СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы методического совета на тему: "Инновационная/экспериментальная деятельность учителя".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Просмотр содержимого документа
«Материалы методического совета на тему: "Инновационная/экспериментальная деятельность учителя".»

Материалы методического совета на тему:

«Инновационная и экспериментальная работа».

Педагогическая  инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.

Различаются следующие новшества:

      • по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);

      • по глубине преобразований (модифицирующие – обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);

      • по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);

      • по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);

      • по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества)

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

К инновационным школам могут быть отнесены те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», либо внедряют разработки, апробированные другими ОУ.

Как пример – в качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

  • разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ модель организации жизнедеятельности учащихся;

  • разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

  • разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

Важнейшие составляющие педагогической инновации:

  • наличие соответствующего исследовательского компонента;

  • наличие соответствующего проектного компонента;

  • наличие соответствующего управленческого компонента.


Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

  • изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

  • изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

  • процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

  • изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;

  • изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

  • изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

  • изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.


К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

  • авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;

  • экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

  • поисковые школы с выраженным инновационным  потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».


Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.

Инновации (по направлению деятельности)

Технологические

Методические

Организационные

Экономические

Социальные

Юридические

Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет)

Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров

Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц

Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании, мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании

Система усовершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, вознаграждения и оценки результатов труда, условий безопасности и гигиены труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности

Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений

                                                           

Инновации (по охвату)

Внутрипредметные

Общеметодические

Административные

Идеологические

Инновации, реализующие внутри предмета, что  обусловлено спецификой его преподавания 

(переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий)

Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе

(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность) 

Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности

Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций


Примеры инновационной деятельности

  • совершенствование содержания образования;

  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

  • создание системы работы с одаренными детьми;

  • совершенствование системы управления;

  • информатизация образовательного процесса.


Учебно-воспитательный процесс ОУ должен осуществляться с опорой на тщательно продуманную и методически выверенную инновационную и экспериментальную работу. ОУ, работающее на будущее, должно быть  ориентировано на развитии личности. И учитель достигает своей цели тогда, когда он со знанием дела направляет свою собственную деятельность на ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса.


Одним из наиболее важных моментов в организации инновационной и экспериментальной деятельности является разработка и реализация программы развития ОУ. Именно этот документ поможет раскрыть проблемы образования и воспитания, выявить противоречия на  основании проблемного анализа и представить эффективные формы, средства и методы для их устранения.


В педагогическом коллективе каждой школы работают разные педагоги. Это люди разного возраста, обладающие разным социальным и педагогическим опытом, ценностными ориентациями, профессиональными умениями и навыками, интересами и мотивами деятельности, отношением к учащимся и друг другу. Отличает педагогов и различное отношение к творчеству, профессиональному поиску, к исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому, используя различные диагностические методики, позволяющие определять уровень профессионального мастерства учителя, заместитель директора должен обращать внимание и на изучение отношения педагога к своему творческому росту.

Изучая интерес учителей к участию в научно-исследовательской работе, заместитель директора должен проводить диагностирование, анкетирование, постепенно приобщая педагогов к творческой работе.


Анкета

        1. Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе?

        2. Какая научная область привлекала Ваш интерес?

        3. Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями?

        4. Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал?

        5. Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету?

        6. Как Вы это осуществляете?

        7. Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях?

        8. Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?

  • область преподаваемого предмета;

  • педагогика;

  • психология;

  • дидактика;

  • методика;

  • философия;

  • социология и др.

        1. Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований?

        2. Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег?

        3. Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок?

        4. Какая помощь администрации Вам для этого необходима?


На основании данного исследования или подобного ему зам. директора проводит анализ готовности членов педагогического коллектива к участию в исследовании, эксперименте, инновации и определяет группы ля участия.

1 группа – Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.

2 группа – Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.

3 группа – Учителя-исполнители. Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования, при этом не испытывают большого интереса к данной работе.

4 группа. Педагоги, которым экспериментальная и исследовательская работа не интересна; они считают ее бесполезной в школе.

