Олимпиадные задания олимпиады по общеобразовательным предметам среди обучающихся профессиональных образовательных организаций
по русскому языку
Вопрос № 1
Расставьте ударения в следующих словах:
Каталог, кремень, рудник, свекла, соболезнование, сосредоточение, ходатайство, цемент, щавель, квартал.
Вопрос № 2
Определите способ образования следующих слов: вперемешку, задира,дробленый,пасынок,пароходство,укол,длинноногий,лесостепной,затея,восторжествовать.
Вопрос № 3
Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.
Вопрос № 4
Какие из шести слов исторически произошли от одного корня: очевидно, заочный, воочию, разочаровать, очутиться, очки?
Вопрос №5
Когда-то на Руси был обычай: накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Назовите его.
Вопрос № 6
Дайте определения каждому слову, входящему в пары. Составьте с каждым из слов по одному предложению.
Как называются эти слова?
Целый-цельный, тактичный-тактический, опасный-опасливый
Вопрос № 7
Заполните таблицу:
Тема: «Свойства человека и качества его характера» | Пример фразеологизма | Что обозначает фразеологизм. |
Прямота. Искренность. Откровенность. | От чистого сердца. | |
| Стиснув зубы. | |
| Семи пядей во лбу. | |
| Засучив рукава. | |
| | Твёрдо придерживаться своих убеждений, поступать соответственно своим взглядам, быть самостоятельными в своих действиях. |
Вопрос № 8
Отметьте примеры, содержащие метонимию:
1. Чашка из серебра.
2. Золото и серебро на столе.
3. Это старинное серебро.
4. Цепочка из серебра.
Вопрос № 9
Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица единственного числа будущего времени без использования вспомогательных глаголов:
1) белеться
2) заниматься (= начать брезжить)
3) бросать
4) бродить (= бесцельно ходить)
5) бросаться
6) бродить (= находиться в процессе брожения)
7) переубедить
8) смеяться
9) заниматься (физикой)
Вопрос № 10
Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.
1) чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.
Вопрос № 11
Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ: если сложносочинённое, покажите, что предложения самостоятельные по своим смысловым отношениям. Если это сложноподчинённое, то укажите главное предложение, задайте от него вопрос к придаточному.
Если уж кто стал тебе поперек горла, тот прощения не жди (К. Симонов. «Последнее лето»).
В чём грамматическое своеобразие употребления выделенной словоформы?
Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания – 75 баллов
Ключи к заданиям олимпиады
по русскому языку
для обучающихся СПО
Вопрос № 1
Ответ: Каталог, кремень, рудник, свёкла, соболезнование, сосредоточение, ходатайство, цемент, щавель, квартал.
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.
Вопрос № 2
Ответ
Вперемешку-приставочно-суффиксальный
задира -бессуффиксный
дробленый- суффиксальный
пасынок-приставочно-суффиксальный
пароходство -суффиксальный
укол-бессуффиксный
длинноногий-сложение
лесостепной,-суффиксальный
затея-бессуффиксный
восторжествовать-приставочный
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 10 баллов.
Вопрос № 3
Ответ:
Альтернатива - Необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. ( Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой)
Конфронтация-противопоставление, противоборство
Кардинальный - Главнейший, важнейший. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)
Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.
Дайджест-периодическое издание, перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий
Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-либо.
Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны
Консенсус-общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате обсуждения
Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-либо иных – качествах личности. 2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 9 баллов.
Вопрос № 4
Ответ: очевидно, заочный, воочию, очки. Общий исторический корень ок\оч
Оценка. За правильный ответ – 3 балла.
Вопрос №5
Ответ: скатертью дорога.
Оценка: 3 балла.
Вопрос № 6
Ответ:
Целый-полный, без изъятия
Цельный-сплошной,обладающий единством дела
Тактичный-обладающий тактом
Тактический-приём для достижения цели
Опасный-способный причинить вред, несчастье
Опасливый-недоверчивый,настороженный
Эти слова называются паронимами
Оценка. За каждый правильно употребленное слово в предложении – 1 балл, за правильное определение этих слов 1 балл. Максимально 13 баллов.
Вопрос № 7
Ответ:
Тема: «Свойства человека и качества его характера» Пример фразеологизма Что обозначает фразеологизм.
Прямота. Искренность. Откровенность. От чистого сердца. Совершенно искренне, по-доброму, бескорыстно.
Воля. Настойчивость. Стиснув зубы. Сдерживая, подавляя свои чувства, продолжать делать что-либо спокойно.
Ум. Семи пядей во лбу. Очень умный, выдающийся человек.
Отношение к работе. Засучив рукава. Усердно, старательно , энергично выполнять работу.
Целеустремлённость, самостоятельность. Жить своим умом. Твёрдо придерживаться своих убеждений, поступать соответственно своим взглядам, быть самостоятельными в своих действиях.
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 9 баллов.
Вопрос № 8
Ответ: 2 – золото и серебро на столе,
3 – это старинное серебро
Оценка. За правильный ответ – 2 балла. (Если участник указал 3 варианта, но в их числе есть правильные, мы ставим 2 балла)
Вопрос № 9
Ответ 1,2,6,7 не имеет формы 1 и 2 лица единственного числа будущего времени без использования вспомогательных глаголов
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 4 балла.
Вопрос № 10
Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым, так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.
Оценка: По 1 баллу за правильное определение синтаксической функции (если во втором сочетании ребёнок указал и на нечленимость и на значение определения – желание КАКОЕ? – подкрепиться – засчитываем оба варианта)
Итого: 6 баллов.
Вопрос № 11
Ответ:
Предложение сложноподчиненное. В придаточном можно выделить два типа значений - приместоименно-определительное подлежащное и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.
Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот - подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных. Ср. то же в форме неопределённо-личного предложения: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.
Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица.
Оценка: за определение вида сложного предложения – 1 балл
за указание на главное предложение – 1 балл
за указание на 3 значения придаточного предложения – 3
балла
за определение грамматического значения выделенной
словоформы – 1 балл
Итого: 6 баллов
Максимальное количество баллов – 75 баллов