Тема: «Какой Я родитель?»
Цель: повышение психологической культуры родителей.
Задачи:
- раскрыть стили и типы семейного воспитания;
-
Форма: лекция с элементами тренинга.
Ход занятия.
1.Введение.
Психолог знакомит родителей с программой, с целью занятия. Раскрывает условия, режим работы, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будут проводить занятия и каким основным темам они будут посвящены.
2.Знакомство.
Родители по кругу называют свое имя (и пытаются объяснить, в честь кого их так назвали) и настроение, с которым пришли на занятие.
3.Информационный блок.
Одна из функций семьи – продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем вместе с нашим воспитанием. Поскольку муж и жена воспитывались в разных семьях, то и взгляды на роль родителей и воспитание могут быть разными.
Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное – результат нашего воспитания, все нежелательное – из-за дурного влияния улицы, друзей, школы, средств массовой информации и прочего. Поведение родителей иногда строиться так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое – и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект взаимодействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены, вместо воспитания щедрости – борьбы с жадностью и т.д. Давайте рассмотрим, что представляет собой процесс воспитания.
4.«Разбор ситуации».
Родителям предлагается поработать в группах. Предложить вариант выхода из ситуации с позиции того или иного стиля воспитания, затем следует обсуждение.
- Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
- К вам пришли гости. Что делать с ребенком? Отправить его погулять? Уложить пораньше спать? Или, следуя правилам XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
- Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Как вы поступите в такой ситуации?
- У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами. Что делать?
- Ваш ребенок сообщает вам , что за его неуспеваемость по нескольким предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете своему ребенку?
- В доме собрались друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
5.Информационный блок.
Разные стили ухода за ребенком и обращения с ним начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи общения матери с ребенком, С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.
- Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили перед собой задачу приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «дозреет».
- Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
- Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
- Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.
Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
6.«В гостях у сказки».
Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.
«В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как бать синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…»
7.Информационный блок.
Существует 3 стиля семейного воспитания-авторитарный, демократический и попустительский.
При авторитарном стиле желание родителя-закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.
При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.
Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Это скорее позволяет достич демократический стиль.
8. «Мои сильные стороны».
Каждый родитель по кругу называет 3-5 своих сильный сторон, которые помогают ему справиться с трудными ситуациями в воспитании.
9. Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского.
- Не унижай,
- Не угрожай,
- Не вымогай общения,
- Не морализируй,
- Не мешай ребенку быть самим собой,
- Не повреди,
- Не бойся признать свою ошибку,
- Начинай воспитание с себя, верь в своего ребенка,
- Помоги ему поверить в себя.
10.«Рефлексия»
Родители могут задавать вопросы, заполняют карточки «Рефлексия», высказывают свое мнение.
Понравилось ли Вам занятие ДА ___ НЕТ ___
Что в сегодняшнем занятии было для вас ?
- Полезным _____________________________________________
- Бесполезным ___________________________________________
- Неприятным _____________________________________________
Ваши пожелания _________________________________________________
Ваши замечания ___________________________________________________
Герб «Стиль воспитания»
_______________ ___________________ ___________________