СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы победителя муниципального этапа республиканского профессионального конкурса «Учитель года - 2016»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех школьника и педагога складывается из двух простых действий: конструируй свое собственное знание - получай при этом положительные эмоции.

Реализовать данные действия и почувствовать себя успешным помогает внедрение в образовательный процесс технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Материалы победителя муниципального этапа республиканского профессионального конкурса «Учитель года - 2016»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50»

г. Абаза







Материалы участника

муниципального этапа конкурса

«Учитель года-2016»





Подготовила:

учитель

начальных классов

первой категории

Кошляк Жанна Ивановна









2016 г.

Одно из писем лучшей подруге

"И вновь об инновациях» или «Виват удачной находке!"

Здравствуй, дорогая моя подруга! Я очень внимательно прочла письмо, где ты отвечаешь на тысячу волнующих меня вопросов, поддерживаешь сотни моих рабочих идей, строишь вместе со мной планы на будущее десятилетие. Оказывается, мы педагоги продолжаем «искать себя» всю жизнь, несмотря на то, что считаемся опытными практиками, хотя бы потому, что проработали с детьми много лет. Помнишь, еще в университете, двадцать лет назад, мы рассуждали на тему педагогических новшеств? Отмечали для себя только белое или только чёрное, не представляя, что могут быть полутона. И вот, представь, в настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Он больше не звучит как антипод традиции. Скорее, инновация базируется на традиции в обязательном порядке. Чтобы наглядно показать тебе суть термина, хочется сравнить, как инновация «работает» в разных отраслях. Например, ты – специалист отрасли  экономики и «инновация» там была бы воплощением научного открытия, некой супер технологии, которая привела бы к получению высокой прибыли здесь и сейчас. Наша же педагогическая инновация не столь однозначна. Являясь воплощением методического хода, внедряемая сегодня, систематически или эпизодически, она может привести к положительному педагогическому результату или эффекту через достаточно длительное время. Многие ученые из-за этого ставят педагогическую науку инноватику в ряд рискованных и непрогнозируемых областей. Оказывается, лишь в стандарте образования последнего поколения сделан еще один значимый шаг, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций. Значимость его заключается в том, что впервые в отечественной практике сделана попытка описать планируемый результат и сделать оценку необходимых для его достижения условий.

Я знаю, ты меня очень хорошо поймешь, если я скажу, что поиск того самого, НУЖНОГО метода, который способствуют  наибольшему развитию ребенка, его природной любознательности, пытливости, и немедленное внедрение данного метода в свою практику – это, пожалуй, схоже с известной всем историей Ньютона и его знаменитым и долгожданным: «Эврика!»

Мне, например, чудеснейшим образом помогает метод открытия нового знания через игровую постановку проблемы на уроке, который когда – то, на своем уроке мне показала ты. Я научилась! Ставлю проблемные задачи (с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, на преодоление «психологической инерции»). Дети, основываясь на своем кругозоре и бытовых знаниях, пытаются решить проблему, и незаметно для себя погружаются в новую тему, действуя по игровым правилам. Действительно, так легче, так веселее, так ближе к сути восприятия мира маленькими «почемучками». Ведь очевидно, что проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся проходит в условно-игровом плане. В процессе применения мною такой инновации ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, он приобретает новые знания, овладевает новыми способами действия, а это и есть высокоэффективная долгожданная находка.

Я рада, что благодаря нашей давней дружбе и твоей поддержке, включила в свою работу фактически основной инновационный момент из великого множества методических хитростей, которые помогают получить положительный педагогический эффект. И теперь на моих уроках традиционной детской схеме «знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею» всё упорнее противостоит  реальный тезис инноваций, который гласит:  ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю при наличии любой степени школьных навыков.  

Каждый день, обучая и обучаясь, одаривая общением друг друга, мы и наши воспитанники качественно изменяемся…))) Именно этой находке, виват! Я знаю, что наша с тобой многолетняя дружба и взаимная методическая поддержка поможет реализоваться любым планам. Именно этого желаю своим выпускникам, которых обучаю и буду обучать в будущем: найти настоящего друга, любимую работу и нести в себе искорку постоянного развития…

Интересных нам с тобой педагогических открытий и в будущем, дорогая моя! С огромным уважением к тебе, твоя лучшая подруга.  



