутки тесно связано с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются: - в снятии усталости напряжения; - во внесении эмоционального заряда; - в совершенствовании общей моторики; - в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

6. Знакомство с буквой (закрепление нового материала).

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

7. Подготовка руки к письму: пальчиковая игра и работа в тетради или на рабочих листах.

8. Итог. Рефлексия. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д,. рефлексия.


Процесс обучения грамоте осуществляется не только на специальных занятиях, но и в других видах деятельности. Например:

Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова

Произведена отработка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.


Развитие фонематической функции на ООД по музыкальному развитию:

Задание первое. «Познакомимся».

Ребёнок нараспев произносит своё имя, "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", все дети повторяют за ним: "Я-а-Ма-а-а-ша". Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша", группа повторяет: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.

Задание второе. «Играем голосом».

Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.

Задание третье.

Проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).

Задание четвертое

Попевки с постепенным движением мелодии вверх и вниз, с мелодией на одном звуке, со скачками в мелодии. Важно, чтобы пение было непрерывным, последний звук должен долго тянуться.


На ООД по математике:

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком л, положите фишку перед собой. У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

  • Сколько слов со звуком л вы услышали?

  • Какие?

  • Какое слово было самое короткое?

  • Сколько в нем звуков?

  • В каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?

Составьте задачи с одни из этих слов.


ЛИТЕРАТУРА:

        1. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом : пособие для воспитателя дет. сада / Г.А. Тумакова ; под ред. Ф.А. Сохина. – М. :Просвещение, 1991. – 128 с.

  1. Микляева, Н.В. Методические условия обучения детей грамоте : метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М. : Айриспресс, 2007. – 112 с.

  2. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.































ПРАКТИКУМ.


Колесникова И.А. воспитатель


ИГРЫ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ И ПОДБОР СЛОВ НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК


Игра 1. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву. Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли нужных слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный игрок последним, становится на место водящего.

Игра 2. «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на звук Р». Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

Игра 3. «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции. Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

Игра 4. «Где находится буква?»

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: не требуется.

Ход игры. Ведущий даёт задание детям: если они услышат звуки [к] и [к’] в начале слова, то им необходимо поднять руки вверх; если в середине слова — руки вперёд; если в конце — руки вытянуть вниз и присесть.

Ведущий говорит слова: кот, мак, ракета, рак и т.д.

ИГРЫ, УПРАЖНЯЮЩИЕ В ДЕЛЕНИИ СЛОВ НА СЛОГИ


Игра 1. «Покупаем продукты»

Цель: упражнять в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1,2,3,4,); картинки с изображением предметов.

Ход игры. Детям раздаются деньги. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, число слогов в котором соответствует цифре на «деньгах».

Игра 2. «Пирамида»

Цель: упражнять в делении слов на слоги, считать количество гласных; развивать мышление, речь.

Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше – 3,2 и т.д; картинки с предметами на разное количество слогов.

Ход игры. Дети раскладывают картинки в соответствии с количеством слогов так, чтобы совпадало количество квадратов в рядах пирамиды.

Игра 3. «Поищи слово»

Цель: упражнять в делении слов на слоги, находить в длинных словах (короткие) новые слова; развивать мышление, речь.

Материал: картинки с изображением предметов: носок, животное, машина, фасоль, магнитофон и другие.

Ход игры. Ведущий говорит, что короткие слова часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово проговорить по слогам и отыскать короткое.


ИГРЫ НА СЛОВЕСНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ


Игра 1. «Удлиним предложение».

Цель игры: упражнять в определении количества слов в предложении, развивать связную речь детей.

Материал: не требуется.

Ход игры. Первое предложение состоит из двух слов, каждое следующее — на одно слово длиннее. Образец: Машина едет. (Какая?) Пожарная машина едет. (Какого цвета?) Красная пожарная машина едет. (Что везёт? Где едет? Куда едет?) — Красная пожарная машина едет с водой по дороге на пожар.

Игра 2. «Наведи порядок».

Цель игры: определение количества слов в предложении, развивать связную речь детей, мыслительные операции

Материал: не требуется.

Ход игры. Составление предложений по опорным словам. Образец: ручка, писать, Маша. Маша пишет ручкой.

Игра 3. «Почини предложение»

Цель игры: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Материал: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в начальной форме.

Ход игры. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось правильное предложение.

Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» и «Мама кладет конфеты в вазу»; «муха, на, стекло, сидеть» в «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» в «Я читаю интересную книгу».


ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВА


Игра 1. «Помоги Незнайке»

Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слов.

Материал: три корзинки с кружками красного, синего и зелёного цвета; картинки с изображением предметов.

Ход игры. Ведущий предлагает помочь Незнайке, разложить предметы по корзинкам, так как он плохо знает звуки. Картинки, начинающиеся на гласный звук – в корзину с красным кружком; с синим кружком – на согласный твёрдый; с зелёным – на согласный мягкий.

Игра 2. «Раз, два, три – парочку свою найди»

Цель: упражнять в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости и мягкости; развивать фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слов.

Материал: картинки с изображением животных.

Ход игры. По команде «Раз, два, три – парочку свою найди» дети должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Например: лиса – лось, муха – медведь, ослик – оса и т. д.

Игра 3. «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания о звуковой характеристике букв; развивать фонематический слух; умение слушать внимательно утверждения и делать вывод, аргументировать свой выбор.

Материал: не требуется.

Ход игры. Детям предлагается выслушать утверждение и сделать выбор, то есть согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, да это так» или «Нет, нет это не так». Например: слово кот начинается с гласного звука; в слове лиса два слога; слово часы начинается со звука щ.



ОПРОСНЫЕ КАРТОЧКИ.


Вариант А.

  • Чем отличается звук от буквы?

  • Назовите всегда мягкие согласные звуки.

  • Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.

  • Назовите количество букв в слове деньги.

  • Поделите слово парикмахерская на слоги.

  • Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет – (одна манжета).

  • Назовите родственные слова к слову «игра».

  • Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

  • Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.


Вариант Б.

  • Чем отличается согласный звук от гласного.

  • Назовите всегда твердые согласные звуки.

  • Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

  • Назовите количество звуков в слове якорь.

  • Сколько слогов в слове электричество?

  • Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – (детеныш обезьяны).

  • Назовите родственные слова к слову «звук».

  • Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

  • Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.


Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А. калина

Б. кепка


Задание 3

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

А. мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Б. кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С ОБРАЗОМ БУКВЫ.


При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

При показе буквы детям, произносим не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, даем только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.; вылепить из пластилина, теста; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте. Написать букву пальчиком на песке,  манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли; вырывать из бумаги образ буквы; угостить фигурным печеньем в виде буквы.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

   

 При совершенствовании  навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

  • с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

  • в речевом плане (проговаривание);

  • по представлению - в уме (самое трудное).

     

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

  • слова из двух гласных (ау, уа);

  • слова из двух звуков (ум, ах, ус);

  • слова из трех звуков (дым, мир);

  • слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

  • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

  • слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

  • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

  • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).


Для звукового анализа подаются слова, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности.

  • Произнеси слово и послушай его.

  • Произнеси слово по слогам

  • Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

  • Обозначь выделенный звук фишкой.

  • Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

  • Третий звук и т.д.

  • Прочитай по фишкам слово целиком.

  • Ответь на вопросы:

  • - сколько всего звуков в слове?

  • - сколько гласных?

  • - сколько слогов?

  • - сколько согласных?


Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.


Подготовительный этап - знакомство с неречевыми звуками. Формирование звукоразличение, или другими словами шумовое  или слуховое восприятие.

На этом этапе даётся понятие «звук».

  • вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, резание ножницами, переливание воды и т.д.)

Игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал».

Параллельно проводится работа по  ознакомлению с понятием «слово», называние коротких, длинных слов,  деление слов на части (слоги), определение количество частей (слогов) в слове.

Можно применять  различные дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

  • домики: количество окон  соответствует количеству слогов в названиях предметов;

  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.


I этапЗнакомство с гласными звуками.

На данном этапе необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также закреплять определение  слоговой структуры,  выделение  ударного слога. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется правильное  артикулирование, четкая дикция.

Игры:

  • «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

  • «Фотография звука»: воспитатель  произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

  • «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа по определению позиции звука в слове.  Нужный звук выделяется голосом, интонационно.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (АУ, УА).


II этап. Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Дается схема для  характеристики звуков.

Дается понятие согласный звук (дается условное обозначение согласных звуков).

Дается дифференцировку согласных звуков по твердости – мягкости.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция слегка напрягается.

Затем: по звонкости -  глухости.  Используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!