Учитывая отношение педагогов к творческой и экспериментальной работ, заместитель директора должен организовывать и совершенствовать НИР избирательно, в первую очередь, учитывая желание педагогов и непосредственный интерес к этой работе.

Многие педагоги, выражая желание участвовать в научной работе, отмечают, что не всегда умеют составить программу исследования, план работы над проблемой. Завуч должен вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру научного исследования, помочь разработать индивидуальный план участия в эксперименте, учить оформлять материалы и обобщать результаты, составлять отчетную документацию.

Экспериментальная работа

Название эксперимента

Цели и задачи эксперимента

Период действия

Научный руководитель

Прогнозируемый положительный результат

















Очень важно разбудить интерес учителя к самому факту возможного исследования, внушить веру в успех каждого педагога.

Определяя темы исследования, необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Мотивированность педагога на выполнении данного исследования.

  2. Актуальность и практическую направленность проводимого учителем исследования.

  3. Потребность школы в данном исследовании, даже если результаты исследования будут носить отрицательный характер.

  4. Наличие условий для выполнения НИР учителем.

  5. Наличие программы исследования.

  6. Возможность постановки экспериментов на базе школы.

  7. Возможность защиты своей работы на заседании методического совета.


Экспериментальная работа в школе проводится на основе специально разработанной программы, в которой обосновываются следующие положения:

  • необходимость проведения данного эксперимента, нововведения;

  • формулировка проблемы, темы, целей, задач эксперимента;

  • предмет исследования;

  • гипотеза исследования;

  • комплекс методов исследования;

  • направления и этапы работы над темой;

  • сроки;

  • участники и руководители;

  • прогноз позитива и негатива в исследовании;

  • компенсационные меры.


Работа в группах (2-3 группы).

Программа экспериментальной работы.

Проблема исследования….

Актуальность проблемы …

Тема исследования …

Цель исследования …

Задачи исследования …

Объект исследования …

Предмет исследования …

Итоговые показатели результативности …

Сроки эксперимента …

- подготовительный этап …

- осуществление эксперимента …

- заключительный этап исследования …

База эксперимента …

Участники эксперимента …

Организаторы эксперимента …

Руководители эксперимента …

Методы исследования …

Прогноз негативных результатов …

Предполагаемая коррекция …

Особенности ведения экспериментальной работы

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ

НОЙ РАБОТЫ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учителя-инноваторы, исследователи

  • ведение спецкурсов, факультатив, работа по экспериментальным программам;

  • работа с одаренными учащимися в рамках школы «Индивидуальных образовательных траекторий»;

  • индивидуальные консультации по организации научно-исследовательской деятельности.

  1. Внедрение передового педагогического опыта в учебный процесс, апробация новых пед. технологий, ведение новых курсов, разработка и внедрение модифицированных и авторских программ.

  2. Организация деятельности научно-исследовательских обществ, написание рефератов, курсовых проектов.

Творческие исследовательские группы педагогов

  • тематические заседания;

  • семинары-практикумы;

  • проектные мастерские;

  • подготовка к педагогическим советам;

  • участие в научно-практических конференциях.

  1. Решение конкретных вопросов экспериментальной деятельности.

  2. Проектирование инновационной деятельности в конкретной области.

Экспериментальные лаборатории

  • тематические заседания;

  • проведение смотров-конкурсов исследовательской деятельности учащихся и педагогов;

  • семинары-практикумы.

  1. Разработка программ экспериментов, определение этапов, наблюдение за ходом, учет результативности ведения эксперимента и развития учащихся.

Кафедры, предметные методические объединения

  • тематические заседания;

  • деловые игры;

  • обзоры научной, педагогической литературы;

  • творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт;

  • круглые столы;

  • педагогические чтения

  1. Проблемный анализ хода и результатов инновационной деятельности по дисциплинам конкретной области знаний.

  2. Планирование и организация разработки нового программно-методического обеспечения учебных курсов.

  3. Руководство исследовательской деятельностью учащихся.

  4. Подготовка научно-методических работ к печати.

  5. Планирование и организация работы по профилю с одаренными учащимися, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала учащихся.

