СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку среди старшеклассников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и ключи к олимпиаде по русскому языку для старшеклассников или 1-2 курса СУЗ.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения олимпиады по русскому языку среди старшеклассников»

Олимпиадные задания олимпиады по общеобразовательным предметам среди обучающихся профессиональных образовательных организаций

по русскому языку


Вопрос № 1

Расставьте ударения в следующих словах:

Каталог, кремень, рудник, свекла,  соболезнование, сосредоточение, ходатайство, цемент, щавель, квартал.


Вопрос № 2

Определите способ образования следующих слов: вперемешку, задира,дробленый,пасынок,пароходство,укол,длинноногий,лесостепной,затея,восторжествовать.

 

Вопрос № 3

Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.


Вопрос № 4

Какие из шести слов исторически произошли от одного корня: очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?


Вопрос №5

Когда-то на Руси был обычай: накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его.


Вопрос № 6

Дайте определения каждому слову, входящему в пары. Составьте с каждым из слов по одному предложению.

Как называются эти слова?

Целый-цельный, тактичный-тактический, опасный-опасливый

 

Вопрос № 7

Заполните таблицу:


Тема: «Свойства человека и качества его характера»

Пример фразеологизма

Что обозначает фразеологизм.

Прямота. Искренность. Откровенность.

От чистого сердца.



Стиснув зубы.



Семи пядей во лбу.



Засучив рукава.




Твёрдо придерживаться своих убеждений, поступать соответственно своим взглядам, быть самостоятельными в своих действиях.


Вопрос № 8

Отметьте примеры, содержащие метонимию:

1. Чашка из серебра.

2. Золото и серебро на столе.

3. Это старинное серебро.

4. Цепочка из серебра.


Вопрос № 9

Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица единственного числа будущего времени без использования вспомогательных глаголов:


1) белеться  

2) заниматься (= начать брезжить)   

3) бросать

4) бродить (= бесцельно ходить)  

5) бросаться     

6) бродить (= находиться в процессе брожения)  

7) переубедить

8) смеяться       

9) заниматься (физикой)


Вопрос № 10

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.

1) чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.


Вопрос № 11

Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ: если сложносочинённое, покажите, что предложения самостоятельные по своим смысловым отношениям. Если это сложноподчинённое, то укажите главное предложение, задайте от него вопрос к придаточному.

Если уж кто стал тебе поперек горла, тот прощения не жди (К. Симонов. «Последнее лето»).

В чём грамматическое своеобразие употребления выделенной словоформы?

 




Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания – 75 баллов



Ключи к заданиям олимпиады

по русскому языку

для обучающихся СПО


Вопрос № 1

Ответ: Каталог, кремень, рудник, свёкла, соболезнование, сосредоточение, ходатайство, цемент, щавель, квартал.

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.


Вопрос № 2

Ответ

Вперемешку-приставочно-суффиксальный

задира -бессуффиксный

дробленый- суффиксальный

пасынок-приставочно-суффиксальный

пароходство -суффиксальный

укол-бессуффиксный

длинноногий-сложение

лесостепной,-суффиксальный

затея-бессуффиксный

восторжествовать-приставочный

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.

Вопрос № 3

Ответ:

Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. ( Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)

Конфронтация-противопоставление, противоборство

Кардинальный - Главнейший, важнейший. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.

Дайджест-периодическое издание, перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий

Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо.

Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны

Консенсус-общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате обсуждения

Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-либо иных – качествах личности. 2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 9 баллов.


Вопрос № 4

Ответ: очевидно, заочный, воочию, очки. Общий исторический корень ок\оч

Оценка. За правильный ответ – 3 балла.

Вопрос №5

Ответ: скатертью дорога.

Оценка: 3 балла.

Вопрос № 6

Ответ:

Целый-полный, без изъятия

Цельный-сплошной,обладающий единством дела

Тактичный-обладающий тактом

Тактический-приём для достижения цели

Опасный-способный причинить вред, несчастье

Опасливый-недоверчивый,настороженный

Эти слова называются паронимами

Оценка. За каждый правильно употребленное слово в предложении – 1 балл, за правильное определение этих слов 1 балл. Максимально 13 баллов.

Вопрос № 7

Ответ:

Тема: «Свойства человека и качества его характера» Пример фразеологизма Что обозначает фразеологизм.

Прямота. Искренность. Откровенность. От чистого сердца. Совершенно искренне, по-доброму, бескорыстно.

Воля. Настойчивость. Стиснув зубы. Сдерживая, подавляя свои чувства, продолжать делать что-либо спокойно.

Ум. Семи пядей во лбу. Очень умный, выдающийся человек.

Отношение к работе. Засучив рукава. Усердно, старательно , энергично выполнять работу.

Целеустремлённость, самостоятельность. Жить своим умом. Твёрдо придерживаться своих убеждений, поступать соответственно своим взглядам, быть самостоятельными в своих действиях.


Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 9 баллов.

Вопрос № 8

Ответ: 2 – золото и серебро на столе,

3 – это старинное серебро

Оценка. За правильный ответ – 2 балла. (Если участник указал 3 варианта, но в их числе есть правильные, мы ставим 2 балла)


Вопрос № 9

Ответ 1,2,6,7 не имеет формы 1 и 2 лица единственного числа будущего времени без использования вспомогательных глаголов

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.


Вопрос № 10

Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым, так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка: По 1 баллу за правильное определение синтаксической функции (если во втором сочетании ребёнок указал и на нечленимость и на значение определения – желание КАКОЕ? – подкрепиться – засчитываем оба варианта)

Итого: 6 баллов.


Вопрос № 11

Ответ:

Предложение сложноподчиненное. В придаточном можно выделить два типа значений - приместоименно-определительное подлежащное и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.

Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот - подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных. Ср. то же в форме неопределённо-личного предложения: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.

Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица.

Оценка: за определение вида сложного предложения – 1 балл

за указание на главное предложение – 1 балл

за указание на 3 значения придаточного предложения – 3

балла

за определение грамматического значения выделенной

словоформы – 1 балл

Итого: 6 баллов

Максимальное количество баллов – 75 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!