СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы теоретического семинара «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы теоретического семинара «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»»

Теоретический семинар «Использование ИКТ в работе с дошкольниками».

«Использование современных информационных технологий как фактора эффективности педагогической деятельности».

Подготовила: старший воспитатель Дегтярёва Ю.В.




















Материалы

теоретического семинара

«Использование ИКТ

в работе с дошкольниками»









Подготовила:

старший воспитатель

Дегтярёва Ю.В.

дата проведения

22. 11. 2018 г.






Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного,

в вечном усилии узнать большее»

Э. Золя


«Использование современных информационных технологий

как фактора эффективности педагогической деятельности».


Образовательная деятельность с использованием современных информационных
технологий эффективна лишь в условиях владения педагогами дополнительными
педагогическими возможностями. В роли этих возможностей мы видим ИКТ-компетентность педагогов.

Закон «Об образовании» и ГОС ДО, регламентируют сформированность ИКТ - компетентности у педагогов. В связи с этим появилась потребность у членов нашего педагогического сообщества развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих имеющиеся ИКТ - компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества, активное применение широкого спектра современных информационных технологий.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

     Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

     Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

     Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

     Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

     По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;

  • компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;

  • использование развивающих компьютерных программ;

  • использование мультимедийных презентаций.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Педагоги испытывают потребность в специальных мероприятиях по освоению новых инструментов цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в
образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания
цикла семинаров и консультаций из запроса ДОУ на качество использования средств ИКТ в образовательном процессе и мотивации педагогов.

Целью является оказание методической поддержки педагогам в формировании общепедагогической и предметно - педагогической ИКТ – компетенций как факторов эффективной педагогической деятельности в условиях ГОС ДО. Для достижения цели
перед нами были поставлены следующие задачи:

  • повышать мотивацию педагогов к использованию средств ИКТ.

  • развивать у педагогов способность к интегрированному использованию ИКТ и современных педагогических технологий.

  • формировать навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности.

  • сопровождать педагогов в изучении конкретных компьютерных приложений для создания авторского продукта.

  • в дошкольном учреждении ведется определенная деятельность по внедрению новых
    информационных технологий:

  • создана локальная сеть с выходом в Интернет, имеются собственные
    образовательные ресурсы (блог, сайт ДОУ, сайты педагогов);

  • 86 % педагогов владеют элементарными навыками работы на компьютере;

  • 32 % педагогов обладают ИКТ - компетентностью (активное внедрение педагогических образцов использования средств ИКТ в воспитательно -образовательном процессе);

  • 21% педагогов обладают информационной культурой, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ.


Руководство программой осуществляется творческой группой педагогов, уверенно
владеющих прикладными программами, для разработки собственных образовательных
ресурсов.

Программа реализуется посредством обучения в Школе педагогов «Психолого –
педагогическое сопровождение педагогов в формировании ИКТ – компетенций».

Для повышения активности педагогов на занятиях используются интерактивные
методы: мастер-классы, мини-лекции, тесты, рефлексия, семинары-практикумы,
аудивидеотекстовая коммуникация, кластеры, интерактивные игры, ярмарки идей и авторских продуктов, круглый стол, работа в блоге, на персональных сайтах, участие в конференциях и конкурсах различного уровня.

Различные формы визуализации учебного материала в виде тематических презентаций, видеоклипов, а также обучающих компьютерных программ, мультфильмов позволяют сделать процесс обучения понятным и интересным для взрослых, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы.

В рамках обучения основам ИКТ в последние годы, слушались следующие темы:

  • «Физиологические, санитарно-гигиенические и медицинские аспекты
    применения ИКТ в дошкольном учреждении»;

  • «Интеграция ИКТ с образовательными областями»;

  • « Компьютерные технологии и общее психическое развитие личности»;

  • «Экспертиза цифровых образовательных ресурсов в соответствии с
    образовательными задачами ДОУ»;

  • «Использование ИКТ во взаимодействие с родителями»;

В результате у педагогов повысилась способность эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Вывод: снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих использованию ИКТ в образовательном процессе. Умение комбинировать элементы теории и практики
Повышение имиджа, самореализация педагогов посредством результативного участия в
конкурсах разного уровня, обобщения и диссеминация передового опыта.
Создание и распространение авторских разработок (методические рекомендации,
конспекты ООД, сценарии мероприятий с родителями и т.л.), мультимедийной продукции (интерактивные игры для обучающихся по образовательным областям, мультимедийные презентации, тесты).

