СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Матёра – российская Атлантида?» (урок по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы урока вводят   учащихся в духовный мир В.Г.Распутина, в нравственный мир его героев. Помогает выявить гражданскую позицию герое и  актуальность проблем, поставленных в произведении.

Просмотр содержимого документа
««Матёра – российская Атлантида?» (урок по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)»

МБОУ Озёрненская СОШ №1

Духовщинского района Смоленской области











«Матёра – российская Атлантида?» (урок по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)





Учитель Силяева С.И.
























п. Озёрный

2011-2012 уч.г.

«Матёра – российская Атлантида?» (урок по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)


Цели урока:


- ввести учащихся в духовный мир В.Г.Распутина, в нравственный мир его героев;

-выявить гражданскую позицию героев;

-показать актуальность проблем, поставленных в произведении;

-раскрыть величие души распутинских старух;

- воспитывать чувство долга, ответственности, человечность, умение понимать людей старшего поколения.


Оборудование урока:


-портрет В.Г.Распутина;

-выставка книг В.Г.Распутина;

-слайды, рассказывающие о жизни и творчестве В.Г.Распутине.


Оформление доски.


«Матёра – российская Атлантида?»

«Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг».

В.Распутин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о теме урока, целях и задачах.


Атлантида по древнегреческому преданию, сохранившемуся у Платона (это древнегреческий философ), некогда существовавший огромный остров в Атлантическом океане, плодородный, густонаселённый, из-за землетрясения опустившийся на дно. Вопросы о существовании Атлантиды и причинах гибели в науке остаются спорными.


В. Г.Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов.


II. Слайды о жизни и творчестве В.Г.Распутине.


В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири, в Иркутской области, в посёлке, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос в этих местах, в деревне с красивым именем Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, является нам в «Прощании с Матёрой».


«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью».


Матёра - это остров, на котором расположена деревня, которая тоже называется Матёра. Матёра связана с такими родственными понятиями, как мать (мать-Земля, мать-Родина), материк (земля, окружённая со всех сторон океаном). Остров Матёра – это как бы маленький материк.


III. Работа с текстом.


1. Какие эпизоды повести впечатляют, волнуют, западают в душу?


2. Какой вы представляете распутинскую Матёру?

(Ученик, которому было дано индивидуальное задание, демонстрирует свой рисунок и делает сообщение, близкое к тексту)


3. Матёра далеко от столицы, от центров, тысячи, сотни километров. Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёру? (В.Распутин пишет о тех изменениях, которые происходят в Сибири в связи со строительством ГЭС, созданием искусственных морей. Деревня Матёра должна уйти под воду. Люди переезжают в посёлок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем – и нравственных, и социальных. Для молодых такое переселение естественно, а для пожилых – зачастую ломка всей жизни.)


4. Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого, ради чего это делается?


Распутин рассказывает о людях, живущих на острове в последние месяцы перед затоплением. Повествование основано на реальных событиях: в результате строительства Усть-Илимской ГЭС людей переселяют из родных мест и земель, затопляемых в результате этого строительства. В расчистку затопляемых территорий вложены огромные государственные средства, потеряны плодородная Илимская пашня, просторы тайги и лугов, людей переселяют в неудобные коттеджи, построенные на глинистом склоне горы.

Повесть «Прощание с Матёрой» воспринималась как предупреждение: пострадают не только десятки и сотни подобных островов и деревень , главное, пострадают тысячи человек.


5. Семья Пинигиных : Дарья, Павел, Андрей (гл.12,14)


В.Распутин показывает несколько поколений одной семьи, семьи Пинигиных, и высказывает мысль о том, что чем дальше, тем связи всё более провисают, становятся слабее.

Главная героиня произведения – Дарья, «самая старая из старух», она «высокая и поджарая», «у неё строгое и бескровное лицо с провалившимися щеками». «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и всё-таки немаленькую работу по хозяйству». Всё в её хозяйстве прочно и слаженно, прибрано и ухожено. Матёра приучила людей к неторопливой деловитости, к труду.

