СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы обобщения опыта Краевого инновационного комплекса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные материалы по организации и проведению фестиваля «Венок дружбы» являются конечным продуктом результативной этнокультурной работы  с детьми  в рамках летнего профильного лагеря «Этноград»  центра эстетического воспитания детей «Отрада» г. Хабаровска. Здесь демонстрируются достижения детей в освоении культурных традиций разных национальностей, проживающих на территории Дальнего Востока. К сборнику прилагаются сценарий фестиваля, нотное приложение исполняемого репертуара, текст театрализованной концертной постановки, фотоиллюстрации и электронное приложение.

Просмотр содержимого документа
«Материалы обобщения опыта Краевого инновационного комплекса»



СОДЕРЖАНИЕ

1. Этнокультурное образование- эффективный способ формирования основ межкультурного диалога …………………………………………………………

2. Сценарий фольклорного праздника «Венок дружбы»………………………..

3. Репертуар песенного материала ……………………………………………….

4. Театрализованная постановка ульчской народной сказки «Сказка о смелой девочке Носке»


5. Фотоиллюстрации ……………………………………………………………..

6. Электронное приложение………………………………………………………



































Управление образования администрации города Хабаровска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Хабаровска «Центр эстетического воспитания детей «Отрада»





Методический сборник материалов этнокультурного фестиваля «Венок дружбы»

в рамках реализации краевого инновационного проекта «Культурно – образовательный эстетический комплекс «Дополнительное образование – колледж – высшая школа»- модель этнокультурного развития личности в полиэтническом пространстве региона»

























Хабаровск, 2017 г.


Н.А. Чикирова, педагог

дополнительного образования

И.В. Антонова, зам. директора по

учебно- воспитательной работе

Этнокультурный фестиваль- эффективный способ формирования основ межкультурного диалога

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Многогранная деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Воспитывающее значение народной культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих  и национальных ценностей, но и получением эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека только тогда, когда расширяется  круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, являясь той основой, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине, уважительное отношение к другим культурным традициям и обычаям. 

Именно таким идейным обоснованием является проведение детского фольклорного фестиваля в условиях учреждения дополнительного образования. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам.

Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции.

Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости и творчества.

Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художест венных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Представленные материалы по организации и проведению фестиваля «Венок дружбы» являются конечным продуктом результативной этнокультурной работы с детьми в рамках летнего профильного лагеря «Этноград» и демонстрируют достижения детей в освоении культурных традиций разных национальностей, проживающих на территории Дальнего Востока. К сборнику прилагаются сценарий фестиваля, нотное приложение исполняемого репертуара, текст театрализованной концертной постановки, фотоиллюстрации и электронное приложение.





























Чикирова Н.А., педагог

дополнительного образования


Сценарий этнокультурного фестиваля «Венок дружбы»

На экране демонстрируется видео- сюжет «Земля Дальневосточная»

Звучит музыка, голос за кадром:

-Дальние земли всегда манили русских людей. Отважные казаки днями и ночами шли в походах к неизведанным землям, а когда приходили, то не жалели, потому что земли эти были прекрасны. И тогда летели над просторами вольные казачьи песни.

Исполняется казачий гимн «Песня русская».

Демонстрируется видео-сюжет «Коренные народы Приамурья», звучит музыка, голос за кадром:

-С древних времён населяли эти земли самые разные племена, поэтому казаки-первопроходцы могли здесь встретить нивхов, орочей, нанайцев. Само слово «нанай» означает «местный человек». Любимым местом проживания нанайцев издревле являлась река Амур, а традиционным занятием-рыбная ловля. Каждый нанаец был искуссным заноком и добытчиком в рыбной ловле. Самые древние нанайские семьи уверены, что идёт их род происходил от хозяина водной стихии, Му Темуни, всегда помогая им в их главном промысле. Коренные представители этого народа помнят немало нанайских рыбацких народных песен.

Исполняется нанайская народная песня «Рыбацкая».

Звучит народная инструментальная музыка. На сцену выходит Ведущий.