 

 

















Технология Развития Критического Мышления

(краткий мастер-класс)

Если бы мне предложили данную технологию переименовать по - своему, я бы назвала её «Системой чудесных методов и приёмов». Составляющие технологии развития критического мышления направлены на развитие интерактивного, творческого, рефлексивного мышления младшего школьника, стратегически действуют независимо от предметного содержания учебной деятельности (будь то математика, русский язык, окружающий мир или внеурочное занятие) по единой модели «вызов – осмысление – рефлексия». Представляю Вам инновационно - педагогическую ТРКМ (далее – технология), способную усиливать имеющиеся у ученика и учителя рефлексивные механизмы, обучать рефлексии и технологически её обеспечивать.

Способов игровых постановок проблем на уроке в науке педагогической инноватики великое множество, но самые действенные из них те, которые базируются на ранее приобретённом ребёнком опыте, причем, даже не учебном, а чаще бытовом.

Роль учителя, как говорил К. Д. Ушинский «…дать ученику средство активно извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой…, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».

В моей технологии постановка проблемы интерпретируется как «вызов уже имеющихся знаний для приобретения новых» и является серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшего познания.

По моим наблюдениям на стадии «осмысления» тоже сохраняется активность учащихся при непосредственной работе с информацией. И далее, в стадии «рефлексии» информация охотно анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Рассмотрю и опишу наиболее адаптированные для начального звена школы приемы и методы технологии, в зависимости от стадии урока и приведу краткие примеры своей практики.

Часто у обучающихся нет первоначального знания по какой- либо теме, тогда на стадиях от вызова до рефлексии работают вопросы «Тонкие и толстые», ромашка Блума, стратегия «Верю, не верю»*, а также прием «Выглядит, как…Звучит, как...».

Иногда целесообразно применять предположение, ассоциации и «Сломанные буквенные конструкции». Замечено, что учащиеся замечательно работают с денотатным графом, который включает в себя два кластера: положительный и отрицательный по составу терминов или явлений (например, рассматривается влияние человека на природу (отрицательное и положительное); с графическим приёмом «Весы» (например, сравнение двух литературных героев по личностным качествам).

Например, на уроке окружающего мира в 3 классе, обучение детей которого ведется по адаптированным школьным программам, при изучении новой темы «Опасные места» можно применить прием, который формирует умение работать с «Тонкими и толстыми вопросами».* Тонкие - требуют простого односложного ответа и основываются на уже имеющемся опыте, а толстые - требуют развернутого, подробного ответа. Понятно, что тонкие вопросы задаются на стадии вызова, а на толстые вопросы обучающиеся сразу ответить не могут, это и подталкивает их к стадии активного осмысления и поиску нужной информации. На стадии рефлексии детям предстоит самим задавать вопросы с элементом предположения (в правой колонке), основываясь на новом знании. Целесообразно урок закончить анализом, с помощью кластера, где основную «ягоду в грозди»* на доске заполняет учитель, остальные – учащиеся.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто сможет спасти из лифта?

Почему?

Что является самым опасным местом в квартире?

Предположите, что будет если….

Когда трансформаторная будка смертельно опасна?

Объясните, почему?

Может ли пустырь, парк, лес быть опасными?

Что если там злоумышленник ?

Будет ли опасно зимой находиться на льду?

В чем различие между льдом зимой и в начале весны или в конце осени?

Могли ли дети умереть на стройплощадке?

Почему вы так считаете?

Согласны ли вы, что без взрослых нельзя выходить на лед озера и реки?

Предположите, что будет если…



*-смотреть приложение

Можно разработать прием «Выглядит, как… Звучит, как...» для урока литературного чтения при изучении стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?» Саши Чёрного. На доске в начале урока заготовлена пустая таблица с заголовками. Учитель после нескольких заданных им вопросов, присваивает каждой строке левой колонки понятие или название предмета.

- Маленькая водоплавающая беззащитная птица, выглядит, как….(дети хором дополняют) утёнок. Толстый, живет в мутных африканских водоемах…(бегемот). Маленький-это….(малыш). Тот, кто больше, это….(большой). Чем человек может сжать предмет? (ладонями). А чем может сжать бегемот? (лапами).

Ученикам предлагается придумать зрительные или слуховые ассоциации, которые у них возникли.

Выглядит, как…

Звучит, как…

утёнок

кря

бегемот

танк

малыш

плачет

большой

как громкий топот

Руки (ладони)

больно, как удар камня

Лапы

Чудовище – мощное, рычит


Затем идет знакомство с новым произведением на стадии осмысления.

На стадии рефлексии возвращаемся к таблице:

- Теперь объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь – и капут!» Почему мы сначала посчитали, что лапы могут быть только у чудовища? (Мы еще не прочли стихотворение и не знали, что руки мальчика, могут быть как лапы чудовища для испугавшегося утенка)

- Предположите, как бы вы себя повели, если бы бегемот захотел с вами от скуки поиграть, зажав в лапах? И.т.д. Дети «проживают» ситуацию и наперебой высказываются о своих действиях.