Павел – её пятидесятилетний сын, сын Павла и её внук Андрей. Дарья свято чтит память об ушедших, она настаивает на переносе на новое место могил. Сын её, Павел, настроен уже менее решительно, он понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное: пообещав выполнить её просьбу, он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чём речь. Для него не представляет сложности принять решение пойти строить именно ту плотину, из-за которой и будет затоплен остров; его влекут и вдохновляют достижения научно-технической революции, прогресс, по сравнению с которым Матёра – лишь частный случай, песчинка. Андрей, доказывающий необходимость ГЭС, говорит: «Много ли толку от этой Матёры?» Дело не в том, что прогресс плох, нет, он хорош, он необходим, вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека и сам человек.


6.Второстепенные персонажи.


В повести присутствует несколько второстепенных персонажей, оттеняющих поведение главных героев, позволяющих выразить позицию каждого полнее и объективнее. В доме Дарьи старухи, сидя за самоваром, говорят о предстоящих переменах и не видят в них ничего доброго.

Настасья откровенно тоскует: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» (ей со стариком Егором первыми предстоит перебраться в городскую квартиру).


Симе, которая недавно на острове и того хуже: «У Симы не было собственности, не было родственников, и ей оставалась одна дорога – в дом престарелых».

Катерина, которая осталась без избы, её сжёг сорокалетний сын Петруха, живущий по правилу: «лишь бы прожить сегодняшний день, а что будет завтра – его не касается», сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто камень у него в груди вместо сердца, как будто не он рос в этой избе. Единственное, что взял,- гармошку. А то, что мать без крыши и без хлеба оставил, что любимый её самовар превратился в оплавленный слиток, это его не касается.


Вера Носарёва – молодая безмужняя женщина, о которой думает Дарья во время прощания с покосом, деревней. Как и все, остро переживая происходящее, Вера сумела и сена накосить, и огород убрать.


Глава семьи Коткин – Кошкин тоже трудно переживает прощание, но его убеждённость в том, что человека с землёй крепит труд, даёт ему силы.


Клавка Стригунова, которая призывает не плакать над Матёрой, а «сковырнуть» её и по Ангаре отправить. К сожалению, переменчивое время, сулящее облегчённую от забот и тяжёлых трудов жизнь, выплёскивает и таких людей, как Петруха и Клавка Стригунова.


7. Важный герой повести – Богодул (гл.4)


Это старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны, его и так научились понимать. Благодаря отношению к земле, к людям, к природе, благодаря внутреннему благородству этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры. Ведь именно он, Богодул, приносит весть, побудившую героев перейти от пассивного состояния к активным действиям.



8.Сцена «Разорение кладбища» ( гл.3 )


Для очистки территории, уходящей под воду, были созданы санитарные бригады. Вот такая санитарная бригада прибыла на Матёру, чтобы очистить кладбище. Весть о разорении кладбища принёс старик Богодул: «Мёртвых грабют!» (пересказ главы 3)


«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»,- говорил А.С.Пушкин. И в этом смысле матёринцы являют собою как раз образец людей высочайшего порядка нравственности. Их готовность защищать кладбище буквально с оружием в руках – это естественная потребность нравственного человека отстаивать честь своего рода, тех, кто дал ему жизнь и кто уже не в состоянии постоять за себя. Иначе – зачем они? Ведь не для себя же только жить? Как мы относимся к предкам – далёким ли, близким ли, так и к нам будут относиться потомки, беря с нас пример.


9. Символы повести.

Особое место в повести отводится символам: самовар, листвень, избы. В ряду символов и зверёк – Хозяин острова (гл.6)

Он делает ночные обходы своих владений, слушает голоса изб и вещей, видит сквозь стены то, что творится внутри, и даже предвидит будущее: какая изба за какой будет гореть, кто их станет поджигать. Он последний хозяин острова. Последний хозяин… Его попросту не нашлось среди людей, потому что хозяин не только правит, он и ответственность на себя берёт. Зверёк – воплощение того добра и понимания, прощения и долготерпения, которые характеризуют и сам остров. Но даже он, хозяин острова, не выдерживает в конце повести, - и над островом проносится его тоскливый вой. Прощается он? Протестует? Предупреждает? Призывает к милосердию?


