СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МБОУ Обуховская СОШ Азовского района

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МБОУ Обуховская СОШ Азовского района»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Обуховская средняя общеобразовательная школа Азовского района

346742, Ростовская область Азовский район

хутор Обуховка улица Степная 2 «А».

Тел./факс (8-863-42) 3-86-24, e-mail: [email protected]




Согласовано: Рассмотрено: « Утверждаю»

зам.директора по УВР на заседании ШМО директор МБОУ Обуховская СОШ

_________/Сухарева Н.Д./ обществоведческого цикла Азовского района

_________/ / ____________/ Иваненкова Н.А./

Протокол №1 от 2022 Приказ № от 2022





Рабочая программа учебного курса

История

8 класс

основное общее образование


Учитель: Сухарева Наталья Дмитриевна















х. Обуховка, Азовский район

2022г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории разработана на основе

Федерального Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ предметной линии учебников: А. Я.

Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной : История Нового времени. 8 класс , предметной линии учебников: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева: История России. 8 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

На основании основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Обуховской СОШ Азовского района на 2021/2021 учебный год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных

особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм

ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

1 Учебник Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Авторы: А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной, под редакцией А.А. Искендерова. – М.: М.: Просвещение, 2019

2 Учебник История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./. Авторы: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В.Торкунова, М.: Просвещение, 2019

Описание места учебного предмета

На изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. Курс «История России» в 8 классе в объеме 40 ч., «История Нового времени» – 28 ч. в соответствии с Примерной программой по истории, программой по Всеобщей истории и Истории России.

Цели и задачи изучения учебного предмета «История»

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для

понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам

развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом

внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике,

взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета «История»:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает

сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа помогает усвоить базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально- исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и

нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: национальное государство; формирование национальной идентичности; патриотизм; гражданское общество; многообразие культур; межэтнический мир; социализация; развитие;

базовые национальные ценности; духовно-нравственное развитие личности;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.


  1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

знать/понимать

•основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;

•изученные виды исторических источников;

уметь

•соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

•высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

•объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

•использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «революция» и др; в) представлений о мире и общественных ценностях; г) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


Система измерения результатов:

словарная работа;

понятийный (терминологический) диктант;

хронологический диктант;

различные виды работ с исторической картой;

анализ простейших исторических источников;

тесты;

творческие задания-задачи;

сочинение-миниатюра;

рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная);

педагогическое наблюдение.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

(% выполнения)

«1»-0-27%; «2» - 28-52%, «3» - 53-77, «4» 78-95%,, «5» 96-100%

  1. Содержание учебного курса.

Тема 1. Эпоха Просвещения. Время преобразований (20 часов)

Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества.

Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера ообщественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете,

принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные

возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто.

Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.

На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники.

Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического

производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации.

Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Война за независимость.

Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного

равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства.

Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения.

Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии.

Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика.

Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного

собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция.

Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света. Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г.

Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты.

Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности

мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи.

Якобинская диктатура и террор. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев.

Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции.

Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.

Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

( 3 часа)

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества.

Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования. Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско- китайские отношения. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии.

Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Тема 3.Повторение.(2 часа)

Значение раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени.


Тема1.Россия в эпоху преобразований Петра I.(13 часов)

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире.

Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.

Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.

Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничествав XVIII в. и территория его распространения.

Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.

Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.

Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.

Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.



Тема2.Россия при наследниках Петр: эпоха дворцовых переворотов.( 8 часов)

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.

Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П.С.Салтыков. Итоги внешней политики.

Тема3. Российская империя при Екатерине II ( 8 часов)

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.

Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.

Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.

Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Тема4. Российская империя при Павле I( 3 часа)

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.

Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Тема 5. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. (9 часов)

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Основные даты:

1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Ива­ном V)

1682—1689 гг. — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве

1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой

1686—1700 гг. — война с Османской империей

1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища

(позднее — академия) в Москве

1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына

1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем

1695, 1696 гг. — Азовские походы

1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу

1700—1721 гг. — Северная война

1700 г. — поражение под Нарвой

16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга

1705—1706 гг. — восстание в Астрахани

1707-1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина

1710 гг. — учреждение губерний 1708 г. — битва при деревне Лесной 27 июня 1709 г. — Полтавская битва

1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход

1714 г. — указ о единонаследии

27 июля 1714 г. — Гангутское сражение

1718—1720 гг. — учреждение коллегий

1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и пер­вой ревизии

1720г. — сражение у острова Гренгам

1720г. — Ништадтский мир со Швецией

1721 г. — провозглашение России империей

1721 г. — введение Табели о рангах

1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход

1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге

1725—1727 гг. — правление Екатерины I

1727—1730 гг. — правление Петра II

1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1740-1741 гг. — правление Иоанна Антоновича

1741-1761 гг. — правление Елизаветы Петровны

1755 г. — основание Московского университета

1756—1763 гг. — Семилетняя война

1761—1762 гг. — правление Петра III

1762 г. — Манифест о вольности дворянской

1762—1796 гг. — правление Екатерины II

1768—1774 гг. — русско-турецкая война

26 июня 1770 г. — Чесменское сражение

21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле

1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой

1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1774г.- Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775г.- начало губернской реформы

1783 г. — присоединение Крыма к России

1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам

1787-1791 гг. — русско-турецкая война

1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания ма­гометанского закона»

1787-1790 гг. — русско-шведская война

11 декабря 1790 г. — взятие Измаила

1791 г. — Ясский мир с Османской империей 1796—1801 гг. — правление Павла I 1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы рус­ской армии

11 марта 1801 г. — убийство Павла I

Основные термины и понятия:

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Им­перия. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная ма­нуфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фи­скал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша.

Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Конди­ции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секу­ляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).

Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.

Основные деятели:

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф. М. Апраксин, А. П. Бестужев-Рю­мин, Э. И. Бирон, Я. В. Брюс, А. П. Волынский, В. В. Го­лицын, Ф. А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатери­на II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М. И. Кутузов, Ф. Я. Лефорт, И. Мазепа, А. Д. Меншиков, Б. К. Миних, А. Г. Орлов, А. И. Остерман, Павел I, Пётр I, Пётр II, Пётр III, Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, царевна Софья, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. П. Шафиров, Б. П. Шереметев.

Общественные и религиозные деятели, деятели культу­ры, науки и образования: Батырша, Г. Байер, В. И. Баже­нов, В. Беринг, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, Ф. Г. Волков, Е. Р. Дашкова, Н. Д. Демидов, Г. Р. Дер­жавин, М. Ф. Казаков, А. Д. Кантемир, Дж. Кварен­ги, И. П. Кулибин, Д. Г. Левицкий, М. В. Ломоносов,

А.К. Нартов, И. Н. Никитин, Н. И. Новиков, И. И. Пол­зунов, Ф. Прокопович, Е. И. Пугачёв, А. Н. Радищев,

А.В. Растрелли, Ф. С. Рокотов, Н. П. Румянцев, А. П. Су­мароков, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д. И. Фонвизин, С. И. Челюскин, Ф. И. Шубин, И. И. Шувалов, П. И. Шувалов, М. М. Щербатов, С. Юла­ев, С. Яворский.

Основные источники:

Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г. Ништадтский мир. «Акт поднесения государю царю Петру I титула Императора Всероссийско­го и наименования Великого и Отца Отечества». Указы Петра I. Походные журналы Петра Великого. «Ревизские сказки». Реляции и мемории.

«Юности честное зерцало». «Слово на погребение Пе­тра Великого» Феофана Прокоповича. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев о России.

Кондиции Анны Иоанновны. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии. Учреждение о губерниях. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Городовое положение. Манифест о вольности дворянства. Воспоминания Екате­рины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Указы Емельяна Пугачёва. Кючук-Кайнарджийский мирный до­говор. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Ясский мирный договор.

Оды М. В. Ломоносова. Журналы «Живописец» и «Вся­кая всячина». «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.




Календарно – тематическое планирование курса «История нового времени 1800 – 1913» 8 класс

Название раздела, количество часов

№ часа

Тема урока

Сроки

план

факт

1

2

3

4

5

6

1.

Европа в век Просвещения

( 4 часа)

1/2

«Европейское чудо»


06.09


2/2

Эпоха Просвещения

07.09


3/3

В поисках путей модернизации

13.09.


4/4

Европа меняющаяся

14.09


2.




Время преобразований

( 16 часов)



1/5

Мир художественной культуры Просвещения

20.09


2/6

Мир художественной культуры Просвещения

21.09


3/7

Международные отношения в XVIII в.

