Районный конкурс педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям»
Моя образовательная программа
Гудова З.Б.– педагог дополнительного образования МКОУ «СОШ с. Псыншоко»
руководитель кружка «Чемпион»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Чемпион» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начальной школы 2010г, Савинова Е.С.; комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений В.И. Ляха (2009г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Общая характеристика занятий
Кружок «Чемпион» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительного развития личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом,
интеллектуальными видами деятельности.
Цели и задачи :
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Основные разделы программы
№
Общее
Название раздела
Спортивно –оздоровительная деятельность: занятия кружка «Чемпион»
1.1
Народные игры
Часы
1.2
количество
68
1.3
Игры на развитие психических процессов
11
часов
Часы
аудиторных
Подвижные игры
3
внеаудиторных
12
занятий
1.4
8
4
28
активных
Спортивные игры
8
занятий
16
28
16
При такой программе дети будут знать :
-о способах и особенностях движение и передвижений человека;- о системе дыхания.- работе мышц при выполнении физических упражнений, -о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Будут уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
-организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
-уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Подвижные игры разделены на:
- игры с элементами строя и
общеразвивающих упражнений;
Ловушка; Мяч соседу;
- игры на материале гимнастики с основами акробатики;
- подвижные игры на материале легкой атлетики.
- Бег, прыжки, метание.
Подвижные игры на материале спортивных игр
входит футбол, баскетбол, волейбол
Личностные и метопредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия
В сфере познавательных универсальных
учебных действий будут являться умения:
-ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
-раскрывать понятия: синхронно, выворотно, музыкально, ритмично;
-характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
-осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных
учебных действий будет формироваться:
- установка на здоровый образ жизни;
-основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков, окружающих людей в игровой деятельности;
-эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
-знание основных моральных норм на занятиях и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
-организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
-соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
-оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащийся научится:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
-контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики
Место занятий в учебном плане.
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в
неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 66 занятий.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей,
содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению .
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с
использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 35-40 минут
проводятся 2 раза в неделю.
Литература
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного
комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. –
М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С.
Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4
классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших
школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-
сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание занятия
1
Дата
Народные игры
Русская народная игра «У медведя во бору»
2-3
проведения
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
Русская народная игра «Филин и пташка».
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
4-5
Русская народная игра «Горелки».
6-7
Правила игры. Проведение игры.
Русская народная игра «Кот и мышь».
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.
8-9
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Правила игры. Проведение игры.
10-11
Русская народная игра «Зарница»
Правила игры. Проведение игры. Эстафета.
12-14
Игры на развитие психических процессов.
Игры на развитие восприятия.
Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
15-16
Упражнения и игры на внимание
Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».
17-18
Игры на развитие памяти.
Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
19-20
Игры на развитие воображения.
21-22
Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».
Игры на развитие мышления и речи.
Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».
23-24
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.
Игры «Баба Яга», «Три характера».
25-26
Подвижные игры
Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».
Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.
27-28
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»
Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
29-30
Игра с мячом «Охотники и утки».
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.
31-32
Весёлые старты с мячом.
Гимнастические упражнения. Эстафеты.
33-34
Игра «Волк во рву»
Игры с мячом: ловля, бросок, передача.
35-36
Весёлые старты со скакалкой
Комплекс ОРУ со скакалкой.
37-38
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»
39-40
Правила игры. Проведение игры.
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».
41-42
Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Игра «Белки, волки, лисы».
Метание снежков в цель.
43-44
Правила игры. Проведение игры.
Игра «Совушка».
45-46
Правила игры. Проведение игры.
Игра «Удочка»
47-48
Игры со скакалкой, мячом.
Игра «Перемена мест»
Построение. Строевые упражнения6 перемещение.
49-50
Игра «Салки с мячом».
Правила игры. Проведение игры.
51-52
Игра «Прыгай через ров»
Совершенствование координации движений.
53-56
Спортивные игры
Футбол
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
57-59
Пионербол
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски мяча через сетку .
60-64
Футбол
Проведение игры.
65-66
Спортивный праздник.
67-68
Игры, эстафеты, Весёлые минутки.
Баскетбол
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.
Спасибо за внимание