СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация об организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Просмотр содержимого документа
«Материалы Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России"»


Материалы

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка Апанасенковского района Ставропольского края

на V Всероссийский конкурс

«Лучшая инклюзивная школа России»

Номинация

«Лучшая инклюзивная школа»











2018 год



Оглавление



Информация об образовательной организации

3


Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья

3

Описание и анализ существующей практики образовательной организации по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

4

Анализ паспорта доступности объекта

7

Наличие материально-технической базы и оснащение образовательного пространства в соответствии с потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья

8

Наличие службы психолого-педагогического сопровождения

11

Наличие договоров о сетевом взаимодействии

12

Приложение «Паспорт доступности МКОУ СОШ №6»


Приложение «Договор о сотрудничестве»






















1. Информация об образовательной организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

365705, Ставропольский край, Апанасенковский район, с.Дербетовка, переулок Кооперативный, 16

Тел/факс: 8(86555)7-11-07, E-mail:[email protected], сайт: школа6-дербетовка.рф

Директор МКОУ СОШ №6 Касягина Светлана Анатольевна

Контактные данные: т. 8(906)476-62-25, e-mail: [email protected]


2. Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья.

В МКОУ СОШ №6 в 2018/2019 учебном году обучается 321 человек, 38% обучающихся являются детьми с ограниченными возможностям здоровья и 117 из них обучаются по адаптированным программам, что составляет 37% от общего количества обучающихся.

Контингент включает:

1. Обучающихся, имеющих ЗПР 3 чел.

2. Обучающихся, имеющих с УО, ТМНР 114 чел.:

Обучающиеся с легкой УО 1 чел.

Обучающиеся с умеренной УО 30 чел.

Обучающиеся с тяжелой УО 37 чел.

Обучающиеся с глубокой УО 46 чел.

98% обучающихся имеют сложную структуру дефекта.

116 обучающихся проживают в ГБСУСОН «Дербетовский ДДИ», только 30% их них имеют родителей.


МКОУ СОШ №6 активно и плодотворно взаимодействует с социальными партнерами.

Социальные партнеры

Совместная деятельность

1

МКУК «Дебетовский СДК»

Участие в конкурсах, игровых мероприятиях

2

Библиотека МКУК «Дербетовский СДК», библиотека МКУ «Винодельненский ДК», Ипатовская межпоселенческая центральная библиотека

Проведение библиотечных уроков, праздников, тематических занятий

3

ГБУК СК «Ипатовский музей» в г.Ипатово, музей МКОУ СОШ №6 истории села

Проведение экскурсий, тематических занятий и мероприятий

4

МКДОУ №8 Детский сад «Солнышко» с.Дербетовка

Совместное участие в концертах

5

МБУК «Социально-культурный центр» с.Дивное, кинотеатр «Октябрь» г.Ипатово

Участие в фестивалях патриотической песни, театральных представлениях, просмотр кинофильмов

6

Газета «Приманычские степи» Апанасенкеовского района СК

Публикация статей о главных мероприятиях школьной жизни

7

Пожарная часть № 150 ГКУ «ПАСС СК» с.Дербетовка

Организация экскурсий в пожарную часть № 150, совместное проведение профилактических мероприятий по ППБ

8

ГБУЗ СК «Апанасенковская РБ»

Проведение профилактических мероприятий

9

ГБУ СО «Апанасенковский центр социальной помощи семье и детям»

Оказание психологической помощи, проведение бесед, игр

10

Волонтеры

Участие в акциях, проведение праздников, тематических мероприятий, квестов


3. Описание и анализ существующей практики образовательной организации по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в МКОУ СОШ №6 является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.


Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребёнка, действующим законодательством РФ, Уставом ОУ и локальными нормативными актами. На сайте школы создана версия для слабовидящих.

В МКОУ СОШ №6 созданы условия, гарантирующие возможность:

- достижения планируемых результатов освоения основной адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;

- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ и умственной отсталостью совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (законных представителей);

- включения детей с ОВЗ и умственной отсталостью в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность.

Все занятия проходят в спокойной доброжелательной обстановке, располагающей к общению ученика и учителя. Не все ребята называют имена своих учителей, но могут пояснить, чем они занимаются в данный момент. Обучающиеся активны, коммуникабельны, очень старательны. Уроки проходят согласно расписанию с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей особых детей и их интересов. При составлении расписания соблюдены санитарно-гигиенические требования, исключена учебная перегрузка обучающихся.