27.09


4/8

Англия на пути к индустриальной эре

28.09


5/9

Франция при « старом порядке»

04.10


6/10

Германские земли в XVIII в.

05.10


7/11

Австрийская империя Гасбургов в XVIII в.

11.10


8/12

Английские колонии в Северной Америке

12.10


9/13

Война за независимость. Создание США

18.10




10/14

Контрольная работа по теме: « Эпоха Просвещения»

19.10


11/15

Французская революция XVIII в.

25.10


12/16

Французская революция XVIII в.

26.10


13/17

Европа в годы Французской революции

08.11


3.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

(3 часа)

1/18


09.11


2/19


15.11


3/20


16.11




/21


22.11




/22


23.11




/23

Итоговая контрольная работа по теме: «Мир в эпоху раннего Нового времени»

29.11


Итого: 23 часа




Календарно – тематическое планирование курса «История России XVIII век» 8 класс


Название раздела, количество часов

№ часа

Тема урока

Сроки

план

факт

1

2

3

4

5

6

1.



Россия в эпоху преобразований Петра I

(13 часов)

1/1

Россия и Европа в конце XVII в.

30.11


2/2

Предпосылки Петровских реформ

06.12


3/3

Начало правления Петра I

07.12


4/4

Великая Северная война 1700—1721 гг.

13.12


5/5

Реформы управления Пе­тра I

14.12


6/6

Экономическая политика Петра I

20.12


7/7

Российское общество в Петровскую эпоху

21.12


8/8

Церковная реформа. По­ложение традиционных конфессий

27.12


9/9

Социальные и националь­ные движения. Оппозиция реформам

28.12


10/10

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

10.01


11/11

Повседневная жизнь и быт при Петре I

11.01


12/12

Значение петровских пре­образований в истории страны

17.01




13/13

Контрольная работа по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

18.01


2.

Россия при наследниках Петра I:

эпоха дворцовых переворотов

(7 часов)

1/14

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

24.01


2/15

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

25.01


3/16

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

31.01


4/17

Внешняя политика Рос­сии в 1725—1762 гг.

01.02


5/18

Внешняя политика Рос­сии в 1725—1762 гг.

07.02


6/19

Национальная и рели­гиозная политика в 1725—1762 гг.

08.02


7/20

Контрольная работа по теме: «Эпоха дворцовых переворотов»

14.02


3.

Российская империя при Екатерине II

(8 часов)

1/ 21

Россия в системе между­народных отношений

15.02


2/22

Внутренняя политика Ека­терины II

21.02


3/23

Экономическое развитие России при Екатерине II

22.02


4/24

Социальная структура рос­сийского общества второй полови­ны XVIII в.

28.02


5/25

Восстание под предводи­тельством Е. И. Пугачёва

01.03


6/26

Народы России. Рели­гиозная и национальная политика Екатерины II

07.03


7/27

Внешняя политика Ека­терины II

14.03


8/28

Начало освоения Ново­россии и Крыма

15.03


4.

Россия при Павле I ( 3 часа)

1/29

Внутренняя политика Пав­ла I

28.03


2/30

Внешняя политика Пав­ла I

29.03



3/31

Контрольная работа по теме: «Россия в годы правления Екатерины II и Павла I»

04.04


5.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов)

1/32

Общественная мысль, пуб­лицистика, литература, пресса

05.04


2/33

Образование в России в XVIII в.

11.04


3/34

Российская наука и тех­ника в XVIII в.

12.04


4/35

Русская архитектура XVIII в.

18.04


5/36

Живопись и скульптура

19.04


6/37

Музыкальное и театраль­ное искусство

25.04


7/38

Народы России в XVIII в.

26.04


8/39

Перемены в повседневной жизни российских сословий

02.05


9/40

Обобщение по теме: «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.»

03.05


6.

Резерв

( 5 часов)

1/41

Наш край в XVIII в.

10.05


2/42

Россия и мир в XVIII в.

16.05


3/43

Контрольная работа за курс истории 8 класса

17.05




4/44

Обобщение и систематизация знаний по курсу истории 8 класса

23.05




5/45

Подведение итогов

24.05


Итого: 45 часов

Итого за 2022-2023 учебный год: 68 часов

Праздничные дни, которые совпали с расписанием уроков в 8 классе: 01.05.,09.05.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!