На первом примере я уже коротко рассмотрела прием «Кластер». Он заключается в выделении смысловых единиц любого явления, предмета, темы и графическом оформлении их в определенном порядке. В начальной школе приемлемы однорядные кластеры, но имеются исключения. Всё зависит от того, какой материал систематизируется. Кластер универсален и хорош потому, что может стать ведущим приёмом, как на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией всего урока в целом, и что немаловажно, очень позитивно воспринимается ребятами, имеющими любой уровень школьных навыков. Мы с ребятами работаем с кластерами фронтально, группой, парой и индивидуально.

Например, при изучении литературных произведений удобно конструировать «многорядные кластеры» для систематизации главных и второстепенных, отрицательных и положительных героев и их ключевых качеств характера. На уроке русского языка можно, без сомнения, организовать простой и сложный кластер* по любой теме. Многие учащиеся моего класса умеют анализировать пройденное по совместно созданному кластеру, а некоторые способны создать «гроздь» сами.

Команда методистов и педагогов новаторов, которые первыми перевели с английского, описали и адаптировали технологию в России, утверждают, что прием «гроздь» в математике применить практически невозможно. Мною успешно апробирован данный прием при изучении темы «Уравнения»* в 3 классе на стадии рефлексии.

Ромашка Блума очень популярна среди педагогов, поскольку стратегия систематической работы с категориями вопросов этого приема может вывести учащихся за рамки когнитивных умений – в поле метакогнитивного опыта (умение планировать, предвосхищать, оценивать, предполагать, фантазировать). Каждый из шести лепестков содержит свой тип вопроса:

  1. простой

  2. уточняющий

  3. интерпретационный

  4. творческий,

  5. оценочный

  6. практический

Форма* приёма «радует» глаз, что для детей начальной школы немаловажно. Динамичность использования ромашки, а именно, манипуляции с лепестками, вовлекают в опрос всех детей класса, потому что этот прием технологии наиболее сообразен возрасту младшего школьника. Работа на уроке с вопросами ромашки Блума непроизвольно из репродуктивной переходит в продуктивную, что само по себе очень ценно.


*-смотреть приложение

Приведу примеры вопросов на уроке обобщения по теме «Растрёпанный воробей» К. Паустовского. Выделенные слова помогут Вам сконструировать свои вопросы.

Почему Маше показалось, что у мамы в корзине вдруг расцвели красные цветы после спектакля «Золушка», в котором мама танцевала?

Кто и что не спали в тот вечер, когда непрерывно шел снег?

Если я правильно поняла, то вороне что-то снилось?

Что изменилось бы в мире, не будь у людей закрытых окон?

Чем в этом рассказе ворона отличается от воробья?

Как бы вы поступили на месте мамы, если бы Пашка не прилетел и не принес брошку?


В начале представления педагогической технологии я обратилась к словам известного педагога с определенным умыслом – создать для Вас, уважаемые коллеги, стадию вызова.

После прочтения описания технологии, осмысливая ее суть, появилось ли у Вас ощущение, что именно таким «средством активно извлекать» она и является?

Правдиво ли утверждение, что её главная цель – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться, конструируя свое собственное знание и получая при этом положительные эмоции?

Если я смогла Вас убедить, в том, что моя технология учит работать с информацией продуктивно; анализировать различные стороны явлений и предметов, выстраивая схемы, и Вы внимательно смотрели приложение после каждой*, то может уже завтра на стадии педагогической рефлексии необычные приемы найдут применение и в Вашей практике.

«Эврика! - подумаете Вы. - Моя технология!»

Желаю успехов!

P.S. Если нуждаетесь в хорошем источнике ценной информации, то предлагаю ознакомиться с содержанием книги Ирины Валентиновны Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.- СПб.: КАРО, 2014. (Серия "Петербургский вектор введения ФГОС ООО)


(смотреть в приложении продолжение)


Приложение.

Продолжение мастер-класса

Следующий прием «Верите или не верите?» хорош, если в опыте учащихся информации по изучаемому материалу вообще нет, стратегически действует на стадии вызова по новой теме; может быть представлен в виде таблицы, где в левом столбце учащиеся работают с утверждениями или вопросами, начинающимися с фразы «Правда ли, что….», отвечая на вопросы. В правый столбец учащиеся относят пометки + т - или «да», «нет» на стадии рефлексии. Это универсальный прием технологии, позволяющий работать с любыми видами текста.