Учителя-предметники обучают детей, учитывая специфику заболевания, особенности режима дня учащихся. 42 человека обучаются по программам 7 учебных предметов: Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация, математические представления, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, ручной труд, адаптивная физкультура и программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» и «Коррекция высших психических функций», предусмотренных содержанием АООП ОО (вариант 2). Эти обучающиеся наряду с хорошими личностными результатами достигают и достаточного уровня предметных результатов. Остальные обучающиеся обучаются по программам коррекционных курсов «Сенсорное развитие», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия».

У большинства ребят видна положительная динамика в достижении личностных результатов, эмоциональный подъем.

По условиям договора о сотрудничестве с ГБСУСОН «Дербетовский ДДИ» внеурочная деятельность осуществляется педагогами дополнительного образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме уче­б­ной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их во­с­пи­тания и социализации. Содержание вне­урочной деятельности обучающихся с ум­с­т­ве­н­ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) скла­ды­ва­ется из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности.

Ребята посещают кружки: «Веселая палитра», «Мастерицы», «Друзья природы», «Рукодельники», «Радуга красок», «Волшебники», «Мир в ладошках», «Разноцветные ладошки», «Спортивная карусель», «Затейники», «Театр».

Частыми гостями являются и представитель Министерства труда и социальной защиты населения – Владимир Иванович Сальников, которого лично знают и очень любят дети, и родители воспитанников. Не обходится и без подарков. Сотрудники АО «Каспийский трубопроводный консорциум» традиционно дарят первоклассникам портфели и новогодние подарки.

Ребята, проживающие в ГБСУСОН «Дербетовский ДДИ» бывали на экскурсиях в лесной зоне г.Ипатово, степной зоне вдоль реки Калаус, у озера Маныч, Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

Неоднократно для особых детей были организованы посещения Ставропольского академического ордена «Знак Почета» театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, а также театральных представлений Ипатовского ДК, мероприятия и встречи с работниками сельской библиотеки поселка Винодельненский и с. Дербетовка.

Дни здоровья и спортивные мероприятия проводятся с помощью волонтеров – обучающихся других школ. Особенно детям нравятся квесты «Дружба начинается с улыбки!», «Не скучай!», которые сопровождаются акциями «Дети – детям».

Ребята с особыми образовательными потребностями участвуют в подготовке концертов, приглашают своих родителей. Концерты проходят и в стенах ДДИ и стенах МКОУ СОШ №6.

Значимы результаты учащихся в творческих и спортивных конкурсах, а также в предметных олимпиадах.

Гармонщикова Екатерина была награждена Дипломом победителя (I место) Международного конкурса «Ты – гений!», номинация Зеленая красавица; Шаповалов Ростислав, Петраков Иван, Шляхова Маргарита, Анопко Анжелина, Гуденко Ксения, Абрамов Алексей награждены Дипломами победителя I, II, III степени Всероссийской викторины «В мире профессий». Результатом активной творческой совместной деятельности педагога и обучающегося стали призовые места:

Всероссийский конкурс «Окружающий нас мир» Гриценко Полина 1 место;

Всероссийская олимпиада «Окружающий мир» Федоров Павел 1 место;

Всероссийское тестирование «Радуга талантов» Шаповалов Ростислав 1 место;

Всероссийская викторина «Время знаний» «Ребятам о зверятах» Синчук Елена 2 место;

Всероссийская викторина «Зима, весна, лето, осень» Анопко Анжелина 1 место;

Международный конкурс «Я расту патриотом» Купов Арсен 1 место;

Всероссийский конкурс «Делай сам» Матевосян Арсен 1 место;

Всероссийская викторина «Время знаний» «Моя Родина – Россия» Гуденко Ксения 1 место;

Всероссийский конкурс для детей «Узнавай-ка! Дети» Трехпольная Надежда 2 место;

Грамота «Вокал» детского международного художественного творчества для детей с ОВЗ, Гуденко Ксения;

Всероссийская викторина «Патриоты России» Рощевкин Сергей 1 место;

Международный конкурс «Мир практики» Скрябина Кристина, сертификат;

Всероссийский конкурс «Вопросита» Середа Влада 1 место;

и мн.др.

В структуре результатов, достигнутых обучающимися МКОУ СОШ №6, являющимися воспитанниками Дербетовского ДДИ и проживающими отделения реабилитации молодых инвалидов, в ходе реализации образовательных программ ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетентностей, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социум, овладение ими социокультурным опытом.

Профессиональные усилия всех педагогов сводятся к развитию речи обучающихся, расширению кругозора и словарного запаса, умению общаться на равных, преодолению психологических барьеров. Педагоги МКОУ СОШ №6 эффективно используют современные подходы образования особых детей, ранее считавшихся необучаемыми, сотрудничают с их родителями; дети с тяжелыми нарушениями развития получают качественное доступное образование и готовятся к активной жизни в обществе; общество учится уважительно относиться к людям с иным развитием.


