СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для педагогов: "Использование интернет-технологий в образовательном процессе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для педагогов: "Использование интернет-технологий в образовательном процессе"

Просмотр содержимого документа
«Материал для педагогов: "Использование интернет-технологий в образовательном процессе"»

Использование интернет-технологий

в учебном процессе


Сегодня Интернет все больше входит в нашу жизнь. В Интернет переносится почта, телефония, бизнес (торговля, банки, аукционы). Все больше информационных источников появляется в Сети. Количество пользователей сети и количество информационных страниц постоянно растет. Для большинства молодежи Интернет становится привычным и удобным средством для общения и получения информации. Студенты активно используют Интернет.

Интернет - это в первую очередь информационная сеть. Наличие огромного количества материалов в Сети и специализированных поисковых машин делает Интернет незаменимым средством при поиске информации в процессе обучения, как преподавателям, так и студентам. Современные студенты предпочитают искать информацию в Интернете, а не в учебниках. Сегодня дети нуждаются в углубленном использовании интернет-ресурсов. Дети должны учиться использовать ресурсы Интернета более творчески, чем просто играть или «чатиться» с друзьями. Однако и учебное заведение, и родители должны уделить внимание тому, чтобы научить молодежь более продуктивно использовать веб-возможности: например, участвовать в конференциях онлайн или создавать собственные сайты. Специалисты также осуждают родителей, которые не подключают своим детям Интернет. Это мешает детям общаться в онлайн режиме со своими сверстниками и способствует появлению комплексов, кроме того, вызывает негативные эмоции по отношению к родителям.

Зачем же Интернет может понадобиться преподавателю?

1. Самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети.

2. Повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Поиск материалов в сети Интернет для проведения уроков.

4. Получение нормативных документов с сервера министерства.

5. Получение информации о новых педагогических технологиях.

6. Получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях.

7. Получение программного обеспечения.

8. Публикация своих работ и сообщение о своих разработках.

9. Переписка с коллегами и друзьями. Поиск единомышленников и коллег в других городах и странах.

10. Выбор и заказ книг или товаров в Интернет-магазинах.


Преподавание дисциплин в современных условиях невозможно без использования передовых компьютерных и Интернет-технологий. Можно выделить несколько этапов (в порядке возрастания сложности) включения информационных технологий в учебный процесс:

1. Наиболее простым и самым распространенным на сегодняшний день является пассивное использование ссылок на различные Интернет-ресурсы. Такие ссылки обычно включаются в списки рекомендуемой литературы для самостоятельного использования слушателями при подготовке к занятиям.

2. Следующим шагом является использование электронных библиотек.

3. Еще одним шагом в развитии Интернет-технологий является использование гиперссылок на различные Интернет-ресурсы при подготовке учебных и методических пособий.

В целом, отмечая положительные стороны внедрения Интернет-технологий в процесс преподавания учебных дисциплин, нельзя не отметить опасную тенденцию к увеличению склонности студентов, «скачивать» из Интернета находящиеся в открытом доступе доклады, рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Причем несмотря на то, что в большинстве случаев для преподавателя не составляет труда определить «источник знаний», слушатели с завидным упорством продолжают его использовать, а некоторые при этом проявляют чудеса изобретательности для того, чтобы выдать чужое за свое. Складывается некий новый тип «высокотехнологичной лени», когда учащийся предпочитает нажатие пары кнопок на компьютере трудоемким походам в библиотеку, чтению специальной и дополнительной литературы.

Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке.

Сегодня все больше учебных заведений подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. С одной стороны учебные заведения удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, с другой стороны они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач. Основная же задача современного образования - это развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества.

Активное использование учебными заведениями интернет-технологий, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении инновационных процессов, с помощью которых происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения.

Какие же инновации могут быть реализованы в учебном заведении с помощью Интернет-технологий? Рассмотрим основную составляющую очного учебного процесса - урок. Выделим несколько моментов для обозначения целей и задач, ради которых они используются сегодня на современном уроке:

1. Для того чтобы просто использовать эти технологии на уроках. Обычно это происходит на уроках информатики, где учащиеся учатся пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы преподавателя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд.

2. Преподаватель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, показывающие извержения вулканов, солнечные затмения и т.п. Некоторые преподаватели используют видео-лекции. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей преподавателя, освоившего данные технологии, учащиеся в данном случае не решают своих задач.

3. Более продвинутые преподаватели, одними из первых освоившие ресурсы сети Интернет, предлагают учащимся на своих уроках решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах - исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы. В данном случае телекоммуникации используются преподавателями и студентами в основном для решения чужих задач, поставленных руководителями проектов.

4. В настоящее время многие учебные заведения переходят на новую ступень использования Интернет-технологий, вводя в свои учебные планы элементы дистанционного обучения для решения поставленных образовательных задач.

Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает студентам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. Студент имеет возможность обучаться не только в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких. Современное дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования.

Интернет-технологии в индивидуальном обучении.

С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.

Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть:

1) полностью дистанционным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи;

2) очно-дистанционным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистанционных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом;

3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы.

Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию.

Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения – использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.)

Использование Интернет-технологий и ресурсов в образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!