Экспериментальные площадки (муниципального и регионального уровня)

  • тематические заседания;

  • проведение форумов исследовательской деятельности педагогов лицея;

  • семинары-практикумы, круглые столы;

  • ведение исследований по экспериментальным темам.

  1. Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, их творческой компетенции.

  2. Изучение и систематическое использование всех нормативных и программно-методических документов и рекомендаций.

  3. Усиление мотивации педагогов на внедрение в практику работы инновационной и экспериментальной педагогической деятельности в обучении и воспитании.

  4. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педколлектива.

  5. Совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по исследовательской деятельности и самообразованию.

НМС

  • тематические заседания;

  • семинары-практикумы;

  • круглые столы;

  • экспертные совещания.

  1. Разработка и утверждение нормативно-правового и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного.

  2. Разработка и утверждение диагностического инструментария для организации мониторинга образовательного процесса.

  3. Определение стратегии развития образовательной и воспитательной деятельности лицея.

  4. Анализ и оценка опыта инновационной деятельности в лицее.



Анкета


  1. Занимались ли Вы научными исследованиями, обучаясь в ВУЗе?

________________________________________________________________________

  1. Какая научная область привлекала Ваш интерес?

________________________________________________________________________

  1. Имели ли Вы успехи в занятиях с научными исследованиями?

________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы, что школа должна исследовать интеллектуальные возможности учащихся и развивать их научный исследовательский потенциал?

________________________________________________________________________

  1. Даете ли Вы возможность учащимся проводить учебные исследования по своему предмету?

________________________________________________________________________

  1. Как Вы это осуществляете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли школьный учитель достичь успехов в научных исследованиях?

________________________________________________________________________

  1. Какая область научных исследований Вам наиболее интересна?

  • область преподаваемого предмета;

  • педагогика;

  • психология;

  • дидактика;

  • методика;

  • философия;

  • социология и др.

________________________________________________________________________

  1. Можете ли Вы предположительно назвать тему собственных исследований?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы можете проводить исследование проблемы самостоятельно или Вам нужна помощь коллег?

________________________________________________________________________

  1. Кто из коллег мог бы стать соавтором Ваших научных разработок?

________________________________________________________________________

  1. Какая помощь администрации Вам для этого необходима?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 группа

Инициаторы или инициативные педагоги. Это те, у кого высокая внутренняя мотивация, высокий уровень творческих способностей, стремление к поиску, коррекция своей деятельности.

2 группа

Добросовестные реализаторы. Педагоги, которые не проявляют потребность к исследовательской, творческой деятельности, но при этом и не отказываются от добросовестного выполнения научной работы. Однако, под внешним воздействием (посьба коллеги, завуча, требование к участию в НИР) вынуждает педагогов включаться в эту деятельность и добиваться при этом больших результатов. С течением времени научное исследование становится внутренней потребностью этих педагогов.

3 группа

Учителя-исполнители. Это педагоги, которые по требованию администрации эпизодически выполняют микроисследования, при этом не испытывают большого интереса к данной работе.

4 группа

Педагоги, которым экспериментальная и исследовательская работа не интересна; они считают ее бесполезной в школе.

Программа экспериментальной работы.

Проблема исследования _________________________________________________

______________________________________________________________________

Актуальность проблемы _________________________________________________

______________________________________________________________________

Тема исследования _____________________________________________________

______________________________________________________________________

Цель исследования _____________________________________________________

______________________________________________________________________

Задачи исследования ____________________________________________________

______________________________________________________________________

Объект исследования ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Предмет исследования __________________________________________________

______________________________________________________________________

Итоговые показатели результативности ____________________________________

______________________________________________________________________

Сроки эксперимента ____________________________________________________

- подготовительный этап _________________________________________________

- осуществление эксперимента ____________________________________________

- заключительный этап исследования ______________________________________

База эксперимента ______________________________________________________

Участники эксперимента ________________________________________________

______________________________________________________________________

Организаторы эксперимента _____________________________________________

______________________________________________________________________

Руководители эксперимента ______________________________________________

Методы исследования ___________________________________________________

______________________________________________________________________

Прогноз негативных результатов __________________________________________

______________________________________________________________________

Предполагаемая коррекция ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!