4. Анализ паспорта доступности объекта.

В  МКОУ СОШ №6 непрерывно ведется работа по обеспечению безбарьерной среды, созданию лёгких и безопасных условий для наибольшего числа людей, чтобы люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, могли использовать образовательное пространство с минимальной помощью посторонних.

В  МКОУ СОШ №6 разработан и утвержден Паспорт доступности объекта для инвалидов и предоставляемых в нем услуг в сфере образования.

Здание школы расположено в 800 метрах от остановки общественного транспорта. Территория вокруг школы заасфальтирована, ограждена. В МКОУ СОШ №6 доступно полностью всем зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта); доступно частично всем: территория, прилегающая к зданию, вход в здание, пути движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), система информации и связи (на всех зонах); доступно полностью избирательно санитарно-гигиенические помещения.

Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется по договору с ГБУЗ СК «Апанасенковская РБ». В МКОУ СОШ №6 оборудован медицинский кабинет, имеется медсестра.

МКОУ СОШ №6 имеет следующее условия:

— обеспечена возможность беспрепятственного входа в здания и выхода из них (оборудован пандус, входные группы достаточной ширины для проезда инвалидной коляски);

— имеются доступные санитарно-гигиенические помещения;

— обеспечена достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;

— оказывается услуга сопровождения инвалида по территории образовательной организации закрепленным сотрудником;

— территория, прилегающая к зданиям, прогулочные участки доступны полностью всем.

Официальный сайт МКОУ СОШ №6 адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих). Версия для слабовидящих функционирует с 2016 года. Имеется тактильный указатель доступности для всех категорий инвалидов.

(паспорт доступности прилагается)


5. Наличие материально-технической базы и оснащение образовательного пространства в соответствии с потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Администрацией школы разработана нормативно-правовая база для обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование, которая находится в открытом доступе на сайте МКОУ СОШ №6:

- Устав МКОУ СОШ №6;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1;

- Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ОВЗ (задержкой психического развития, вариант 7.1, вариант 7.2).

- Положение об индивидуальном обучении на дому по адаптированным программам начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

- Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося;

- Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Положение о системе оценивания учебных достижений и индивидуальном учете результатов освоения обучающимися начального общего образования с ОВЗ;

- Положение о коррекционном классе;

- Должностные инструкции для педагогов, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому;

- Приказ от 04.09 2017 №125 «Об организации и осуществлении обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Согласно нормативным документам составлены рабочие программы на основе авторской программы И.М.Бгажноковой для детей с ОВЗ и легкой умственной отсталостью. Второй вариант АООП рассчитан на образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Используются учебники для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы. В наличии «Букварь» учебник в 2 частях, авторы Аксенова А.К., Комаров С.В., Шишкова М.; «Математика» учебник в 2 частях, автор Алышева Т.В.; «Математика» рабочая тетрадь в 2 частях, автор Алышева Т.В.; «Речевая практика» рабочая тетрадь, авторы Комарова С.В., Головкина Т.М., Саакян С.В.; «Музыка» рабочая тетрадь, авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; «Технология. Ручной труд» рабочая тетрадь в 2 частях, автор Кузнецова Л.А.; «Технология. Ручной труд» учебник, автор Кузнецова Л.А.; «Физическая культура» учебник, автор Лях В.И.; «Мир природы и человека» рабочая тетрадь, Матвеева Н.Б., Попова М.А.; «Мир природы и человека», учебник в 2 частях, авторы Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А.; «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» рабочая тетрадь, автор Неменская Л.А.

Педагоги активно пользуются дидактическим материалом, наглядными пособиями, фотографиями, пиктограммами, игрушками, ноутбуками при подготовке и проведении групповых и индивидуальных занятий.

Для каждого из 105 обучающихся составлена специальная индивидуальная программа развития (СИПР). При разработке СИПР учитывались рекомендации Псковского центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, педагоги которого стали разработчиками ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также использовался сайт, на котором размещён УМК (умксипр.рф). Там невелика образовательная составляющая, основной упор сделан на жизненные компетенции. Участие в реализации СИПР принимают специалисты, учителя и воспитатели.

Кабинеты индивидуального обучения находятся на первом этаже, снабжены мультимедийными средствами и необходимым дидактическим материалом. Кабинеты оборудованы партами с возможностью их регулировки в соответствии с ростом ученика. Дистанционное обучение детей с ОВЗ ведут 3 педагога.