10. Царский листвень (гл.19)


Без этой огромной лиственницы, о которой никто и сказать не решался «она», Матёру уже и представить было нельзя, «так вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти ото всюду и знаемый всеми».Сравнить его не с чем по размерам и крепости, устойчивости. Но до него добрались чужие люди. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его ствол пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, «только мазал его сажей». Люди вошли в азарт, им хотелось победы, они злились, придумывали всё новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень».


11. Отъезд Настасьи и Егора (гл.7)


Среди символов отводится особое место избам. Они дышат, предчувствуют свою судьбу, помнят – то есть наделены человеческими качествами. И это закономерно, избы своего рода малые матёры, их ждёт та же участь. Детально описывает Распутин избу Егора и Настасьи, покидаемую стариками: это обжитое пространство, в котором сконцентрировано само время – в фотокарточках, в вещах.


12. Прощание Дарьи со своей избой (гл.20)


Но наиболее глубокое и яркое развитие образ избы получил в 20 главе, когда Дарья обряжает свою избу.

Обряжение избы Дарьей – глава особая, она как прощальный речитатив, реквием. Превозмогая усталость, старуха белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол и окна. Всю ночь оплакивала избу сухими слезами, и изба словно понимала, что с нею делают. Поступок Дарьи даже у пожёгщиков вызвал уважение, - дом они собирались сжечь завтра. Сама же Дарья, простясь с домом, шла и шла, сама не зная куда, а рядом бежал зверёк и смотрел ей в глаза. Оказалась Дарья около лиственя. Листвень и Дарья связаны внутренней крепостью, глубокими корнями, нежеланием и неумением поступаться вечным во имя временного.

13. Сенокос на Матёре(гл.11)

Не одним днём жив человек. Подтверждением того, что родная земля, если она близка, дорога,- вдохновляет, служит в повести глава о сенокосе. Именно тогда на разоряемой Матерее ещё раз всплеснулась жизнь, вернулось на остров полдеревни и закипела жизнь. «Приезжали не только из совхоза: из городов, из дальних краёв наезжали те, кто когда-то здесь жил и кто не забыл совсем Матёру…Матери и отцы, бабушки и дедущки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать. Казалось, полсвета знает о судьбе Матёры».

12. Явления природы.


В «Прощании с Матёрой» в само действие вводится природа, играющая огромную роль с первой главы по заключительную. В первой главе природа обещает весну: «И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры». В главе о сенокосе явления природы передают состояние навсегда уходящей деревни. «Догасал день, и догасала, благодарствуя, жизнь округ», «Казалось, сдвигались плотней в деревне избы и, покачиваясь, тянули единый, под ветер, нутряной голос». В последней главе туман прячет остров, чтобы его не нашли, не сожгли единственный оставшийся барак, в котором находятся не желающие до последнего мгновения покидать землю предков старухи Дарья, Катерина, Настасья, Сима с мальчонкой Коляней, неизменный Богодул, чью близкую смерть увидел Хозяин острова: наверное, Богодул, как и обещал, не уйдёт, несмотря ни на что, - как был неотъемлемой частью Матёры, так ею и останется даже под толщей воды.


13. Как вы понимаете финал повести? Как в финале выявляется авторская позиция?

Повесть «Прощание с Матёрой» о тех изменениях, которые происходили в жизни Сибири в семидесятых годах прошлого века. На эти события Распутин смотрит глазами не постороннего человека, приехавшего покорять Сибирь и преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки. Авторская позиция такова:

Земля и человек на ней, земля и люди – это единство, которое было незыблемым и которое рушится теперь с затоплением острова, противоестественно.

IY. Домашнее задание.

Написать эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матёра?», «Матёра – российская Атлантида?»











































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!