После стадии осмысления, возвращаясь к содержимому левой колонки, ребята утверждают или опровергают его. Данный прием может иметь форму цветка, где на лепестках расположены вопросы; форму бабочки с вопросами на крыльях ит.д.

Например: 3 класс, литературное чтение, произведение «Слон» А. Куприна. После того, как прозвучат ответы на данные используемые вопросы, просим прочитать параграф или текст первично, найти подтверждения своим предположениям или опровергнуть словами из текста.

- Правда ли, что слон может поместиться в квартире?

- Правда ли, что обезьянка может быть в красной юбке или в синих штанишках?

- Правда ли , что хобот точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними гибкий подвижный палец?

- Правда ли, что слоны видят сны?

- Правда, что глаза у слона никогда «не смеются»?

Можно расширить задание таблицы на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений так, если бы они сами были учителями.

Таким образом, ребята возвращаются к тексту не единожды, и это делает процесс чтения более внимательным, усиливая рефлексивные умения учащихся. Вопросы в таблице можно заменить утверждениями.

Часто справшивают, как я организую работу со сложными новыми понятиями. Мне тем более интересно применить данный прием в таком случае.

Например, раздел окружающего мира «Чему учит экономика?», тема « Для чего нужна экономика»

Верите, ли вы:

Да

Нет

  1. У человека есть потребность одеваться.



  1. Книга-это товар.



  1. Продукты питания, одежда, посуда, мебель, дом, автомобиль, мебель- это товар.



  1. Когда тебя стригут в парикмахерской - это услуга.



  1. Сахар, пакетик для чая – это услуга.



Или, например, по предмету математика при изучении названий элементов сложения:

Верите ли вы, что

Да

Нет

  1. На первом месте при сложении стоит второе слагаемое.



  1. На втором месте при сложении стоит первое слагаемое.





Таблица ПМИ (плюс, минус, интересно)- прием технологии, который является стратегией всего урока или действующий на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающее её с уже имеющейся - это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. Подобная подача материала позволяет провести хорошее обсуждение.

Химическая п.

Пищевая п.

Интересно, первый раз слышу…

+

-

+

-


Уборка квартиры

Красивый ремонт

Аллергия

Загрязнение воздуха, почвы, воды

Продукты

Рабочие места

Красители

Искусственное

Загрязнение Природы


Например, вам необходимо выяснить положительное и отрицательное в некотором явлении. Заносим имеющуюся у детей информацию в таблицу «ПМ», а в третий столбец ребята помечают то «И» интересное, что первый раз услышали (из рассказа учителя, сообщений одноклассников, прочитанной статьи учебника). Разберемся на примере темы урока окружающий мир «Какая бывает промышленность» из раздела «Чему учит экономика?»

Заполнение такой таблицы начинается на стадии осмысления материала (помогает организовать работу с информацией, осмысление содержания). По ходу прослушивания сообщений учеников класса или рассказа учителя информация заносится в таблицу. Проводится фронтальный анализ: положительные и отрицательные стороны промышленности для человека- потребителя.

Утверждения для третьего столбца дети проговаривают для класса, тем самым активизируется продуктивное чтение параграфа. Иногда следует попросить учащихся, не просто перечислить пометки, а превратить их в вопросы.

Также можно применить прием ПМИ в разработке урока по теме «Полезные ископаемые». Легко выявить плюсы и минусы, например, каменного угля.

Наверное, всем известная, популярная Ромашка Блума применяется часто. Но и у этого приема есть свои корни. Как не пытались в России назвать ее ромашка вопросов, крепко слилось с ней слово «блум» (с немецкого «цветок»), а также Блум - фамилия создателя систематики вопросов, которые по таксономии должны включать в себя всё: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку.

Все педагоги знают, что вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Есть интересная методика технологии «Купи слона», так негласно называется она в начальной школе, а в зарубежных источниках ТРКМ она называется 6W, где «Why?» это вопрос, который переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?», «Как?».

По структуре прием выглядит, как детская игра, отлично применимая на стадии рефлексии.

Например, ученик, который ведет эту игру, должен каждый раз задавать вопрос, изменяя содержание, опираясь на предыдущий ответ разных учеников.

-Зачем изучать тему «Огонь, вода и газ»?

- Затем, чтобы узнать, чем могут быть опасны огонь, вода и газ.

- А зачем узнавать, чем могут быть опасны огонь, вода и газ?

- Затем, чтобы узнать правила поведения при пожаре, аварии водопровода и запахе газа.

- Почему считаешь, что эти правила важно узнать?

- Потому что нужно не растеряться и помнить телефоны служб, как потушить небольшой огонь, завернуть вентили подачи воды и как перекрыть газ.