Методическую ценность обучения основам ИКТ мы видим в четком определении цели и задач, в разработанной системе использования ИКТ в образовательной деятельности, в возможности интегрирования современных информационных и педагогических технологий с целью достижения новых образовательных результатов у дошкольников. В перспективе предполагаем активное использование ИКТ в образовательной деятельности, ведение мониторинга с помощью информационных технологий, расширение круга социальных партнеров.
























«Использование ИКТ-технологии на музыкальных занятиях»


«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

 

Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя.

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации.

  2. Наглядное пособие.

  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить  ряд задач:

  • делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

  • использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

  • становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Возможности применения ИКТ  в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения ООД. Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.). Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования.

К ним относятся:

  1. Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

  2. Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;

  3. Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;

  4. Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

  5. Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер; 

  6. Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Используя возможности программы Power Point  я разрабатываю и использую презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

В разделе «Слушание музыки» можно использовать компьютерные презентации, видеоклипы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Видеоклипы помогают детям понять содержание музыкального произведения, почувствовать смену настроения в музыке. Но лучше использовать их как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определенные ассоциации, а, вначале, дать возможность сформировать собственные представления о музыке.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для этого вида деятельности тоже можно использовать информационные технологии.  Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому, создание электронных иллюстраций  к различным песням  помогут понять смысл слов. Например, в песне «Зима пришла» сл. М.Клоковой, муз. Н.Метлова, детям не ясен смысл слов: «канавка», «овражки», - поэтому можно предложить посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение этих слов и т.д.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев поможет детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения, заинтересует их. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеодисков: «Ритмическая мозаика» - автор А.И.Буренина, а также, «Ку-ко-ша» - авт. Е.Кутузова, С.Коваленко, И. Шарифуллина. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков станет увлекательным и займет меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с помощью ИКТ-технологии: интерактивные и мультимедийные игры в программах «Электронные образовательные ресурсы» и Конструктор интерактивные заданий LearningApps. 

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Детям легче будет объяснить, что такое оркестр, группа инструментов, познакомить с профессией дирижера. Для ознакомления с видом инструментов и их звучанием можно использовать программы: ЭОР и Learning Apps или создать самим интересные задания для детей. У детей появится интерес к музыкальным инструментам, а так же, к слаженному исполнению музыки, правильному звукоизвлечению.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это - совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, досуги и др.  Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайдшоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Все это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение.

Для подготовки и проведения праздников и развлечений использование компьютера стало просто незаменимым. В Интернете можно найти музыку, песни, фонограммы, подобрать танцы, костюмы, сценарии, разнообразить праздники показом видеоклипов.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации, семинары и педсоветы для воспитателей тоже можно проводить с использованием презентаций, слайд-шоу. Все педсоветы проводятся с использованием компьютера, вызвал живой интерес и желание воплотить в жизнь полученные знания.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. У родителей появляется представление о том, чем занимаются дети в течение дня, как увлеченно играют на прогулке, в игровых уголках группы, в совместной с педагогом деятельности рисуют, лепят из пластилина, конструируют, танцуют и поют. Консультации для родителей тоже можно разнообразить с помощью красочных презентаций.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникационные технологии помогают осуществить самые разнообразные запросы педагогов, позволяют повысить эффективность образовательного процесса.




Литература:

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. 1998. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.

  2. Гулак И.В. 2006. Использование компьютера в управлении ДОУ // Управление
    ДОУ. №8. С.36-50.

  3. Зенкина С.В. 2007. Компьютерные обучающие системы: дидактические
    особенности создания и применения в высшем профессиональном образовании.
    Ставрополь. 152с. (монография)

  4. Иванова Е. 1996. Новые информационные технологии в дошкольном образовании
    и воспитании // Обруч. №1. С.17-18.

  5. Роберт И.В. 1994. Современные информационные технологии в образовании:
    дидактические проблемы; перспективы использования. М.

  6. Селевко Г.К. 2005. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.

  7. Шумарина А.П. 2008. К вопросу повышения качества дошкольного образования //Управление ДОУ. №4 . С. 20-28

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!