ВЕДУЩИЙ:

Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем фестивале, посвящённом людям самых разных национальностей, населяющим наш край! Думаем, что небольшой экскурс в историю заселения наших дальневосточных земель поможет нам сегодня совершить увлекательное погружение в мир песенных традиций народов, населяющих Дальний Восток. Сейчас в Приамурье дружно живут представители более 30 народов.

Изобильные земли привлекли множество народов наше страны. Привлекали они и украинский народ, который вплетал в разноцветный ковёр обычаев и свои узоры.

На экране- видеосюжет «Украинские традиции».

ВЕДУЩИЙ:

Об украинских песнях так сказал Н.В. Гоголь: « Это народная история, живая, яркая , исполненная красок жизни. Песни для Малороссии всё: и поэзия, и история», и земля предков.

Украинская народная «А у поли вярба».

ВЕДУЩИЙ:

Белорусский народ издревле был младшим братом русского и украинского народа, а белорусская песня – родная сестра русским и украинским песням, ведь все они берут свои истоки от древней культуры восточных славян. Только белорусская сестра – старшая, она хранит огромное количество древнейших календарных и обрядовых песен и напоминает младшим об их общих корнях. Много славянских закличек, колядок, гукальных напевов отличается друг от друга только языком исполнения. И в наши дни дети хранят старинные игровые напевы!

Белорусская игровая «Перепелочка».

ВЕДУЩИЙ:

Очень важно для человека, особенно живя на земле, дальней от родины предков, не забывать свои традиции, обычаи своих бабушек и дедушек! Ведь это любому даёт чувство, что и у него есть род и племя, родство, которое поддержит его всегда, подарит силы и наполнит уверенностью, что и он живёт на земле не бесследно. Возможно, именно поэтому по и сей день продолжают звучать древние песни, как весточки от наших бабушек и дедушек.

Русская игровая «Как по лугу».

ВЕДУЩИЙ:

Помимо нанайцев, в давние времена на дальневосточной земле жили ульчи, потомки которых бережно хранят не только свои песни, но и танцы, сказки, поверья, приметы, обычаи. Давайте вместе перенесёмся в прошлое дальневосточных земель и увидим, какие события могли однажды произойти в одном ульчском селе.

Исполняется театрализованная постановка ульчской народной сказки

«Сказка о смелой девочке Носке» с хореографическими номерами.


ВЕДУЩИЙ:

Дальний восток объединяет множество культур, все они гармонично живут рядом. Песни других народов всегда будут притягивать тех людей, которые с интересом относятся к своим корням. Здесь не только хранятся традиции, но и дружно сосед ствуют различные религиозные верования. Песня, которая прозвучит сейчас, испо лнялась на православную Пасху и пришла к нам из далёкой Сербии .

Исполняется «Сербский распев».

ВЕДУЩИЙ:

Как и все славяне, украинцы издревле занимались земледелием, так и говорилось: «Огород — бабин доход». Славилась Малороссия садами, все путешественники восхищались изобилием этой земли! Ну а песни украинского народа прославляли ее плодородные урожаи. (1 мин.)

Украинская народная «Зеленее жито».

ВЕДУЩИЙ.

Цыганский народ проживал издревле в любых уголках нашей страны. Кочевые цыганские народы любили проживать на дальневосточных просторах. Поэтому Цыганская музыка в разных странах звучит по-разному. Фламенко, песни балканских цыган, цыганские романсы – все эти песенные жанры приобретали свой колорит в той местности, где они были созданы. Причина в том, что цыганам всегда приходилось приспосабливаться к местным вкусам.  В России они освоили балалайку и другие местные инструменты, на их музыку сильно повлиял русский фольклор. Но сейчас будет песня, на которую композитора молдавского композито ра Евгения Догу вдохновили цыганские песни. Встречайте.

Исполняется цыганская песня Е. Дога «Нанэ цоха» (возможна замена на «Цыганскую колыбельную»)



ВЕДУЩИЙ.

Дальневосточная земля с её бескрайними просторами богата лесами и реками, зверями и птицами. Богата она и людьми , умеющими хранить свои традиции и дружить со своими соседями.

Исполняется русская народная песня «Мать Россия» всеми участниками фестиваля.





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!