- А как потушить огонь, завернуть вентили и чем перекрывать газ и какие номера телефонов служб надо знать? И.т.д. Задавать вопросы надо каждый раз новому ученику.

Однажды во внеурочное время в классе проводилась игра по русскому языку. Дети разделились на две команды, которые путешествовали по «островам» за кораблем пиратов, полным золотых поощрительных жетонов. Ребята выполняли задания, направленные на знание основных правил орфографии, изученных ко 2 классу и содержащих слова морской тематики. В итоге каждая команда на стадии рефлексии обобщала знание правил по русскому языку. В этом помог прием «Фишбон». Выглядит так, каждая рыба разрезается на кости, по количеству островков - правил. На доске (стенде) остается пустой скелет с головой и хвостом. Верхняя «кость»

( часть) - это правило, нижняя пример на это правило. «Составляющие» рыбу кости презентуются детьми и выставляются в скелет рыбы по порядку изучения данных тем.

Интересен, на мой взгляд, прием «Пирамидная история». Данная стратегия помогает учить искать выход из любой ситуации, помогает преодолеть сложности, связанные с процессом письма. На первом этапе заполнение пирамиды идет коллективно. На втором - рассматриваются индивидуальные идеи. На третьем - рефлексия, попытка составления рассказа по пирамиде.

Например, в 3 классе при изучении сказки «Иван Царевич и Серый волк» по программе «Школа России» в первой строке записывается имя героя. Во второй - описание героя двумя прилагательными (возраст, внешность, черты характера, качества). Далее три существительных - место действия (страна, местность, общественные места). Четыре слова, отвечающие на вопрос как? Пять слов (по ситуации- глаголы или существительные), описывающие события, которые произошли с героем. Теперь каждое из событий описывается так: 6 слов к первому событию, 7 слов ко второму, 8 слов к третьему, 9 слов к четвертому, 10 слов к пятому. И рассказать сказку, используя пирамиду. Варьируя структуру пирамиды по усмотрению учителя, можно составить в итоге «отличного помощника» для пересказа текста или рассказа сказки.

Иван Царевич

одинокий

младший

леса

Русь

сад



долго

страшно

нелегко

далеко


яблоки

жар-птица

царевна

уздечка

конь



Источники:

  1. Ирина Валентиновна Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.- СПб.: КАРО, 2014. (Серия "Петербургский вектор введения ФГОС ООО)

  2. http://www.evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html

  3. Загашев И.О. Умение задавать вопросы.// Перемена (Международный журнал о развитии мышления через письмо и чтение).-2001 № 4.



























Сайт педагога.

Моё педагогическое кредо, как учителя много лет обучающего детей по адаптированным школьным программам, звучит так:   «Делай так, чтобы традиционной детской схеме «знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею» всё упорнее противостоял  реальный тезис инноваций, который гласит:  "ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю"  при наличии любой степени школьных навыков».  

Представляю вашему вниманию профиль на сайте «Мультиурок», содержание которого подтверждает мою философию.

На сайте зарегистрирована 2 февраля 2015 года. Профиль содержит 32 файла с описанием моей педагогической и методической деятельности и 10 материалов блога (конспекты и технологические карты уроков и классных часов, презентации, мастер-классы, проекты, перечни технологических компетенций, описание методик, сценарии мероприятий, доклады, игры-практикумы, статьи). http://multiurok.ru/zhanna71/files/

Поскольку в данный момент жду рецензии на две новые статьи от редакции журнала регионального значения «Поиск» и публикацию статьи, благополучно прошедшую редколлегию российского методического журнала «Начальная школа», то некоторые материалы не выкладываю, ориентируясь на негласные правила публицистики.

Хочу отметить, что имею 66 подписчиков*. С целью утверждения значимости и востребованности моего педагогического опыта сообщаю, что из общего числа просмотров, в количестве 2 409, скачиваний – 798. Имею более 30 сертификатов, подтверждающих работу на сайте. Активно интересуюсь предложенными материалами на профилях коллег.

Также хочется презентовать мой сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru., эпиграфом которого является глубокая по смыслу, легендарная фраза великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Только счастливый учитель сможет воспитать счастливое поколение»

Ссылка: http://nsportal.ru/zhannaivanovnakoshlyak

Более 50 материалов данного сайта расположены в удобном функциональном интерфейсе красочного дизайна.*

К сожалению, функция «прозрачного» скачивания не предусмотрена, но есть страница для гостей. Зарегистрирована с 2011 года.

Мои педагогические материалы*, являющиеся поддержкой обучения, также доступны для внешних посетителей и отражаются на сайте школы № 50.
























Скачать

© 2017 245 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!