Для осуществления образовательной деятельности создаются специальные условия:


- педагогический коллектив старается организовать каждому ребенку условия для развития адаптивных и коммуникативных возможностей, для сенсорного обогащения, как основы интеллектуального развития;

- при коррекционно-развивающей деятельности специалисты, учителя и воспитатели используют современные технологии и формы организации образовательного процесса.

Индивидуальное обучение ведут квалифицированные учителя. В штате есть учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

77% педагогов имеет высшее образование. Все педагоги вовремя аттестуются и своевременно проходят курсы повышения квалификации. Педагогические работники школы знакомятся с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учитывают их при организации образовательного процесса. С этой целью проводится психолого-педагогический консилиум, где педагоги получают необходимую информацию об обучающихся с особыми потребностями. Педагоги школы прошли дистанционные и очные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовке:

«Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» г.Москва;

«Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ», г.Москва;

«Организационно-правовые основы инклюзивного образования в массовой школе», Ставрополь;

«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах при ОУ», Ставрополь;

«Содержание технологии работы учителя с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья», Ставрополь;

Специальное (дефектологическое) образование. Олигофренопедагогика. Учитель-дефектолог, олигофренопедагог, Санкт-Петербург;

«Теоретико-методологические и методические основы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ», Ставрополь;

«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС», Псков (Ипатово);

«Использование средств ИКТ для дистанционного обучения детей-инвалидов», Ставрополь;

«Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках физической культуры», Санкт-Петербург.

Педагоги МКОУ СОШ №6 приняли участие в работе краевой инновационной площадки «Развитие вариативности воспитательных технологий, направленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)» в г.Ставрополь, а также в работе Всероссийского семинара-совещания «Реализация требований ФГОС образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» в г.Псков,

Педагогические работники школы стали участниками:

семинара «Учебно-методическая литература издательства «Просвещение» для обеспечения реализации новых ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» в г.Ставрополь,

межрегионального практического семинара специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образовательного процесса» в г.Ипатово,

в целях обмена опытом педагоги посетили ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 г.Ставрополь, ГБСУСОН «Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» г.Ипатово, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 п. Малые Родники Ипатовского городского округа Ставропольского края.


6. Наличие службы психолого-педагогического сопровождения.

В рамках реализации инклюзивного образования в МКОУ СОШ №6 выделены специалисты: 2 педагога-психолога, 1 социальный педагог, 3 учителя-логопеда, 1 методист, 1 заместитель директора по УВР, 1 заместитель директора по ВР. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, план работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).

Цель психолого-педагогического сопровождения: сделать доступным образование каждого ребенка с его уникальными возможностями и индивидуальными особенностями.

Задачи: предоставление непрерывной комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями; развитие социальной и коммуникативной компетентности для успешной социализации ребенка с ОВЗ и умственной отсталостью; принятие ребенка с ОВЗ и умственной отсталостью как равного всеми участниками образовательных отношений.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется ПМПк.

Педагог-психолог, учитель-логопед и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ и умственной отсталостью, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий: содержание программ, составление индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности, индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

Проанализировав психолого-педагогические характеристики обучающихся, изучив медицинские заключения специалистов, определяется сокращенная учебная нагрузка для детей с ОВЗ и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программа логопедической реабилитации положительно влияют на детей и инвалидов и дают ожидаемые результаты.

Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью имеет воспитательная система. Участие детей с ОВЗ и умственной отсталостью в мероприятиях организовано с учетом их возможностей и интересов.

Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ и умственной отсталостью необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к особым детям. Для этого в школе выстроена система мероприятий по формированию уважительного отношения друг к другу: социальные проекты, квесты, общешкольные линейки, акции, посещение школьного летнего оздоровительного лагеря, деятельность волонтерского отряда.

Уже сейчас необходимо добиваться того, что родителям не нужно будет отдавать «тяжёлых» детей в стационарные условия — они могут жить в своих семьях, посещать детский сад, потом школу, получать возможность трудиться, дневную занятость. И даже когда родители уйдут из жизни — такой человек сможет продолжить жить в своем доме, благодаря сопровождению. Чтобы это стало действительно нормой, а не каким-то исключением необходимо вместе решать разного рода трудности и проблемы. Это соответствует международной концепции прав инвалидов, концепции нормализации жизни человека с инвалидностью.

7. Наличие договоров о сетевом взаимодействии.

Между МКОУ СОШ №6 и ГБСУСОН «Дербетовский ДДИ» заключён договор о сотрудничестве. Эти договорные отношения позволяют нам оказывать непрерывную совместную помощь детям и инвалидам с особыми образовательными потребностями (договор прилагается).




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!